Московский институт экономики, менеджмента и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московский институт экономики, менеджмента и права



Московский институт экономики, менеджмента и права

 

 

Кафедра истории и философии

 

 

Е.А. Полякова

ЛОГИКА

Конспект лекций

Москва 2008

 

Автор: Полякова Е.А., кандидат педагогических наук, доцент

 

Логика: Конспект лекций / Полякова Е.А. – М.; МИЭМП, 2008.,

 

 

Конспект лекций предназначен для студентов очной формы обучения и

заочной формы выходного дня всех специальностей. Печатается по

решению научно-методического совета Московского института

экономики, менеджмента и права.

 

 

© Полякова Е.А., 2008

© Московский институт экономики, менеджмента и права, 2008

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….6

Глава 1. Предмет, цель и основная задача логики как науки………………7

Логика как наука……………………………………………………..7

Особенности процесса познания……………………………………8

Форма мысли…………………………………………………………8

Глава 2. Роль языка……………………………………………………………9

Понятие языка ………………………………………………………9

Аспекты изучения языка…………………………………………….10

Виды языка (по происхождению)…………………………………..10

Имя – основная смысловая категория языка………………………11

Виды имен.…………………………………………………….. …...11

Глава 3.Основные законы логики……………………………………………12

Понятие логического закона………………………………………...12

Закон тождества……………………………………………………...13

Закон непротиворечия……………………………………………….13

Закон исключенного третьего………………………………………14

Закон достаточного основания……………………………………...14

Глава 4. Понятие………………………………………………………………15

Понятие как форма мышления……………………………………...15

Содержание и объем понятия……………………………………….16

Логические приемы формирования понятий………………………16

Виды понятий………………………………………………………...17

Отношения между понятиями………………………………………18

Логические операции с понятиями…………………………………21

Глава 5. Суждение…………………………………………………………….24

Суждение как форма мышления……………………………………24

Простые суждения…………………………………………………...25

Сложные суждения…………………………………………………..27

Отношений между простыми суждениями ………………………..28

Глава 6. Логика вопросов………………………………………………………30

Сущность и структура вопроса……………………………………….30

Виды вопросов…………………………………………………………31

Правила постановки простых и сложных вопросов…………………32

Глава 7. Умозаключение. Дедуктивные умозаключения……………………...33

Понятие умозаключения………………………………………………..34

Дедуктивное умозаключение…………………………………………..34

Непосредственные умозаключения……………………………………35

Опосредованные умозаключения. Простой категорический

силлогизм………………………………………………………………..36

Общие правила категорического силлогизма……..…………………39

Сокращенный силлогизм………………………………………………40

Сложный силлогизм и его виды……………………………………….41

Сложносокращенный силлогизм………………………………………41

Дедуктивные выводы из сложных суждений…………………………42

Глава 8. Индуктивное умозаключение………………………………………….47

Понятие индукции………………………………………………………47

Виды индукции………………………………………………………….48

Индуктивные методы установления причинных связей……………..50

Понятие вероятности……………………………………………………53

Глава 9. Умозаключение по аналогии……………………………………...54

Понятие аналогии………………………………………………….54

Виды аналогии: аналогия свойств и отношений………………...54

Виды аналогии по степени достоверности заключений………...55

Глава 10. Гипотеза и ее виды…………………………………………………….56

Понятие гипотезы………………………………………………………56

Виды гипотез……………………………………………………………56

Построение и опровержение гипотез………………………………….57

Глава 11. Логические основы теории аргументации……………………………58

Понятие аргументации…………………………………………………58

Состав аргументации…………………………………………………...59

Структура аргументации……………………………………………….60

Способы аргументации………………………………………………...61

Правила в доказательстве и опровержении…………………………...63

Ошибки в доказательстве и опровержении…………………………...63

Стратегия и тактика аргументации……………………………………64

Понятия о софизмах и логических парадоксах……………………… 67

Список литературы…………………………………………………………… …..68

 

 

Введение

Логика является обязательной дисциплиной в высших учебных заведениях, особенно на юридических специальностях. Необходимость изучения логики для специалистов всех направлений обусловлена тем, что любая наука, любой вид деятельности человека основываются на принципах и законах логического мышления.

