![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анатомо-физиологические особенности формирования потребностей человека.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Раздел 1. Анатомия и физиология как основные естественно-научные дисциплины, изучающие структуры и механизмы, обеспечивающие жизнедеятельность человека
Физиология в содружестве с анатомией составляют основу современных медико-биологических дисциплин.
Анатомия (от греч. anatemno – рассекаю, расчленяю) – это наука о формах и строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, рассматриваемых с позиции развития, функциональных возможностей и постоянного взаимодействия с внешней средой. В результате изучения дисциплины студенты должны: – знать топографию, строение и функции органов, основных систем организма человека, уметь находить и показывать их на плакатах, муляжах, планшетах; – уметь увязывать знания по анатомии и физиологии с клинической практикой; – уметь определять на себе и других различные анатомические образования и выполнять некоторые манипуляции (прощупывание костей, их отростков, выступов, мышц, сухожилий, мест пульсации и прижатия артерий, определение верхушечного толчка, границ сердца, границ сердца, легких, характера движений в суставах и т.д.); – представлять структурные основы и морфологическую сущность типовых патологических процессов; – знать наиболее распространенные латинские термины, лежащие в основе клинической терминологии (название органов, воспаление этих органов, название тканей, опухолей из этих тканей и т.д.).
Норма – это тот оптимальный интервал в строении организма, в пределах которого он остается здоровым и в полном объеме выполняет свои функции.
Порок развития (мальформация) – это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка.
Уродство – порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре.
Аномалия развития (малый порок) – это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной косметических дефектов или заболеваний, особенно при воздействии на организм экстремальных факторов.
Физиология – это наука о функциях живых биологических систем (отдельных клеток, органов, систем органов и организма в целом), о процессах, протекающих в них, и механизмах их регуляции.
Основные задачи анатомии и физиологии – формирование комплексного представления о строении человеческого организма, функциях его органов систем в целях воздействия на них для сохранения и укрепления здоровья человека, а также устранения возникающих при заболеваниях отклонений от нормальных процессов жизнедеятельности.
Т.о., анатомия и физиология являются теоретическим фундаментом, базисом для всех клинических дисциплин. Только основываясь на знаниях анатомии и физиологии, медицина может правильно распознавать болезни, устанавливать их причины, правильно лечить их и предупреждать. Плохо зная строение тела человека и жизнедеятельность организма, медицинский работник вместо пользы может причинить вред и непоправимый урон больному. Вот почему, прежде чем начать усвоение клинических дисциплин, необходимо изучить анатомию и физиологию. Нельзя не согласиться с высказыванием многих выдающихся врачей о значении анатомии и физиологии в медицине: – «Изучение тела человека – первооснова медицины» (Гиппократ); – «Анатомия должна считаться крепчайшим основанием всего врачебного искусства, началом для его построения» (А. Везалий); – «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины» (А.П.Вальтер); – «Физиология и медицина неотделимы друг от друга» (И.П.Павлов). При изучении строения тела человека основной акцент мы будем делать на познании морфологии НОРМАЛЬНОГО, т.е. практически здорового человека. Причем изучение строения тела будем осуществлять в основном по системам с позиции функции органов и систем органов. При изучении физиологии человека главное внимание будет направлено на выяснение механизмов и закономерностей функционирования органов и систем здорового человека. Изучение строения тела человека осуществляется следующими методами: 1. Рассечение, вскрытие – препарирование при помощи ножа и пинцета на трупе.
2. Наблюдение, осмотр тела, а также изучение отдельного органа или группы органов невооруженным глазом или приборами, дающими небольшое увеличение (лупой). 3. При помощи микроскопа, что позволило выделить из анатомии гистологию и цитологию. 4. Техническими методами исследования: рентгеновские лучи, УЗИ, эндоскопия внутренних органов, антропометрия… 5. При помощи пальпации, перкуссии, аускультации органов живота и грудной полости на живом человеке.
