Теория потребностей А.Маслоу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория потребностей А.Маслоу



Наиболее видным представителем этого направления был немецкий психолог Вильям

Штерн, первым предложивший термин «дифференциальная психология». Его ученик Гордон Ол-

порт163 (1897-1967), а также Генри

161 Клод Менар Экономика организаций М. ИНФРА-М 1996,с. 92

162 см. Duffy W., Neuberger E., Comparative Economic Sistems: a Decision-Making Approach, Boston, Allyn and Bacon Inc.

1976.

163 Олпорта можно в значительной мере охарактеризовать как эклектичного теоретика, сочетающего понятия из об-

ласти философии, религии, литературы и социологии; эти представления включены в описание богатства и сложности

человеческой личности. Отличительной чертой теоретической ориентации Олпорта является его убежденность в том,

что поведение человека всегда является результатом той или иной конфигурации личностных черт. Олпорт был пло-

довитым автором. Среди его широко известных публикаций такие, как «Личность: психологическая интерпретация»

(1937); «Человек и его религия» (1950); «Становление: основные положения психологии личности» (1955); «Личность

и социальные конфликты» (1960); «Стиль и развитие личности» (1961) и «Письма Дженни» (1965). Он является также

соавтором двух широко используемых личностных тестов: «Изучение реакции А-S» (совместно с Ф. X. Олпортом,

1928) и «Изучение ценностей» (в соавторстве с П. Е. Верноном, 1931; переработано Г.Линдсеем в 1951 и повторно в

1960). Полный перечень его трудов можно найти в работе «Человек в психологии» (1968а). Его автобиография пред-

ставлена в 5-м томе «Истории психологии в автобиографиях» (см. Хьелл, Зинглер Д. Теория личности. – Санкт-

119

Гордон Олпорт (1897- 1967)

Ганс Ю.Айзенк (1916)

Рэймонд Б.Кеттел (1905)

Мюррей164, Г.Айзенк и Рэймонд Кеттел165 продолжили исследование мотивации в русле

теории личности.

Петербург, М., Хар., Мн.: Питер, 1997, с.270).

164 Генри Мюррей на основе интенсивного изучения небольшого числа субъектов составил ориентировочный список

из двадцати потребностей. Хотя этот перечень подвергался в дальнейшей работе серьезной модификации, изначаль-

ные двадцать потребностей остаются высоко репрезентативными.

165 Ганс Айзенк и Рэймонд Кеттел, используя сложную психометрическую технику, известную как факторный анализ,

эти теоретики пытались показать, как базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реак-

ции индивидуума. Для Айзенка в личности чрезвычайно важны два основных параметра: интроверсия—экстраверсия

и стабильность—нейротизм. Третий параметр, называемый психотизм—сила суперэго, Айзенк также рассматривает в

качестве основного параметра в структуре личности. Кеттел, в отличие от Айзенка, утверждает, что структуру лично-

сти определяют по крайней мере 16 основных черт. Он считает также, что для предсказания поведения можно выво-

дить уравнения, основываясь на точных измерениях тех личностных особенностей, которые релевантны данной си-

туации. Кеттел и Айзенк придерживаются научного подхода в построении модели человеческого поведения. Как и

Олпорт, Кеттел различает общие и уникальные черты. Однако он не разделяет точку зрения Олпорта, согласно кото-

рой черты, в самом деле, существуют внутри человека. По Кеттелу, черты не имеют никакого реального нейрофизио-

логического статуса и как таковые могут быть обнаружены лишь при точном измерении наблюдаемого поведения.

