![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативно8правовое регулирование бухгалтерского учета
Статус нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, различен. Некоторые из них носят обязательный характер, как, например, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), а другие — лишь рекомендательный, такие как методические указания. В общем виде система правового регулирования бухгалтерского учета выглядит следующим образом. К первому уровню регулирования относится Конституция РФ1, которая в п. «р» ст. 71 устанавливает, что «...официальный бухгалтер- ский учет находится в ведении Российской Федерации». В то же время не стоит забывать о том, что ч. 1 ст. 15 Конституции РФ2 определяет, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Россий- ской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. А ч. 2 этой же статьи гласит: «Общепризнанные принципы и нормы между- народного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международ- ным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международ- ного договора». Так, к числу международных документов следует отнести Между- народные стандарты финансовой отчетности (МСФО), появление ко- —————————— 1 РГ. 1993. 21 янв. 2 Там же.
торых в Российской Федерации в первую очередь связано с развитием в России рыночных отношений, установлением долгосрочных торго- вых связей и созданием организаций с участием иностранного капита- ла, периодом, когда российские ценные бумаги стали выходить на международную арену. Именно на этом этапе так необходима инфор- мация, которая содержится в бухгалтерском учете, поскольку именно благодаря ей становится возможным принятие правильных управлен- ческих решений. Информация же, содержащаяся в бухгалтерской от- четности, становится средством связи между экономическими субъек- тами на национальном и международном уровнях. До перехода на рыночную экономику использовалась система бух- галтерского учета, которая отвечала требованиям плановой экономи- ки, а основным пользователем бухгалтерской информации являлось государство. В настоящее время изменение системы общественных от- ношений, гражданско-правовой среды, потребителей информации и усовершенствование отечественной системы бухгалтерского учета обусловили необходимость трансформации этой системы и приведе- ния ее в соответствие с МСФО.
Реформирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется на базе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой от- четности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 2831. Основной целью реформирования согласно указанной Программе стало приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с МСФО и требованиями рыночной экономики. Базовыми задачами для достижения этой цели являются: • формирование системы национальных стандартов учета и отчет- ности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользо- вателей; • обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с ос- новными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; • оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета. Основные направления реформирования бухгалтерского учета оп- ределены также Программой реформирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспекти- ву, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института професси- ональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г. Данная Концепция ориенти- рована на рыночную экономику и использование опыта других стран,
—————————— 1 СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1290.
международных принципов и отчетности, последние достижения на- уки и техники. Она была призвана: • обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета; • быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра дейст- вующих нормативных документов по бухгалтерскому учету; • являться основой принятия решений по вопросам, еще не урегу- лированным нормативными документами;
• помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности. Однако Концепция ни в коей мере не подменяет собой норматив- ные правовые акты по бухгалтерскому учету. Проблема стандартизации бухгалтерского учета и отчетности все больше приобретает международный характер. Унификация требова- ний к финансовой отчетности и наднациональные стандарты влекут за собой разработку стандартов не только в отдельных странах, но и на международном уровне1. Ориентация отечественной учетной практики на международные стандарты позволит сделать отечественную отчетность более прозрач- ной для зарубежных инвесторов и упрочит уверенность в том, что вло- жения иностранных капиталов в российские организации, которые ве- дут учет в соответствии с международными правилами, застрахованы от рисков. Сближение российской и международной системы ведения бухгалтерского учета окажет содействие построению доверительных отношений между Россией и международным сообществом в целом. Приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180 была утверж- дена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Рос- сийской Федерации на среднесрочную перспективу2 (2004—2010 гг.) после ее одобрения на Методологическом совете по бухгалтерскому учету и отчетности Минфина России. Материал Концепции сгруппи- рован в три раздела (во втором разделе выделено пять подразделов): 1) необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности; 2) цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтер- ского учета и отчетности: • повышение качества информации, формируемой в бухгалтер- ском учете и отчетности; • создание инфраструктуры применения МСФО; • изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчет- ности; —————————— 1 Сиднева В. П. Международные стандарты финансовой отчетности: учебное посо- бие. М.: КНОРУС, 2009. С. 6. 2 Бухгалтерский учет. 2004. № 16.
