Тема 2.5. Социальное воспитание детей и подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.5. Социальное воспитание детей и подростков



Социальное воспитание детей и подростков в структуре полити­ки государства.

Основные цели и функции социального воспитания детей и под­ростков: социализация, адаптация и интеграция личности в совре­менном обществе. Развитие коммуникативных возможностей индивида. Освоение опыта межличностного общения в семье, подростковых груп­пах и т.д. Помощь в профессиональной ориентации, развитии способ­ностей. Регуляция социального поведения. Информирование общества о реальном состоянии и проблемах детства. Обеспечение прав ребенка в семье, различных социальных институтах и организациях.

Тема 2.6. Институты социального воспитания

Семья как институт воспитания подрастающего поколения. Об­щественно-государственные, государственные и негосударственные учебно-воспитательные учреждения различного типа, их основные функции. Социально-педагогические учреждения.

Детские и юношеские общественные организации, их функции. Группы и организации, занимающиеся досугом детей юношества, опекой попечительством.

Учреждения для детей, подростков и юношей с психосоматичес­кими и социальными отклонениями и дефектами.

Учреждения, занимающиеся профилактикой отклоняющегося пове­дения детей, подростков, юношей, их перевоспитанием и реабилита­цией.

Тема 2.7. Социальное воспитание в семье.

Состояние современной семьи, ее социальное функционирование. Формирование современной семьи, ее состав, структура. Типология семей. Основные функции семьи. Нравственные ценности семьи. Межличностные отношения в семье. Регулирование отношений между родителями и детьми.

Особенности социально-педагогической деятельности с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей, семьей ребенка-инвалида. Социальная депривация в неблагополучных, неполных и конфликтных семьях, особенности работы с такими семьями.

Социально-педагогическая работа с семьей: просвещение и консультирование родителей; выявление неблагополучных семей, диагностика характера и причин неблагополучия; воспитательная и медико-психологическая помощь неблагополучным семьям, административно-правовое воздействие на них.

Тема 2.8. Социально-педагогическая деятельность в сфере образования

Юридические основы образования. Политика государства в сфере образования. Принципы образования. Право на образование. Система образования. Общее, профессиональное, дополнительное образование. Типы учебных заведений.

Социальные функции школы. Характеристика учебно-воспитательного процесса.

Тенденции развития образования.

Особенности работы социального педагога в школе. Помощь детям, нуждающимся в социальной поддержке. Организация досуга. Координация работы педагогического коллектива.

Тема 2.9. Основные направления деятельности социального педагога

Правовые основы педагогической работы по защите детства. Международно-правовые нормы защиты прав ребенка и семьи. Нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области воспитания детей.

Нарушение функционирования институтов социализации, воспитания и обучения детей. Педагогическая и социально-педагогическая виктимология. Основные понятия виктимологии: «жертва», «виктимность», «виктимизация», «виктимогенность», «посягатель». Единый комплекс мер предупреждения различных нарушений процесса социализации: виктимологическая профилактика, помощь и поддержка.

Работа с детьми-сиротами. Права и обязанности родителей. Проблема лишения родительских прав. Нормативно-правовые вопросы усыновления, опеки и попечительства детей. Охрана здоровья детей, лишенных родительского попечения, их обучение, профессиональная ориентация и трудоустройство.

Социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами. Возможности реконструкции социокультурного окружения для детей-инвалидов. Помощь в коммуникации. Работа с родителями и персоналом лечебных учреждений для детей-инвалидов.

Работа социального педагога по месту жительства детей, в микрорайоне. Социально-педагогический комплекс. Профилактика неблагополучия детей в семьях. Просветительская, культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная работа.

Социально-педагогическая работа с детьми и молодежью девиантного поведения. Социально-педагогическая работа с детьми и подростками девиантного поведения. Типы отклоняющегося поведения. Девиантное, делинквентное, криминальное поведение. Концепции социальной профилактики криминального поведения подростков. Основные «группы риска» и формы дезадаптационного поведения детей. Возможности социальной, психологической и педагогической коррекции дезадаптивного поведения. Развивающее и адаптирующее поведение.

Основы организационной деятельности в сфере досуга и любительских занятий. Общепедагогические методы. Методы социальной работы. Методы психокоррекции в кризисных ситуациях.

Правовые основы и процедура защиты прав работающих несовершеннолетних перед администрацией. Нормативные основы и процедура защиты прав детей, прав на прописку и жилье, гражданство.

Тема 2.10. Профессия социального педагога, его роль и функции

Социальный педагог как организатор и участник социального воспитания в условиях микросоциума. Его роль и функции в использовании и развитии воспитательного потенциала микросоциума.

Требования к социальному педагогу, сферы его деятельности, способы работы с детьми, родителями, многообразие специализаций.

Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности: развитие рефлексии, креативности, перцептивных умений, социальных установок, формулирование индивидуального педагогического кредо.

Тема 2.11 Профессиональное общение социального педагога.

Общение как фактор обыденной и профессиональной жизнедеятельности человека. Понятие и место социально-педагогического общения в ряду других социально-психологических явлений. Структура общения и его разновидности. Социально-психологические механизмы общения. Общение как социально-педагогическая проблема. Культура, искусство и наука общения.

 

Раздел 3. Методика и технология социально-педагогической деятельности

Тема 3.1. Введение в курс «Методика и технология работы социального педагога»

Предмет, задачи, основные понятия курса «Методика и технология работы социального педагога». Методика работы социального педагога как составная часть социальной педагогики. Предмет, задачи, основные понятия курса (педагогическая техника, педагогическая технология, социально-педагогическая методика, метод, прием, средство работы социального педагога). Тенденции развития отечественной и зарубежной практики социально-педагогической деятельности.

Тема 3.2. Основы социально-педагогической деятельности

Профессиональные стандарты деятельности социального педагога. Специфика и функции профессиональной деятельности социального педагога. Личностные и профессиональные качества социального педагога. Квалификационная характеристика социального педагога. Сферы деятельности социального педагога. Психологические техники работы с собственной личностью (самоанализ, саморегуляция, психогигиена, психопрофилактика), рациональные техники самотерапии (релаксация, физические и дыхательные техники).

Профессиональное общение с коллегами, с представителями других профессий, семьей и обществом. Личностная готовность социального педагога к профессиональному взаимодействию. Защита чистоты, неприкосновенности профессии.

Тема 3.3. Содержание и методы работы социального педагога.

Классификация методов социально-педагогической работы. Использование общепедагогических, психологических, социологических методов в работе социального педагога. Критерии выбора методов социально-педагогической работы.

Использование результатов диагностики при планировании и организации работы социального педагога. Виды технологий и их назначение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.153.176 (0.008 с.)