Попытка Кеттела разработать теорию черт личности, на основе сложного статистического анализа объективных пове-

денческих характеристик, достойна восхищения. Результатом его усилий является, быть может, наиболее комплексная

система воззрений в современной персонологии. Несмотря на сложность теории Кеттела, его концепции необходимо

серьезно изучать тем, кто посвятил себя исследованию личности. Один из наиболее плодовитых теоретиков в области

изучения личности, Кеттел опубликовал за свою карьеру около 35 книг и 400 исследовательских статей. Наиболее

достойны внимания, следующие его книги: «Описание и измерение личности» (1946); «Личность: системное теорети-

ческое и фактическое исследование» (1950); «Научный анализ личности» (1965); «Наследование личности и способ-

ностей» (1982) и «Бейондизм: религия от науки» (1987). Айзенк — чрезвычайно плодовитый автор; им опубликовано

около 45 книг _____и 600 научных статей. Его основные теоретические работы: «Измерение личности» (1947); «Научное

120

Абрахам Маслоу (1908-1970 гг.) родился в Бруклине в 1908 г. Он получил ученую степень

доктора психологии в Университете шт. Висконсин. Несмотря на то, что годы непосредственно

после завершения образования были омрачены тем, что Маслоу оказался жертвой антисемитских

предрассудков, ему удалось получить должность научного ассистента у знаменитого психолога

Э.Л. Торндайка в Колумбийском университете. Однако Маслоу вскоре оставил это место, потому

что, когда Торндайк дал ему задание установить, в какой мере поведение обусловлено наследст-

венностью, и в какой оно является результатом влияния окружающей среды, Маслоу послал ему

записку, что задание было "глупым" и его "не стоило делать".

Большинство книг Маслоу были написаны в течение последних 10 лет его жизни. Это «По

направлению к психологии бытия» (1968); «Религии, ценности и вершинные переживания» (1964);

«Эупсихея: дневник» (1965); «Психология науки: рекогносцировка» (1966); «Мотивация и лич-

ность» (1987, и «Новые измерения человеческой природы» (1971), сборник статей, ранее опуб-

ликованных Маслоу в различных психологических журналах. Том, составленный при участии его

жены и названный «Памяти Абрахама Маслоу», был опубликован посмертно в 1972 году166.

Теория Абрахама Маслоу - широко известная и признаваемая концепция потребностей.

Маслоу представил эти потребности в иерархической форме - в соответствии с приоритетами их

удовлетворения (см. схему 1), где изображены потребности последовательно по необходимости

их удовлетворения.

Маслоу писал, что лицо, лишенное пищи, безопасности, любви и уважения будет, по всей

вероятности, стремиться к получению пищи сильнее, чем к чему-либо еще. Если принять это ут-

верждение как истину, то схема 2 точно отражает иерархию потребностей. Цифры означают гра-

ницу удовлетворения этих потребностей произвольно определенные Маслоу, т.к. удовлетворение

потребностей на 100 % для приобретения важности другой потребности не обязательна. И еще

одно замечание - значение денег при удовлетворении этих потребностей снижается по мере про-

движения по пирамиде (см. схему 1) или опускаясь по ступенькам на схеме 2.

Абрахам Гарольд Маслоу в своей книге «Мотивация и личность» выступает против любой

классификации мотивов, по ряду причин он считает такие перечни «теоретически ненадежными».

О них пишет: «...ни у кого не вызывает удивления тот факт, что в одном списке фигурирует три-

четыре потребности, а в другом — целая сотня. При желании можно создать перечень, в котором

будет фигурировать лишь одна потребность, и равноправным такому списку будет другой, объе-

диняющий в себе миллион желаний...». Потребности так тесно переплетены друг с другом, что

отделить одну от другой практически невозможно.

Книга Абрахама Маслоу «Мотивация и личность» впервые была издана в 1954 году, но в

1970 году автор пересмотрел ее основное содержание, расширив и дополнив ряд глав, а также

исключил последнюю главу первого издания. В этой книге большее внимание уделено проблеме

«дочеловеченности» и проблеме хорошего общества, способствующего дочеловечиванию. Мас-

лоу много писал об этом после 1954 года. Эта книга, по его мнению, является «провозвестницей

гуманистической психологии», которая ставит в центр изучения личности вопросы ценностных

ориентаций и смысла жизни.

Абрахам Маслоу в своей книге «Мотивация и личность» указывает, что большинство пси-

хологов занимается только «дефициентной» мотивацией, то есть поведением, ориентированным

на удовлетворение какой-то одной потребности, которая неудовлетворена или фрустрирована.