• усиление контроля качества бухгалтерской отчетности; • подготовка и повышение квалификации кадров; 3) этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесроч- ной перспективе. Согласно Концепции выделяются два этапа развития бухгалтер- ского учета и отчетности. На первом этапе (2004—2007 гг.) были намечены: • обязательный перевод на МСФО консолидированной финансо- вой отчетности общественно значимых хозяйственных субъектов, кроме тех, которые составляют отчетность по иным международно признаваемым стандартам; • утверждение основного комплекса российских стандартов инди- видуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО; • совершенствование принципов и требований к организации учет- ного процесса; • создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО и специального органа в рамках системы утверждения стан- дартов бухгалтерского учета и отчетности; • сближение правил налогового и бухгалтерского учета; • активизация участия профессиональных общественных органи- заций в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской про- фессии; • совершенствование системы подготовки и повышения квалифи- кации кадров; • развитие международного сотрудничества в области бухгалтер- ского учета, отчетности и аудита.
На втором этапе (2008—2010 гг.) предполагаются: • обязательный перевод на МСФО консолидированной финансо- вой отчетности всех общественно значимых хозяйствующих субъектов; • оценка возможностей составления определенным кругом хозяй- ствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности по МСФО (вместо российских стандартов); • укрепление и расширение сферы деятельности специального ор- гана в рамках системы утверждения стандартов бухгалтерского учета и отчетности; • дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудитор- ской профессии; • развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъ- ектами публичности бухгалтерской отчетности; • расширение сферы контроля за качеством бухгалтерской отчет- ности, в том числе подготовленной по МСФО1. —————————— 1 Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2008. С. 41—42.
Таким образом, международные стандарты составляют второй уро- вень системы регулирования отношений в сфере бухгалтерского уче- та, который более подробно будет рассмотрен в последующих парагра- фах учебника. В рамках рассматриваемой темы международные стандарты отне- сены именно ко второму уровню правового регулирования, несмотря на бытующее в отечественном праве мнение о том, что в системе рос- сийского правового регулирования в целом первостепенным явля- ются международные принципы и договоры, а уже после следует Конституция РФ, законы и подзаконные акты. Несмотря на это из самой ст. 15 Конституции РФ (при анализе ч. 1 и 4) следует, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а общепризнан- ные принципы и нормы международного права и международные до- говоры являются составной частью правовой системы России. О первоочередном характере Конституции РФ свидетельствует и п. 2 ст. 34 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О между- народных договорах Российской Федерации»1, который устанавли- вает, что не вступившие в силу для Российской Федерации междуна- родные договоры, признанные Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в дей- ствие и применению. К следующему, третьему, уровню регулирования относится Феде- ральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ2 «О бухгалтерском уче- те», которому предшествовало принятие целого пакета налогового за- конодательства в конце 1991 г. И это с учетом того обстоятельства, что налоговая база по различным налогам традиционно исчислялась на основе данных бухгалтерского учета, а отсутствие на тот момент гра- мотного законодательного регулирования бухгалтерского учета при наличии принятых налогов оказывало отрицательное воздействие на субъектов хозяйственной деятельности и на бюджетную систему стра- ны в целом. К настоящему времени этот Закон претерпел несколько редакций и нуждается в принципиальном обновлении. Закон о бух- галтерском учете состоит из четырех глав и девятнадцати статей.
В первой главе содержатся общие положения. Так, в силу ст. 3 За- кона о бухгалтерском учете законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы орга- низации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: —————————— 1 СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757. 2 СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.
