Индуктивные методы установления причинных связей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индуктивные методы установления причинных связей.



В современной логике известно пять методов установления причинных связей:

- метод сходства;

- метод различия;

- соединенный метод сходства и различия;

- метод сопутствующих изменений;

- метод остатков.

3.1. По методу сходства сравнивают несколько случаев, в каждом из которых исследуемое явление (следствие) наступает. При этом все случаи сходны лишь в одном и различны во всех других обстоятельствах.

Причина Следствие
АВС а
АКМ а
АЕР а

Например: а – поступление в ВУЗ

А – сдача вступительных экзаменов;

В - девушка 18-и лет;

С – окончившая общеобразовательную школу;

К – девушка 20-и лет;

М – окончившая колледж;

Е - девушка 22-х лет;

Р - окончившая ПТУ.

Мы видим, что три девушки разного возраста, с разным образованием поступили в ВУЗ. Причиной этого является то, что сдали вступительные экзамены.

3.2. По методу различия сравнивают два случая, в одном из которых исследуемое явление наступает, а в другом не наступает. При этом второй случай отличается от первого лишь одним обстоятельством, а все другие – сходны.

Причина Следствие
АВСД а
ВСД -

Например: а – поступление в ВУЗ

А – наличие полного среднего образования;

В – девушка;

С – 18 лет;

Д - наличие паспорта.

Мы видим, что из двух девушек с одинаковыми исходными характеристиками одна поступила в ВУЗ, а другая – нет. Причиной этого послужило отсутствие необходимого образования.

3.3. Соединенный метод сходства и различия представляет собой комбинацию первых двух методов, когда с помощью анализа множества случаев обнаруживают как сходное в различном, так и различное в сходном.

 

Причина Следствие
АВС а
АКМ а
АЕР а
ВС -
КМ -
ЕР -

 

Мы видим, что А будет причиной наступления следствия а.

3.4. Метод сопутствующих изменений

используется при анализе случаев, в которых имеется изменение одного из обстоятельства, сопровождаемое изменением следствия.

Причина Следствие
АВСД а
А’ВСД a’

 

Например: а – поступление на дневное отделение ВУЗа;

a' – поступление на заочное отделение ВУЗа;

А – набрала проходной балл на вступительных экзаменах (8 из 10);

А’ – не набрала проходной балл на вступительных экзаменах (7 из

10);

В – девушка;

С – 18 лет;

Д – имеет полное среднее образование.

Мы видим, что девушку, недобравшую проходной балл приняли в ВУЗ, но на заочное отделение.

3.5. Метод остатков применяется, когда необходимо установить причину, вызывающую определенную часть сложного действия при условии, что причины, вызывающие другие части этого действия, уже выявлены.

Схема рассуждения по этому методу следующая:

1) АВС вызывает xug

2) А вызывает x

3) В вызывает u

C вызывает g

 

Понятие вероятности

Различают два вида понятия «вероятности»: объективную и субъективную.

Объективная вероятность – понятие, характеризующее количественную меру возможности появления некоторого события при определенных условиях. Этот вид вероятности дает характеристику объективным свойствам и отношениям массовых явлений случайного характера. (Вероятность появления ребенка определенного пола равна 1\2)

Субъективная вероятность позволяет анализировать особенности субъективной познавательной деятельности людей в условиях неопределенности. Например, человек утверждает, что курс евро будет расти. В этом утверждении вероятность выступает как мера субъективной уверенности и зависит многих причин, связанных с особенностью этого человека.

Для повышения степени вероятности выводов посредством индукции через анализ и отбор фактов необходимо выполнить следующие условия:

1. Количество исследованных экземпляров данного класса должно быть достаточно большим.

2. Эти элементы класса должны быть отобраны планомерно и быть разнообразными.

3. Изучаемый признак, по которому классифицируются объекты, должен быть типичным для всех его элементов.

4. Изучаемый признак должен быть существенным признаком рассматриваемого класса.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём особенности индуктивного умозаключения?

2. Назовите виды индуктивных умозаключений. В чём их особенности?

3. Каковы условия повышения степени вероятности заключений в неполной индукции?

4. Назовите индуктивные методы установления причинных связей.

5. Что такое вероятность?

6. Назовите виды вероятности.

 

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ

1. Понятие аналогии.

2. Виды аналогии: аналогия свойств и отношений.

3. Виды аналогии по степени достоверности заключений.

 

Понятие аналогии

Термин «аналогия» обозначает сходство. Умозаключение по аналогии – это рассуждение, в котором из сходства двух объектов в некоторых признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. Формула аналогии в традиционной логике такова:

Предмет А обладает свойствами а, в, с, е, р

Предмет В обладает свойствами а, в, с

Вероятно, предмет В обладает свойствами е, р.

Аналогия – это логическая основа метода моделирования в науке и технике.

Изучаемый предмет называют прототипом, а предмет, с которым он схож – моделью. С помощью аналогии происходит перенос информации о признаках с модели на прототип.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.58.30 (0.011 с.)