Практикум по освоению логических терминов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум по освоению логических терминов



Не спешите заглянуть в ответы: проверьте себя, позвольте себе подумать, поломать голову, самостоятельно выполните задания, и уже после выполнения упражнений сверьтесь с ответами. Помните: на ошибках учатся!

Задание № 1. (а) Найдите все пары противоположных терминов. Перечислите их.

(б) Есть ли в словаре синонимы? Перечислите их.

а) Абстрактное – конкретное

анализ – …….

(продолжите список)

б) Алогизм – паралогизм – софизм

антиномия – ……..

(продолжите список)

 

Задание № 2. Найдите группы терминов, связанных родовидовыми отношениями и находящихся в отношениях подчинения и соподчинения.

Примеры:

(а). Законы тождества, непротиворечивости, исключенного третьего, достаточного основания являются видами рода «законы логики» (отношения соподчинения), который в свою очередь является видом рода «законы мышления» (отношение подчинения), а последний – видом рода «закон» (отношение подчинения).

(б). Совместимые и несовместимые понятия являются видами рода сравнимых понятий (соподчинение), а сравнимые и несравнимые понятия – видами рода понятия (соподчинение).

Продолжите работу.

Задание № 3. (а) Попробуйте разбить множество терминов на подмножества в соответствии с темами курса «Логика и теория аргументации»: 1. Логика как наука; 2. Понятие; 3. Суждение; 4. Вопрос и ответ; 5. Основные формально-логические законы; 6. Умозаключение; 7. Аргументация и коммуникация;

Формы развития знания; 9. Текст.

(б) Найдите и отберите в учебной литературе, лекциях, задачниках по логике наиболее понятные Вам и легко запоминающиеся примеры, иллюстрирующие термины словаря.

Задание № 4. Известно, что правильно определить понятие (термин), не исказив его содержание, можно несколькими способами. Постарайтесь понять, какие из определений исходных терминов, несмотря на иную формулировку, остались правильными, какие – нет.

Попробуйте самостоятельно изменять формулировки терминов словаря, отслеживая сохранение правильности определений. Предварительно следует разобраться в разделе «Определение понятий» темы «Понятие» любого учебного пособия.

4.1. Логика – это наука о мышлении, основателем которой считается Аристотель.

4.2. Интуиция– прямое усмотрение истины, постижение ее без всякого рассуждения и доказательства.

4.3. Аналогия –умозаключение о принадлежности отдельному предмету или классу однородных предметов определенного признака (свойства или отношения) на основании сходства в существенных признаках с другим предметом (или классом однородных предметов).

4.4. Антиномией называется ситуация наличия двух противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование.

4.5. Аргументация – рациональный способ убеждения, опирающийся на тщательное обоснование и оценку доводов в защиту определенного тезиса.

4.6. Понятие – форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки класса однородных предметов или отдельного предмета.

4.7. Суждение – это предложение, состоящее из субъекта, предиката и связки.

4.8. Дефиниция – это определение понятия, которое включает дефиниендум и дефиниенс.

4.9. Версия – это предположение, которое выдвигает следователь при расследовании преступления.

4.10. Добросовестное заблуждение – искажение истины не по умыслу, не сознательно, а по ошибке, из-за незнания, недостаточной компетентности и т.д.

Задание № 5. Какой из терминов словаря пропущен в приведенном высказывании? О чем идет речь?

5.1. Первоначально «…» была ориентирована на поиск истины в ходе спора, но под влиянием софистов выродилась в обучение приемам достижения победы в споре ценой нарушения правил логики и разнообразных психологических и других уловок.

(Софистика? Логика? Эристика? Аргументация?)

5.2. Когда существующая «…» оказывается явно неприменимой для объяснения новых фактов, наступает кризис в науке.

(Парадигма? Теория? Гипотеза? Версия?)

5.3. В научном познании возникновение «…» свидетельствует о существовании границ для применения существующих теоретических и логико-методологических понятий и принципов исследования.

(Проблема? Гипотеза? Вопрос? Парадокс?)

5.4. Простейшими знакомыми нам «…» являются арифметические действия с числами и правила этих действий.

(Знаками? Символами? Законами? Алгоритмами?)

5.5. На первый взгляд может показаться, что «…» ничем не отличается от индукции, в которой заключение делается на основе обобщения фактов и поэтому также имеет характер гипотезы.

(Абдукция? Дедукция? Традукция? Аналогия?)