Голод, боль, страх — первичные примеры дефициентной мотивации. Но существует и другие ее

виды. Когда организм не испытывает ни голода, ни страха, появляются новые мотивации, такие

как любопытство и желание игры.

исследование личности» (1952); «Структура человеческой личности» (1970); «Личность и индивидуальные различия»

(в соавторстве с сыном, Майклом Айзенком, 1985). Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут

быть расположены иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстра-

версия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит по-

строенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо поверхностные отражения

основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И, наконец, черты состоят из много-

численных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций.

(см. Хьелл, Зинглер Д. Теория личности. – Санкт-Петербург, М., Хар., Мн.: Питер, 1997, с.272-273).

166 Хьелл, Зинглер Теории личности, с.480-482

121

В дефициентном познании объекты рассматриваются исключительно как удовлетворяю-

щие потребности, как средства для других целей. Маслоу указывает, что сильные потребности,

как правило, сильно влияют на мышление и восприятие, так что индивидуум сознает только те

аспекты среды, которые имеют отношение к удовлетворению его потребностей. Голодный чело-

век замечает только еду, нищий — только деньги. При бытийном познании стимулы вызывают

полное внимание, восприятие кажется более богатым и полным. Воспринимающий остается в ка-

ком-то смысле независимым от воспринимаемого. Внешние объекты ценятся как таковые, сами

по себе, а не в их отношении к личным заботам.

Абрахам Маслоу не обращается к дефициентным ценностям, хотя бытийные ценности

описывает детально. Он перечисляет следующие бытийные ценности: красота, правда, совер-

шенство, завершенность, справедливость, порядок, преодоление дихотомии, жизненность, гар-

мония, необходимость, справедливость и т. д.

Наука, так же как и общение, работа, семья, служит удовлетворению самых разных по-

требностей человека. Любой человек сможет найти в науке нечто привлекательное для себя,

неважно, юн этот человек или в летах, отважен или робок, педант или разгильдяй. Одних нау-

ка привлекает практической пользой, гуманистическим смыслом, другие приходят в восторг

от имперсонального, надчеловеческого начала науки. Одни ищут в ней четкости и симметрии,

точных формулировок, другие ценят содержание, они хотят больше знать о «важных» вещах,

пусть даже в ущерб точности и элегантности формулировок. Одни все время рвутся вперед,

им нравится быть пионерами, первооткрывателями, другие предпочитают осваивать, обу-

страивать и обживать пространства, открытые другими. Одни ищут в науке безопасности,

другие — острых ощущений. Попробуйте отрешиться от личных пристрастий и перечислить

черты идеальной супруги; точно так же невозможно описать идеального ученого, идеальную

науку, идеальный метод, идеальную проблему, идеальное исследование. В реальной жизни нам

могут нравиться или не нравиться те или иные отношения в той или иной семье, однако, не-

смотря ни на что, мы признаем за каждым человеком право выбирать себе спутника жизни в

соответствии со своими вкусами; столь же плюралистичны мы должны быть по отношению к

науке.

Функции науки можно условно подразделить, по меньшей мере, на девять классов:

1. Постановка проблемы; интуитивный поиск, выдвижение гипотезы;

2. Тестирование, проверка, подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы; ее

корректировка; выдвижение новых гипотез, повторная проверка, экспериментирование; нако-

пление фактов, их постоянное уточнение;

3. Организация, создание структуры, построение теории; поиск обобщений все более

высокого порядка;

4. Накопление исторического опыта, знаний;

5. Технологическая функция: разработка и совершенствование научного инструмента-

рия, методологии, техник;

6. Административная, исполнительная ________________и организационная функции;

7. Публицистические, просветительские функции;

8. Утилитарная функция;

9. Эмоциональные функции: радость открытия, оценка, почет, уважение, слава.

Многообразие функций науки предопределяет необходимость разделения научного тру-

да, потому что вряд ли можно найти человека, который оказался бы в состоянии успешно ис-

полнять столь разные обязанности. Разделение труда, в свою очередь, предопределяет по-

требность науки в самых разных людях — с разными вкусами, пристрастиями, способностями

и умениями (с.40-41).

Абрахам Маслоу «Мотивация и личность». Пер. с англ. - Санкт-Петербург: Евразия,

1999.- 478 с.

