Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия в жизни человечестваСтр 1 из 9Следующая ⇒
Утверждена на заседании Учёного совета РостГМУ «____» ___________2004 г. протокол № ___ Проректор по учебной работе__________________ Доцент Сависько А.А «___»________2004 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИ Для студентов, осваивающих основные образовательные программы по специальностям: «лечебное дело» «педиатрия» «медико-профилактическое дело» «лечебное дело» (вечернее отделение) «высшее сестринское образование» (вечернее отделение)
Составлена на основании федеральной программы 2000 г. выпуска Составитель МЕРКЛИН В.А. 2004 г. Ростов-наДону Рабочая программа по дисциплине философия рассмотрена и рекомендована к использованию конференцией кафедры истории и философии РостГМУ
Протокол №_____ «___»________2004 г.
Рабочая программа по дисциплине философия рассмотрена и рекомендована к использованию цикловой методической комиссией РостГМУ
Протокол №_____ «___»________2004 г.
Рабочая программа по дисциплине философия рассмотрена и рекомендована к использованию центральной методической комиссией РостГМУ
Протокол №_____ «___»________2004 г.
I ФИЛОСОФИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, СООТНОШЕНИЕ С ОБЩИМИ ЦЕЛЯМИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ЦЕЛЯМИ ИМЕЮЩИМИ МЕЖДИСЦИЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР И СВЯЗАННЫМИ С ЗАДАЧАМИ ВОСПИТАНИЯ Задача высшей медицинской школы заключается в подготовке высококвалифицированного специалиста-медика, и одновременно личности, способной применить знания в различных сферах общественной деятельности, осознанно принимать компетентные решения по вопросам своей специальности, а также по мировоззренческим, нравственным и политическим аспектам общественной жизни. В реализации такой целевой задачи значительную роль призвана сыграть успешно идущая в России гуманитаризация высшего медицинского образования. Ключевую роль в профессиональной и гуманитарной подготовке врачей занимает освоение философской культуры. Настоящая рабочая программа по философии для студентов РостГМУ составлена в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В программе сформулирован широкий круг наиболее актуальных тем по истории и теории философских учений, критическому осмыслению базисных философских проблем культуры, науки, религии и существующих подходов к их решениям. Она отражает современное состояние философской мысли в мире и стране, основные изменения в ее преподавании и учитывает цели и задачи постижения философской культуры мышления будущими медиками в контексте как общегумаиитарной, так и профессиональной подготовки врачей.
Предлагаемая рабочая программа по философии определённым образом отличается от существующих ранее программ в силу ряда новых обстоятельств. Она позволяет в рамках учебного процесса ориентировать преподавателей не только на дидактическое изложение базовых философских знаний, но и на показ проблемного характера философских тем. Принцип мировоззренческого плюрализма, закрепленный Конституцией России, позволил перейти от монотеоретичсской модели преподавания философии к плюралистической, открыв простор преподавателям для их творческого философско-педагогического поиска. Вместе с тем программа исключает бесконечно-вариативные «новации» и истолкования даже традиционных проблем философии, которые совсем не обязательно выносить в студенческую аудиторию РостГМУ. Этот позитивный процесс обновления на кафедре истории и философии РостГМУ идет мобильно и динамично. Это наше достижение. Но время требует идти дальше и искать нестандартные формы, которые и предназначены именно для того, чтобы научить будущего врача философски мыслить. Задача состоит в том, чтобы с максимально возможной полнотой познакомить студентов с различными философскими доктринами, оставив право выбора между ними за самими студентами. При этом следует учитывать профессионально-прикладной характер интересов студентов-медиков и, в частности, тот факт, что в нашем университете особый интерес вызывают такие направления как «философия медицины», «философия человеческой телесности», «философия здоровья», «философия любви» (как метафизическое осмысление проблем взаимосвязи тела и духа). Поэтому главная задача преподавания философии в РостГМУ будущим врачам может быть обозначена двумя векторами, очерчивающими пространство учебного процесса. Первый, заключается в том, чтобы научить студентов понимать глубокий смысл научных принципов развития природы, общества и мышления, вывести на продуктивный уровень осознание методологического значения законов и категорий диалектики в развитии медицинских наук и практического здравоохранения. Второй, состоит в том, чтобы глубже осмыслить категориальный статус понятия "жизнь" функционирующую в режимах «здоровья» и «болезни», понять ее не только как естественный, но и социокультурный феномен, исходя из нее самой.
