Хлорирование нормальными дозами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хлорирование нормальными дозами



Для определения необходимой дозы хлора при хлорировании нормальными дозами проводится пробное хлорирование воды. В полевых условиях пробное хлорирование проводят в трех стаканах, в каждый из которых наливают по 200 мл исследуемой воды, вкладывают стеклянные палочки и с помощью выверенной пипетки (25 капель равны 1 мл) добавляют 1% раствор хлорной извести: в первый – 1 каплю, во второй – 2 капли, в третий – 3 капли. Воду в стаканах хорошо перемешивают и через 30 мин определяют наличие в ней остаточного хлора. Для этого в каждый стакан прибавляют 2 мл 5% раствора йодида калия, 2 мл хлористоводородной кислоты (1:5), 1 мл 1% раствора крахмала и тщательно перемешивают. При наличии остаточного хлора вода окрашивается в синий цвет, тем более интенсивный, чем больше в ней содержится остаточного хлора. Воду в стаканах, где появилось синее окрашивание, титруют по каплям 0,7% раствором тиосульфата натрия до обесцвечивания, перемешивая ее после добавления каждой капли.

Для расчета дозы выбирают тот стакан, где произошло обесцвечивание от 2 капель тиосульфата натрия, так как содержание остаточного хлора в этом стакане составляет 0,4 мг/л (1 капля 0,7% раствора тиосульфата натрия связывает 0,04 мг хлора, что соответствует при пересчете на 1л 0,04х5=0,2 мг/л). Если обесцвечивание произошло от 1 капли, содержание остаточного хлора недостаточно – 0,2 мг/л; при обесцвечивании от 3 капель содержание остаточного хлора избыточно – 0, 6 мг/л.

В зависимости от результатов пробного хлорирования рассчитывают количество хлорной извести, необходимое для хлорирования 1л воды.

Пример: Для расчета дозы выбран 2-й стакан, где при определении остаточного хлора на титрование пошло 2 капли 0,7% раствора тиосульфата натрия. В этот стакан на 200 мл воды было прибавлено 2 капли 1% раствора хлорной извести; следовательно, на 1л воды потребуется 2х5=10 капель, или 0,4 мл 1% раствора хлорной извести, так как в 1 мл содержится 25 капель.

Количество сухой хлорной извести, содержащейся в 0,4 мл 1% раствора, в 100 раз меньше (так как раствор однопроцентный) и составляет 0,4:100=0,004, или 4 мг сухой хлорной извести, т.е. доза хлора равна 4 мг/л хлорной извести.

 

Гиперхлорирование воды. Для гиперхлорирования воды студент получает воду и заполненную карту санитарного обследования водоисточника, включающую санитарно-топографические, санитарно-технические и эпидемиологические данные, а также результаты краткого полевого анализа воды. На основании этих материалов студент самостоятельно выбирает дозу хлора для гиперхлорирования воды с учетом рекомендаций, приведенных в методическом пособии.

Гиперхлорирование воды производится в колбе, куда наливают 1 л воды.

Исходя из заданной дозы, рассчитывают необходимое для обеззараживания 1л воды количество хлора и вносят его в воду, пользуясь 1% раствором хлорной извести.

Пример: Допустим, что вода имеет признаки значительного загрязнения, для ее гиперхлорирования выбрана доза 20 мг/л. Хлорная известь содержит 25% активного хлора. Зная, что в 100 мг хлорной извести содержится 25 мг активного хлора, легко рассчитать, в каком количестве извести будет содержаться выбранная доза 20 мг хлора.

В 100 мг извести содержится 25 мг активного хлора

х 20

 

100х20/25=80 мг

 

Для обеззараживания 1л воды потребуется, таким образом, внести 80 мг сухой хлорной извести. Т.к. мы применяем для хлорирования 1% раствор, то в 1 мл раствора содержится 10 мг сухой хлорной извести. Количество 1% раствора хлорной извести, которое следует внести для хлорирования 1л воды, рассчитывают следующим образом:

В 1 мл 1% раствора содержится 10 мг хлорной извести

Х 80

 

80х1/10=8 мл, т.е. для хлорирования 1 л воды следует внести 8 мл 1% раствора хлорной извести.

