Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Педагогика как общественная наукаСтр 1 из 7Следующая ⇒
Цель лекции – представление общих основ педагогики и рассмотрение ее в системе наук. Содержание лекции: 1. Воспитание как общественное явление. 2. Педагогика – наука о воспитании. Предмет педагогики. 3. Основные категории педагогики. 4. Система педагогических наук. 5. Связь педагогики с другими науками.
1. Воспитание как общественное явление. Воспитанием молодого поколения люди занимаются с возникновением человечества, однако лишь при рабовладельческом строе, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию. Основной целью воспитания педагогика Античности провозглашала всестороннее развитие человека. Данный этап развития педагогической науки ученые называют эмпирическим. В Средние века (V–XVI вв.) целью образования и воспитания были религиозный аскетизм, умерщвление плоти и духовное возвышение личности. Данный этап в развитии педагогики характеризуется изучением воспитательных явлений в русле философских концепций. Значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли: в России – В.Мономах (1053–1125), Нестор (конец XI – начало XII в.); в Европе – Ф.Аквинский (1225–1274); в Беларуси – Е.Полоцкая (1110–1173), К.Туровский (1130–1182). В эпоху Возрождения (ХIV–XVII вв.) воспитание строится также на религиозных началах, однако педагогическая мысль получает дальнейшее развитие в трудах ученых: в Европе – В.Фельтрэ (1378–1446), Э.Роттердамского (1466–1536), Т.Мора (1478–1535), Ф.Рабле (1483–1553), И.Лойолы (1491–1556), М.Монтеня (1533–1592), Я.А.Коменского (1592–1670), Дж.Локка (1632–1704); в Беларуси – Н.Гусовского (1480–1533), Ф.Скорины (ок. 1490 – ок.1550), С.Будного (1530–1593), С.Полоцкого (1629–1680); в России – И.Федорова (1510–1583) и др. В эпохи Реформации и Просвещения (XVI–XVIII вв.) господствует идея “светского аскетизма”, т.е. ограничения жизненных потребностей. Дальнейшее развитие педагогической теории в Европе обеспечивается в трудах Ж.-Ж.Руссо (1712–1778), Д.Дидро (1713–1784), К.Гельвеция (1715–1771), П.Гольбаха (1723–1789), Г.Песталоцци (1746–1827), Р.Оуэна (1771–1858), И.Гербарта (1776–1841), А.Дистервега (1790–1886); в России – М.В.Ломоносова (1711–1765); в Беларуси – Я.Чечота (1796–1847) и др. Как особая наука педагогика из системы философских знаний была выделена английским философом и естествоиспытателем Ф.Бэконом (1561–1626) в трактате “О достоинстве и увеличении наук” (1623). Статус педагогики как науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Я.А.Коменского. Данный этап в развитии педагогической науки связан со становлением и развитием самостоятельной педагогической теории.
Значительный вклад в развитие педагогики XIX–XX вв. внесли: в России – Н.И.Пирогов (1810–1881), В.Г.Белинский (1811–1848), А.И.Герцен (1812–1870), К.Д.Ушинский (1824–1871), Н.Г.Чернышевский (1828–1910), Л.Н.Толстой (1828–1910), Н.А.Добролюбов (1836–1861), Н.К.Крупская (1869–1939), С.Т.Шацкий (1878–1934), П.П.Блонский (1884–1941), А.С.Макаренко (1888–1939), В.А.Сухомлинский (1918–1970) и др.; в Беларуси – такие просветители, как С.Монюшко (1819–1872), Ф.Богушевич (1840–1900), Я.Лучина (1851–1897), Э.Пашкевич (1876–1916), Я.Колас (1882–1956), Я.Купала (1882–1942), З.Бядуля (1886–1941), Т.Гартный (1887–1937), М.Богданович (1891–1917); в Европе и Америке – Дж.Дьюи (1859–1952), Э.Торндайк (1874–1949), Б.Спок (1903–1998) и др. [1; 5]. Педагогические идеи ХХ в. развивались на фундаменте демократических концепций светского и религиозного направлений. Данный этап в развитии педагогики характеризуется дифференциацией и интеграцией ее с другими науками. В условиях перемен в идеологии и общественной жизни, характерных для начала ХХI в., по-иному трактуются цели образования, поскольку предполагают полное развитие способностей человека, нужных ему и обществу, активную позицию в жизни, приобщение к культуре, гуманистическую ориентацию. Сегодня воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти. Формирование гражданских и социальных качеств личности осуществляется на основе принятых и действующих положений в идеологии, конституции, законах, которые требуют подчинения деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения и направляют усилия на формирование необходимого типа личности. Учебное заведение – это социальный институт, общественная система, призванная удовлетворять в одинаковой мере образовательные запросы государства, общества и личности. В философском смысле воспитание – это приспособление человека к среде и условиям существования, с его помощью прививаются навыки поведения в определенных условиях. Назначение воспитания состоит в превращении существа Homo sapiens в человека культурного, нравственного – Homo etos.
