Часть 3. Научная психология в России и СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 3. Научная психология в России и СССР



1. Революция психоанализа в России в начале ХХ века.

2. Русская религиозная философия о человеке.

3. Физиологические исследования В.М. Бехтерева, И.П. Павлова и др.

4. советские психологические школы 20-30 гг.

5. психологическое наследие Л.С. Выготского

6. психологические исследования А. Лурия и Л. Выготского в 20-30 гг.

7. анализ глубинных причин разгрома педологии и психотехники в СССР

8. нейропсихология в Великую Отечественную войну

9. Тенденции развития психологии в СССР в после военное время

10. Теория установок Д.Н. Узнадзе.

11. Жизненный и научный путь Б.В. Зейгарник.

12. Сравнительный анализ московской и ленинградской школ психологии.

13. Зоопсихологические исследования Н. Лодыгиной-Котс.

14. Детская психология в СССР

15. психологический и околопсихологический бум в России конца ХХ века.

16. современное состояние российской психологии.

17. Развитие психологии на Вятке и в Кировской области в ХХ веке.

18. Выдающиеся земляки-психологи.

 

5. Основная литература:

 

1. Любые учебники по истории психологии и истории философии, изданные после 1995 года

2. Александер Ф. Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М. 1995

3. Богданчиков С.А.отечественная идеалистическая психология 1920 годов //Вопросы психологии №2,.2007., №1.,2008.

4. Горбачев В.Г. История философии Брянск 1998

5. Великие психологи. Сост. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000

6. Ждан А.И. К истории отечественной психологии в 20 столетии; петербургские научные школы.//Вопросы психологии № 3, 2006.

7. Каннабих Ю. История психиатрии М. 1994

8. Каптен Ю. Основы медитации Самара 1993

9. о. Мень А. Сын человеческий М. 1991

10. Степанов С. Век психологии в лицах М. АСТ 2002

11. Тарнас Р. История западного мышления. М. 1995

12. Чанышев А.Н. курс лекций по древней философии М. 1981

13. Фейдимен Дж. Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М. 1996

14. Ждан А.Н. История психологии. М. ПО России. 1999

15. А. Кураев. Церковь и Молодежь: неизбежен ли конфликт. СПб, «Русский остров», 2004

16. В. Свенцицкий. Диалоги. М. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2005

 

Рекомендуемая литература:

1.Аристотель. О душе соч. в 4 томах М. 1975

1.Басов М.Я. Избранные психологические произведения.- М., 1975.

2.Бехтерев В.М. Объективная психология. – М., 1991.

3.Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. – Пг.,1923.

4.Бернштейн Н.А. очерк по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

5.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведение,- М.,1979.

6.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.- М.,1997.

7.Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М..,1976.

8.Лазурский А.Ф. Общая и экспериментальная психология. – СПб.,1912.

9.Ланге А.Н. психология. – М.,1914.

10. Петровский А.В. Вопросы теории и истории психологии. М.,1984.

11.Потебня А.А. Слово и миф. – М.,1989.

 

 

Приложение

 

Проверочный тест

 

 

Группа__________________________________________________________________

 

Фамилия имя_______________________________________________________________

 

Внимание! Некоторые вопросы подразумевают несколько правильных ответов!

 

 

1. Психология как самостоятельная наука возникла:

 

  1. В середине 19 века.
  2. В античную эпоху
  3. в начале 20 века.

 

2. Предмет истории психологии:

 

  1. Душа
  2. Психика
  3. Динамика представлений о психике

 

3. Методы истории психологии

 

  1. Конспирологический
  2. реконструктивный
  3. описательный

 

4. источники истории психологии

 

  1. Математика
  2. история
  3. философия
  4. религия
  5. медицина

 

5. Поворот философии к человеку начал:

 

  1. Аристотель
  2. Сократ
  3. Гераклит
  4. Демокрит
  5. Платон

 

6. Автор описательной психологии:

 

  1. Аристотель
  2. Сократ
  3. Гераклит
  4. Демокрит
  5. Платон

 

