![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Культурология как область гуманитарного знанияСтр 1 из 4Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие включает программу курса и ПТК по дисциплине «Культурология», играющей важную роль в системе современного высшего образования, призванного обеспечить становление личности, Комплекс проблемно-тематических заданий ПТК построен с учетом специфики культурологии, являющейся общетеоретической дисциплиной, для которой характерен системный подход к явлениям культурной жизни В результате самостоятельного выполнения всего комплекса проблемно-поисковых заданий ПТК бакалавр должен изучить основные понятия и термины культурологии как науки и при этом обладать навыком соотнесения научных терминов и понятий с их конкретными проявлениями; получить представление о наиболее известных культурологических школах, концепциях и теориях; обрести умение характеризовать культурно-исторические этапы в развитии человечества, основные достижения и особенности национальных культур; уяснить непреходящее значение культурно-исторического прошлого и его связь с настоящим. Название «культурология» объединяет комплекс наук, изучающих общество и человека в особом «культурном» измерении. Ко всем темам даны ссылки на культуроведческую литературу.
ПРОГРАММА КУРСА Тема 1. Культурология как область гуманитарного знания Понятие «культура». Культура и цивилизация. Человек как творец и Парадигмы изучения культуры. Методологические основы культурологии. Становление культурологии как науки. Культурологические теории Оптимистические и пессимистические взгляды на европейскую культуру. Переосмысление роли и значения восточной культурной традиции. Евразийская культурологическая концепция. Трудности определения типа Тема 2. Культура первобытной эпохи Антропогенез и особенности периодизации первобытной эпохи. Материальные основания первобытной культуры. Первые культурные открытия и религиозные верования человека. Формы религиозности в первобытную эпоху. Особенности представлений первобытного человека о мире: роль Элементы первобытной культуры в культуре современной. Культуры Тема 3. Древнейшие культуры и цивилизации Особенности «речных» цивилизаций древности. Сакральный характер научных знаний. Значение появления письменности и ее особенности. Важнейшие научные и технические достижения древнейших цивилизаций. Восток
Древний Египет. Особенности мироощущения древних египтян: религия, Культура Месопотамии. Шумерская мифология о космосе и государстве. «Добронравная жизнь», божественные законы и начало научной классификации мира. Искусство Двуречья. Истоки библейских сказаний. Культура Древнего Ирана в свете археологических исследований. Имперская власть и право. Повседневная жизнь, нравы и обычаи древних персов. Культура Индии. Хараппа и Мохенджо-Даро. Культура «Ригведы». Варны и кастовый строй древнеиндийского общества. Индуизм как система Уникальность китайской метафизики культуры: «китайские церемонии». Конфуцианский идеал. Даосы и даосские науки. Место буддизма в китайской Тема 6. Дневнерусская культура Русская земля – перекресток культурных влияний. Языческая культурная традиция славян-русов. Влияние христианства на развитие русской Сказания, былинный эпос, древнерусская литература и отражение в них социокультурных и эстетических ценностей русской культуры. «Повесть Политическая культура и управление средневековой Руси: демократическая и деспотическая традиции. Роль православной церкви в становлении Бытовая культура Древней Руси: жилище, одежда, быт, нравы, традиции. Тема 12. Проблемы культурного развития человечества в XXI веке Глобальный кризис культуры ХХ – начала XXI веков – смена типа Особенности альтернативной культуры в странах с развивающейся экономикой. Культура и коммерция. Культура и шоу-бизнес. Культурный реннесанс в Юго-Восточной Азии. Культура и Интернет в развивающихся странах. Артхаус в странах с развивающейся экономикой.
Особенности альтернативной культуры в странах СНГ и Балтии.