 

7) [практика] Дать гигиеническую оценку физического развития и состояния здоровья детей и подростков

7Оценка физ. Развития:

Физическое развитие - это комплекс морфофункциональных показателей в момент обследования

 

Закономерности изменения основных показателей физического развития у детей

1. Дифференцированность (гетерохронность) роста

l Процессы роста и развития отдельных систем и органов не всегда параллельны

l Дефинитивное формирование структуры органов и систем заканчивается в разные возрастные периоды

2. Эквифинальность роста (достижение величины, присущей данному биологическому виду)

 

Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме

проводится в 2 этапа.

 

1-й этап. Определение уровня биологического развития ребенка, его

соответствия календарному возрасту

 

Оценка уровня биологической зрелости детей и подростков

(биологический возраст) осуществляется по длине тела, ее прибавке,

срокам прорезывания постоянных зубов и их количеству, изменениям в

пропорциях тела, степени развития вторичных половых. В дошкольном (начиная с 5 лет) и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, общее количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно. В качестве дополнительных

показателей в дошкольном возрасте могут бить использованы: изменения в

пропорциях тела (отношение окружности головы к длине тела).

В среднем и старшем школьном возрастах оценка уровня

биологической зрелости осуществляется по длине тела и погодовой ее

прибавке, степени выраженности вторичных половых признаков.

Длина тела определяется с помощью ростомера или антропометра, а

ее прибавка - по разнице в показателях длины тела на день обследования

и за предыдущий год.

Масса тела измеряется при помощи взвешивания на медицинских весах

Окружность грудной клетки измеряется при помощи прорезиненной сантиметровой ленты

При определении общего количества постоянных зубов учитываются

зубы всех степеней прорезывания - от четкого появления режущего края

или жевательной поверхности над десной до полностью сформировавшегося

зуба.

Отношение окружности головы к длине тела - коэффициент ОГ/ДТ -

определяется как частное от деления величины окружности головы на

длину тела, выраженное в процентах.

Для установления степени полового созревания определяется:

У девочек - оволосение подмышечных впадин (Axillaris - Ax),

оволосение лобка (Pubis - Р), развитие грудной железы (Mammae - Ма),

возраст наступления первой менструации (Menarhis - Me);

У мальчиков - оволосение подмышечных впадин, оволосение лобка,

мутация голоса (Vocalis - V), оволосение лица (Faclalis - F), развитие

кадыка (Larings - L).

 

Для оценки уровня биологической зрелости ребенка проводится

сопоставление показателей его развития со средним возрастно-половым

стандартом. Если показатели биологического развития

ребенка соответствуют средним возрастно-половым значениям, то его

биологическое развитие оценивается как соответствующее календарному

возрасту, если превышает его - как опережающее, и отстающее, если

показатели ребенка ниже стандарта.

 

2-й этап. Определение гармоничности морфо-функционального

состояния. (оценивается гармоничность физического развития ребенка)

Морфо-функциональный статус ребенка оценивается по шкалам

регрессии массы тела и по длине тела. Определяется

соответствие массы тела и окружности грудной клетки длине тела

ребенка. По шкалам регрессии для каждого возраста и пола находят

показатель длины тела ребенка и соответствующий диапазон изменений

величин массы тела и окружности грудной клетки для данной длины тела

диапазон определяется значением М+-1 дельта R.

Оценка морфо-функционального статуса дополняется сопоставлением

функциональных показателей индивидуума со средними возрастно-половыми

значениями.

Морфо-функциональное состояние оценивается как гармоничное, если

масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или

отличаются в пределах одной частной сигмы (находятся в диапазоне

изменений). Нормальное физическое развитие – масса тела в пределах от М-1σr до М+2 σr.

