Основные модели теории организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные модели теории организации



Основные модели организации

Модель организации определяет структуру и механизмы координации деятельности организации (табл. 1).

 

Таблица 1

Основные модели теории организации

 

Основными элементами организационной модели являются: 1) система работ; 2) рабочие группы; 3) процессы (определяют отношения управления и коммуникационные связи), связанные с ними. То есть модель организации представляет собой суперструктуру, в рамках которой протекает деятельность организации.

 

Продолжение таблицы 1

Основные модели теории организации

 

Основополагающие законы организации

Понятия о зависимостях и законах организации

Деятельность каждой организации основана на зависимостях, законах и закономерностях.

Зависимость – основа формирования закона, показывающая связь между входным воздействием и результатом его преобразования. Зависимости делятся на объективные (формируется независимо от воли и сознания людей) и субъективные (вырабатываются руководителем или специалистами на какое-то ограниченное время для реализации корпоративных целей). Зависимости могут быть кратковременными (например, зависимость сверхурочной производительности труда от величины оплаты) и долговременными (например, зависимость заработной платы работника от его личной производительности).

Также зависимости можно разделить на моральные (связаны с соблюдением в обществе норм поведения) и аморальные (связаны с обычаями, которые нарушают международные права человека). Иногда зависимости подразделяют на общие и частные, детерминированные и вероятностные.

Понятие закона вытекает из понятия зависимости. Условия перерастания зависимости в закон: 1) фиксация зависимости в законодательных документах; 2) приобретение зависимостью статуса общепринятой для большого количества организации; 3) признание и поддержка зависимости учеными.

Закон – это устойчивая объективная связь явлений или событий, которая присуща достаточно большому числу организаций и обладает повторяемостью в сходных условиях.

Социальные законы определяют отношения между работниками и группами и проявляются в процессе их деятельности. В соответствии с социальными законами складываются отношения между организациями и людьми, работающими в этих организациях. В отличие от законов материального мира действие одного и того же социального закона может обладать различной степенью интенсивности в однотипных ситуациях, что вынуждает рассматривать его не как постоянную характеристику, а как некоторую тенденцию, имеющую определенную степень достоверности. Проявление действия законов социальных организаций всегда содержит элемент неопределенности, так как развитие организации связано с деятельностью людей. Типы неопределенностей: неизвестность (для вновь созданной организации изменения в политической ситуации: обвал цен, войны), случайность (факторы, подчиняющиеся социальным законам) и расплывчатость (формулировка закона, допускающая неоднозначность толкования). Неопределенность характеризуется понятием «риск». Менеджмент – это управление рисками, которое невозможно без знания законов, регламентирующих функционирование социальных организаций.

Законы имеют большое значение для деятельности организации, так как формируют теоретический фундамент теории организации, способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют оценивать возникающие ситуации, позволяют анализировать накопленный опыт, способствуют повышению управленческой культуры в компаниях. Законы, также как и закономерности, можно разделить на объективные (законы организации) и субъективные (законы для организаций).

Законы и закономерности имеют механизм действия (формирование зависимости выходных параметров от входных) и механизм использования (набор правил и норм для работника, реализующего механизм действия). Для эффективной деятельности организации необходимо, чтобы данные механизмы были согласованы между собой.

Общие законы организации

Закон синергии: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.

Синергия – процесс существенного изменения потенциала, который происходит пропорционально привлечению ресурсов либо скачкообразно. Смысл эффекта синергии заключается в том, что привлекаемые ресурсы либо усиливают, либо ослабляют друг друга, и в связи с этим общий потенциал организации становится больше или меньше суммы потенциалов всех используемых в деятельности ресурсов:

1) повышенный потенциал организации (формула 1)

 

Р 1 = Пк – (П 1 + П 2 + П 3), (1)

2) пониженный потенциал организации (формула 2)

Р1=1 + П2 + П3) – Пк, (2)

где Пк – общий потенциал компании,

П 1, П 2, П 3 – потенциалы 1, 2 и 3-го ресурсов.

Благоприятным закон синергии будет, если руководитель и подчиненные знают о нем. Признаки достижения синергии в организации: благоприятный климат в коллективе, сокращение технологического цикла, активное приобретение акций своего предприятия, пониженная усталость работников, постоянный спрос на продукцию или услуги, благотворительная деятельность.