Маслоу создал разумную фундаментальную классификацию мотивов, принципиально от-

личную от ранее существовавших. Он рассматривает целые группы мотивов, которые упорядоче-

ны в ценностной иерархии согласно их роли в развитии личности.

Динамический подход к мотивации предполагает за ней непрерывное движение и постоян-

ное изменение, и только; фундаментальные, базовые потребности остаются неизменными. Со-

гласно Маслоу, подобно тому, как недостаток определенных витаминов вызывает физическую

болезнь, точно так же неудовлетворение определенных базовых потребностей приводит к невро-

зу и психологической неприспособленности. Примером фундаментальных базовых потребностей

122

могут служить физиологические потребности, такие как голод, жажда или потребность во сне. Не-

удовлетворение этих потребностей ведет к болезни, которая может быть излечена только их

удовлетворением. Фундаментальные потребности присущи всем индивидуумам.

Для сохранения здоровья должны удовлетворяться и определенные психологические по-

требности. Абрахам Маслоу перечисляет следующие фундаментальные потребности: потреб-

ность в безопасности и стабильности; потребность в любви и принадлежности; потребность в

признании, в самоуважении и в уважении других; когнитивные потребности — потребность в по-

знании и потребность в понимании; эстетические потребности, такие как потребность в красоте, в

порядке, в симметрии, в завершенности, в системе, в структуре и т.д.; экспрессивные потребности

— потребность в эмоциональном и моторном самовыражении, непосредственно связанные с эс-

тетическими потребностями; потребность в самоактуализации.

По Маслоу, ранее называемые потребности доминируют, то есть должны удовлетворяться

прежде называемых позже. Потребности низших уровней Абрахам Маслоу называет нуждами, а

высших — потребностями роста. Каждый индивидуум имеет потребности роста, то есть потреб-

ности развивать свои задатки и способности. Метамотивация касается поведения, вызываемого

потребностями и ценностями роста. По Маслоу, такого рода мотивация наиболее присуща «само-

актуализированным» людям, у которых удовлетворены более низкие потребности. Абрахам Мас-

лоу указывает, что метапотребности составляют единство с фундаментальными потребностями,

так что фрустрация этих потребностей вызывает «метапатологии». Метапатологии могут прояв-

ляться в недостатке ценностей, бессмысленности и бесцельности жизни. Маслоу167 утверждает,

что чувство принадлежности, приобщенность к системе ценностей так же важны для психологиче-

ского благополучия, как безопасность, любовь и самоуважение.

Схема 1

Иерархия потребностей по Маслоу

Итак, теория Маслоу представляет практический интерес для менеджера, однако при этом

следует обратить внимание на несколько моментов. Данная иерархия не является жесткой струк-

турой. Уровни не отделены четко друг от друга, они могут перекрываться. Во-вторых, некоторые

индивидуумы остаются на нижних уровнях рассматриваемой иерархии, сохраняя озабоченность

физиологическими потребностями и потребностями в безопасности. Это часто имеет место у лю-

дей, живущих в слаборазвитых регионах. И наоборот, другие люди могут затратить большую

часть своего времени на удовлетворение потребностей, относящихся к высшим уровням иерар-

167 Французские авторы Ф. Мюлле и П. Зильбере свидетельствуют, что предложенная схема Маслоу помогла конкре-

тизировать понятие «разрыва» между структурой личности рабочего и требованиями, предъявляемыми к нему произ-

водством. Она дала возможность сопоставлять- в дальнейших исследованиях кривую развития различных мотивов и

потребностей рабочего с динамикой других факторов, влияющих на его поведение,—традиций, особенностей соци-

ального окружения, индивидуального социального опыта и т. д. Классификация потребностей по указанным группам

способствовала и более дифференцированному проведению социологических опросов, интервью и анкетирования,

более детальной расшифровке в них указанных потребностей применительно к условиям предприятия.(См. Ph. Muller,

P.Silberer. L’homme en situation industrielle. Paris. 1968)

123

хии Маслоу. В-третьих, предложенный Маслоу конкретный порядок следования потребностей в

рассматриваемой иерархии не обязательно присущ каждому конкретному человеку; эмпириче-

ские подтверждения такого положения отсутствуют. Например, у некоторых людей потребность в

уважении может превосходить по важности потребность в безопасности. В-четвертых, у двух раз-

ных людей один и тот же тип поведения не обязательно относится к одной и той же потребности.