7. Автор объяснительной психологии

 

  1. Аристотель
  2. Сократ
  3. Гераклит
  4. Демокрит
  5. Платон

 

8. Понятие «темперамент» ввел в науку:

 

  1. Аристотель
  2. Сократ
  3. Гиппократ
  4. Демокрит
  5. Платон

 

9. «Терпение и бесстрастность» - нравственный идеал:

 

  1. Стоиков
  2. Эпикурейцев
  3. Гностиков
  4. Скептиков
  5. Христиан

 

10. Христианская антропология представило человека как сочетание:

 

  1. Тело и душа.
  2. Только душа
  3. Только дух
  4. Тело, душа и дух
  5. Пневма, плерома и эон

 

11. Канонические Евангелия это:

 

  1. Евангелия от Петра, Матфея, Луки, Иоанна
  2. Евангелия, от Марка, Луки, Павла, Иоанна
  3. Евангелия от Фомы, Матфея, Павла, Луки
  4. Евангелия от Марка, Луки, Иоанна, Матфея

 

12. «Верую ибо абсурдно» произнес

 

  1. Августин Блаженный
  2. Тертуллиан
  3. Василий Великий
  4. Иисус Христос
  5. Ириней Лионский

 

 


13. Автором «Исповеди» как первого литературного опыта самоанализа является:

  1. Августин Блаженный
  2. Тертуллиан
  3. Василий Великий
  4. Иисус Христос
  5. Ириней Лионский

 

14. Крещение Руси произошло в:

 

  1. 988 г.
  2. 1054 г.
  3. 875 г.
  4. 1242 г.

 

15. Какие «идолы» выделил Ф. Бэкон:

 

  1. Театра
  2. Пещеры
  3. Рынка
  4. Толпы
  5. Философии
  6. Рода
  7. Все вышеперечисленные

 

16. Сознание как критерий психики первым выделил:

 

  1. Роджер Бэкон
  2. Френсис Бэкон
  3. Декарт
  4. Спиноза
  5. Фрейд

 

17. Основной труд Б. Спинозы называется:

 

  1. Эстетика
  2. Этика
  3. Психология
  4. Философия
  5. История
  6. О Человеке

 

18. Представители эмпирической психологии за основу брали:

 

  1. Внешний опыт
  2. Внутренний опыт
  3. Ассоциации

 

19. «Отцом» эмпирической психологии называют:

 

  1. Спинозу
  2. Бэкона
  3. Локка
  4. Канта

 

20. Какую составляющую формирования отрицают французские философы:

 

  1. Социальную среду
  2. Саморазвитие
  3. Наследственность

 

21.Представление об ассоциациях родилось в:

 

  1. Америке 19 века
  2. Франции 17 века
  3. Германии 16 века
  4. Англии 18 века

 

22.К представителям ассоциативной психологии относятся:

 

  1. Гольбах, Вольтер, Монтескье.
  2. Гартли, Юм, Беркли.
  3. Фихте, Шеллинг, Фейербах

 

23. Трансцендентальные схемы разработал:

 

  1. И. Кант
  2. О.Конт
  3. И. Фихте
  4. Г. Гегель.

 

24. Первую психологическую лабораторию открыл:

 

  1. Сеченов в Москве
  2. Вундт в Лейпциге
  3. Фрейд в Вене
  4. Джемс в Стенфорде

 

25. Учение Дарвина об эволюции, утверждает, что человек произошел от:

 

  1. Обезьяны
  2. Бога
  3. От общего с обезьяной предка

 

26. Биохимически человек близок к:

 

  1. Дельфинам
  2. Свиньям
  3. Обезьянам
  4. Собакам

 

27. Психофизическое утверждение: «Интенсивность ощущения равна сумме разностных порогов» принадлежит:

 

  1. Веберу
  2. Фехнеру
  3. Обоим

 

28. Основным направлением научных интересов Ф. Гальтона было:

  1. Психология самовнушения
  2. Психология индивидуальных различий
  3. Психометрия
  4. Психодиагностика