 

Дисгармоничным за счет избытка массы тела морфо-функциональное

состояние считается тогда, когда масса тела больше должной на одну или

более частных сигм (превышает диапазон изменений).

Дисгармоничным за счет дефицита массы тела морфо-функциональное

состояние считается тогда, когда масса тела и окружность грудной

клетки меньше должной на одну или больше частных сигм (меньше

диапазона изменений). Дефицит массы тела– масса тела в пределах от М-1,1σr до М-2,0σR относительно длины тела. Избыток массы тела – масса тела в пределах от М+2,1σr до М+3 σr относительно длины тела.

 

 

оценка здоровья:

Соответственно указанным критериям разработана схема распределения детей и подростков по группам здоровья. Выделяют 5 групп здоровья:

 

Первая группа здоровья. Здоровые дети и подростки с гармоничным развитием и уровнем развития функциональных систем организма, который отвечает возрасту.

 

Вторая группа здоровья. Здоровые дети и подростки, которые имеют функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям, эти дети часто и продолжительно болеют.

 

Третья группа здоровья. Дети и подростки, которые страдают хроническими заболеваниями в стадии компенсации, но с сохранением функциональных возможностей организма.

 

Четвертая группа здоровья. Дети и подростки, страдающие хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, у которых снижены функциональные возможности организма.

 

Пятая группа здоровья. Дети и подростки, которые страдают хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и имеют значительно сниженные функциональные возможности организма.

 

 

Исследование физического развития детей:

Соматоскопия -описание и анализ данных наружного осмотра- состояние кожных покровов и слиз. оболочек., жироотложение, костяк,форма грудной клетки, позвоночник, форма ног, стопы, анализ отпечатка стопы, оценка степени полового развития, количества зубов.

Соматометрия - рост, вес окружность груд клетки.

Физиометрия - ЖЕЛ, мышечная сила рук, АД, ЧДД,ЧСС.

Метод сигмальных отклонений.

Оценивают соматометрич. показатели -рост, вес, окружность грудной клетки.

Из фактических показателей вычесть показатели стандартов и полученную разность разделить на сигму (величину соответствующего отклонения) Полученная при делении величина- сигмальное отклонение. Строим профиль физического развития вертикальная линия в центре- М-ср.величины.по обе стороны откладываем отриц.и положит. Значения сигмы.Полученные значения сигмы наносят на профиль физического развития.

Оценивают: М-1 сигма до М+1 сигма- среднее

-1 до -2-ниже среднего,-2 до -3-низкое,+1 до +2-выше среднего, +2 до +3 –высокое

По шкалам регрессии.

Оценочные таблицы, учитывающие корреляционную зависимость между длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клетки. Основа оценочной таблицы –рост ребенка.

1.определяют к какой группе относится рост ребенка.

2.соответственно росту находят какой д.б. масса и окружность груд.клетки.

3.из фактических данных массы тела и окр.гр.кл. вычитают показатель стандарта -по шкалам регрессии –по массе и окр.гр.кл и делят эту разность на сигму регрессии,которую находят из шкалы регрессии, отдельно по росту и окр.гр.кл.

4.Оценивают:

+(-) 1-гармоничное, +(-) 2-дисгармоничное, более +(-) 2-резкзко дисгармоничное.

Комплексная схема: определение группы здоровья:

1 группа- здоровые,

2 группа- здоровые, болеют ОРВИ более 4 раз в год.

3 группа- дети,больные хронич.заб в ст.компенсации.

4 группа- дети,больные хронич.заб в ст.субкомпенсации.

5 группа- дети,больные хронич.заб в ст.декомпенсации.

Определение физкультурной группы:

Основная, подготовительная,специальная.

