Позитивистская социология О.Конта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивистская социология О.Конта.



Основателем социологии как само­стоятельной и целостной науки об об­ществе стал французский ученый и фи­лософ позитивист Огюст Конт (1798— 1857), энциклопедически образованный мыслитель. Конт выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые суще­ствуют автономно по от­ношению друг к другу.

Конт поставил и решал проблему функ­ционирования и развития общества как це­лостного социального организма. Согласно его взглядам, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс. Он считал, что общество во многом формирует людей по своему образу и подобию. Человек может играть малую или большую роль в обществе, но лишь как социальный субъект, а не как автономно развивающаяся и абсолютно свободная в своих действиях личность.

Конт поль­зовался понятиями социальная статика для истолкования структуры общества и социальная динамика, с помощью которого раскрывал механизм функционирования и развития общества. Конт называл свою философию и социологию позитивными, по­ясняя при этом, что они полностью базируются на данных науки — не на догадках, а на научных наблюдениях.

Закон интеллектуальной эволюции человечества (закон 3х стадий)

Этот закон является центральным звеном философско-социологических взглядов О. Конта.

Согласно ему, познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития:

1) На теологической стадии человеческий ум пытается объяснить окружающие его и природные, и социальные явления воздействием сверхестественных сил. Главная особенность этой стадии – стре­мление к абсолютному знанию. Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм (всем внешним телам приписывается жизнь, аналогичная человеческой ), политеизм (одушевленность переносится на вымышленные существа ), монотеизм (главным и единственным источником всего сущего признается некое верховное существо - всемогущее и единое, устанавливающее мировой порядок). Эта ста­дия обеспечивала предва­рительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил.

2) На метафизической стадии человеческое мыш­ление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, но не посредством сверхъестественных фа­кторов, а посредством абстракций, таким как природа. Это переходная стадия, она главным образом разрушает представления предыдущей стадии, не предлагая ничего конкретного взамен.

3) Основной признак позитивной, или научной стадии состоит в том, чтобы применить к изучению социальных явлений приемы и методы естественных наук. Суть этой стадии – в повсеместной замене недоступных определению причин простым исследованием постоянных отношений и связей между существующими явлениями. Дело ученого- наблюдать, регистрировать и систематизировать факты и затем выявлять определенные закономерности, которые универсальны как для природы, так и для общества.

Закономерный и про­грессивный характер развития общества, по мнению Конта, подчиняется в своем развитии биологическим законам, законам космоса, движения небесных тел и планет. Однако главное влияние на развитие обще­ства оказывает интеллектуальная эволюция человечества как эволюция его сознания. При этом особую роль он отводил науке как выс­шему проявлению интеллектуальной эволюции. Обосновывая идею социального прогресса, Конт говорит, что человечество беспрерывно развивается во время хода цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения. При этом интеллектуальная эволюция человечества определяет содержание и направленность всех сторон прогрессивного развития общества.

Конта уделял большое внимание проблеме гармонизации в развитии общест­ва и отмечал, что гармония в обществе - это гармония «между целым и частями социальной системы», согласованное взаимодействие всех сторон жизни общества — политической, экономической, духовной, биологической и др. Социальной гармонии можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодейст­вия между всеми частями общества.

В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возмож­ность нормального развития в нем каждого сословия, каждого на­рода, каждого человека.

Эти и многие другие поло­жения социологии Конта помогают глубже осмысливать современ­ные проблемы развития нашего общества. Все это делает учение О. Конта важным достоянием современной социологии. Именно в силу актуальности проблем, поставленных в социологии Конта, и научной продуктивности их решения его учение было усвоено и продолжено многочисленными последователями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.142.171 (0.006 с.)