Сущность сознания. Сознание и без. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность сознания. Сознание и без.



В ср века: сознание — не только знания о внешнем мире, но и прежде всего о собственном духовном опыте. Декарт (нов вр): свойство материи — протяженность, а свойство духа — спос-ть мыслить. Дж.Локк: не может быть в разуме того, чего ранее не было в чувствах. Если в эп нового времени сознание признавалось первичной реальностью не зависящей от экон, соц и пр факторов, то Марксизм признает вторичность сознания по отношению к миру. Не сознание опр-ет бытие, а наоборот. «Сознание — есть осознанное»

Предпосылки возникновения:

1.Биологические (созн, как следствие развития отражения форм материи); 2.Трудовая концепция, марксизм (в возникновении созн главную роль играет труд; созн формируется в деятельности в труде; орудие труда — носители вновь открытых свойств, предметов природы); 3. сознание возникает лишь в обществе, из потребности передать из покол в покол трудовые навыки. Язык — осн ср-во передачи инфо.

Сознание — свойство чел мозга особым образом отражать объективную действительность; субъективный образ объективной действительности. Сознание чела связано с формированием второй сигнальной системы, т.е. чел оперирует понятиями вместо реальных предметов. Сознание человека - есть, по существу, его жизнь, состоящая из бесконечной смены впечатлений, мыслей и воспоминаний.

Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.

Классы проявления бессознательного:

Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается. Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.

 

49) Люди в одной стране, одном об ществе живут в более или менее одинаковых условиях - в условиях одной культуры, одних нравов и обычаев, одного языка, но люди все равно все разные, непохожие друг на друга. Даже в одной семье дети вырастают разными, хотя воспитываются в одинаковых условиях.

 

Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?

 

Во-первых, особенности психического склада: темперамент, скорость психических реакций, сообразительность. Все это дается человеку по наследству.

 

Во-вторых, опыт детства и воспоминания о детстве. У каждого человека свой опыт детства, свои переживания, каждому по-своему открывался мир, каждый по-своему переживал детские страхи, неудачи или радости. Опыт детства накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Возможно, все наши таланты и способности заложены в родительской (прежде всего материнской) любви. Ребенок, который с детства чувствует эту любовь, живет в атмосфере любви, всю свою жизнь, словно броней, защищен от невзгод и напастей. У него, как правило, все получается в жизни, он талантлив или обладает многими незаурядными способностями. Наоборот, тот, кто вырос без любви, в холодной и суровой атмосфере равнодушия, всю жизнь чувствует себя одиноким, даже если окружен семьей или родственниками, у него все в жизни складывается трудно и тяжело. Воспоминания детства сопровождают человека до самой смерти, и с годами, что интересно, не только не тускнеют, но становятся ярче. Старые люди с трудом вспоминают, что с ними было вчера, но до мельчайших подробностей помнят свое детство с самых ранних дней.

 

В-третьих, особенности индивидуальной биографии: каждый проживает свою жизнь, и все, что с ним случается, и то, как он к этому относится, совершенно не похоже на жизнь других людей.

 

В-четвертых, противоречивость жизненных ролей. У каждого в жизни одновременно несколько ролей, которые он "играет". Например, студент, когда разговаривает с преподавателями, и особенно с ректором, - это один человек, внимательный, почтительный, глаза его так и светятся знанием и усердием. Но стоит ему выйти на улицу, где его ждут друзья, он - совершенно другой. Третьим человеком он становится дома, с родителями. Это не значит, что он всякий раз притворяется - у человека много лиц, вернее, много сторон его личности, много ролей. Часто эти роли даже противоречат друг другу и тем не менее образуют единый комплекс его личности, совершенно своеобразный.

 

50) Глобальные проблемы возникли во второй половине XX в. Исторически им предшествовали локальные (местные) и региональные проблемы. Сам термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в конце 60-х годов XX в. Глобаль-ные проблемы обладают тремя признаками:

они охватывают все страны;

их решение возможно усилиями всего человечества, если несколько стран иди даже одна большая страна будет уклоняться от их решения, то человечеству будет грозить серьёзная опасность;

неспособность решить какую-либо из глобальных проблем будет означать либо глубокую катастрофу для человечества, либо даже его гибель. Таким образом, глобальные проблемы — это проблемы жизни и смерти человечества. Никогда ещё человечество не было таким могущественным в техническом и научном отношении, как сейчас, но никогда до этого не стояло оно на грани всеобщей катастрофы.