Человек всегда стремился познать окружающий мир и самого себя. Для этого им были изобретены различные способы познания. Эффективное познание невозможно без логически правильного мышления.

Человек не рождается с развитым абстрактным мышлением. Это результат постоянной мыслительной деятельности. Изучение логики – один из наиболее эффективных способов развития абстрактного мышления.

Цель данного учебного пособия – оказание помощи в изучении логики студентам очной и заочной форм обучения, в понимании и освоении основных вопросов курса.

Задачами данного учебного пособия являются:

1. Развитее логической культуры студентов на основе обучения логическим операциям, развития абстрактного мышления, совершенствования логической памяти.

2. Знакомство с логическими принципами научного исследования, с такими его составляющими, как объяснение, определение, обобщение, классификация, доказательство, опровержение и т.д.

3. Обучение правилам аргументации, навыкам рационального убеждения в научной дискуссии.

В результате изучения данного курса студенты должны

1. знать:

- основные законы, приемы, формы и операции мышления;

- правила аргументации;

2. уметь:

- применять свои знания в мышлении;

- владеть навыками убеждения и научной дискуссии.

В основе данного учебного пособия лежат лекции, прочитанные в Сергиево-Посадском филиале МИЭМП на очном и заочном отделениях с 2004 – 2008 гг. Программа курса «Логика» составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Логика как наука

Логика – это наука о мышлении. Она возникла в 4в. до нашей эры. Ее основателем является Аристотель. Это – формальная логика.

Основная цель логики – исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие.

Историю логики можно разделить на два основных этапа:

1-й: с момента возникновения до сер. 19 в. – это формальная, традиционная логика;

2-ой – после середины 19 в. – математическая или символическая логика. Второй период связан с бурным развитием науки, проникновением в нее математических методов.

Объектом изучения логики является мышление человека. Логика не единственная наука, изучающая мышление – это и психология, и физиология, и медицина… Но только логика изучает мышление как средство познания. Ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.

Форма мысли

Логическая форма мысли – это ее строение, способ связи элементов мысли, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. Логическая форма отражает общие структурные связи объективного мира.

Структуру мысли, т.е. ее форму можно выразить при помощи символов. Выявим форму следующих мыслей: «все соловьи – птицы», «все жуки насекомые», «все люди смертны». Содержание у них разное, а форма одна и та же: «Все S суть P». Эта формула включает S – субъект, т.е. понятие о предмете суждения («соловьи», «жуки», «люди»), Р – предикат, т.е. понятие о признаке предмета («птицы», «насекомые», «смертны»), связку («есть», «суть»), кванторное (количественное) слово «Все», которое указывает, принадлежит ли признак, выраженный предмету, всему объему понятия, выраженному в субъекте, или только его части. Бывает квантор общности («все», «всякий», «каждый», «ни один») и квантор существования («некоторый», «существует»).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что изучает логика?

2. Каковы основные формы чувственного познания?

3. Каковы основные формы абстрактного мышления?

4. Назовите основные структурные элементы каждой мысли. Приведите примеры.

 

РОЛЬ ЯЗЫКА

1. Понятие языка.

2. Аспекты изучения языка.

3. Виды языка (по происхождению.

4. Имя – основная смысловая категория языка.

5. Виды имен.

Понятие языка

Язык выступает материальной оболочкой мыслей. Выявление логических структур возможно только при анализе языковых выражений.

Язык – это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

Язык состоит из знаков. Знак – это любой чувственно воспринимаемый (зрительно) предмет, выступающий представителем другого предмета.

Существуют:

1. знаки-образы;

2. знаки-символы.

1. Знаки-образы имеют определенное сходство с обозначаемыми предметами (фото, дорожные знаки, отпечатки пальцев).

2. Знаки-символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами (буквы, ноты, цифры).

Аспекты изучения языка

Комплексное изучение языка осуществляется общей теорией знаковых систем – семиотикой, которая анализирует язык в трех аспектах:

-синтаксическом;

-семантическом;

-прагматическом.

Синтаксис изучает структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками.

Семантика анализирует отношения между знаками и обозначаемыми объектами.

Прагматика анализирует коммуникативную функцию языка – эмоциональные, психологические, эстетические, экономические и другие отношения носителя языка к самому языку.

Виды языка

По происхождению языки бывают естественными, искусственными и смешанными.