5.6. Научное исследование, поиск, предполагает творчество, связанное с абстрагированием и идеализацией, опирающееся на воображение и интуицию. Именно поэтому такие логические формы, как индукция, аналогия и другие способы рассуждений, заключения которых имеют лишь вероятностный характер, используются в качестве «…» средств открытия новых истин.

(Эвристических? Логических? Методологических? Теоретических?)

5.7. «…» фактами можно лишь суждения эмпирических наук, но нет оснований, чтобы считать все другие суждения бессмысленными.

(Доказать? Интерпретировать? Фальсифицировать? Верифицировать?)

5.8. В то время как подтверждение гипотезы ее следствиями обеспечивает лишь вероятность ее истинности, или ее правдоподобие, ложность следствия опровергает, или «…», саму гипотезу.

(Верифицирует? Фальсифицирует? Эксплицирует? Аргументирует?)

5.9. Познание начинается и всегда сопровождается решением «…». Отсутствие «…» привело бы к остановке исследования и застою в науке. Поэтому прогресс знания представляет собой непрерывный процесс решения все новых и новых «…». Их назначение состоит в том, чтобы точно и ясно указать на трудность, появившуюся в начале любого процесса исследования, и тем самым придать ему поисковый характер.

(Проблем? Вопросов? Парадоксов? Дилемм?)

5.10. «…» – это основа всякого исследования. Но чтобы найти такие «…..», надо располагать либо готовой теорией, либо гипотезой или даже догадкой.

(Проблемы? Доказательства? Аргументы? Факты?)

5.11. В исследовании «…» выступает как форма предварительного, проблематического объяснения, с помощью которой происходит поиск, отбор и оценка новых фактов.

(Теория? Аргументация? Версия? Гипотеза?)

5.12. В отличие от объяснения, в «…» содержится определенный субъективно-психологический оттенок, связанный с восприятием мыслей, чувств и духовного мира других людей.

(Аргументации? Опровержении? Понимании? Абстрагировании?)

5.13. В Древней Греции существовало выражение «Посадить на рога «…».

(Антиномии? Дихотомии? Амфиболии? Дилеммы?)

5.14. При образовании понятия сначала нужно произвести «…» предмета, чтобы отделить существенные признаки от несущественных.

(Абстрагирование? Обобщение? Сравнение? Анализ?)

5.15. «…» были выражены в виде апорий древнегреческого философа Зенона. Современные американские логики Х. Карри и С. Клини считают понятия «…», «противоречие» и «парадокс» синонимами.

5.16. Понятие «…» богаче по содержанию, чем понятие «доказательство»: целью доказательства является установление истинности тезиса, а целью «…» еще и обоснование целесообразности принятия этого тезиса, показ его важного значения в данной жизненной ситуации.

(Опровержение? Интерпретация? Аргументация? Объяснение?)

5.17. Процедуру мысленного объединения однородных предметов, их группировки на основании тех или иных общих признаков называют «…».

(Обобщение? Синтез? Классификация? Типология?)

5.18. С помощью научных «…» не только упорядочивается гигантский научный материал, распределяется по устойчивым и постоянным группам, но и в рамках известного сходства выявляются существенные отличия между предметами. Тем самым открываются новые возможности для познания объективных закономерностей.

(Законов? Теорий? Понятий? Классификаций? Типологий?)

5.19. В широком смысле слово «…» нередко используется в судебной практике – в качестве официального термина. Так, в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ постановления суда первой инстанции, или судьи, которыми дело не разрешается по существу, выносятся в форме «…» (общего характера).

(Квалификация? Определение? Закон? Понятие?)

5.20. В законодательстве любая норма есть «…», т.е. утверждение или отрицание какого-либо права или обязанности.

(Определение? Понятие? Закон? Суждение?)

5.21. Значение «…» состоит в том, что с их помощью достигается краткость, лаконичность речи. Кроме того, они побуждают слушателей или читателей мыслить, думать. Вот почему «….» довольно широко используются в устной и письменной речи.

(Энтимемы? Полисиллогизмы? Умозаключения? Факты?)

5.22. В простом суждении связываются несколько элементов, как то: «…».

(Субъект и предикат? Квантор и связка? Субъект, предикат и связка? Субъект, предикат, квантор и связка?)

5.23. В структуру доказательства входят три основных элемента: «…, …., …».

(Тезис, аргументы и факты? Тезис, основания и аргументация? Тезис, аргументы, демонстрация?)

5.24. Сфера распространения основных формально-логических законов – это «…».

(Содержание мысли? Форма мысли? Содержание и форма мысли?)

5.25. Только один из основных логических законов менее всего связан с противоречиями в мышлении. Это «…».