В целом глобальные проблемы представляют собой сложную систему, включающую в себя три основные группы взаимосвязанных проблем. Первая группа - это интерсоциальные проблемы, выражающие противоречия между странами и группами стран. Первая из интерсоциальных проблем и самая важная из всех вообще глобальных проблем на данном этапе — это проблема сохранения мира между ведущими державами и предотвращения термоядерной войны. Какими бы серьёзными опасностями для человечества ни сопровождались все остальные глобальные проблемы (экологическая, демографическая, сырьевая и др.) они даже в совокупности несопоставимы с гибельными последствиями мировой термоядерной войны.

 

51) По Фрейду структура сознания состоит из трех компонентов. Ее первым значимым основанием является психическая энергия желаний, которые требует к себе немедленного удовлетворения. Этот компонент является источником как творческих, так и разрушительных тенденций. Этот компонент получил название «Оно».

Второй компонент, названный ученым «Эго» или просто «Я» является отпечатком реальностей внешнего мира на уровне влечений, страстей или неосознанных эмоций. Этот компонент является своего рода посредником между внешним миром и «Оно» однако руководствуется не желанием, а долгом.

Последний компонент «Сверх-я» является производной составляющей всей культурной надстройки общества. Это система установленных правил, запретов — все то, что с детства усваивает человека, с чем он считается или вынужден считаться. В сознании этот компонент проявляет себя как совесть, вызывающая чувство страха, вины, стыда, депрессии.

Вся эта структура по Фрейду начинается от бессознательного и возвращается к нему. Подлинное сознание находится между этими крайними компонентами и пребывает в качестве сознания страдательного.

Таким образом, Фрейд, соединив сознательное и бессознательное, несколько принизил роль разума, введя к него биологическое основание, как своего рода тормоз развития. По его мнению, бессознательное доминирует всеми нашими поступками, хотя мы это и не осознаем.

 

52) Немецкая философия второй половины XVIII — первой половины XIX вв., вошедшая в историю мировой философии под названием классической, начинается с Иммануила Канта (1724 — 1804). Его философское творчество традиционно делят на два приода: докритический и критический.

В наиболее значимой работе докритического периода “Всеобщая естественная история и теория неба” (1775) Кант сформулировал мысль, которая позднее в западноевропейской науке оформилась в некую “коллективную” теорию — гипотезу Канта-Лапласа. Это была мысль о естественном происхождении Вселенной под действием динамических сил из первоначальной газовой туманности. В этой же теории он развил идею о целостности устройства мироздания, наличии в нем законов взаимосвязи небесных тел, в совокупности своей образующих единую систему. Такое предположение позволило Канту сделать научное предсказание о наличии в Солнечной системе еще неоткрытых планет. В век господства механицизма Кант одним из первых среди философов попытался построить картину подвижного, динамичного, эволюционного мира.

Докритический период явился как бы подготовительным этапом к критическому периоду — уже в то время Кантом вынашивались бессмертные идеи, вошедшие впоследствии в классику мировой философии и составившие, по оценке самого Канта, “коперникианский переворот” в философии.

 

53) Проблема истины в философии потребовала для своего решения нескольких способов толкования этого понятия.

Онтологическое понимание. «Истина – то, что есть». Важно само наличие вещи или предмета. Верность заключения может быть раскрыта в определенный момент, человек откроет его через слова, произведения искусства, сделав тем самым достоянием всех. Однако к случаям разного понимания и восприятия одного и того же процесса такая позиция не критична.

Гносеологическое понимание. «Истина – когда знания соответствуют действительности». Но здесь также возникает множество разногласий, поскольку распространена практика сравнения заведомо несравнимого: реально-материального и идеального. Тем более многие явления, к примеру, «свобода», «любовь», невозможно проверить.

Позитивистское понимание. «Истина должна подтверждаться опытом». Позитивизм рассматривал только то, что можно реально проверить на практике, а остальное выходило за предел изучения «настоящей философии». Подобный подход явно оставляет без внимания многие важные для человека явления, процессы, сущности.

Прагматическое понимание. «Истина — полезность, эффективность знания». Согласно этому подходу верным признавали то, что дает эффект, приносит прибыль.

 

54) Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

 

 

55) К духовной жизни человека относят: знания, чувства, потребности, переживания, способности, веру, убеждения, стремления и цели.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое и религиозное сознание.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия.

Мораль - это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения.

Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме понятий, теорий, законов) н основанные на результатах научных исследований.

Искусство - это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия - это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности.

 

56) Отношение к самому себе включает сложные многогранные чувства и эмоции, которые нужно знать, потому что это очень важно, хотя чаще всего мы обращаем на них меньше всего внимания, считая, что относимся к себе правильно. Ведь даже если мы критикуем и негативно относимся к себе, то мы считаем, что никто не вправе указывать в таком вопросе.