Естественные – это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь) и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми

Искусственные – это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной передачи научной и другой информации (стенография).

Смешанные языки – их базой является естественный национальный язык, дополняемый символикой и условными обозначениями, относящимися к конкретной предметной области (юридический язык или язык права – строится на базе естественного языка и включает множество правовых понятий).

Искусственный язык логики, предназначенный для логического анализа рассуждений, структурно отражает и точно следует за смысловыми характеристиками естественного языка. Основной смысловой (семантической) категорией языка логики является понятие имени.

Виды имен

Существует несколько классификаций видов имен. Имена делятся на:

1. простые – имена отдельных предметов. В простом имени нет частей, имеющих самостоятельный смысл. Например, «птица, компьютер, ручка». Сложные или описательные имена. В них есть части, имеющие, самостоятельное значение. Например, «самое глубокое озеро в мире».

2. Собственные – имена отдельных людей, событий, явлений. Например, «А.С. Пушкин, Енисей». Общие имена – это название класса однородных предметов. Например, «река, поэт».

3. Имена предметов обозначают единичные предметы, явления, события или их множества. Исследования здесь могут быть как материальные, так и идеальные предметы. Имена признаков – качеств, свойств или отношений. Их называют предикаторами. Существуют предикаторы, выражающие свойства одного предмета – одноместные. Например, «зеленая трава». Предикаторы, выражающие отношения между несколькими предметами, называются многоместными. Например, «любить» относится к отношениям двух людей. Предложения – это имена для выражения языка, в которых нечто утверждается или отрицается.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение языку.

2. Назовите виды языков.

3. Что является основной смысловой категорией языка логики?

4. Что такое концепт и денотат имени?

5. Назовите виды имён.

 

 

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

1. Понятие логического закона.

2. Закон тождества.

3. Закон непротиворечия.

4. Закон исключенного третьего.

5. Закон достаточного основания.

Понятие логического закона

В мышлении, как и в объективном мире, действуют свои законы. В традиционной логике сложилось понимание закона как некоторого принципа, которому необходимо следовать, чтобы мышление считалось правильным. Без логических законов нельзя понять, что такое логическое следование и что такое доказательство. Логическое мышление – это мышление по законам логики

Логика выделяет 4 основных закона:

-закон тождества;

-закон непротиворечия (противоречия);

-закон исключенного третьего;

-закон достаточного основания.

Первые три закона были сформулированы Аристотелем, закон достаточного основания – Г.В. Лейбницем. Эти законы являются основными, так как:

- они охватывают всю сферу мыслительной деятельности;

- применяются в умозаключениях и доказательствах;

- лежат в основе различных операций с понятиями и суждениями;

- иллюстрируют главные свойства правильного мышления: последовательность, определенность, обоснованность, логическую непротиворечивость.

Эти законы действуют в любом рассуждении, в какой бы форме оно не протекало.

Закон тождества

Закон тождества самый простой. Он гласит, что всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественная сама себе. Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Основное свойство мышления – это его определенность. Определенность мышления и выражает закон тождества. Нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные. Например, два суждения: «Москва – столица России» и «Москва – административный центр России» - выражают одну и ту же мысль. Предикаты этих суждений – равнозначные понятия, поэтому эти мысли являются тождественными суждениями.

Закон непротиворечия

Закон непротиворечия (противоречия) является наиболее важным принципом не только человеческого мышления, но и самого бытия. Это закон был открыт одним из первых. Логическое мышление характеризуется непротиворечивостью. Противоречия разрушают мысль, затрудняют процесс познания. Закон сформулирован следующим образом: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; одно из них обязательно будет ложным. К несовместимым суждениям относятся и противоречивые и противоположные суждения. Например, суждения «Человек движется» и «Человек не движется» являются противоречивыми, значит, они не могут быть одновременно истинными. Но они могут быть истинными, если речь в них идет о разных людях, и если человек едет в транспорте, т.е. относительно транспорта он не движется, а относительно земли он движется.

Поэтому для правильного понимания закона непротиворечия необходимо иметь в виду следующее. Утверждая что-либо о каком-либо предмете, нельзя, не противореча себе, отрицать

1) то же самое

2) о том же самом предмете,

3) взятом в то же самое время,

4) в том же самом отношении.