– Закон самосохранения: каждая организация стремится сохранить себя и для этого использует весь своей потенциал. Закон в аналитическом виде (формула 3)

 

 

где R1i, R2i – внутренние и внешние созидательные факторы организации, V1, V2 – внутренние и внешние разрушительные факторы,

i – область, в которой расположен определенный фактор.

При этом сумма потенциалов созидания должна быть больше суммы потенциалов разрушения.

Важный показатель для анализа положения организации – уровень самосохранения – Сс – разность между потенциалами созидания и разрушения, деленная на суммарный объем ресурсов созидания (формула 4)

Сс = (С – Р / С)×100 %. (4)

– Закон развития: каждая организация стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла:

 

где Rj потенциал системы на j-м этапе развития,

Rij потенциал системы в I области и на j-м этапе,

Rmax запланированные результаты по конкретным видам деятельности.

Закон информированности-упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем выше вероятность ее успешного функционирования (формула 5)

 

где k1 k2 k3 k4 k5 – коэффициенты пропорциональности влияния уровней характеристик информации друг на друга,

 

Vi, Ci, Вi, Нi, Оi – соответственно уровни характеристик информации: объем, ценность, достоверность, насыщенность и полнота в области I.

Следствие закона информированности-упорядоченности: информированность работника после достижения критического уровня переходит в его компетентность.

– Закон единства анализа и синтеза: каждая организация стремится настроиться на наиболее экономичный режим деятельности за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций. Скорость и результат преобразований зависят от диапазона изменения внешней или внутренней среды. Математически этот закон можно записать (формула 6)

 

где Ru, R21 – внутренние и внешние созидательные факторы организации,

Vn, V2i – внутренние и внешние разрушительные факторы, i – область, в которой расположен определенный фактор. Следствия закона единства анализа и синтеза:

1) если V1i + V2i меньше, чем R1i + R2i, т. е. отсутствуют внешние и внутренние возмущающие воздействия, то организация идет к полному истощению ресурсов. Данная ситуация показывает, что потребности в продукции организации не существует или общество не информировано о ее деятельности;

2) если R1i + R2 i меньше, чем V1 + V2, то практически отсутствуют внешние и внутренние созидательные ресурсы, что ведет к банкротству организации;

3) если R1i больше, чем R2i, т. е. отсутствуют внешние созидательные ресурсы, то организация не занимается общественно полезной деятельностью;

4) если R2i больше, чем R1i, т. е. отсутствуют внутренние созидательные ресурсы, то организации требуются внешние субсидии или дотации;

5) если V1i больше, чем V2i, то созидательные ресурсы организации тратятся на преодоление внутренних возмущений, например на страхование ресурсов, удовлетворение потребностей сотрудников, компенсацию ущерба и т. п.;

6) если V2i больше, чем V1i, то созидательные ресурсы организации тратятся на преодоление внешних возмущений, например на компенсацию ущерба от внешних источников, создание службы безопасности.

– Закон пропорциональности-композиции: каждая организация стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы, которые находятся в заданной пропорции (формула 7)

 

где R – набор ресурсов,

N – пропорциональность (композиция),

KI – коэффициент пропорциональности,

RI конкретный ресурс.

Закон пропорциональности обеспечивают положения:

1) каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие изменения в набор и пропорции ресурсов;

2) изменение содержания набора ресурсов и их пропорций не должно выходить за пределы нормативного уровня;

3) в каждой организации должен быть обоснованный план деятельности и развития;

4) набор ресурсов и их пропорции должны быть ограничены рациональными рамками для их эффективного использования;

5) каждая организация должна выполнять весь набор функций на своем участке деятельности вне зависимости от коллектива постоянных работников;

6) планируемые к использованию ресурсы должны подходить друг другу по всем характеристикам.

Частные законы организации

– Закон соответствия разнообразия управляющей подсистемы разнообразию управляемой подсистемы: неопределенность в поведении управляемого объекта может быть уменьшена за счет соответствующего увеличения разнообразия форм управления. Многообразие существующих социальных систем, которые различаются по масштабам, сложности, уровню их открытости, предопределяет альтернативность путей их развития. В социальном развитии идет жесткий непрерывный отбор более совершенных организационных структур, обладающих лучшими свойствами адаптации.