Центильный метод оценки:

Центили 3% 10% 25% 50% 75% 90% 97% 100%
Центильные интервалы                
Оценка показателей Очень низкая низкая пониженная средняя средняя повышенная высокая Очень высокая

Соматотип:

Микро до 10,мезо от 11 до 15,макро от 16 до 21.

Гармоничность:

если разность номеров коридоров между любыми из трех параметров не больше еденицы,то гармоничное развитие, разность 2- развитие дисгармоничное,

3 и более- резко дисгармоничное.

 

 

8 практика

 

 

9 практика

 

10) [практика] Определять уровень шума в производственных условиях с помощью шумометра "Шум-1М30".

Для измерений уровней шума используют ВШВ-003, шумомер 00017, "Шум-1М30".

Принцип работы приборов, измеряющих уровень шума, состоит в преобразовании при помощи микрофона звуковых колебаний воздуха в электрический ток, который регистрируется амперметром, шкала которого градуирована в дБ. Анализаторы спектра шума позволяют определить уровни шума в пределах октавных октавах полосах частот. Шумомеры позволяют измерить эквивалентный уровень звука в дБА при измерении непостоянных шумов. Для оценки уровней шума на рабочих местах в помещениях промышленных предприятий должно быть произведено измерение не менее чем в трех точках. Микрофон, воспринимающий шум, следует располагать на высоте 1,5 м над уровнем пола или рабочей площадки (или на высоте головы человека, работающего сидя). Он должен быть направлен в сторону источника шума и удален не менее чем на 0,5 м от человека, производящего измерения.

 

11 практика

 

 

12 практика

 

Дополнительные вопросы для лечфака

 

1) [дополнительные] Возрастные анатомо-физиологические особенности органов и систем детского организма как основа гигиенических мероприятий.

Организм ребенка непрерывно растет (количественные изменения) и развивается (качественные), переходя от одной стадии развития к другой, которые называются возрастными периодами.

Обычно различают следующие возрастные периоды: грудной; преддошкольный; дошкольный; младший, средний и старший школьные.

 

[Международный симпозиум по периодизации человека (Москва, 1965 г.) предложила следующую периодизацию детского и молодого возраста:

1) новорожденный — 1 —10 дней;

2) грудной возраст— 10 дней — 1 год;

3) раннее детство—1—3 года;

4) первое детство — 4—7 лет;

5) второе детство — 8—11 лет (девочки), 7—12 лет (мальчики);

6) подростковый возраст— 12—15 лет (девочки), 13—16 лет (мальчики);

7) юношеский возраст—16—20 лет (девушки), 17—21 год (юноши).]

 

Помимо общих гигиенических мероприятий (рациональное питание, охрана от вредных внешних факторов), выделяют специфические для того или иного периода.

 

В грудном возрасте важно создание оптимальных условий для роста и развития ребенка:

- обеспечение ребенка грудным молоком, рациональный режим дня и питания матери, искусственная витаминизация ее пищевого рациона;

- предупреждение отрицательных эмоций (зачастую возникающих по причине неудовлетворенных физических потребностей) и создание условий для положительных;

- воздействие на анализаторы (зрительные, слуховые) игрушками;

- на открытом воздухе не менее 5-6 часов;

- прикорм, микроклимат, рациональная одежда, массаж, активная иммунизация.

 

В преддошкольном периоде (1-3 года, ясельный) совершенствуется морфофункциональное состояние головного мозга, уменьшается продолжительность сна, утрачивается пассивный материнский иммунитет, совершенствуется движение (=>остальное развитие), усложняется деятельность второй сигнальной системы (к концу 3-го года словарный запас достигает 1200—1300 слов).

Гигиенические мероприятия направлены на обеспечение:

- благоприятной психическую атмосферу (близость матери, ласковое отношение воспитательниц);

- динамического микроклимата, систематических физических упражнения, закаливание воздухом и водой;

- воспитание первых гигиенических навыков, активная и пассивная иммунизация.