• обеспечение единообразного ведения учета имущества, обяза- тельств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; • составление и представление сопоставимой и достоверной ин- формации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. Закон о бухгалтерском учете в п. 1 ст. 1 дает определение бухгал- терского учета, под которым понимается упорядоченная система сбо- ра, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплош- ного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных опе- раций. Согласно п. 2 ст. 1 этого Закона объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Закон о бухгалтерском учете распространяет свое действие на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций (ст. 4). Методологическое руководство бухгалтерским учетом в Россий- ской Федерации осуществляется Правительством РФ согласно п. 1 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете, которое выражается в разработке и ут- верждении в пределах своей компетенции обязательных для исполне- ния всеми организациями на территории Российской Федерации: • Планов счетов бухгалтерского учета и инструкции по их приме- нению; • положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, устанавлива- ющих принципы, правила и способы ведения организациями учета хо- зяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности; • других нормативных актов и методических указаний по вопро- сам бухгалтерского учета;
• положений и стандартов, устанавливающих принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей. Согласно п. 5.2.21 от 30 июня 2004 г. № 329 постановления Прави- тельства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации»1 Минфин России принимает нормативные правовые акты, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. В соответствии с п. 14 ст. 6 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации»2 к функциям Банка России относится установление правил бухгалтерского учета и отчетности для банков- ской системы Российской Федерации. —————————— 1 СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3258. 2 СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
В этой же главе Закона о бухгалтерском учете представлены три основные задачи бухгалтерского учета (п. 3 ст. 1) и определен статус главного бухгалтера организации (ст. 8). Глава вторая посвящена основным требованиям к ведению бухгал- терского учета, бухгалтерской документации и регистрации. Дано понятие первичных (оправдательных) документов (ст. 9 Закона о бух- галтерском учете). Представлены два из восьми элементов методоло- гии бухгалтерского учета: оценка и инвентаризация имущества и обя- зательств (ст. 11—12 Закона о бухгалтерском учете). В третьей главе этого Закона представлены вопросы, посвященные бухгалтерской отчетности, срокам и порядку ее представления, адре- сатам ее представления, пользователям информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, пакету документов, входящему в бухгал- терскую отчетность, порядку и срокам хранения первичных докумен- тов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, ра- бочего плана счетов бухгалтерского учета и иных документов учетной политики (ст. 13—17 Закона о бухгалтерском учете). Глава четвертая содержит заключительные и переходные положе- ния, а также вопросы, касающиеся ответственности за нарушение за- конодательства в области бухгалтерского учета. К этому же блоку нормативных актов согласно иерархии правовых документов необходимо отнести Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ. Так, Бюджетным кодексом РФ1 (БК РФ) установлено, что в бюджетные полномочия Министерства финансов РФ входит установление плана счетов бюджетного учета и единой методологии бюджетного учета (ст. 165), стандартов бюд- жетного учета и бюджетной отчетности (ч. 1 ст. 264.1). В ч. 2 ст. 264.1 БК РФ представлено понятие бюджетного учета, под которым пони- мается упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и не- финансовых активов и обязательствах Российской Федерации, субъ- ектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изме- няющих указанные активы и обязательства. В Налоговом кодексе РФ2 (НК РФ) определены, в частности, по- рядок исчисления отдельных налогов, например, налога на добавлен- ную стоимость (гл. 21), акцизов (гл. 22), налога на имущество органи- заций (гл. 30) и других. В ст. 313 гл. 25 НК РФ дано определение налогового учета как системы обобщения информации для определе- ния налоговой базы по налогу на основе данных первичных докумен- тов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. —————————— 1 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823. 2 СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