Лекция №1. Периоды онтогенеза. Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον – существо + γένεση – происхождение, рождение) – индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения до конца жизни. У живородящих животных (в частности и у человека) выделяют пренатальный период (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез. Перинатальный период (от др.греч. peri – около + лат. natalis – относящийся к рождению) – околородовой период; делится на: – антенатальный (лат. ante — перед) — дородовой; – интранатальный (лат. intra — внутри) — непосредственно роды; – постнатальный (лат. post — после) — 7 дней (неделя) после родов. В медицинской практике принята следующая возрастная периодизация постэмбрионального периода: – новорожденный – с рождения до 28 дней; – грудной возраст - с 28 дней до 1 года; – раннее детство – от 1 года до 3 лет; – первое детство – от 3 до 7 лет; – второе детство – от 8 до 12 лет (мальчики), от 7 до 11 лет (девочки); – подростковый возраст – от 12 до 16 лет (мальчики), от 11 до 15 лет (девушки); – юношеский возраст – от 16 лет до 21 года (юноши), от 15 до 20 лет (девушки); – зрелый возраст: I период – от 21 года до 35 лет (мужчины), от 20 до 35 лет (женщины); II период – от 35 до 60 лет (мужчины), от 35 до 55 лет (женщины); – пожилой возраст – от 60 до 74 лет (мужчины), от 55 до 74 лет (женщины); – старческий возраст – от 74 до 90 лет (мужчины и женщины); – долгожители – от 90 лей и старше.
Анатомическая номенклатура В настоящее время существуют более 8 тыс. анатомических понятий (областей тела, органов и их частей), для обозначения которых медики всего мира пользуются специальными терминами Международной анатомической номенклатуры (Nomina Anatomica).
Преимущественное использование современного варианта какого-либо термина не исключает при этом то и дело встречающиеся в различных источниках более старые названия. В основу каждой из этих номенклатур положен латинский язык с использованием около 600 основных понятий латинского (большей частью) и греческого (около трети всех понятий) происхождения.
Рис. 2.1. Оси и плоскости тела человека:
1 —вертикальная ось; 2— сагиттальная ось; 3— сагиттальная плоскость; 4 —срединная плоскость; 5 —фронтальная плоскость; 6 —фронтальная ось; 7 — горизонтальная плоскость
С частью анатомической терминологии давайте познакомимся. Все описания в анатомии человека основаны на предположении, что тело находится в позиции анатомической стойки, то есть человек стоит прямо, руки опущены, ладони обращены вперёд. Направление: Области, расположенные ближе к голове, называются верхними; дальше — нижними. Верхний, superior, и нижний, inferior, соответствуют общеанатомическим понятиям краниальный и каудальный. Передний, anterior, и задний, posterior, соответствуют общеанатомическим понятиям вентральный и дорсальный. Анатомические образования, лежащие ближе к срединной линии — медиальные, medialis, а расположенные дальше — латеральные, lateralis. Образования, расположенные на срединной линии, называют срединными, medianus. Образования, расположенные ближе к середине туловища будут проксимальными по отношению к более удалённым, дистальным. Плоскости:
Если тело человека, находящегося в анатомической стойке, условно поместить в трёхмерную прямоугольную систему координат, плоскость YX оказывается расположенной горизонтально, ось X располагается в переднезаднем направлении, ось Y идёт слева направо или справа налево, а ось Z направляется вверх и вниз, то есть вдоль тела человека. Сагиттальная плоскость, XZ, разделяет правую и левую половины тела. Частным случаем сагиттальной плоскости является срединная плоскость, она проходит точно посередине тела, разделяя его на две симметричные половины. Фронтальная плоскость, или корональная, YZ, также располагается вертикально, перпендикулярно к сагиттальной, она отделяет переднюю (вентральную) часть тела от задней (дорсальной) части. Горизонтальная, аксиальная, или поперечная плоскость, XY, перпендикулярна двум первым и параллельна поверхности земли, она отделяет вышележащие отделы тела от нижележащих.