 

В дошкольном периоде рост несколько замедляется, окостенение менее интенсивно, корковые и подкорковые функции укрепляются, заканчивается формирование речи. Более интенсивно развиваются процессы внутреннего торможения, что способствует постепенному расширению возможностей

- воспитательного воздействия на организм ребенка.

Вместе с тем в связи с преобладанием в этом возрасте иррадиации возбуждения большое гигиеническое значение имеет

- ритм деятельности ребенка, способствующий своевременному переключению его от одного вида деятельности к другому, а также обеспечение полноценного сна.

 

Напряжение ресничной мышцы служит средством тренировки аккомодационного аппарата. При неблагоприятных условиях зрительной работы на близком расстоянии перенапряжение ресничной мышцы может вызвать спазм ее и рефлекторно спазм конвергенционных мышц и возникновение содружественного косоглазия; гиперметроприя может перейти в миопию.

- В связи с этим приобретают особое значение мероприятия по облегчению зрительной работы, по охране бинокулярного зрения, т. к. нарушение зрения может оказать влияние на развитие всего организма ребенка (уровень освещения, режим зрительной работы и систематический контроль окулиста) => более легкое образование у детей рефлекса чтения.

 

Резкие звуки и шум могут служить причиной притупления слуха в дошкольном возрасте.

Позвоночный столб сохраняет податливость, и неправильное положение тела может привести к его искривлению => охрана детей от пороков осанки.

Развиваются новые формы движения, в этот период воспитание нужно формировать рефлекс письма.

Остается ещё несовершенство иммунобиологических защитных механизмов => санитарное благоустройство, укрепление навыков личной гигиены.

 

Стимулирующий характер гигиенических мероприятий (!). Динамичность микроклимата, физические упражнения, подвижные игры (разгибатели спины => осанка), закаливание.

Ревакцинация и дегельминтизация, контроль за сдвигами в здоровье и развитии.

 

Развитие физической и психической выносливости => школьная зрелость.

 

В младшем школьном возрасте уже четко сформирована шестислойная структура коры большого мозга. Усиливается её тормозной контроль. Нервные процессы подвижны, возбуждения превалируют над торможением, иррадиация над концентрацией. Частые вспышки возбуждения приводят к истощению нервной системы.

Развиваются статические и динамические функции позвоночного столба, что повышает выносливость к статическому напряжению и возможность сохранить сидячее положение тела в течение 15— 20 мин, совершенствуется двигательный анализатор.

Замедленный темпом роста.

К 12 годам процессы возбуждения и торможения уравновешены, повышаются сила и скорость нервных процессов. Развивается мышечная ткань, увеличивается сила мышц. Однако значительное развитие мускулатуры в этом возрасте может тормозить рост костей в длину.

 

Верхние дыхательные пути узкие, особенно при воспалительных процессах, когда наблюдается разрастание лимфоидной ткани. Зканчивается окостенение мелких костей запястья.

 

Кости таза еще не срослись, что имеет особое значение для девочек—длительное сидение вызывает застой крови и тормозит процесс окостенения. Эпифизарные пластинки между позвонками хрящевые => возможность нарушения осанки.

 

Таким образом:

- Для детей 7-летнего возраста важны развитие достаточной физической выносливости путем укрепления костно-связочного и мышечного аппарата, воспитание осанки как сложного акта координированных динамических и статических напряжений, воспитание рефлекса правильной рабочей позы при сидении, приучение к правильному дыханию носом. Необходимы санация полости рта, дегельминтизация, активная иммунизация, преодоление недостатков произношения слов, что должно быть проведено при диспансеризации перед поступлением ребенка в школу.

В младшем школьном возрасте большое значение имеет продолжение рационально осуществляемой тренировки организма в повседневной жизни (соблюдение рационального режима дня, организация подвижного образа жизни и др.) и осуществление специальных мероприятий (физические упражнения, игры, спорт и др.). Возрастает также роль гигиенического воспитания, составляющего неотъемлемую часть программы обучения в начальных классах.