 

29. Гипнотическое состояние это патология сознания. Так рассуждал:

 

  1. Фрейд
  2. Шарко
  3. Бернгейм
  4. Юнг

 

30. Гипнотическое состояние это нормальное состояние сознания. Так рассуждал:

 

  1. Фрейд
  2. Шарко
  3. Бернгейм
  4. Юнг

 

31. Понятие открытый кризис в психологию ввел:

 

  1. Выготский
  2. Лазурский
  3. Пиаже
  4. Левин

 

32. Основной причиной открытого кризиса явилось:

 

  1. Приоритет перед разумом инстинкта и интуиции
  2. Фундаментальные открытия в физике, химии и др. науках.
  3. Появление новой философии - позитивизма.

 

33. Открытый кризис это:

 

  1. Попытка ответа на вопрос: «Что есть психика?»
  2. Кризис методологии
  3. Появление большого количества научных школ

 

34. Основные пути выхода из открытого кризиса

 

  1. Психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, аналитическая психология
  2. Психоанализ, когнитивная психология, трансактный анализ, бихевиоризм
  3. Бихевиоризм, гештальт-психология, культурно-историческая теория, гуманистическая психология
  4. Психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, культурно историческая теория

 

35. Основным предметом психоанализа является:

 

  1. Сознание
  2. Поведение
  3. Восприятие
  4. Бессознательное
  5. Поведение

 

36. Основным предметом бихевиоризма является:

 

  1. Сознание
  2. Поведение
  3. Восприятие
  4. Бессознательное
  5. Поведение

 

37. Основным предметом гештальт-психологии является:

 

  1. Сознание
  2. Поведение
  3. Восприятие
  4. Бессознательное
  5. Поведение

 

38. Основным предметом когнитивной психологии является:

 

  1. Сознание
  2. Поведение
  3. Восприятие
  4. Бессознательное
  5. Поведение

 

39. Схема поведения в бихевиоризме:

 

  1. Стимул-реакция
  2. Стимул-реакция-стимул
  3. Реакция-стимул-реакция
  4. Стимул-черный ящик-реакция

 

40. Представителями бихевиоризма можно назвать:

 

  1. Салливан, Торндайк, Фромм
  2. Юнг, Адлер, Скиннер
  3. Адлер, Торндайк, Уотсон
  4. Торндайк, Уотсон, Скиннер
  5. Торндайк, Уотсон, Павлов

 

 

41. Бихевиоризм рассматривает следующие виды поведения:

 

  1. Бессознательное и сознательное
  2. Рефлекторное, сознательное и оперантное
  3. Условнорефлекторное, безусловнорефлекторное, сознательное
  4. Условнорефлекторное, безусловнорефлекторное, оперантное

 

42. Гештальт-психология ориентирована на:

 

  1. Естественные науки
  2. Гуманитарные науки
  3. Социальные науки

 

43. Гештальт-психология и гештальт-терапия соотносятся друг к другу как:

 

  1. Гештальт-психология – это теория, Гештальт-терапия – это практика
  2. Гештальт-психология – это практика, Гештальт-терапия – это теория
  3. Никак не соотносятся

44. Представителями гештальт-психологии являются:

 

  1. Перлз, Коффка, Вертгеймер.
  2. Вертгеймер, Кафка, Левин
  3. Вертгеймер, Коффка, Келер

 

45. Представителями психоанализа как направления являются:

 

  1. Фрейд, Юнг, Фромм, Адлер
  2. Фрейд, Левин, Юнг, Хорни
  3. Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм
  4. Фрейд, Юнг, Лурия, Адлер

 

46. Структура личности по Фрейду это:

 

  1. Сознание, предсознание, бессознательное,
  2. «Я», «Оно», «Сверх-Я»
  3. Персона, Эго, Анима

 

47. Сверх-Я это:

 

  1. Бытие «здесь и сейчас»
  2. Комплекс аффектов, желаний, потребностей
  3. Мораль, нормы и правила.