Литература
1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1996. 2. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. – 3. Аникст А. Мастерство Шекспира. – М., 1991. 4. Античность как тип культуры. – М., 2004. 5. Античность: история и культура. Ч.1–2. – М., 2008. 6. Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. – М., 1997. 7. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-полити-ческий и духовный феномен // Социально-политический журнал. – 1997. – № 3–6. 8. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: люди и идеи. – М., 1994. 9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья 10. Белинков А. Сдача и гибель советской интеллигенции. – М., 1997. 11. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 2007. 12. Березовская Л.Г., Борлякова Н.Г. История русской культуры. – М., 2002. 13. Блок М. Феодальное общество. Особенности чувств и образа мыслей // Апология истории. – М., 1987. 14. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: Характер и судьбы страны. – СПб, 1992. 15. Брагина Л.П. и др. Культура эпохи Возрождения. – М., 2004. 16. Бушуева С.В. Французский классицизм. – М., 2001. 17. Вайль П., Генис А. Мир советского человека. – М., 1996. 18. Ванслов В.В. Прогресс в искусстве. – СПб., 1996. 19. Византия и Русь. – М., 2006. 20. Викторов В.В. Культурология. – М., Экзамен, 2009. 21. Виппер Б.Р. Очерки истории голландского искусства эпохи расцвета. – М., 1996. 22. Гачев Г. Национальные образы культуры. Америка. – М., 2001. 23. Геллер М. Машина и винтик: история формирования советского человека. – 24. Гоголев К.Н. Мировая художественная культура: Индия, Китай, Япония. – 25. Голомшток И. Тоталитарное искусство. – М., 1994. 26. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1989. 27. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990. 28. Дали С. Сюрреализм – это я. – М., 2005. 29. Дидро Д. Салоны. Т. 1–2. – М., 2005. 30. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни, стиль мышления. – М., 1990. 31. Западноевропейское искусство второй половины XIX в. – М., 1975. 32. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2008. 33. Ислам: традиции и новации / Отв. ред. А.В. Малашенко, А.В. Кудрявцев. – М., 1991.
34. История мирового кино в фактах и документах. – М., 1996. 35. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII–XX вв. – 36. Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовный кризис в России: 37. Кармин А.С. Культурология. – М., 2008. 38. Касьянова К. О русском национальном характере. – М., 1994. 39. Кириченко Е.И. Русский стиль. – М., 2005. 40. Киселев Г.С. Трагедия общества и человека. Попытка осмысления опыта 41. Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи. – М., 1996. 42. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье... (Пути и судьбы русской 43. Красильщиков В.А. Превращения доктора Фауста. – М., 1994. 44. Культура Возрождения и Средних веков. – М., 2007. 45. Культурология: Учебник для вузов /П.С. Гуревич. – М., 2009. 46. Культурология. XX век. Хрестоматия. Т. 1–2. – М., 2008. 47. Kультуpoлorия. Хрестоматия /Под ред. А. Арнольдова. – М., 2004. 48. Кун П.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима (любое издание) 49. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. – М., 2008. 50. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 2002. 51. Лессинг Г. Избранные труды но эстетике. Т. 1. – М., 2004. 52. Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник / Под ред. В.В. Кускова. – М., 1994. 53. Лихачев Д.С. Культура русского народа X–XV вв. – М., 2006. 54. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991. 55. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 2002. 56. Лосский П.О. Характер русского народа. Кн.1-2. – М., 1990. 57. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) – СПб., 2006. 58. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 2005. 59. Лотман Ю.М. Об искусстве. – М., 2005. 60. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М., 2006. 61. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 2006. 62. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 2005. 63. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М., 2008. 64. Мельникова Е.А. Меч и лира. – М., 1987. 65. Мень А. История религии. – М., 2009. 66. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры В 3-х т. – М., 1993–1995. 67. Мировая художественная культура / Под ред. Б.А. Эренгросс. – М., 2001. 68. Мировая художественная культура. – М., 2008. 69. Мифология. Энциклопедический словарь. – М., 2009. 70. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. – М., 2007. 71. Муратов П.П. Образы Италии. Т.1–2. – М.,1997. 72. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 2009. 73. Ницше Ф. Сочинения. – М., 2009. 74. Ортега-и-Гассет Х. Избранные произведения. – М., 2009. 75. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. – М., 1987. 76. Паскаль Б. Мысли. – М., 2009. 77. Пигалев А.И. Культурология. – М., 2004. 78. Полевой В.М. XX век. – М., 1987. 79. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1997. 80. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – СПб., 1995. 81. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919–1930. – 82. Ревалд Д. История импрессионизма. – М., 2008. 83. Ревалд Д. Постимпрессионизм. – М., 2008.