– Закон приоритета целого над частью: во взаимодействии системы и подсистемы ведущей стороной является целое, которое активно влияет на части, при этом целое и части едины, они не существуют друг без друга. Части подчинены целому, движутся и развиваются в его границах. Отношения между ними – это отношения равноправных партнеров, одинаково заинтересованных в стабилизации и сохранении организации как системы. Для стабильного функционирования социальная система должна иметь единую цель и ведущий субъект управления, направляющий ее развитие. При отсутствии или несоблюдении любого из этих параметров организация не в состоянии сохранять целостность. Вначале она испытывает разбалансированность, дезинтеграцию, а впоследствии распадается.

Закон учета системы потребностей: действиями работников всегда движут потребности и интересы, ведущими из которых являются социально-экономические. Организация является самостоятельным хозяйствующим субъектом рынка, что порождает у коллектива различные потребности. Отдельные группы, исходя из функциональных видов деятельности, решают разные задачи с разной степенью трудоемкости. Все это создает различные потребности. Поэтому управление, учитывающее многообразие совокупности индивидуальных, групповых и общефирменных и общественных интересов, будет эффективным.

Закон состоятельности кадров управления: каждая организация должна иметь четкий механизм оценки и отбора управленческих кадров в соответствии с их реальными способностями.

Закон дифференциации и универсализации функций: в организациях действуют противоположно направленные процессы, с одной стороны, разделение, специализация функций, с другой стороны, их интеграция, универсализация. В итоге увеличиваются потенциальные возможности составляющих систему элементов и улучшаются результаты их взаимодействия в виде прироста потенциала организации в целом.

Закон непрерывности и _ритмичности в движении производственных фондов: ритмичность процесса производства, непрерывность материально-технического снабжения и реализации изготовленной продукции, своевременное обновление основных производственных фондов организации. Соблюдение данных условий позволяет достичь оптимальной скорости оборота производственных фондов, что повышает эффективность производства. Ритмичность работы организации должна находиться под контролем хозяйственных руководителей. Так как в силу разделения труда организации взаимосвязаны, нарушение ритма в одной части системы вызовет трудности работы в других.

Принципы организации

 

Правильно сформированная организация должна отвечать всем признакам, представленным в таблице.

Вопросы для проверки

1. Охарактеризовать объект и предмет теории организации.

2. Какие методы использует теория организации?

3. Какова связь теории организации с другими науками?

4. Каковы основные направления развития теории организации?

5. Дать характеристику моделей теорий организации.

6. В чем состоит сущность теории организации как интегративной науки?

7. Каковы особенности работы организаций в условиях формирования рыночных отношений в России?

8. Дать определение и толкование понятию «зависимость».

9. Каковы условия перехода зависимости в закон?

10. Объяснить, в чем различия между законами организации и законами для организаций.

11. Чем определяется потенциал организации? Как влияет потенциал составляющих ресурсов на общий потенциал организации?

12. Дать формулировку закона синергии и перечислить имеющиеся варианты его реализации. Перечислить основные признаки достижения синергии в организации.

13. В чем заключается суть закона самосохранения? Охарактеризовать параметры, влияющие на уровень самосохранения организации. Как обеспечить выбор правильной стратегии самосохранения?

14. Какие признаки указывают на реализацию частных законов организации?

15. Какие законы подтверждают реализацию режима развития организации?

16. Каково назначение специфических законов организации? Охарактеризовать основные признаки проявления специфических законов организации.

17. Определить и обосновать этапы жизненного цикла организации на конкретном примере.

18. Охарактеризовать принципы состояний организации.

 

Основные модели организации

Модель организации определяет структуру и механизмы координации деятельности организации (табл. 1).

 

Таблица 1

Основные модели теории организации

 

Основными элементами организационной модели являются: 1) система работ; 2) рабочие группы; 3) процессы (определяют отношения управления и коммуникационные связи), связанные с ними. То есть модель организации представляет собой суперструктуру, в рамках которой протекает деятельность организации.

 

Продолжение таблицы 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.137 (0.039 с.)