 

В среднем школьном возрасте (11—13 лет девочки, 13—15 лет мальчики) осуществляется целостная перестройка органов и систем, наблюдается значительная интенсификация роста и развития.

Происходит ослабление высшего функционального уровня корковой деятельности второй сигнальной системы. Резко ухудшаются питание и снабжение кислородом головного мозга, что связано с особенностями развития сердечно-сосудистой системы, отстающей от роста тела, и сужением сосудов, как результат увеличенной концентрации адреналина в крови. Это приводит к повышенной утомляемости.

Кровеносные сосуды развиваются медленнее, чем сердце.

 

Наблюдаются усиленный рост легких и увеличение окружности груди, что приводит к увеличению объема каждого вдоха и минутного объема дыхания, жизненной емкости легких. Нейроэндокринные сдвиги обусловливают повышение реактивности в возбудимости секреторного аппарата и изменение сопротивляемости слизистых ЖКТ.

 

- Соблюдение рационального режима всей учебно-воспитательной и общественно полезной деятельности в школе, семье.

 

- Важно обеспечение рациональной двигательной активности, отдыха, выработка правильной осанки, рабочей позы, обеспечение надлежащих условий и режима зрительной работы, соблюдение дифференцированных для девушек и юношей норм физической нагрузки и др. Особого внимания требуют подростки с дисгармонией в физическом развитии и половом созревании, испытавшие воздействие неблагоприятных факторов (переутомление, психические травмы, инфекционные болезни и пр.), а также лица с прогрессирующим гипертензивным синдромом, с дистрофическими процессами в миокарде, что может способствовать возникновению у них в последующий период жизни патологии сердца и сосудов.

 

В среднем и старшем школьном возрасте гигиеническое воспитание дополняется вопросами гигиенического образования. Вопросы гигиены составляют органическую часть в программах преподавания биологии, анатомии, физиологии, физической культуры и других предметов учебного плана школы, в программах трудового обучения, общественно полезного труда.

 

Наилучшей организационной формой работы по гигиеническому обеспечению подростков среднего и старшего школьного возраста является их диспансеризация, а также врачебно-профессиональная консультация.

 

2) [дополнительные] Основные закономерности роста и развития детей, их гигиеническое значение.

 

Жизненный цикл условно делится на 3 этапа:

1) Период созревания

2) Зрелый возраст

3) Старение

Этап созревания - характеризуется достижением половой зрелости, что обеспечивает сохранение вида в целом; - готовностью индивида к осуществлению социальных функций; трудовой и творческой деятельности.

Половое созревание - 13-15 лет.

Трудовая деятельность - к 17-18 годам.

Хронологической границей полного созревания организма и наступления зрелости сегодня считают 20-21 год.

Основные закономерности:

1. Неравномерность темпа роста и развития.

Процессы роста и развития протекают непрерывно, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста: чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и развития.

Например, а) показатели суточного расхода энергии (величина основного обмена - расход энергии: ребенок в 3 мес - 120-130 ккал;

годовалые дети - 90-100 ккал;

взрослые - 60-70 ккал

б) измерение длины тела: за 1-ый год - изменяется на 80%;

за 2-ой год - на 13%;

за 3-ий год - на 9 %;

за 5-ый год - на 5 %.

К 16-18 годам - снижение нарастания длины тела, а к 18-20 годам - прекращение.

 

2. Гетерохромность - неодновременность развития и роста отдельных органов и систем.

Н-р, у детей 1-го года жизни происходит интенсивное развитие ГМ; после 12 лет - интенсиввное развитие половых органов.

Существует определенная очередность роста и развития тех или иных структурных образований и ф-ий, при этом в период интенсивного роста той или иной системы наблюдается ее повышенная чувствительность к воздействию специфических факторов. Н-р, в период интенсивного развития ГМ - наблюдается недостаток в белке.

 

3. Половой диморфизм - обусловленность роста и развития полом.