84. Розанов В.В. Среди художников. – М., 2009. 85. Русская идея. – М., 1992. 86. Русские веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. – М., 2009. 87. Русские народные сказки (любое издание). 88. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян (любое издание). 89. Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991. 90. Сказки народов мира (любое издание). 91. Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи ХVI–XVII вв.: реальность и символика. – М., 1994. 92. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2006. 93. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России в середине – второй половине 94. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989. 95. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 2008. 96. Тойнби А. Постижение истории. – М., 2009. 97. Тэн И. Философия искусства. – М., 1996. 98. Удальцова З.В. Византийская культура. – М., 1988. 99. Учебный курс по культурологии./ Научн. ред. Драч Г.В. – Ростов н/Д, 1996. 100. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. – М., 2009. 101. Фромм. Э. Бегство от свободы. – М., 2009. 102. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. – М., 2007. 103. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Возрождения / Пер. с нем. – М., 1993. 104. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов; Буржуазный век / Пер. с нем. – 105. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов; Галантный век / Пер. с нем. – 106. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций – М., 2009. 107. Хейзинга И. Homo Ludens. Опыты определения игрового элемента культуры. – 108. Хейзинга И. Осень Средневековья. – М., 2009. 109. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1–2. – М., 1996. 110. Цивилизации. Сб. 4.1-4. – М., 1993–1996. 111. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. 112. Чернокозов А.И. История мировой культуры. – Ростов н/Д. – М., 1997. 113. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 2009. 114. Эккерман И. Разговоры с Гете. – М., 1989. 115. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 2008. 116. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 2006. Адреса сайтов в Интернете · www.countries.ru (Библиотека по культурологии) · www.rculture.spb.ru (Публикации о русской культуре) · www.kulturolog.narod.ru (Современная культура. Культурология. Теория культуры) · www://ellada.spb.ru (Культура Древней Греции) · http://anthropology.ru/ru/texts/metatext/index.html (Мировая культура XVII – XVIII вв.) · http://telecentres.isoc.am/db/cult.htm (Мировая художественная культура)
ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Тема 4. Культура и прогресс Можно ли говорить о прогрессе по отношению к духовной культуре? Что в таком случае следует считать критерием прогресса? Проанализируйте мнения на этот счет, высказанные в разные исторические · в античном мире максимальным достоинством считалось предельно точное подражание природе, так называемый «мимезис» (термин · в эпоху Возрождения, со времен Лоренцо Валла, мерой прогресса · век Просвещения – время критической переоценки понятия «прогресс» применительно к духовной жизни человека. Ж.Ж. Руссо считал, что науки и искусства способствовали лишь развращению нравов; · девизом романтиков начала XIX века было устремление «туда, туда, · в культуре ХХ века мы все чаще сталкиваемся с так называемым стилем «ретро», который не просто воспроизводит знаковые элементы культуры прошлого, но демонстративно отворачивается от Учитывая все вышесказанное, определите: · в чем состоит объективная необходимость духовного сопротивления объективно неизбежному прогрессу; · какие обретения и потери возможны в этом непрерывном противостоянии; · возможно ли примирение консервативного и новаторского начал в культурной сфере, и если – да, то на какой основе? & Литература: 6, 17, 38, 60, 61, 69, 75, 89, 95, 96, 97, 100, 106–108, 116. Тема 9. Культура Византии Византия – великая наследница античности. В IV в. император Константин возвел христианство в ранг государственной религии. В VI в. император Юстиниан приказал свести и упорядочить разнообразные учения Однако в Византии христианство приняло облик восточного христианства, православия, а законодательство, основанное на римском праве, развивало свойства подданства, а не гражданства. Византийская культура была одновременно утонченной и ортодоксальной. Известно, что изначально Русь находилась как бы в «дочерней» зоне византийской культуры. Однако это не помешало ей ассимилировать чужую культуру, создать свою, особенную и неповторимую, и более того, претендовать на равновеликость Византии. В каких сферах современной культуры сказалось византийское Как связаны между собой византийская и европейская культуры? Что заимствовала русская культура у византийской? Почему символом художественного образа в католичестве стала & Литература: 2, 7, 18, 63, 68, 93, 98. Подробнее проанализируйте различия в проявлениях массовой культуры в Индии и Турции и попытайтесь выявить причины этих различий. Какие другие особенности развития массовой культуры в этих странах, на Ваш взгляд, могут представлять интерес для культурологии? 