И наконец, в Гражданском кодексе РФ1 (ГК РФ) даны определе- ния имущества, юридического лица, права собственности, ценных бумаг, форм первичных учетных документов и многие другие так на- зываемые базовые определения, которые заложены в основе законода- тельства в области бухгалтерского учета. В эту же группу правового регулирования относятся другие феде- ральные законы, в частности Кодекс РФ об административных право- нарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ2, Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федера- ции»3, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об ауди- торской деятельности»4, Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»5, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»6, Феде- ральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»7 и многие другие. Следующими в системе правового регулирования следует отме- тить подзаконные нормативные акты, к которым прежде всего отно- сятся утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 ию- ля 1998 г. № 34н8 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, блок Положе- ний по бухгалтерскому учету и утвержденный приказом Министерст- ва финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н9 План счетов бухгалтер- ского учета и Инструкция по его применению. Как известно, подзаконные акты носят разъясняющий характер и служат для того, чтобы в более подробной форме закрепить положе- ния, установленные в законах. Именно к числу таких правовых доку- ментов следует отнести вышеуказанные нормативные акты. В частности, Положение по ведению бухгалтерского учета и бух- галтерской отчетности в Российской Федерации распространяет свое действие на всей территории России и состоит из шести разделов10. Раздел I «Общие положения» содержит нормы, в которых опреде- лена компетенция Министерства финансов РФ как органа исполни- тельной власти, курирующего вопросы установления правил ведения бухгалтерского учета на всей территории Российской Федерации. —————————— 1 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301 (часть 1); СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410 (часть 2). 2 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. 3 СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790. 4 СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3422. 5 СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 15. 6 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1. 7 СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492. 8 РГ (Ведомственное приложение). 1998. № 208. 9 Финансовая газета. 2000. № 46 (приказ); 2000. № 47 (План счетов). 10 РГ (Ведомственное приложение). 1998. № 208.
Здесь же определены права одного из главных субъектов в области бухгалтерского учета в рамках каждого предприятия и организации — руководителя. Раздел II «Основные правила ведения бухгалтерского учета» включает в себя положения, регулирующие требования к ведению бухгалтерского учета, которые заключаются в наличии рабочего плана счетов на предприятии, разработанной бухгалтером и утвержденной руководителем организации учетной политики, ведения учета имуще- ства, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи, порядка документирования любых хозяйственных операций, осуще- ствляемых организацией, ведения регистров бухгалтерского учета с целью систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для их дальней- шего отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской от- четности, порядка и сроков их хранения; конкретизируются заложен- ные в Законе о бухгалтерском учете нормы о способах оценки и порядке и сроках инвентаризации имущества и обязательств органи- зации, результатах проведения таких мероприятий. Раздел III «Основные правила составления и представления бух- галтерской отчетности» содержит такие требования, как сроки и поря- док представления бухгалтерской отчетности, состав бухгалтерской отчетности; правила оценки статей бухгалтерской отчетности: неза- вершенные капитальные вложения, финансовые вложения, основные средства, нематериальные активы, сырье, материалы, готовая продук- ция и товары, незавершенное производство и расходы будущих пери- одов, капитал и резервы, расчеты с дебиторами и кредиторами, при- быль (убыток) организации. Раздел IV «Порядок представления бухгалтерской отчетности» ус- танавливает способ, сроки и в предусмотренных случаях порядок и сроки публикации информации о бухгалтерской отчетности. Раздел V «Основные правила сводной бухгалтерской отчетности» содержит порядок составления отчетности и представления ее в уста- новленные сроки в случаях наличия у организации дочерних и зависи- мых обществ, а также федеральными министерствами и иными феде- ральными органами исполнительной власти. Раздел VI «Хранение документов бухгалтерского учета» устанав- ливает обязанность организации хранить первичные учетные доку- менты, регистры бухгалтерского учета и саму бухгалтерскую отчет- ность в сроки, определенные в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, а также ответственность за органи- зацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгал- терского учета и бухгалтерской отчетности. Отдельно следует отметить роль Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые утверждаются приказами Министерства фи-