5.26. Безусловно, логическое доказательство и судебное доказывание сходны во многих отношениях. И все же между ними есть различие. В отличие от логического доказательства, судебное доказывание «…».

(Это мыслительный процесс обоснования одной истины другими истинами.

Протекает по законам и правилам логики.

Это процесс, субъектом которого не может быть любой человек.

Предполагает, что доказательственными являются факты действительности.)

5.27. Доказательство, заключающееся в обосновании истинности или ложности положения, находящегося в определенном логическом отношении с тезисом, называется «…».

(Прямым? Апагогическим? Косвенным? Разделительным?)

5.28. Доказательство, заключающееся в непосредственном выведении из основания истинности или ложности тезиса, называется «…».

(Прямым? Апагогическим? Косвенным? Разделительным?)

5.29. Выводы из фактов и утверждений, выражающих содержание гипотезы, называются «…»; совокупность умозаключений, на которых строится гипотеза, называется «…»; совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых основывается гипотеза, называется «…».

(Основание гипотезы? Форма гипотезы? Предположение? Объяснительная гипотеза? Описательная гипотеза? Рабочая гипотеза? Частная гипотеза? Общая гипотеза?)

5.30. В УПК РФ говорится: «….» состоит в собирании, проверке и оценке доказательств, предусмотренных статьей 73 настоящего Кодекса»

(Доказывание? Расследование? Обвинение? Защита?)

5.31. В юридической науке и судебной практике применяются выражения «научно-правовые» или «юридические …». Так, в теории государства и права под «юридическими …»имеется в виду реальное наступление тех или иных жизненных обстоятельств, предусмотренных правовой нормой.

(Действия? События? Факты? Законы?)

5.32. Как и всякий вопрос, «…» ни истинна, ни ложна, поскольку не содержит в себе ни утверждения, ни отрицания. Но она может быть правильно поставленной, корректной и неправильно поставленной, некорректной.

(Задача? Гипотеза? Теория? Проблема? Версия?)

5.33. «…» – это обобщение по конечному числу объектов.

(Генерализация? Полная индукция? Синтез? Вывод?)

5.34. «…» обосновывается и часто защищается в научных статьях, монографиях и диссертациях. В «…» представляется, как правило, один из вариантов авторского понимания какой-либо проблемы и ее решения.

(Теория? Гипотеза? Аргументация? Концепция?)

5.35. Часто «…» называют гипотезу в судебном исследовании. Но термин «…» не является специфически юридическим, им пользуются и в других областях познания.

(Версия? Предположение? Проблема? Подозрение?)

 

Задание № 6. Здесь приведены значения некоторых латинских, греческих и др. слов и имен и образованные от них понятия. Найдите, какие термины словаря ведут свое происхождение от данных значений иностранных слов.

Помогает ли знание этимологии (происхождения слова) понять и / или запомнить термин? В случаях одинаковых исходных значений разных терминов обратитесь к словарю с тем, чтобы уточнить различие этих терминов.

6.1. отведение - индукция

отодвигание назад, возвращение - абдукция

переведение - дедукция

выведение - традукция

наведение - редукция

 

6.2. приведение доводов - верификация

подтверждение, доказательство - дискурс, дискурсивный

рассуждение, аргумент - аргументация

 

6.3. истолковываю, разъясняю - эвристика

наблюдение, рассмотрение, исследование - интуиция

нахожу, отыскиваю, открываю - герменевтика

пристальное всматривание, созерцание - интерпретация

истолкование, разъяснение - теория

6.4. прения, обмен мнениями - полемика

рассмотрение, исследование - диспут

рассуждение, спор - дискуссия

воинственный, враждебный - дебаты

спорящий, искусство спора - эристика

6.5. антиномия - двусмысленность

дилемма - рассекать надвое

дихотомия - противоречие в законе

амфиболия - один из двух

альтернатива - две посылки, два предположения

Задание № 7. Выполните тесты.

7.1. Соотнесите свойства правильного мышления и черты, в которых они выражаются:

ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ: непротиворечивость мысли, отсутствие

противоречащих смыслов, значений, суждений

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ: точность мысли, отсутствие сбивчивости и путаницы в понятиях и суждениях и т.д.

ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ: логическая связность, непротиворечи-

вость мысли, выведение всех необходи-

мых следствий из принятого положения.

НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ МЫШЛЕНИЯ: обоснованность мысли, неприятие голос-ловности декларативности, постулиро-вания, установление истинности или ложности мысли и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.192.146 (0.045 с.)