2. В последние годы, когда разрыв между кинематографическим Какова Ваша точка зрения об артхаусе? В чем, на Ваш взгляд, 3. Дж. Бентон пишет, что культовым местом рейверов является остров Ибица, но в книге «Альтернативная культура», таким местом названо Где все же собираются рейверы со всего мира? Почему? Изучите понятие «рейв». Каковы особенности современных техно-акций в Индии и Турции? Можно ли отнести китайскую группу «Красный мак» к рейв-движению? Литература 1. Артамонова Ю.Д. Очерки современной культуры. – М.: Унив. кн., 2009. 2. Боголюбова Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. – СПб.: СПбКО, 2009. 3. Стогов И. Рейв. – СПб.: Амфора, 2008. 4. Шонесси Э. Л. Китай. Земля небесного дракона. – М.: БММАО, Duncan Baird Publishers, 2001. Адреса сайтов в Интернете · http://panasia.ru/main/india/ (Современная культура Индии) · http://www.newsru.com/cinema (Альтернативное кино в Китае, Индии, Турции) · http://www.infox.ru/ (Артхаус в современном мире) Тема 31. Развитие современной культуры в странах СНГ и Балтии 1. Современный «героический» этап украинского постмодерна немыслим без искусства провокации, фигуры которого приобрели символические Как Вы считаете, почему культурный истеблишмент в неко-торых странах СНГ и Балтии задействует провокацию? Чем отличается 2. С распространением Интернета появилось такое направление в литературе и литературной критике, как сетература. Многие критики считают, Ознакомьтесь с содержанием web-альманаха и выскажите свое 3. В последние годы в Беларуси широко используются программы Какова, на Ваш взгляд, главная цель этих программ, объединяемых 4. Южнорусская волна – условный термин российской критики, Ознакомьтесь с творчеством Олега Голосия, Олега Тистоля, Литература 1. Альтернативная культура: Энциклопедия / Сост. Д. Десятерик. – Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. 2. Культура времен Апокалипсиса / Под ред. А. Парфея; Пер. с англ. – Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. Адреса сайтов в Интернете · http://www.lit.msu.ru/ervm4/section2/gimn/eur/lat/lat.html (Современная культура Латвии) · http://www.poedem.ru/smap/nf/cntC/id/70/ (Современная культура Грузии) · http://proza.com.ua/print/?299 (Web-альманах «Потяга-76»)
методические указания
Проблемно-тематический курс (ПТК) представляет собой самостоя-тельную исследовательско-поисковую работу студента. ПТК включает в себя проблемно-поисковые блоки, в которых концентрируется наиболее значимый, наукоемкий программный материал данной учебной дисциплины. Студенту необходимо выполнить в произвольном виде (письменная При выполнении ПТК студент обязан изучить все источники и литературу, рекомендованные в учебно-методическом пособии. Дополнительную консультацию по выполнению проблемно-тематичес-кого курса студент может получить у преподавателей дисциплины или
Горохов Виктор Викторович КУЛЬТУРОЛОГИЯ Программа курса. Редактор М.В. Егорова Макет, верстка Т.А. Поверина Корректор Г.В. Платова Лицензия ИД № 00871 от 25.01.00. Подписано в печать 13.10.2011
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие включает программу курса и ПТК по дисциплине «Культурология», играющей важную роль в системе современного высшего образования, призванного обеспечить становление личности, Комплекс проблемно-тематических заданий ПТК построен с учетом специфики культурологии, являющейся общетеоретической дисциплиной, для которой характерен системный подход к явлениям культурной жизни В результате самостоятельного выполнения всего комплекса проблемно-поисковых заданий ПТК бакалавр должен изучить основные понятия и термины культурологии как науки и при этом обладать навыком соотнесения научных терминов и понятий с их конкретными проявлениями; получить представление о наиболее известных культурологических школах, концепциях и теориях; обрести умение характеризовать культурно-исторические этапы в развитии человечества, основные достижения и особенности национальных культур; уяснить непреходящее значение культурно-исторического прошлого и его связь с настоящим. Название «культурология» объединяет комплекс наук, изучающих общество и человека в особом «культурном» измерении. Ко всем темам даны ссылки на культуроведческую литературу. ПРОГРАММА КУРСА Тема 1. Культурология как область гуманитарного знания Понятие «культура». Культура и цивилизация. Человек как творец и Парадигмы изучения культуры. Методологические основы культурологии. Становление культурологии как науки. Культурологические теории Оптимистические и пессимистические взгляды на европейскую культуру. Переосмысление роли и значения восточной культурной традиции. Евразийская культурологическая концепция. Трудности определения типа Тема 2. Культура первобытной эпохи Антропогенез и особенности периодизации первобытной эпохи. Материальные основания первобытной культуры. Первые культурные открытия и религиозные верования человека. Формы религиозности в первобытную эпоху. Особенности представлений первобытного человека о мире: роль Элементы первобытной культуры в культуре современной. Культуры
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.119.203 (0.164 с.) |