Движение: Термином сгибание, flexio, обозначают движение одного из костных рычагов вокруг фронтальной оси, при котором угол между сочленяющимися костями уменьшается. Движение в противоположном направлении называется разгибанием, extensio. Исключением является голеностопный (надтаранный) сустав, в котором разгибание сопровождается движением пальцев вверх, а при сгибании, например, когда человек встаёт на цыпочки, пальцы движутся книзу.
Движениями вокруг сагиттальной оси являются приведение, adductio, и отведение, abductio. Приведение — движение кости по направлению к срединной плоскости тела или (для пальцев) к оси конечности, отведение характеризует движение в противоположном направлении. Под вращением, rotatio, понимают движение части тела или кости вокруг своей продольной оси. Вращение конечностей обозначают также терминами пронация, pronatio, или вращение кнутри, и супинация, supinatio, или вращение кнаружи. При пронации ладонь свободно висящей верхней конечности поворачивается кзади, а при супинации — кпереди. Если при движении вокруг всех трёх осей конец конечности описывает окружность, такое движение называют круговым, circumductio. Антероградным называют движение по ходу естественного тока жидкостей и кишечного содержимого, движение же против естественного тока называют ретроградным. Так, движение пищи изо рта в желудок антероградное, а при рвоте — ретроградное. Анатомическая терминология
Части тела человека. Изучение строения человеческого организма проводят по условно выделяемым известным частям тела (голова, шея, туловище и конечности), каждая из которых дифференцируется на относительно небольшие анатомические области.
Орган, системы органов. Орган – это часть человеческого тела, компонент определенной системы, построенный из различных тканей, одна из которых выполняет ведущую функцию. Например, печень состоит из всех видов тканей, но основной является эпителиальная (образование желчи и обеспечение обезвреживания веществ, поступающих к печени от органов ЖКТ). Исчерпывающую классификацию органов предложить трудно, так как они существенно различаются по своему положению, форме, внешнему и внутреннему строению. Органы можно подразделить на внутренние, органы системы опоры и движения и сомато-сенсорные (органы чувств и кожа). В свою очередь, среди внутренних органов различают полые и паренхимотозные. К системе органов опоры и движения принадлежат такие органы, как кости, связки и мышцы. Все полые органы имеют общий план строения и состоят из трех оболочек: внутренней – слизистой, средней – мышечной и наружной. Наружная оболочка может быть представлена рыхлой соединительной тканью, которая получила название «адвентиция», или серозной оболочкой (брюшина, плевра или перикард). Паренхимотозные органы состоят из стромы – соединительной ткани, образующей его каркас, и паренхимы – основного вещества органа. Т.о., орган – это относительно обособленное анатомическое образование, структурный элемент, из которого складывается более высокий уровень организации – система органов. Система органов – это интеграция различных органов, объединенных выполнением общих функций. Различают следующие системы органов: – система органов опоры и движения; – пищеварительная; – дыхательная; – сердечно-сосудистая; – мочевыделительная; – половая; – эндокринная; – нервная; – сомато-сенсорная (покровная). Основные системы органов могут включать подсистемы. Например, составными частями сердечно-сосудистой системы являются сердце, артериальная, венозная, лимфатическая и микроциркуляторная системы. Органы, входящие даже в одну систему, существенно различаются по своему строению. Например, в составе пищеварительной системы такие органы, как зубы, язык, пищевод и печень совершено различны по своей форме, положению, цвету, консистенции и внутреннему строению. Единство и целостность системы органов определяется прежде всего общей направленностью физиологических процессов. Однако большинство органов в составе одной системы имеют единый план строения. Так, в составе пищеварительной системы глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишки имеют общие принципы строения стенки. Они включают слизистую, мышечную и серозную (адвентициальную) оболочки, хотя для каждой из них также характерны типичные особенности строения. Эти органы пищеварительной системы выполняют общую функцию – переваривание пищи и всасывание образовавшихся веществ. Т.о., система органов предусматривает, прежде всего функциональное объединение органов.