Проявляется в особенностях обменного процесса, темпа роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом.

 

4. Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом.

5.Детерминация процессов роста и развития факторами наследственности.

Протоонкогены - гены, обеспечивающие развитие (физ). Нах-ся во всех хромосомах, кроме половых.

 

6. Обусловленность роста и развития рядовыми факторами. Н-р, ф-ры внешней среды, финансовое положение семьи.

 

7. Акселерация - 1935г Кох. - это ускорение темпа роста и развития организма детей по сравнению с темпом прошлых поколений. У современного поколения этап биологического созревания завершается несколько раньше, чем у предыдущего.

 

 

 

3) [дополнительные] Группировка детей по состоянию здоровья. Хронологический и биологический возраст ребенка.

 

 

Тест Керна-Ирасека. 3 задания. Нарисовать человека, СКОПИРОВАТЬ ФРАЗУ, нарисовать многоугольник.

Оценка.

Зрелыйе ребенок, получивший 3-5 баллов за выполнение теста керна-ирасека, а также хотя бы один знак «+» за другие тесты.

Зреющий: вариант А – оценка 6-7 баллов

Вариант Б – 8-9 баллов (условно благоприятный)

незрелый – ребенок, получивший 10 и более баллов.

Готов к обучению ребенок, у которого биологический возраст соответствует или опережает паспортный, отсутствуют хронические или длительно протекающие заболевания, отсутствуют или имеются легкие функциональные отклонения в нервно-психическом здоровье (имеют невысокую заболеваемость)

Условно готов к обучению: биологический возраст отстает от паспортного, либо имеется хроническое заболевание в стадии стойкой ремиссии, сниженная резистентность (но не более 4 раз в год)

Со стороны нервно-психической сферы – различные дисфункции в стадии компенсации или нерезко выраженная задержка психического развития. Тест керна-ирасека с оценкой зреющий тип (вариант Б), группа здоровья 2 или 3, удовлетворительно осваивает программу.

Не готов к обучению, ребенок относящийся к 4 группе или имеющий высокую (5 раз в год) заболеваемость, задержку психического и психомоторного развития, неудовлетворительные педагогические характеристики.

Хронологический возраст – это период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования ребенка (день, месяц, год).

Биологический возраст - совокупность морфофункциональных особенностей организма,

зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Для определения биологического возраста используют оценку развития таких признаков, которые отражают новые качественные знаки в течении биологического созревания или имеют высокую степень корреляции с биологическим созреванием.

В младшем школьном возрасте ведущими показателями являются длина тела и число постоянных зубов. В старшем школьном возрасте - степень выраженности вторичных половых признаков и характер ростовых процессов. В пубертатный период – степень полового развития.

При оценке здоровья ребенка наиболее существенными критериями являются:

1. Уровень и гармоничность физиологического развития.

2. Функциональное состояние организма.

3. Резервные возможности физиологических систем.

4. Уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты.

Различают следующие группы здоровья:

I группа – здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.

II группа – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям.

III группа – больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма.

IV группа – больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями

V группа – больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями.

 

 

4) [дополнительные] Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школах, распорядку дня учащихся различных возрастных групп. Профилактика утомления и переутомления.

Требования к организации учебно-производственных занятий

 

2.6.1.1. Объем учебно-производственной нагрузки не должен превышать 36 часов (академических) в неделю и 6 часов в день.

2.6.1.2. При прохождении производственной практики в организациях продолжительность рабочего дня зависит от возраста и составляет в соответствии с трудовым законодательством для подростков до 16 лет - 4 часа в день (24 часа в неделю), от 16 до 18 лет - 6 часов в день (36 часов в неделю). В возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю. Производственная практика при освоении профессий, входящих в перечень запрещенных для применения труда лиц моложе 18 лет, организуется в соответствии сп.2.4.5.3.