Современная философия в РостГМУ является сегодня основополагающей дисциплиной в единой системе познания природы, культуры, человека и человеческой личности. Возрастает ее роль и значение и как фундаментального знания в системе высшего медицинского образования. Выявляя на основе исторического метода и системного подхода законы и общие закономерности развития материи и существования живой природы, философия дает целостное видение Мира и человека в нем. Освоение предлагаемой программы на основе постижения историко-философского и системно-проблемного материала позволит будущим врачам сформировать свою собственную философскую позицию по важнейшим проблемам современной медицины, а также умение самостоятельно осмысливать сложнейшие ситуации в современной общественной жизни. В профессиональной подготовке и в становлении научного мировоззрения медика эта программа предусматривает преподавание краткой истории философской мысли, новейших концепций Мироздания, общих принципов жизни на Земле, смысла человеческого бытия и современных проблем цивилизационного развития. Интегрируя все это, студент должен научиться всю совокупность знаний о Мире и месте в нем человека оценивать через призму принципа триединства: истины, добра и красоты. Предлагаемая рабочая программа свободна от конъюнктурных соображений; она не претендует на абсолютные истины и не навязывает категорические суждения и оценки. При этом главные концептуальные достижения современных ученых (особенно в сфере методологических исследований в медицине) служат исходным материалом для свободного осмысления широкой панорамы проблем в философии медицины и биомедицинской этике. В профессиональной подготовке и становлении научного мировоззрения врача данная программа предусматривает преподавание философии как интегрирующей дисциплины, в рамках которой студенты-медики побуждаются к самостоятельному критическому осмыслению противоречивых проблем современного общественного бытия, актуальных вопросов жизнедеятельности человеческой личности и новых тем, характерных для современного естествознания и медицины. Так, для ознакомления предлагается историко-философская парадигма биоэтики (биомедицииской этики), изучающей философско-аксиологический смысл жизни и смерти человека в контексте медицинских и биомедицинских проблем современности (специальное изучение биоэтики предусмотрено учебным планом на шестом курсе). При составлении учебной программы максимально учитывались исходный уровень знания у студентов по философии, полученные ими в средних учебных заведениях, а также специальные знания, освоенные уже в медицинском вузе. Программа по философии координируется со смежными гуманитарными дисциплинами - психологией, педагогикой, историей, культурологией, биоэтикой и с изучаемыми параллельно, и последующими медико-биологическими и клиническими дисциплинами. Задача программы - сориентировать преподавателей кафедры на ключевых проблемах курса. Из федеральной наибольший акцент был сделан на темах, которые в наибольшей степени интересуют студентов-медиков нашего университета и отвечают преподавательскому потенциалу кафедры. Часть лекционных тем, имеющихся в федеральной программе не предусмотрена в рабочей программе в связи с тем, что соотношение лекций и семинарских занятий принято в РостГМУ в соотношении 1: 3.