Закон исключенного третьего

Закон исключенного третьего – устанавливает связь только между противоречащими друг другу высказываниями. Из двух противоречащих высказываний одно является истинным, другое – ложным, а третьего не дано. Например, «Человек или виновен, или не виновен», «Бабочка летает или не летает».

Само название закона выражает его смысл: дело обстоит так, как описывается в рассматриваемом высказывании, или так, как говорит его отрицание, и ни как иначе.

ПОНЯТИЕ

1. Понятие как форма мышления.

2. Содержание и объем понятия.

3. Логические приемы формирования понятий.

4. Виды понятий.

5. Отношения между понятиями.

6. Логические операции с понятиями.

6.1. Определение понятий.

6.2. Деление понятий.

6.3. Ограничение и обобщение понятий.

Понятие как форма мышления

Понятие это форма абстрактного мышления, отражающая предметы и их совокупности в существенных и наиболее общих признаках.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Все признаки предметов делятся на существенные и несущественные. Существенные – выражают сущность предмета, несущественные – не выражают сущности предмета. Например, понятие «человек» включает в себя такие существенные признаки, как млекопитающее, прямоходящее, двуногое, разумное, обладающее волей, чувствами, способное производить и пользоваться орудиями труда. Несущественными признаками понятия «человек» будут: рост, комплекция, раса, национальность, цвет глаз, цвет волос и т.д.

Понятие одна из основных форм научного познания. Понятия формирует наука.

 

Содержание и объем понятия

Каждое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных и общих признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Содержанием понятия «квадрат» будет совокупность двух существенных признаков: равносторонний прямоугольник. Объемом понятия называют совокупность предметов, которая мыслится в понятии. Объемом понятия квадрат будет множество всех квадратов.

Содержание и объем понятия находятся во взаимосвязи: определенному содержанию понятия соответствует свой определенный объем. Во взаимосвязи объема и содержания понятия прослеживается определенная закономерность, которая называется законом обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Чем шире объем понятия, тем менее конкретным становится содержание, и наоборот, чем богаче содержание, тем уже объем данного понятия. Рассмотрим понятия «наука», «литература». Объем первого понятия включает в себя все существующие науки, а содержание его узко и неконкретно. Содержание второго понятия конкретно и богато по содержанию, но объем его включает в себя только одну науку.

Виды понятий

Понятия можно разделить по объему и содержанию.

По объему (количественная характеристика) понятия делятся на единичные, общие, пустые.

Единичные понятия – это те понятия, в которых мыслится лишь один предмет, явление или событие. Единичным понятиям часто соответствуют имена собственные, конкретные события. Например, «российская октябрьская революция 1917 года», «преподаватель МИЭМПа Полякова Е.А.», «цунами, произошедшее….».

Понятие, в котором мыслится множество предметов, называется общим. Например «революция», «преподаватель», «цунами».

Пустые понятия – это те понятия, объемом которых является пустой класс. Например «круглый квадрат», «философский камень», «вечный двигатель», «леший»…

По содержанию понятия делятся на:

1.конкретные и абстрактные;

2.соотносительные и безотносительные;

3.положительные и отрицательные.

1. Конкретным называется понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов. Например «карандаш», «свидетель».

Абстрактным называется понятие, в котором мыслится признак предмета или отношения между предметами. Например, «жадность», «смелость», «безответственность».

Конкретные понятия могут быть во множественном и в единственном числе, к ним применима категория степени. Абстрактные понятия не имеют множественного числа и степени сравнения. Например, сравним понятия «мать» и «материнство». «Мать» – конкретное понятие, так как мать может быть плохой, хорошей, прекрасной. «Материнство» – абстрактное понятие, так как не может быть плохого и хорошего материнства.

2. Безотносительные понятия отражают предметы, существующие раздельно, и поэтому мыслящиеся сами по себе, вне связи с другими предметами. Например, «контрольная работа», «государство».

Соотносительные понятия отражают предметы только в связи и одновременно друг с другом и поэтому не мыслящиеся один без другого. Например, «преступление» и «наказание», «свобода и ответственность».

3. Положительные понятия отражают признаки присущие предмету. Например, «порядок», «справедливость».