2. Педагогика – наука о воспитании. Предмет педагогики. Отечественная педагогика разрабатывалась как теория воспитания.В учебных пособиях для студентов педагогических вузов, изданных в 80–90-е гг. ХХ ст. отмечаются сложность и многозначность категории “воспитание”. И.П.Подласый определяет педагогику как науку о воспитании, а ее предметом называет воспитательную деятельность по приобщению человека к жизни в обществе, осуществляемую учебно-воспитательными учреждениями, социальными институтами, семьей [8, с. 42]. В качестве объекта исследования педагогической науки в данном случае выступает растущий, развивающийся человек с позиции целостности природного, общественного и индивидуального в его сущности, становлении и деятельности. Во все времена педагоги искали пути помощи людям в реализации данных им природных возможностей, формировании новых качеств. Для этого накапливали знания, создавали жизнестойкие педагогические системы, определяли и ранжировали основные задачи педагогической науки. Важнейшая задача педагогики – выявление закономерностей в области воспитания, обучения, образованияи управления образовательными и воспитательными системами. Важной признана задача разработки и обоснования новых систем обучения и воспитания, методов и учебных материалов. Рядом с ней по значимости стоит задача прогнозирования обучения и воспитания на ближайшее будущее. Прогнозирование в данном случае выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки. Задача внедрения результатов педагогического исследования в практику имеет обязательный характер, поскольку ее решение свидетельствует об эффективности научного поиска. Кроме того, в текущей практике возникают временные задачи педагогической науки: разработка тестов, стандартов, электронных учебников и т. д. 3. Основные категории педагогики. Важнейшим условием функционирования любой науки является наличие в ней понятийного аппарата. Общие, фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями. Все категории, которые входят в педагогическую науку, делятся на три группы: философские, педагогические, общенаучные. Философские категории в педагогике отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой педагогики в той части действительности, которую она изучает. К их числу относятся такие общеизвестные категории, как противоречие, качество и количество, причина и следствие, общее и единичное и др. Процессы сближения наук, применение комплексного подхода, вызвали появление общенаучных понятий, к которым относятся развитие, формирование, система и др. Педагогическими категориями являются следующие: воспитание, образование, самообразование, обучение, компетенция, компетентность и др. Воспитание традиционно рассматривается [8, с. 51–58]: в философском смысле – как приспособление человека к условиям жизни;
в социальном смысле – как передача опыта жизни и поведения от старших поколений к младшим; в широком педагогическом смысле – как целенаправленное воздействие на формирование личности в специальных учреждениях и организациях в соответствии с поставленными целями; в узком педагогическом смысле – как специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях. В педагогической теории обучение определяется какспециально организованный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных способностей и потенциальных возможностей учащихся, закрепление навыков самообразования, в соответствии с поставленными целями. Исследователи современного состояния общества констатируют развитие информационного этапа постиндустриального общества, неотъемлемой чертой человека в котором становится владение информационными технологиями. Для индустриального общества в образовании ведущим был “знаниевый” подход, сегодня он дополняется компетентностным подходом, который предполагает необходимость формирования в процессе обучения ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, социально-трудовой, самоопределения. Данный подход предусматривает реализацию “знаниевого”, но акцент проставляет на способности человека решать проблемы, используя имеющиеся знания, умения и навыки. В связи с этим в работах по модернизации образования в педагогическую науку введены категории “компетенция” и “компетентность”. Под компетенцией впедагогической литературе понимаются заданная норма, требования к подготовке учащихся [7, с. 5; 9, с. 48, 280; 11, с. 60, 61]. Компетентность – это качество личности, предполагающее, что человек владеет определенной компетенцией. Образование – процесс и результат обучения и воспитания, который представляет систему накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления и направленности эмоционально-ценностных отношений и поведения. Учитывая общественную сущность воспитания, в педагогике выделяют следующие основные социальные функции (см. рис. 1): – теоретическую, которая состоит в выявлении и анализе законов и закономерностей воспитательного процесса;