Главная цель преподавания философии на всех факультетах РГМУ состоит в том, чтобы максимально: Ø дать представление об основных и фундаментальных мировоззренческих проблемах, которые на протяжении веков обсуждала философия, и таким образом подготовить студентов-медиков к грамотному самостоятельному мировоззренческому выбору; Ø активизировать у студентов сознательное целеполагание, раскрывая им достаточно исследованные в развитии философской мысли возможности и варианты аксиологического выбора и демонстрируя те сложности и противоречия, с которыми сталкивалась и сталкивается этическая мысль медиков; Ø показать единство медицинского знания и философской методологии познания, выявляя и демонстрируя их исходные предпосылки, категориальные структуры, которые лежат в основе постановки медицинских и общенаучных проблем, общенаучные познавательные программы. Это объективно необходимо для развития у студентов-медиков методологического мышления. В соответствии с этими целями и задачами в программе изложены основные положения философии медицины, освоение которых позволит студентам-медикам повысить свой философский уровень мышления, разобраться не только в сложных проблемах общественного развития, но и в тенденциях научного поиска ученых-медиков. Для обеспечения контроля за качеством процесса обучения в настоящей рабочей программе предусмотрены: система рейтингового мониторинга, четыре рейтинговых зачёта (2 в пятом семестре и 2 в шестом семестре) и разработаны требования к знаниям и умения студентов, которыми они должны обладать по окончанию изучения курса философии
По завершению процесса изучения курса философии студент должен: Иметь представление: ; о своеобразии философии, её месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека; ; о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни. Понимать: ; смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней: ; роль науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов; ; роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении; нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе. Знать: ; условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; ; структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.
II СОДЕРЖАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Мудрость и знание в духовном освоении мира. Дофилософские мировоззрения. Структурные компоненты мировоззрения - картина мира, система идеалов, оценок, целеполагающих ориентиров. Результативные составляющие мировоззрения - убеждение, установка, уверенность, вера. Философия как выражение мудрости в рациональных формах. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Круг метафизических разделов знания и мыслительных проблем. Философия как внутреннее единство объективно-теоретического, культурно-смыслового и экзистенциально-личностного начала. О соотношении философии и отдельных наук. Роль философии как базисной дисциплины в системе гуманитарной, естественнонаучной и практической подготовки врачей и провизоров. Зависимость менталитета и ценностных ориентации медиков от специфики и уровня философской культуры. Возрастающая роль философии в формировании теоретико-методологических основ медицины. ГЕНЕЗИС И ПРИРОДА ФИЛОСОФИИ (НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ) Понятие предфилософии. Возникновение философской рациональности как преодоление мифа. Исторические основания для возникновения философии как нового способа мышления. Многообразие философских направлений, стилей и методов философствования, их критерии; способ синтеза знания и мудрости, рационального и внерапионального; выбор всеобщих оснований познания (рационализм и эмпиризм); отношение к свободе и самоценности человека. Типы философской предметности. Субъективное и объективное, личное и безличное. Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. Формы философской рациональности - диалектика, метафизика, герменевтика. Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология.
Основные тенденции и исторические типы развития философской рациональности. История философии как источник философских идей, школа мысли. Философская культура и способы ее творческой реализации. Специфика философского знания и его функции. Философские начала или общие принципы познания мира, общества и человека. Философское самоопределение человеческого разума. Антропософский путь познания. Философия как духовная квинтэссенция своего времени. Философские (метафизические) идеи и проблемы медицины. ЮНОСТЬ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ (ОТ МИФА К ЛОГОСУ) Самодостаточный космос как культурный архетип античной философии, ее созерцательный характер. Древний Восток (Индия, Китай) - колыбель философской мысли. Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии. Атомизм школы вайшешика. Индуизм. Буддизм. Йога как философия и медицина. Идеалы в философии, религии и медицине Древней Индии. Китайская специфика в философии. Даосизм и конфуцианство. Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях. "Средний путь" человека в китайском натурализме. Китайская медицина. Типы осмысления бога, мира, времени и пространства в Индии и Китае. Греческая мысль и учения Востока. Истоки и социокультурные основания греческой мысли. Первые греческие мыслители. "Единое и многое" как основная проблема греческой философии. Элеаты. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Софисты и софистика. Классическая греческая философия. Сократ и сократические школы. Философия Платона и Аристотеля. Эллинистическо-римская философская мысль: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм. Философские идеи в античном естествознании и медицине. Пифагорейская медицина. Эмпедокл. Гиппократ и его школа. Гален. Этика в контексте античной философии и медицины. Античная философия и научное мышление
РАССУДОЧНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ (ОТ ЛОГОСА К РАССУДКУ)
Теоцентризм средневековой духовной культуры. Место человека как раба божьего в мире. Формирование средневековой философии. Философия средневековья - размышления в вере. Вера как разум сердца. Статус философии и ее особенности в христианстве. Превращение философии в богословие. Философия отцов церкви. Патристика и Блаженный Августин. Схоластическая философия. Этапы в развитии схоластики. Фома Аквинский - вершина схоластики. Фома о вере и разуме. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Специфика схоластического рационального мышления. Особенности арабской философии средневековья. Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс) - виднейшие философы средневековья. Божественное озарение и человеческое познание. Первые естественнонаучные исследования эпохи средневековья. Проблема человека в схоластической философии. Схоластическая медицина и практика врачевания. Монастырская и университетская медицина.