Отрицательные понятия отрицают признаки положительных понятий. Например, «беспорядок», «несправедливость». Если понятие не существует без отрицательной приставки (не, а, без, бес), то такое понятие считается положительным. Например, «ненависть».

Отношения между понятиями

Отношения между понятиями можно разделить по основным характеристикам понятия: по содержанию и объему.

По содержанию понятия делятся на сравнимые и несравнимые.

Сравнимые – это понятия, которые имеют какие-то общие существенные признаки в своем содержании (т.е. эти понятия имеет смысл сравнивать). Например, «ученик начальной школы» и «студент». У этих понятий есть общий признак – «учащиеся».

Несравнимые – это понятия, не имеющие в своем содержании ни одного общего признака. Например «студент» и «солнечное затмение».

Сравнимые понятия можно разделить по объему на совместимые и несовместимые.

Совместимые – это такие понятия, объемы которых частично или полностью совпадают (совмещаются). У несовместимых понятий объемы не совпадают ни полностью, ни частично.

Совместимые понятия делятся на:

1. равнозначные (тождественные);

2. перекрещивающиеся;

3. подчиняющие и подчиненные.

1. Равнозначные – это понятия, объемы которых полностью совпадают. Например, «А.С. Пушкин» и «автор романа «Евгений Онегин».

2. Перекрещивающиеся – это понятия, объемы которых совпадают частично, содержание этих понятий различно. Например, «студент» и «шахматист». Части объемов этих понятий совпадают, т.к. некоторые студенты являются шахматистами и некоторые шахматисты являются студентами.

3. В отношении подчинения находятся понятия, тогда, когда объем одного понятия находится в объеме другого понятия, но не исчерпывает его, а составляет лишь часть его. Например, «оружие» и «нож». Понятие «нож» является подчиненным, его объем полностью входит в объем понятия «оружие».

Несовместимые понятия делятся на:

1. Соподчиненные;

2. Противоположные;

3. Противоречивые.

1. Соподчиненные понятия исключают друг друга, но принадлежат некоторому более общему понятию. Например, понятия «стул» и «стол» исключают друг друга и принадлежат понятию «мебель».

2. Противоположные - понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки отрицает, замещая их исключающими признаками. Например, «белый» и «черный», «больше дерево» и «маленькое дерево».

3. Противоречивые – это понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, другое эти же признаки отрицает, не замещая их никакими другими признаками. Например, «большой дом» и «небольшой дом». Противоречивые понятия образуются при помощи частицы НЕ.

Отношения между понятиями схематично изображаются с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

 

Равнозначные понятия

 

Перекрещивающиеся

 

Подчиняющие

 

 

Соподчиненные

 

 

Противоположные

 

 

Противоречивые

 

 

СУЖДЕНИЕ

1. Суждение как форма мышления.

2. Простые суждения.

2.1. Виды простых суждений, зависящие от объема субъекта.

2.2. Виды простых суждений, зависящие от содержания предиката.

2.3. Объединенная классификация простых суждений.

3. Сложные суждения.

3.1. Виды сложных суждений.

4. Отношения между простыми суждениями.

 

Суждение как форма мышления

Связи и отношения между предметами отражаются в мышлении в форме суждении, представляющих собой связь понятий. Например, высказывая суждение «Иванов – хороший студент» мы выражаем связь между конкретным лицом и его признаком.

Всякое суждение выражается в форме предложения, но это не означает, что они полностью совпадают. Суждение выражается чаще всего повествовательным предложением, в котором содержится сообщение о чем-либо. Ни вопросительное, ни побудительное предложения суждениями не являются. Также суждениями не являются безличные и неопределённо личные предложения.

Связи и отношения выражаются в суждении посредством утверждения или отрицания. Суждение «Иванов – хороший студент» утвердительное, суждение «Иванов не является хорошим студентом» - отрицательное.

Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным. Существуют суждении, истинность или ложность которых очевидна или может быть легко установлена. Например «Иванов – врач». Но нередко суждения нуждаются в обосновании, истинность или ложность таких суждений должна быть подтверждена другими суждениями, истинность которых установлена. Например, «Иванов – соучастник преступления».

Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета; суждение может быть либо истинным, либо ложным.

Каждое суждение состоит из:

- субъекта;

- предиката;

- связки;

- кванторного слова (подробно см. в первой лекции).