Схема 2

Иерархия потребностей, демонстрирующая доминирование физиологических потребно-

стей

Таким образом, концепция Маслоу полезна для указания на наличие потребностей у инди-

видуумов. Однако для мотивации подчиненных менеджер должен знать, какие потребности и ко-

гда требуется удовлетворять.

МОТИВАЦИОННЫЕ СОСТОЯНИЯ

Любое психологическое или физиологическое состояние, любое изменение организма в

какой-то мере связано с мотивацией, в каком-то смысле является мотивационным состояни-

ем. Если мы говорим, что человек чувствует себя отверженным, то что это означает?

Статическая психология спешит после этого заявления поставить точку, в то время как ди-

намическая психология поставит двоеточие, ибо это заявление неизбежно влечет за собой

множество других, каждое из которых требует эмпирической проверки. Чувство отверженно-

сти охватывает всего человека, оно сказывается на его соматическом и психическом со-

стоянии. В частности, мы можем сказать, что человек, чувствующий себя отверженным, на-

пряжен, что он несчастен. Его чувство воздействует не только на его физическое состоя-

ние, оно автоматически и неизбежно пробуждает к жизни иные чувства и желания самой раз-

нообразной окраски, такие, например, как неотступное желание завоевать любовь окружаю-

щих, всевозможные защитные реакции, нарастающее чувство враждебности и т.п.

Следовательно, подлинное понимание состояния, которое мы описали словами «он чув-

ствует себя отверженным», возможно только в том случае, если мы расширим его длинным

рядом прочих заявлений, каждое из которых обрисует отдельный аспект состояния отвер-

женного индивидуума. Говоря иначе, уже само чувство отверженности мы должны понимать

как мотивационное состояние. У меня складывается впечатление, что современные теории

мотивации исходят, как правило, из ошибочной трактовки мотивационного состояния как

особого, специфического, обособленного от процессов, происходящих на соматическом и лич-

ностном уровнях. А между тем любая претендующая на убедительность теория мотивации

должна исходить из противоположного допущения, должна предполагать, что мотивация не-

прерывна, бесконечна и изменчива, что она является универсальной характеристикой прак-

тически любого организмического состояния (с.64-65).

Человек — существо желающее. Человек крайне редко бывает полностью удовлетво-

рен, а если и бывает, то очень недолго. Стоит ему удовлетворить одно желание, на его мес-

те тут же возникает другое, затем третье, четвертое, и так до бесконечности. Желание

непрекращающееся и неизбывное является характерной особенностью человека, оно сопро-

вождает его на протяжении всей жизни. Назрела необходимость изучения взаимосвязей между

различными мотивациями. Устремившись к глубокому и широкому пониманию этих взаимосвя-

зей, мы вынуждены будем отказаться от пагубной склонности изолировать одни мотиваци-

124

онные единицы от других. До тех пор, пока мы будем изучать лишь внешние проявления по-

требности или желания, поступка, совершенного под действием потребности или желания,

удовлетворения, полученного от достижения желанной цели, — до тех пор наше представле-

ние о мотиве будет изолированным, единичным, частным, искусственно выдернутым из об-

щей картины мотивационной жизни индивидуума. Внешнее проявление частного мотива

практически всегда зависит от общего уровня удовлетворенности или неудовлетворенности

потребностей организма, то есть от того, насколько удовлетворены прочие потребности,

более фундаментальные, препотентные рассматриваемому. Очевидно, что если бы ваш же-

лудок постоянно был пуст, если бы вы все время изнывали от жажды, если бы вам каждоднев-

но угрожали землетрясения и наводнения, если бы вы все время ощущали на себе ненависть

окружающих, то у вас никогда не возникало бы желания написать ноктюрн, доказать теорему,

украсить свой дом, красиво одеться.