– практическую, которая заключается в разработке и реализации рекомендаций по организации конкретного воспитательного процесса; – прогностическую, позволяющую на основе изученных законов прогнозировать результаты деятельности на перспективу; – мировоззренческую, которая связана с формированием ценностных ориентаций личности, ее гуманистической направленности, что составляет основу педагогического мышления. Педагогика в системе других наук о человеке исследует закономерности воспитания, образования, обучения личности, ее развития и формирования. В соответствии с главными видами учебно-воспитательной деятельности или нагрузки, которые несут в себе важнейшие категории педагогики, ученые выделяют соответствующие функции: воспитательную, образовательную, обучающую, развивающую и формирующую (см. рис. 1). Содержание названных функций будет рассматриваться в соответствующих разделах (теоретические основы обучения, теория воспитания). 4. Система педагогических наук. Педагогика прошла длительный путь развития и превратилась в разветвленную систему научных знаний (рис. 2). Сегодня в качестве источников развития педагогической науки рассматриваются: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы к обучению и воспитанию в современных быстро меняющихся условиях. Процесс дифференциации педагогики имеет два направления: с одной стороны, учитываются возрастные группы, с другой – сферы деятельности.
Рис.1. Социальные функции педагогики
Рис. 2. Система педагогических наук Развитие проблем воспитания и обучения как общественных явлений, историю педагогических учений исследует история педагогики. Без знаний истории педагогики нельзя заглянуть в будущее. Педагогическое содержание памятников народной культуры итрадицийизучает особая отрасль педагогики – этнопедагогика. Базовой наукой в педагогике принято считать общую педагогику, которая изучает общие закономерности обучения и воспитания и использует их для разработки основ учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях разного типа. Закономерности обучения и воспитания человека с учетом возрастных особенностей изучает возрастная педагогика, внутри которой самостоятельно сформировались дошкольная педагогика, школьная педагогика, педагогика профессионально-технического образования, педагогика среднего специального образования. Специфические проблемы получения высшего образования изучает педагогика высшей школы. Ее предметом являются закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения.
Закономерности обучения и воспитания в системе повышения квалификации и переподготовки кадров изучают педагогика последипломного образования и педагогика труда. Теоретические и прикладные разработки по проблемам семейного воспитания, социального комфорта ученика в школе, а также по вопросам внешкольного образования и воспитания детей и взрослых представляют самостоятельные отрасли (превентивная, реабилитационная, коррекционная, профилактическая и др.) в подсистеме единой педагогической науки – в социальной педагогике. Специальная педагогика изучает закономерности обучения и воспитания детей с отклонениями здоровья. Изучение в сопоставительном плане состояния, закономерностей и тенденций развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира осуществляется в самостоятельной области педагогической науки – в сравнительной педагогике. Особенности воспитания и обучения в специфических условиях изучает профессиональная педагогика – производственная педагогика, военная, спортивная, музыкальная, театральная педагогика и др. Каждый педагог должен владеть методикой преподавания своего предмета. Методика преподавания занимается разработкой содержания, форм и методов изучения отдельных предметов, распространением передового педагогического опыта. 5. Связь педагогики с другими науками. Педагогика, будучи самостоятельной наукой, развивается в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами [4]. Философские науки (этика, эстетика, социология и др.)обеспечивают педагогику информацией о состоянии общества, помогают определить смысл и цели воспитания. Биологические науки (анатомия, физиология, генетика) помогают понять биологическую сущность человека: его физическое строение; генетическое происхождение; особенности развития высшей нервной деятельности, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органов чувств. Использование закономерностей развития психики человека (их изучает психологическая наука) для повышения эффективности воспитательных воздействий на внутренний мир и поведение человека определяет основную область взаимодействия педагогики и психологии. В пограничных областях развиваются педагогическая психология и психопедагогика. Педагогика тесно связана с экономикой, математикой, экологией, медициной, искусствознанием и другими науками; на их стыках возникли новые науки – кибернетика, математическая, компьютерная педагогика и др. Таким образом, развиваясь как общественное явление, педагогическая теория и практика отражает потребность своего времени и обеспечивает адекватное образование, воспитание и развитие подрастающего поколения.