48. Оно это:

 

  1. Бытие «здесь и сейчас»
  2. Комплекс аффектов, желаний, потребностей
  3. Мораль, нормы и правила.

 

49 Я - это:

 

  1. Бытие «здесь и сейчас»
  2. Комплекс аффектов, желаний, потребностей
  3. Мораль, нормы и правила.

 

50. Понятие «комплекса неполноценности» ввел в психоанализ:

 

  1. Фрейд
  2. Юнг
  3. Адлер
  4. Фромм
  5. Хорни

 

51. Либидо это:

 

  1. Сексуальная энергия
  2. Энергия вообще
  3. Энергия созидания
  4. Энергия разрушения

 

52. Мортидо это:

 

  1. Сексуальная энергия
  2. Энергия вообще
  3. Энергия созидания
  4. Энергия разрушения

 

53 Логотерапия В. Франкла это

 

  1. Лечение словом
  2. Лечение смыслом
  3. И то, и другое

 

54. Структура личности по Берну:

 

  1. Я, Сверх-Я, Оно
  2. Ребенок, Взрослый, Родитель
  3. Родитель, Ребенок, Общество
  4. Мораль, Эмоции, Сознание

 

55. А. Лурия начал свой путь в психологии с:

 

  1. Психоанализа
  2. Бихевиоризма
  3. Гештальт-психологии

 

56. Понятие «установки» принадлежит:

  1. Ленинградской школе психологии
  2. Московской школе психологии
  3. Грузинской школе психологии

 

57. Философской основой советской психологии являлся:

 

  1. Марксизм
  2. Марксизм-ленинизм
  3. Марксизм-сталинизм
  4. Ленинизм-сталинизм

 

58. Л.С. Выготский начал свою научную деятельность в:

 

  1. Москве
  2. Гомеле
  3. Петрограде
  4. Тифлисе

 

59. Датой разгрома педологии в Советском союзе является:

 

  1. 1937
  2. 1934
  3. 1936
  4. 1938

 

60. основателем патопсихологии в Советском союзе является:

 

  1. Л.С. Выготский
  2. Б.В. Зейгарник
  3. А.Р. Лурия
  4. А.Н. Леонтьев

 

61. основателем нейропсихологии в Советском союзе является:

 

  1. Л.С. Выготский
  2. Б.В. Зейгарник
  3. А.Р. Лурия
  4. А.Н. Леонтьев

 

62 Первый психологический труд, получивший Государственную премию, принадлежит перу:

 

  1. Л.С. Выготского
  2. Б.В. Зейгарник
  3. А.Р. Лурии
  4. А.Н. Леонтьева
  5. С.Я. Рубинштейна

 

63. Методологией психологических исследований занималась преимущественно:

 

  1. Ленинградская школа психологии
  2. Московская школа психологии
  3. Грузинская школа психологии

 

64. Педология - это наука:

 

  1. О воспитании и образовании
  2. Только о воспитании
  3. Только об образовании
  4. Об обществе
  5. О ребенке в целом

 

65. Деятельностный подход в психологии разрабатывался в рамках:

 

  1. Материалистической философии
  2. Идеалистической философии

 

66. Что лежит в основе деятельностного подхода в психологии:

 

  1. Предметная деятельность
  2. Действие
  3. Мыслительная деятельность

 

67. К представителям современной психологии масс относятся:

 

  1. Г. Лебон, Г. Тард
  2. А. Маслоу, К. Роджерс
  3. А. Асмолов, А. Леонтьев

 

68. Гуманистическая психология на практике это:

 

  1. Клиент-центрированная терапия
  2. Терапия бессознательным
  3. Тренинг научения

 

69. Трансперсональная психология - это психология:

 

  1. Перинатального периода развития психики человека.
  2. Голографического метода интерпретации психологических явлений.
  3. Трансперсональных переживаний

70. Современное состояние российской психологии:

 

  1. Практико-ориентированно
  2. Теоретико-ориентировано
  3. Ни то, ни другое
  4. И то и другое.