Мы наивно полагаем, что как мы к себе относимся – это наше личное дело, но на самом деле мы не должны негативно относиться к себе, это наносит большой вред душе. Когда мы ненавидим другого человека, его душе так же наносится вред, но его защищает любовь, которая есть в его душе, а вот перед агрессивным отношением к себе мы беззащитны.

Мы должны научиться любить себя, при этом не впадая в грех обожествления и превозношения себя, что многим опасней обожествление вами другого человека.

Хотелось бы обратить ваше внимание на еще одно чувство, которое будет вам мешать в изменении отношения к себе: жалость к самому себе. Это очень тонкая, слабо уловимая и постоянно оправдываемая программа. Вы должны понять: любить себя и жалеть себя – это не одно и то же. Любить себя – это жить и поступать исходя из интересов души, стремиться менять себя относительно каждой новой посланной Богом ситуации. Жалеть себя – это исподволь показывать, какой вы хороший и обижать вас, конечно, не за что и нельзя, а тот, кто все-таки обидел вас, безгрешного и беззащитного, и из-за кого вам себя так жалко – плохой. Тем самым вы будете беречь и взращивать грязь души, которую вам не хочется замечать и убирать.

 

57) Также как философия и искусство религия имеет сокровенную цель – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами. Однако, в отличие от искусства философия и религия соотнесены в этом стремлении через феномен предельного, вечного, и через феномен веры. При этом осознание вечности в религии осуществляется в формах сознания массового и нравственно-практического, а в философии – в формах сознания теоретического и во многом элитарного.

Религия и философия в разное и по-разному верят. Устремляясь от обыденного, религия обращается к сверхъестественному персонифицированному началу мира – Богу, имеющему лик, образ, представленному иконой. Философия же направлена на постижение абсолюта, некоторого единого без личностного начала мира. Но как Бог, так и абсолют являются предметом особого чувства человека: воодушевленности, влюбленности, веры, - в конечном счете, веры в особую значимость, святость вечного творца и сотворенного мира. Философия – это, по словам К. Ясперса, «философская вера».

Но философская вера – это, прежде всего вера в человека, способного подняться до божественного. В радикальном варианте – это вера в разум, в теоретизм. Язык философии – это язык поясняющего поучения, возрастающего до теоретического знания. Поэтому философская вера не авторитарна. Она имеет только один «авторитет» – законы разума и предполагает духовную, мыслительную свободу говорящего и слушающего.

 

58) Моральная философия Канта главным объектом своей критики считала эмпиризм. Иммануил Кант был величайшим философом своего времени. Философ так писал про эмпиризм:«...эмпиризм гораздо опаснее всякой экзальтации, которая никогда не может быть положительным состоянием многих людей». Под экзальтацией подразумевался рационализм.

Этика — исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности.

История этики различалась огромным разнообразием школ, направлений и редким совпадением общих точек зрения даже самых видных философов.

В спорах рассматривался один и тот же вопрос — вопрос о единстве противоположностей между чувственными стремлениями и моральным законом человеческого разума. История этики,рассматривая эти важные для человечества вопросы, выделяет два основных направления — эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм считает чувственные стремления человека принципом поступка, доказывая, что удовлетворение этих стремлений являет-ся счастьем, и оно совпадает с добром. Что касается морального закона, он считается внешним средством для достижения чув-ственных целей.

 

59) Философия и искусство соотносятся через феномен творчества. Философия, как и искусство, есть творчество, причем часто и художественное. Не случайно такие имена как Платон, Августин, Ницше, Соловьев, Сартр одинаково принадлежат как философии, так и литературе. Философская и художественная интуиция одинаково исходят из того, что человеческая жизнь имеет особый статус в мире, не сводится только к случайностям ее эмпирического существования, и может иметь непреходящий, высший смысл.

Из философского творчества, так же как и из художественного, невозможно удалить элемент живого присутствия человека-творца, его собственное видение мира. Однако личностное творческое начало в философии и искусстве направлены по-разному. В искусстве – это самовыражение художника через создание образа. В философии – это «авторское» внедрение философа в философскую традицию через создание концепции (системы понимания, понятий), стремящейся к объясненности, доказательности, истинности.

Образ и концепция – две различные «единицы» творчества. Они определяют различные ритмы, правила, цели творческого процесса в искусстве и философии. В отличие от творчества в искусстве, философское творчество стремится, по словам голландского философа Б. Спинозы, «не плакать, не смеяться, но понимать!»

 

Бытие

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Каково же содержание философской категории «бытие»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции – самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными формами бытия являются:

материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (неиндивидуального) духовного бытия;

человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.194.170 (0.058 с.)