Раздел 1. Анатомия и физиология как основные естественно-научные дисциплины, изучающие структуры и механизмы, обеспечивающие жизнедеятельность человека
Физиология в содружестве с анатомией составляют основу современных медико-биологических дисциплин.
Анатомия (от греч. anatemno – рассекаю, расчленяю) – это наука о формах и строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, рассматриваемых с позиции развития, функциональных возможностей и постоянного взаимодействия с внешней средой. В результате изучения дисциплины студенты должны: – знать топографию, строение и функции органов, основных систем организма человека, уметь находить и показывать их на плакатах, муляжах, планшетах; – уметь увязывать знания по анатомии и физиологии с клинической практикой; – уметь определять на себе и других различные анатомические образования и выполнять некоторые манипуляции (прощупывание костей, их отростков, выступов, мышц, сухожилий, мест пульсации и прижатия артерий, определение верхушечного толчка, границ сердца, границ сердца, легких, характера движений в суставах и т.д.); – представлять структурные основы и морфологическую сущность типовых патологических процессов; – знать наиболее распространенные латинские термины, лежащие в основе клинической терминологии (название органов, воспаление этих органов, название тканей, опухолей из этих тканей и т.д.).
Норма – это тот оптимальный интервал в строении организма, в пределах которого он остается здоровым и в полном объеме выполняет свои функции.
Порок развития (мальформация) – это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка.
Уродство – порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре.
Аномалия развития (малый порок) – это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной косметических дефектов или заболеваний, особенно при воздействии на организм экстремальных факторов.
Физиология – это наука о функциях живых биологических систем (отдельных клеток, органов, систем органов и организма в целом), о процессах, протекающих в них, и механизмах их регуляции.
Основные задачи анатомии и физиологии – формирование комплексного представления о строении человеческого организма, функциях его органов систем в целях воздействия на них для сохранения и укрепления здоровья человека, а также устранения возникающих при заболеваниях отклонений от нормальных процессов жизнедеятельности.
Т.о., анатомия и физиология являются теоретическим фундаментом, базисом для всех клинических дисциплин. Только основываясь на знаниях анатомии и физиологии, медицина может правильно распознавать болезни, устанавливать их причины, правильно лечить их и предупреждать. Плохо зная строение тела человека и жизнедеятельность организма, медицинский работник вместо пользы может причинить вред и непоправимый урон больному. Вот почему, прежде чем начать усвоение клинических дисциплин, необходимо изучить анатомию и физиологию. Нельзя не согласиться с высказыванием многих выдающихся врачей о значении анатомии и физиологии в медицине: – «Изучение тела человека – первооснова медицины» (Гиппократ); – «Анатомия должна считаться крепчайшим основанием всего врачебного искусства, началом для его построения» (А. Везалий); – «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины» (А.П.Вальтер); – «Физиология и медицина неотделимы друг от друга» (И.П.Павлов). При изучении строения тела человека основной акцент мы будем делать на познании морфологии НОРМАЛЬНОГО, т.е. практически здорового человека. Причем изучение строения тела будем осуществлять в основном по системам с позиции функции органов и систем органов. При изучении физиологии человека главное внимание будет направлено на выяснение механизмов и закономерностей функционирования органов и систем здорового человека. Изучение строения тела человека осуществляется следующими методами: 1. Рассечение, вскрытие – препарирование при помощи ножа и пинцета на трупе. 2. Наблюдение, осмотр тела, а также изучение отдельного органа или группы органов невооруженным глазом или приборами, дающими небольшое увеличение (лупой). 3. При помощи микроскопа, что позволило выделить из анатомии гистологию и цитологию. 4. Техническими методами исследования: рентгеновские лучи, УЗИ, эндоскопия внутренних органов, антропометрия… 5. При помощи пальпации, перкуссии, аускультации органов живота и грудной полости на живом человеке.
Лекция №1. Анатомо-физиологические особенности формирования потребностей человека.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.21.106 (0.066 с.) |