До сих пор теории мотивации незаслуженно обходили своим вниманием два чрезвычайно

важных момента. Во-первых, человек крайне редко бывает удовлетворен абсолютно, а если и

бывает, то очень недолго, чаще всего он бывает лишь более или менее удовлетворен; а во-

вторых, существует своего рода иерархия желаний, в которой одно желание препотентно

другому (с.65).

В предыдущей главе я указывал, что физиологическую потребность, или позыв, нельзя

рассматривать в качестве образца потребности или мотива, она не отражает законы, ко-

торым подчиняются потребности, а служит скорее исключением из правила. Позыв специфи-

чен и имеет вполне определенную соматическую локализацию. Позывы почти не взаимодей-

ствуют друг с другом, с прочими мотивами и с организмом в целом. Хотя последнее утвер-

ждение нельзя распространить на все физиологические позывы (исключениями в данном слу-

чае являются усталость, тяга ко сну, материнские реакции), но оно неоспоримо в отношении

классических разновидностей позывов, таких как голод, жажда, сексуальный позыв.

Считаю нужным вновь подчеркнуть, что любая физиологическая потребность и любой

акт консумматорного поведения, связанный с ней, могут быть использованы для удовлетво-

рения любой другой потребности. Так, человек может ощущать голод, но, на самом деле, это

может быть не столько потребность в белке или в витаминах, сколько стремление к ком-

форту, к безопасности. И наоборот, не секрет, что стаканом воды и парой сигарет можно на

некоторое время заглушить чувство голода (с.78-79).

После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жиз-

ни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно

объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в за-

висимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, по-

рядке, законе, ограничениях; другие потребности). Почти все, что говорилось выше о физио-

логических позывах, можно отнести и к этим потребностям, или желаниям. Подобно физио-

логическим потребностям, эти желания также могут доминировать в организме (с. 86).

После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопас-

ности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности,

принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда остро

начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет те-

плых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими

отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой

значимой и самой важной для человека, он может уже не помнить о том, что когда-то, когда

он терпел нужду и был постоянно голоден, само понятие «любовь» не вызывало у него ничего,

кроме презрительной усмешки. Теперь же он терзаем чувством одиночества, болезненно пе-

реживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга (с.86-87).

Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, как правило,

приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии. В нашем обществе сложи-

лось амбивалентное отношение к любви и нежности, и особенно к сексуальным способам вы-

ражения этих чувств; почти всегда проявление любви и нежности наталкивается на то или

иное табу или ограничение. Практически все теоретики психопатологии сходятся во мнении,

что в основе нарушений адаптации лежит неудовлетворенная потребность в любви и привя-

занности. Этой теме посвящены многочисленные клинические исследования, в результате

которых мы знаем об этой потребности больше, чем о любой другой, за исключением разве

125

что потребностей физиологического уровня. Рекомендую прочесть великолепную работу

Сатти (442), представляющий собой блестящий образец анализа «запрета на нежность».

Вынужден оговориться, что в нашем понимании «любовь» не является синонимом «сек-

са» (с. 88).

Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуж-

дается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств,

каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого

себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и

стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собствен-

ного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, незави-

симости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации

или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в за-

воевании статуса, внимания, признания, славы. Вопрос об этих потребностях лишь косвенно

поднимается в работах Альфреда Адлера и его последователей и почти не затрагивается в

работах Фрейда. Однако сегодня психоаналитики и клинические психологи склонны придавать

большее значение потребностям этого класса (с.88-89).

Эстетические потребности

Об этих потребностях мы знаем меньше, чем о каких-либо других, но обойти внимани-

ем эту неудобную (для ученого-естествоиспытателя) тему нам не позволяют убедительные

аргументы в пользу ее значимости, которые со всей щедростью предоставляют нам история

человечества, этнографические данные и наблюдения за людьми, которых принято называть

эстетами. Я предпринял несколько попыток к тому, чтобы исследовать эти потребности в

клинике, на отдельных индивидуумах, и могу сказать, что некоторые люди действительно ис-

пытывают эти потребности, у некоторых людей они на самом деле проявляются. Такие лю-

ди, лишенные эстетических радостей, в окружении уродливых вещей и людей, в буквальном

смысле этого слова заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарством

от него служит красота. Такие люди выглядят изнеможенными, и немощь их может излечить

только красота (314). Эстетические потребности обнаруживаются практически у любого

здорового ребенка. Те или иные свидетельства их существования можно обнаружить в любой

культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с первобытного человека (с.95).