Вопросы и задания 1. Что такое педагогика? 2. Почему педагогика использует несколько дефиниций воспитания? 3. Что такое обучение? 4. Назовите науки, которые входят в систему педагогических наук. Литература 1. Асвета і педагагічная думка ў Беларусі: са старажытных часоў да 1917 г. / пад рэд. М.А.Лазарука [і інш.]. – Мн.: Народная асвета, 1985. – 464 с. 2. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / Ю.К.Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с. 3. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: учеб. для студентов пед. вузов / В.П.Беспалько. – М.: Ин-т проф. образования России, 1995. – 336 с. 4. Журавлев, И.К. Педагогика в системе наук о человеке / И.К.Журавлев. – М.: Педагогика, 1990. – 166 с. 5. Константинов, Н.А. История педагогики / Н.А.Константинов [и др.]. – М.: Педагогика, 1982. – 447 с. 6. Лихачев, Б.Т. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Б.Т.Лихачев. – М.: Прометей; ЮРАЙТ, 1998. – 464 с. 7. Осмоловская, И.М. Проблемы развития дидактики в информационном обществе / И.М.Осмоловская // Инновации в образовании. – 2009. – № 6. – С. 4–19. 8. Подласый, И.П. Педагогика / И.П.Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с. 9. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж.Равен; пер. с англ. – М.: Когито-центр, 2002. – 394 с. 10. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей / М.Н.Скаткин. – М.: Просвещение, 1980. – 144 с. 11. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
Вопросы и задания для самостоятельного изучения 1. Предмет педагогики. 2. Общественный характер воспитания молодежи. 3. Приоритет гуманистических тенденций в современной педагогической теории и практике. 4. Анализ педагогического задания с использованием полученных знаний по педагогике. Исходя из известных вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке: значение каких наук возрастает? какие новые научные дисциплины могут (или должны) появиться? [6, с. 55]. 5. Какие цели и задачи воспитания скрыты в афоризмах великих людей и лаконичных фразах из народной педагогики? Проанализируйте предложенные ниже варианты и назовите наиболее удачные из них, которые помогают решать проблемы воспитания сегодняшнего дня. *** Один может открыть больше другого, но никто всего (древнеримское изречение). *** Кто учился наукам, но не применяет их, похож на того, кто пахал, но не сеет (Саади). *** Помнить – значит сохранить в памяти порученное тебе другими, а знать – это значит делать и по-своему, не упершись глазами в образец, и не оглядываясь всякий раз на учителя (Сенека). *** Великая цель образования – это не знания, а действия (Г.Спенсер). *** Знание – дерево, а дело – плоды. *** Век живи – век учись. *** Не обманывается тот, кто советуется. *** Читать, не размышляя, – как есть, не пережевывая.
Формы учебной деятельности: 1. Выбор темы и написание реферата с использованием литературных источников и методических пособий (тематика предложена в приложении). 2. Участие в научных исследованиях. Выбор темы курсовой работы по педагогике. Форма контроля – проверка рабочей тетради.
Литература Основная 1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / Ю.К.Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с. 2. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики: учебник для вузов / О.С.Гребенюк, М.И.Рожков. – М.: Владос, 2003. – 160 с. 3. Журавлев, И.К. Педагогика в системе наук о человеке / И.К.Журавлев. – М.: Педагогика, 1990. – 166 с. 4. Лихачев, Б.Т. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Б.Т.Лихачев. – М.: Прометей; ЮРАЙТ, 1998. – 464 с. 5. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П.Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с. 6. Пуйман, С.А. Практикум по педагогике: пособие / С.А.Пуйман, В.В.Чечет. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 176 с. 7. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 566 с. 8. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / И.Ф.Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002. – 516 с.
Дополнительная 1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 299 с. 2. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям / А.Н.Джуринский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Владос, 2003. – 239 с. 3. Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех: книга для будущих родителей / С.Л.Соловейчик. – М.: Детская литература, 1987. – 365 с.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.99.151 (0.068 с.) |