2.6.1.3. Продолжительность перемен во время учебных занятий составляет не менее 10 мин. Отдых обучающихся в перерывах между занятиями проводится в рекреационных или специально отведенных помещениях, а в тех случаях, когда позволяют погодные условия, на свежем воздухе. Для питания обучающихся предусматривают перерыв не менее 45 мин.

2.6.1.4. Структура рабочего дня во время производственной практики обеспечивает постепенный переход от режима школы и учреждения НПО к режиму труда на производстве. Для этого на первом этапе, длительность которого зависит от сроков обучения и профессии, предусматривают десятиминутные перерывы через каждые 50 мин. работы, на втором этапе, через 1,5-2 часа и на заключительном этапе производственной практики режим работы подростков приближают к режиму труда взрослых рабочих, с более ранним обеденным перерывом (после 3 часов работы).

2.6.1.5. При выборе режима учебно-производственной деятельности осуществляют дифференцированный подход с учетом характера осваиваемой профессии:

- при освоении профессий, не связанных с воздействием выраженных профессиональных вредностей, лучшим вариантом режима обучения является такой, когда на первом курсе два дня практики разделены одним, максимум двумя днями теоретических занятий; на II курсе целесообразно проведение производственного обучения сдвоенными днями; на III курсе допустимы встроенные дни производственного обучения, а также чередование дней теоретических и практических занятий в различных сочетаниях;

- при одно- полуторагодичном сроке подготовки (на базе общего среднего образования) рациональным является режим с равномерным чередованием теоретических и практических занятий через день; во втором полугодии возможно также применение режима с тремя днями практики, из которых два могут быть сдвоенными;

- при освоении профессий, запрещенных для применения труда лиц моложе 18 лет (упомянуты в п.2.4.5.3.), для сокращения времени пребывания учащихся в условиях производства целесообразно использовать режим, предусматривающий чередование теоретических и практических занятий на протяжении дня;

- производственную практику на I и II курсах обучения не рекомендуется начинать ранее 8 часов утра, а на III курсе и на одногодичных отделениях - ранее 7 час. 30 мин; обучение в вечернюю смену является нежелательным в связи с поздним окончанием работы, в ночную смену - запрещено законодательством.

2.6.1.6. Все положения по организации режима труда и отдыха отражают в договоре о проведении производственной практики обучающихся, который заключают между учреждением НПО и организацией.

2.6.1.7. При составлении расписания необходимо учитывать динамику работоспособности обучающихся, степень сложности усвоения учебного материала (приложение 2):

- занятия по трудным для усвоения предметам теоретического обучения следует проводить в дни и часы более высокой работоспособности обучающихся, чередуя их с занятиями по другим предметам: в понедельник или субботу рекомендуется включать в расписание не более двух уроков по трудно усваиваемым предметам, в дни высокой работоспособности (вторник, среда) - три-четыре;

- для изучения теоретических предметов профессионально-технического цикла следует выделять 2-4-й часы, так как занятия этого цикла являются для обучающихся более утомительными, чем по общеобразовательным предметам, особенно в первый год их изучения;

- на начальном этапе освоения профессиональных навыков для производственного обучения необходимо отводить дни высокой работоспособности (кроме понедельника и субботы);

- занятия по одному предмету должны проводить с интервалом один-два дня, но не реже, чем 1 раз в 3 дня;

- необходимо предусматривать чередование общеобразовательных, общетехнических и специальных предметов в течение учебного дня; проведение сдвоенных уроков разрешается по всем предметам, кроме уроков физкультуры в залах. Режим работы на дисплеях организуется в соответствии с санитарными правилами.

2.6.1.8. Расписание занятий составляют не менее, чем на полгода и не меняют в целях выработки у обучающихся устойчивого стереотипа деятельности, обеспечивающего успешное усвоение учебного материала и практических навыков.

2.6.1.9. Используемые в учебном процессе учебники и пособия должны отвечать требованиям санитарных правил.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста - на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в школьное расписание включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.165.180 (0.252 с.)