Мера удовлетворенности потребности

Боюсь, что наши рассуждения могут подтолкнуть мысль читателя в ложном направле-

нии. Может показаться, что иерархия пяти описанных нами групп потребностей обозначает

конкретную зависимость — стоит, мол, удовлетворить одну потребность, как тут же ее

место занимает другая. Отсюда может последовать следующий ошибочный вывод — возник-

новение потребности возможно только после стопроцентного удовлетворения нижележащей

потребности. На самом же деле, почти о любом здоровом представителе нашего общества

можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых

потребностях. Наше представление об иерархии потребностей будет более реалистичным,

если мы введем понятие меры удовлетворенности потребностей и скажем, что низшие по-

требности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. Если в целях наглядности

воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднеста-

тистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%,

потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви — на 50%, по-

требность в самоуважении — на 40%, а потребность в самоактуализации — на 10%.

Термин «мера удовлетворенности потребности» позволяет нам лучше понять тезис

об актуализации более высокой потребности после удовлетворения более низкой. Особо сле-

дует подчеркнуть, что процесс актуализации потребностей не внезапный, не взрывной, ско-

рее следует говорить о постепенной актуализации более высоких потребностей, о медлен-

ном пробуждении и активизации. Например, если потребность А удовлетворена только на 10

%, то потребность В может не обнаруживаться вовсе. Однако, если потребность А удовле-

творена на 25%, то потребность В «пробуждается» на 5 %, а когда потребность А получает

75%-ое удовлетворение, то потребность В может обнаружить себя на все 50% и так далее

(с.98-99).

Множественная мотивация поведения

Ни одна из упомянутых нами потребностей почти никогда не становится единствен-

ным, всепоглощающим мотивом поведения человека. Подтверждением этому могут стать

126

исследования таких форм поведения, которые принято называть физиологически мотивиро-

ванными, например, исследования пищевого или сексуального поведения. Клиническим психоло-

гам давно известно, что посредством одного и того же поведенческого акта могут выра-

жаться самые разные импульсы. Иначе говоря, практически любой поведенческий акт детер-

минирован множеством детерминант или множеством мотивов. Если говорить о мотиваци-

онных детерминантах, то поведение, как правило, детерминировано не одной отдельно взя-

той потребностью, а совокупностью нескольких или всех базовых потребностей. Если мы

сталкиваемся с поведенческим актом, в котором мы можем выявить единственную детерми-

нанту, единственный мотив, то нужно понимать, что мы имеем дело с исключением. Человек

ест для того, чтобы избавиться от чувства пустоты в животе, но это не единственная

причина. Человек ест также и потому, что стремится к комфорту, к безопасности или пы-

тается таким образом удовлетворить иные свои потребности. Человек занимается любовью

не только под воздействием сексуального влечения. Для одного половой акт служит способом

мужского самоутверждения, для другого это возможность властвовать, почувствовать себя

сильным, третий, занимаясь любовью, ищет тепла и сочувствия. Хорошей иллюстрацией

этому тезису послужило бы специальное исследование. Мне кажется, что возможно было бы

(если не практически, то хотя бы теоретически) проанализировать любой отдельно взятый

поведенческий акт конкретного индивидуума и попытаться обнаружить в нем конкретные

проявления его физиологических потребностей, его потребности в безопасности, потребно________________-

сти в любви, потребности в самоуважении и потребности в самоактуализации. Такой подход

в корне отличен от наивного, прямолинейного подхода, принятого в психологии личности, ко-

гда поведенческий акт жестко соотносится с определенной чертой характера или с опреде-

ленным мотивом, например, акт агрессии рассматривается как свидетельство агрессивно-

сти человека (с.100-101).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.82.163 (0.226 с.)