нансов РФ. Роль ПБУ заключается в обобщении порядка применения принципов и базовых правил бухгалтерского учета. В ПБУ изложены основные понятия, относящиеся к отдельным областям бухгалтерско- го учета, а также те или иные методы использования бухгалтерских приемов без раскрытия механизма применительно к конкретному ви- ду деятельности. В научной правовой литературе выделяют еще один уровень регу- лирования, так называемые локальные акты (рабочие документы орга- низации), к числу которых можно отнести разрабатываемое бухгалте- ром и утверждаемое руководителем положение по учетной политике организации, утверждаемый руководителем план счетов бухгалтерско- го учета (рабочий план счетов), утверждаемые руководителем формы первичных учетных документов, графики документооборота, а также утверждаемые руководителем формы внутренней отчетности. На всей территории Российской Федерации действует утвержден- ный приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н1 План счетов бухгалтерского учета. На основе Плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, включая субсчета, необходимые для ведения бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регист- рации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтер- ском учете. В нем представлены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Однако необходимо отметить, что в преамбуле к Инструкции по применению Плана счетов прямо указано, что принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положе- ниями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета. Следовательно, если какое-либо положение Инструкции по применению Плана счетов противоречит действующим положениям (ПБУ), то учет необходимо вести по пра- вилам, установленным в ПБУ, а не в Инструкции по применению Плана счетов. Таким образом, все изменения и дополнения, вносимые в План сче- тов или в Инструкцию по его применению, не могут изменять принци- пы формирования показателей на счетах бухгалтерского учета, уста- новленные действующими правилами по бухгалтерскому учету. Такие изменения либо дополнения могут быть направлены или на приведе- —————————— 1 Финансовая газета. 2000. № 46 (приказ); 2000. № 47 (План счетов).
ние Плана счетов и текста Инструкции в соответствие с действующим законодательством, или на уточнение порядка отражения на счетах от- дельных финансово-хозяйственных операций. Субсчета же, закреп- ленные в Плане счетов, используются исходя из нужд к управлению организацией. Организация вправе уточнять содержание приведен- ных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объ- единять их, а также вводить дополнительные субсчета. В Инструкции по применению Плана счетов после характеристики каждого синтети- ческого счета представлена схема корреспонденции данного счета с другими синтетическими счетами. При этом в преамбуле к Инструк- ции установлено, что в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в пред- ставленной в Инструкции схеме, организация может дополнить ее, при этом придерживаясь единых правил, установленных Инструкцией. Структурно План счетов состоит из восьми разделов: 1. Внеоборотные активы. 2. Производственные запасы. 3. Затраты на производство. 4. Готовая продукция и товары. 5. Денежные средства. 6. Расчеты. 7. Капитал. 8. Финансовые результаты. В восьми разделах представлено 99 синтетических счетов. В Плане счетов имеется также отдельный раздел, который называет- ся «Забалансовые счета», состоящий из одиннадцати счетов. Забалан- совые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, которые временно находятся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, ма- териальных ценностей, на ответственном хранении и т. п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйствен- ными операциями. Учет операций на забалансовых счетах осуществля- ется без применения двойной записи (внесистемно). Аналитический учет по каждому забалансовому счету осуществляется в общеприня- тых учетных регистрах либо в формах, разрабатываемых организаци- ей самостоятельно. В отличие от забалансовых счетов на счетах балансовых содержит- ся информация об имуществе и обязательствах, принадлежащих на праве собственности организации. Также помимо своего назначения одни счета отличаются от других тем, что нумерация балансовых сче- тов состоит из двухзначных цифр, а забалансовых — из трехзначных. В этот блок правового регулирования входят также внутренние (рабочие) документы организации, формирующие ее учетную полити- ку. В соответствии с п. 2 ПБУ 1/2008 от 6 октября 2008 г. № 106н
«Учетная политика организации»1 под учетной политикой организа- ции понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгал- терского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, ин- вентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации. Учетная политика организации формируется главным бухгалте- ром или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета ор- ганизации, на основе настоящего Положения и утверждается руково- дителем организации. При этом утверждаются: • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтети- ческие и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтер- ского учета в соответствии с требованиями своевременности и полно- ты учета и отчетности; • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерско- го учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности; • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств ор- ганизации; • способы оценки активов и обязательств; • правила документооборота и технология обработки учетной ин- формации; • порядок контроля за хозяйственными операциями; • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.) организации (п. 8 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Изменение учетной политики допускается в случаях: • изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету; • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерско- го учета; • существенного изменения условий хозяйствования. При этом су- щественное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т. п. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, —————————— 1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 44.
которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации (п. 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Изменение учетной политики производится с начала отчетного го- да, если иное не обуславливается причиной такого изменения, а также оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.) организации. Здесь необходимо отметить, что зачастую большая часть действую- щих организаций ограничивается лишь разработкой приказа по учет- ной политике, а остальные вышеперечисленные рабочие документы либо отсутствуют, либо не утверждены руководителем. Подобная си- туация свидетельствует о грубом нарушении порядка ведения бухгал- терского учета, установленного Законом о бухгалтерском учете и ины- ми нормативными документами. Также в рамках реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную пер- спективу Минфином России был подготовлен проект Федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете». Потребность в таком законе назрела, так как с момента принятия действующего Закона о бухгалтерском учете прошло уже 10 лет и за это время в жизни стра- ны произошли серьезные изменения, требующие корректировки зако- нодательной базы в области бухгалтерского учета. Первый вариант данного правового документа был опубликован на сайте Минфина России 28 июля 2006 г.1 По мнению авторов документа, он обеспечи- вает, с одной стороны, гарантии получения полезной финансовой ин- формации заинтересованными лицами, а с другой — формирование нового правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Закон должен был ускорить переход российских предприятий на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Так, по замыслу Правительства РФ, реформа системы учета и отчетности должна пройти в три этапа. На первом этапе перейти на МСФО долж- ны компании, чьи ценные бумаги котируются на западных фондовых рынках. Хотя многие корпорации, чьи акции обращаются за рубежом, сделали это уже и без принуждения. Сейчас они ведут бухгалтерский учет одновременно и по российским стандартам бухгалтерского учета, и по МСФО — так как западные инвесторы признают лишь этот вари- ант финансовой отчетности. На втором этапе переход на МСФО должны осуществить госкомпании и страховщики. И на третьем — все остальные предприятия. На прохождение каждого этапа Правительст- во РФ отвело не менее двух-трех лет. Согласно проекту отчетность должна стать публичной и представ- ляться в органы статистики с тем, чтобы любой гражданин мог за оп- —————————— 1 www.minfin.ru/ru.
ределенную плату получить данные о финансовом состоянии фирмы по аналогии с выписками из Единого государственного реестра юри- дических лиц (ЕГРЮЛ). В проекте закона появилась норма, согласно которой индивидуальные предприниматели должны вести бухгалтер- ский учет наравне с организациями. Представленный законопроект имел много нареканий со стороны различных профессиональных бухгалтерских организаций, в частнос- ти, со стороны Фонда «Национальная организация по стандартам фи- нансового учета и отчетности», который даже направил в Министерст- во финансов РФ письмо, выражающее «концептуальное несогласие экспертного сообщества» с основными положениями законопроекта «Об официальном бухгалтерском учете». Именно в связи с многочис- ленными нареканиями в отношении проекта закона он так и не был принят, и на сегодняшний день отношения в сфере бухгалтерского учета регулируются Законом о бухгалтерском учете. Резюмируя изложенное выше, необходимо констатировать, что в настоящее время в Российской Федерации принят целый ряд зако- нов и подзаконных актов, регулирующих общественные отношения в сфере бухгалтерского учета. Однако при дальнейшем развитии в России рыночных отношений и выходе субъектов экономических отношений на международный рынок встает вопрос о последующем совершенствовании методологии и правового регулирования бухгал- терского учета, примером тому является процесс трансформации меж- дународных стандартов финансовой отчетности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.181 (0.108 с.) |