ЗРЕЛОСТЬ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ (ОТ РАССУДКА К РАЗУМУ) Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Социально-историческая, естественнонаучная и философская интерпретация эпохи. И. Кант и критический поворот западной мысли. Его критика догматизма и скептицизма в философии. Трансцендентальный идеализм Канта как историческое исследование духовных способностей человека. Понятие трансцендентального субъекта. Активность мышления и принципы конструирования предмета опыта как попытка обоснования всеобщего характера научного знания. "Вещь в себе" и явление в философии Канта. Априорный синтез. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Система категорий чистого рассудка. Паралогизм, антиномии и идеалы чистого разума. Кант о возможностях и границах спекулятивного теоретического разума. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Нравственное доказательство бытия бога. Эмпирическая природа человека и его нравственная сущность Категорический императив как закон практического разума Свобода и долг. Эстетические взгляды Канта. Эстетическая и телеологическая способность суждения. Казуальное объяснение и телеологическое рассмотрение природы. Культура как последняя цель природы. Философия истории Канта. Диалектика Канта. Философия И.Г. Фихте как изложение "основания" кантианского критицизма. Философия Ф.В. Шеллинга. Трансцендентальная философия и натурфилософия Шеллинга о диалектике природы Абсолютный идеализм Г.Ф.В. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия Гегель о субстанции-субъекте. Феноменология духа. Новая концепция логики Учение о бытии, сущности, понятии Категории и принципы диалектического мышления. Гегелевское понимание истины Философия природы. Философия духа. Философия права, философия истории, философия религии. История философии как развитие и конкретизация содержания философской системы Гегеля. История общества как процесс развития самосознания и осуществления понятия свободы. Абсолютный дух и его ступени движения, искусство, религия, философия. Антропология Гегеля и ее значение для медицины и педагогики. Л. Фейербах. Разложение гегелевской школы. Материализм Фейербаха. Сведение теологии к антропологии. Человек - единственный, универсальный и высший предмет философии Антропологический принцип философии Фейербаха Критика религии как отчуждения родовой сущности человека. Религия любви. Преобразующая критика "как метод реализации философии будущего", философия и медицина. Распространение диалектических идей в естественнонаучном познании XIX века.
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (ОТ РАЗУМА К ПРАКТИКЕ) Идейные истоки марксистской философии. Формирование философии марксизма - закономерный этап развития материализма. Основные черты и особенности марксистской философии К. Маркс и Ф. Энгельс о диалектике материального мира и диалектике его познания. Философский детерминизм и научное познание. Критика К. Марксом и Ф. Энгельсом гегельянства как идеалистической философской системы. Обоснование единства материализма и диалектики Диалектика как учение о развитии и познании. Философское осмысление проблемы единства мира Принцип диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество, человека. Гуманистические тенденции в марксистской философии. Материалистический взгляд на историю человечества. Общественное бытие и общественное сознание. Теория общественно-экономической формации как ступени исторического развития человечества. Марксистская философия и теория личности. Человек как субъект исторического развития. Влияние материалистической диалектики на развитие мировой философской мысли. Формы диалектического мышления Диалектический метод познания как метод восхождения от абстрактного к конкретному Творческое развитие диалектического метода Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. Плеханов - теоретик и историк диалектики в материализма. Ленинская теория отражения и современная наука. Диалектико-материалистическая теория познания: роль интуиции, логики в научного эксперимента. Принцип единства исторического и логического. Диалектика абсолютной и относительной истины. Взаимосвязь теории и практики. Марксистско-ленинская теория общественного развития. Политическая идеология как особая форма общественного сознания. Социализм как прогресс человечества. Марксистская философия и осмысление современных глобальных проблем. Уроки истории философии.
ЗАПАДНЫЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ (ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ К НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ) Смысл и проблемы иррационального в новейшей западной философии. Забвение классической философии как системно-теоретического учения о всеобщем, отход от традиционных проблем мышления. Становление неклассической философии как протест против всеобщей рационализации бытия в машинно-бюрократической цивилизации. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление. Метафизика морали. Освобождение через искусство. Пессимизм. Аскеза и раскрепощение. Медико-деонтологическое значение идей Шопенгауэра о смерти, ничтожестве и горестях жизни. Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора. Учение о стадиях жизни. "Моральная диалектика" как средство самоопределения человека. Критика гегелевского рационализма. Вера и подлинная конечная экзистенция. Философия жизни - альтернатива философии разума. В. Дильтей и "критика исторического разума". Обоснование наук о духе. Витализм и психологизм В. Дильтея. А. Бергсон и творческая эволюция. Жизненный порыв. Инстинкт, разум и интуиция. Спиритуализм и интуитивизм Бергсона. Философия Ф. Ницше и ее основной принцип. Переоценка ценностей. "Возвещение" смерти бога. Христианство как порок. Критика морали. Идеал "сверхчеловека" и "воля к власти". Нигилизм, вечное возвращение, любовь к року. Мифология культуры и основные идеи философии истории О.Шпенглера. Цивилизации как организмы.
II ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
УЧЕНИЕ О БЫТИИ (ВСЕОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОЙ ОНТОЛОГИИ) Бытие как предмет рациональной рефлексии. Рациональная онтология как учение о всеобщих формах и закономерностях бытия. Способы и формы предметной представленности бытия в рациональном мышлении. Виды онтологии - мифологическая, религиозная, философская, научная и экзистендиально-личностная. Основной вопрос философии и философская онтология. Идея единства мира - история возникновения и эволюции. Всеобщее как выражение бесконечной взаимосвязи явлений и предметов мира. Отражение всеобщей связи мира в философских категориях. Непосредственное и опосредованное. Общее, особенное, единичное, качество, количество, мера. Причина, условие, повод. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Содержание и форма. Сущность и явление. Вещь, свойство, отношение. Закон и закономерность. Диалектическая сущность бытия как субстанции-системы. История философского понимания сущего. Истоки и смысл онтологической проблематики. Категория "бытие" и ее содержание в истории философии. Объективная и субъективная реальность в бытии. Учение о первоначале. Бытие живой природы. Человек и его бытие в мире. Две сферы человеческого бытия; вещественность и духовность. Бытие духовного мира. Западная и восточная традиции философской онтологии. Философское осмысление духа и материи как предела противоположности. Самоорганизация и системность мира. Гармония и трагизм бытия. Принцип и закон объективной противоречивости бытия. Качественно-количественная определенность бытия. Развитие бытия по закону отрицания отрицания. Философия о соотношении движения, изменения и развития. Детерминизм - способ существования всех форм бытия. Формы детерминизма: причинный, непричинный, закономерный. Проблема единства мира в свете современной естественнонаучной парадигмы. Онтология и космология. Материалистический монизм и философское обоснование единства мира с позиции диалектики. Материя и ее атрибуты. Современные естественнонаучные представления о материи. Движение как важнейший атрибут материи. Пространство и время как формы бытия материи. Неразрывное единство материи в ее движении. пространстве и временя. Основные формы движения материи и диалектика их соотношения. Взаимосвязь физико-химического и биологического, психофизиологического и социального. Соотношение мира естественного и искусственного. Социальное бытие. Особенности бытия природы и общества, необходимость их коэволюции. Судьба бытия.
ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
От понятия "душа" к понятию "сознание". Античность. Душа как всеобщая одушевленность космоса. Концепция телесного происхождения души (Аристотель). Религиозные представления о душе. Потенции души. Душа и глубинный внутренний мир личности. Основные традиции в объяснении природы сознания. Р. Декарт - сознание как особая субстанция, замкнутая в себе духовность. Поход внутрь сознания. Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (К. Маркс). Эволюпионно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики. Психика и сознание. Общественная природа сознания, его коллективность, "соборность". Сознание - продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект), сознание - отражение действительности (гносеологический аспект). Сознание - продукт развития биологической и социальной форм движения материи (генетико-социальный аспект). Сознание -фактор управления поведением (функциональный аспект). Феноменология сознания: явления, процессы, акты действия, состояния, способности, функции. Активность, интенсивность, способность к рефлексии и самонаблюдению, мотивационно-ценностная ориентация. Основные структурные компоненты сознания: ощущение, восприятие, представление, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля, левополушар-ное и правополушарное мышление (языко-речевое, образно-наглядное, понятийно-логическое). Интуиция, воображение, творчество. Мышление. Сознание и язык. Знание как способ существования сознания. Единство субъективного и объективного в знании. Сознание как целостность и рефлексия. Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентировочная. Смысловая нагрузка функций сознания, их взаимосвязь. Мозг и психика. Психофизиологическая локализация и специфика мозговых функций. Сознание и самосознание. Основа формирования самосознания: диалогичность, интроекция, интуиция, игра. Индивидуальный и общественный уровни проявления - самосознание индивида, группы, этноса. Сознание, самосознание и личность. Бессознательное, природа и формы его проявления. 3. Фрейд и С. Юнг о природе бессознательного. Коллективное, бессознательное. Теория установки Д. Узнадзе. Положительные и отрицательные функции бессознательного. Бессознательное как источник творчества. Бессознательное и психопатология. Понятие идеального. Идеальное как субъективная реальность, как объективированная мыслительная форма, как природный эталон. Проблема материального носителя идеального. Относительность и абсолютность противоположности материального и идеального. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Структура и основные формы общественного сознания. Сознание обыденное и теоретическое. Идеология и власть. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Общественное сознание и социальное действие. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Познание как предмет философского анализа. Социокультурные основания познания. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Понятие "знания". Преднаучиые, научные и вненаучиые формы знания. Народная медицина. Знание и мнение, вера и убеждение. Обыденное знание и здравый смысл. Познавательные способности человека. Сенсуализм и рационализм. Познание и отражение. Познание как "конструирование действительности". Художественное познание и его формы. Эйдетическое познание. Эйдос как единство чувственного и рационального. Интуитивное и дискурсивное познание. Этапы познания и уровни знания, их диалектическое соотношение. Понимание и объяснение как формы познания. Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. Понятие гносеологического образа. Проблема интерсубъективности. "Существующий объект" и "гносеологический объект" (объект как данность и как рациональная структура). Объекты материальные и идеальные. Объект - предметные отношения. Эпистемология как наука об обосновании знания. Роль знаковых систем и символических форм культуры в познании. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. Теория соответствия (корреспонденции), теория согласованности (когеренции), теория прагматичности. Истина - субъективный образ объективного мира. Критика скептицизма и агностицизма. Диалектика истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины. Практика как критерий истины. Истина и ценность. Проблема единства истины, добра и красоты. В.С. Соловьев и П.Ф. Флоренский о единстве истины и духовности. Истина как социальный процесс. Технические и технологические знания. Средства и способы познания в научно-технической, инженерной и медицинской деятельности. Методы социального познания. Природа социально-философского познания. Социальное и гуманитарное познание. Познание и творчество, Познание и преобразование. Познание и внутренний мир человека.
ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ Аксиология - философская теория ценностей. Становление теории ценности в истории европейской философии. Философский смысл понятия "ценность". Методологические принципы построения современной аксиологической теории. Ценности - их значение для человечества. Мир духовных ценностей человека. Ценность как субъективно-объективная реальность. Об иерархической системе ценностей. Проблемы вечных ценностей (красота, добро, истина). Религия, наука, искусство, спорт как ценности. Духовные ценности: производство и потребление. Ценности реальные и мнимые. Функционирование ценностей в обществе. Ценность познания мира природных явлений. Мир моральных ценностей. Главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, любовь, сознание, творчество, свобода выбора, свобода воли и т.д. Разработка теории ценностей прежними и современными философскими системами. Ценностные ориентиры жизни. Нравственные начала общественной жизни. Ценностно-нормативные компоненты в жизнедеятельности человека. Иерархия ценностей как динамическая структура в развитии личности. Основные социальные ценности: философско-мировоззренческие, морально-этические (мужество, добро, справедливость и т.д.), политико-правовые (толерантность, демократия и т.д.), эстетические и другие. Ценностные аспекты медицины и проблемы экологии. Морально-этические ценности в современной медицине, духовная культура медиков как показатель ценностного состояния человечества. Целостная система материальных и духовных ценностей. Ценностные аспекты многообразных форм общественного сознания и поведения.
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА Конец XX века и проблема человека. Человек как проблема для самого себя. Кому принадлежит "открытие человека": ' античности, эзо-теризму, философии, науке? Идея двойственной природы человека..Загадка антроцосоциогенеза. Материальные условия и предпосылки возникновения человеческой ступени сознания. Универсальная деятельность человека "по мерке любого вида". Предметно-практическая деятельность как решающий фактор эволюции человека. Проблема возникновения человека. Флюктуации и бифуркации эволюционного процесса. Трактовка человека в научной и философской традициях. Био-логизаторский и социологизаторский подходы. Взгляды Гоббса, Декарта, Паскаля, Беркли, Локка и др. Просвещение и новое видение природы человека. Позиции Маркса, Ницше, Фрейда, Фромма и др. Человек как целостное социально-биологическое существо. Природа и сущность человека. Космоцентризм, теоцентризм, теокосмизм. Антропоцентризм и че-ловекоразмерность. Природопентризм и принцип натурализма. Социоцентризм. Социобиологи о теории геннокультурной коэволюпии. "Компьютерная метафора" когнитивной психологии. Концепции человеческой сущности. Человек разумный, рациональное животное (Линней); животное, производящее орудия (Франклин); символическое животное (Кассирер); размышляющий человек - испорченное животное (Руссо); животное, способное общаться - незавершенное животное (Ницше); существо с избытком влечений (Фрейд); человек - совокупность общественных отношений (Маркс). Человек в культурах Востока. Проблема человека в конфуцианстве, даосизме, буддизме, исламе, упанишадах. Человек - уникальное существо. Единство разума и экзистенции. Человек как открытая возможность. Человек всегда больше того, что он знает и может знать о себе. Смысл жизни человека.
ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА Пути понимания природы общества. История социально-философских концепций. Целостность и системность социальной реальности, ее способность к саморазвитию. Взаимодействие природы и общества. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка. Идея первичности общества по отношению к личности. Гражданское общество. Социальное пространство и время. Социальные общности и объединения, социальные институты. Личность, общество, государство. Авторитаризм и демократия. Анархизм. Роль личности и государства в развитии общества. Проблема элемента социальной системы. Социальные отношения и их разновидности. Социальная дифференциация и интеграция. Социальная коммуникация, ее средства и формы. Социальная деятельность. Структура общества. Природа макросоциальных единиц - классы, нации. Понятие социальной стратификации, ее принципы. Теория элит. Этнические общности. Этнос и окружающая среда. Свойства этноса. Этногенез и культура. Доцивилизационные этносы - род и племя. Народность. Нация - новоевропейская форма этнической общности. Микросоциологические общности. Особенности социологии как науки. Идеи историзма и неоэволюционизма. Понятие общественно-экономической формации и способа производства. Общественно-экономическая формация и цивилизация. Социальное понимание и социальное объяснение. Логическая структура социального понимания. Социальный факт и описание. Методы структурного функционализма и структурно-функционального анализа. Социальные проблемы медицины.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.31 (0.087 с.) |