 

Примерный перечень заданий для подготовки к промежуточной аттестации для студентов дневного отделения.

1. Назовите этапы развития психологии.

2. Как изменялся предмет психологии.

3.Что такое категориальный строй психологии.

4.В чем сущность детерминизма Демокрита.

5.В чем состояла новизна психологических взглядов Сократа.

6.В чем различия в понимании души в теориях Платона и Аристотеля.

7.В чем заключалось отличие подходов к проблеме искусства и его роли в психическом развитии у Платона и Аристотеля.

8.Какие основные психологические проблемы решались учеными в период эллинизма.

9.В чем различия понятий «внутренняя» и «внешняя» свобода у стоиков.

10.Какие открытия античной психологии оказали влияние на науку Средневековья.

11. В чем состояли основные отличия сознания средневекового человека.

12..В чем состояла сущность экспериментов, проведенных Ибн Синой.

13. Какие проблемы поднимали исследователи в эпоху Возрождения.

14.Почему изменился предмет психологии в Новое время.

15. Какова роль эксперимента и индукции в теории Ф. Бекона.

16.В чем роль рефлекса в теории Декарта.

17.Какие виды опыта выделял Локк.

Основные понятия.

 

Антропологизм - концепция, утверждающая взгляд на человека как на высшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта.

Архе – первооснова мира, главная составляющая часть души.

Архетип – центральное понятие аналитической психологии Юнга. Образы, отражающие состояние культуры данного общества, которые передаются из поколения к поколению и скрыты в коллективном бессознательном.

Ассоционизм – первая психологическая школа, возникшая в 18 веке.

Ассоциация – связь между психическими явлениями, при котором восприятие одного из них влечет за собой появление другого.

Бихевиоризм – психологическое направление, отрицающее сознание как предмет исследования и сводящее психику к различным формам поведения.

Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению.

Герменевтика – теория истолкования и понимания текста.

Гештальтпсихология – психологическое направление, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов.

Глубинная психология (психоанализ) – ряд психологических школ, придающих решающее значение в организации человеческого поведения бессознательным, расположенных в слоях психики мотивам.

Гуманистическая психология - психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному росту.

Детерминизм – закономерная и необходима зависимость психических явлений от порождающих их фактов.

Душа – понятие, отражающее исторически изменяющееся воззрения на психику и животных.

Знак – предмет или явление – представитель другого предмета или явления.

Идентификация – уподобление, отождествление с чем- либо.

Инсайт – внезапное из прошлого опыта понимание существенных отношений.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины.

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения.

Интенциональность - направленность сознания на предмет.

Катарсис – эмоциональное потрясение, вызывающее состояние внутренного очищения, разрядки.

Креативность - творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.

Когнитивная психология – психологическое направление, рассматривающее психику как систему, предназначенную для переработки информации.

Мотив – побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.

Нус – всеобщий разум, нематериальное хранилище всеобщих знаний, накопленных человечеством.

Персонализм – направление в психологии, основанное В. Штерном, предмет исследования – целостная личность.

Позитивизм – научное направление, в котором доказывалось, что источником знаний являются эмпирические, конкретные науки, а не умозрительные рассуждения.

Рационализм – концепция, объясняющая происхождение знания из данных, полученных мышлением.

Реализм – направление в средневековой науке, считающие, что общие понятия реально существуют и предшествуют единичным вещам.

Рекапитуляция – теория С. Холла, распространившая биогенетический закон на психическое развитие детей.

Рефлексия – процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний..

Сенсуализм – речь. Внешняя по форме и внутренняя по содержанию.

Трансфер – применяемый в психоанализе термин, обозначающий перенос на психотерапевта эмоционального отношения пациента к значимым его людям, прежде всего родителям.

Филогенез – процесс возникновения и исторического развития психики животных и человека.

Эйдола – концепция невидимой глазу мини- копии предмета в древнегреческой психологии.

Эмпиризм – концепция, доказывающая, что истинная картина мира формируется на основе опытного знания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.65 (0.137 с.)