Сложные суждения

Сложные суждения так же, как и простые, бывают истинными или ложными. Истинность или ложность сложных суждений определяется истинностью или ложностью простых суждений входящих в него. В соответствии с функциями логических связок различают следующие виды сложных суждений:

- соединительные (конъюнктивные);

- разделительные (дизъюнктивные);

- условные или импликативные;

- суждения двойной импликации или эквивалентности (тождества);

3.1. Соединительные суждения образуются при помощи связи двух или нескольких простых суждений логическим союзом «и». Наиболее общая схема: «a и b», где a, b - символы простых суждений. Например, «Все общество в целом и каждый человек в отдельности обязаны соблюдать существующие законы».

Разделительные суждения образуются при помощи связи двух или нескольких простых предложений при помощи союза «или», «либо». Схема таких суждений: «a или b». Например, «Человек соблюдает существующие законы или не соблюдает».

Условные суждения образуются из двух простых суждений и логического союза «если, то». Схема такого суждения: «если a, то b». Например, «Если человек нарушает существующий закон, то он подвергается наказанию».

Суждения двойной импликации утверждают взаимную обусловленность двух ситуаций, т.е. субъекта и предиката. Образуются из двух простых суждений и союза «если, и только если, то». Схема такого суждения: «Если и только если a, то b». Например, «Если и только если человек достиг пенсионного возраста, то он имеет право на получение пенсии по возрасту».

ЛОГИКА ВОПРОСОВ

1.Сущность и структура вопроса.

2. Виды вопросов.

2.1. По семантике вопросов;

2.2. По функции вопросов;

2.3. По структуре вопросов.

3. Правила постановки простых и сложных вопросов.

 

Виды вопросов

Существует несколько видов вопросов в зависимости от:

- семантики;

- функций;

- структуры.

2.1. Виды вопросов, по семантике разделяются в зависимости от качества знания, содержащегося в базисе вопроса. Виды вопросов зависят от правильности или неправильности постановки.

1) Корректными, т.е. правильно поставленными считаются вопросы, базис которых содержит истинное непротиворечивое знание. Например, «В каком году А.С. Пушкин написал «Евгения Онегина»?

2) Некорректными, т.е. неправильно поставленными считаются вопросы с ложным или противоречивым базисом. Например, «В каком году А.С. Пушкин написал «Героя нашего времени»? Этот вопрос считается некорректным, т.к. «Героя нашего времени» написал М.Ю. Лермонтов.

Если некорректный вопрос задается с целью запутать отвечающего, то такой вопрос называется провокационным. Например, «Перестал ли ты бить свою мать?». Любой ответ на этот вопрос приводит к признанию того, что ты бил свою мать.

2.2. По познавательной функции вопросы делятся на уточняющие и восполняющие.

1) Уточняющий (ли-вопрос) – это вопрос, направленный на выявление истинности содержащегося в нем суждения. Например, «Верно ли, что ты сдал экзамен по логике?» В уточняющих вопросах почти всегда есть или предполагается по смыслу частица «ли».

2) Восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойств исследуемых явлений. Например, «Когда ты будешь сдавать экзамен по логике?» В восполняющих вопросах, как правило, содержатся вопросительные слова «где?», «когда?», «куда?»…

2.3. По структуре уточняющие и восполняющие вопросы могут быть простыми и сложными.

1) Простой вопрос состоит из одного вопроса.

2) Сложный вопрос состоит из нескольких простых вопросов, соединяемых логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть а) конъюнктивными (соединительными); б) дизъюнктивными (разделительными).

А) Конъюнктивный вопрос – это вопрос, состоящий из нескольких простых вопросов, соединенных союзом «и». Например, «Где и когда ты будешь сдавать логику?»

Б ) Дизъюнктивный вопрос – это вопрос, состоящий из нескольких простых вопросов, связанных союзом «или». Например, «Завтра ты будешь сдавать логику или математику?»

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Понятиеумозаключения.

2. Дедуктивное умозаключение.

3. Непосредственные умозаключения.

4. Опосредованные умозаключения. Простой категорический силлогизм.

4.1. Фигуры простого категорического силлогизма.

4.2. Модусы категорического силлогизма.

5. Правила категорического силлогизма.

6. Сокращенный силлогизм.

7. Сложный силлогизм и его виды.

8. Сложносокращенный силлогизм.

9. Дедуктивные выводы из сложных суждений.

9.1. Чисто условные умозаключения.

9.2.Условно-категорические умозаключения.

9.3.Чисто разделительные умозаключения.

9.4. Разделительно-категорические умозаключения.

9.5. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения.

 

Понятие умозаключения

Умозаключение, как и понятие, является формой абстрактного мышления. С помощью многообразных видов умозаключений опосредованно (т.е. не обращаясь к органам чувств) мы можем получать новые знания. Умозаключать можно при наличии одного или нескольких суждений (называемых посылками), поставленных во взаимную связь. Например, «Все углероды горючи. Алмаз углерод. Алмаз горюч». Первые два суждения – это посылки, последнее суждение – вывод (заключение).

Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, с необходимостью или определенной степенью вероятности следующее из них.

В зависимости от направленности логического следования мысли умозаключения делятся на:

- дедуктивные;

- индуктивные;

- умозаключения по аналогии.

2. Дедуктивное умозаключение

Дедуктивное умозаключение – умозаключение, у которого между посылками и заключением имеется отношение логического следования. В дедуктивном умозаключении происходит логически необходимым переход от общего знания к частному. Отличительная особенность такого умозаключения в том, что оно от истинных посылок всегда ведет к истинным заключениям. Например,

Все преступления наказуемы

Кража – это преступление

Кража – наказуема.

В зависимости от количества посылок дедуктивные умозаключения делятся на

- непосредственные – в них одна посылка;

- опосредованные – в них две посылки.

Вопросы для самоконтроля.

1. В чем особенности умозаключения?

2. Какое умозаключение называется дедуктивным?

3. Назовите виды непосредственных умозаключений. В чем их особенности?

4. Назовите виды опосредованных умозаключений. В чём их особенности?

5. Назовите формулы фигур и модусов простого категорического силлогизма.

6. Раскройте сущность сокращённого и сложного силлогизмов.

7. Приведите пример сложно-сокращенного силлогизма.

8. Назовите виды дедуктивных выводов из сложных суждений.

 

ИНДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.Понятие индукции.

2. Виды индукции.

2.1. Полная индукция.

2.2. Неполная индукция и ее виды.

3. Индуктивные методы установления причинных связей.

3.1. Метод сходства.

3.2. Метод различия.

3.3. Совмещенный метод сходства и различия.

3.4. Метод сопутствующих изменений.

3.5. Метод остатков.

4. Понятие вероятности.

 

Понятие индукции

В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения не опирается на логический закон, и заключение вытекает из принятых посылок не с логической необходимостью, а только с некоторой вероятностью. Мысль в индуктивном умозаключении движется от частного к общему. Поэтому индукция может давать из истинных посылок ложные заключения; ее заключение может содержать информацию, отсутствующую в посылках. Например:

Иванов хорошо знает логику,

Петров хорошо знает логику,

Сидоров хорошо знает логику,

Логинова Хорошо знает логику.

Иванов, Петров, Сидоров, Логинова являются

студентами группы М-25, в которой учатся семь человек.

Следовательно, все студенты группы М-25 учатся хорошо.

Мысль в данном умозаключении движется от частного к общему. В посылках перечислены только четверо из семи студентов группы М-25. Следовательно, вывод будет вероятным.

Виды индукции

Различают два вида индуктивных умозаключений – полную и неполную индукцию.

2.1. Полной индукцией называется такое умозаключение, в котором общее заключение обо всех элементах класса предметов делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса. В полной индукции рассматриваются все предметы данного класса, а посылками служат единичные суждения. Вывод в полной индукции будет истинным, если посылки истинны. Например:

Иванов хорошо знает логику,

Петров хорошо знает логику,

Сидоров хорошо знает логику,

Логинова Хорошо знает логику,

Титова хорошо знает логику,

Полякова хорошо знает логику,

Алексеев хорошо знает логику.

Иванов, Петров, Сидоров, Логинова, Титова, Полякова, Алексеев

являются с тудентами грумы М-25, в которой учатся семь человек.

Следовательно, все студенты группы М-25 учатся хорошо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.173.168 (0.214 с.)