Семинар-дискуссия. Тема 9. Человек как предмет естествознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар-дискуссия. Тема 9. Человек как предмет естествознания.



Цель: Рассмотреть биологическую сущность человека, но вместе с тем показать, что для изучения антропогенеза, исторического происхождения человечества приходится обращаться к социальным факторам, таким, как трудовая деятельность, общение и коммуникация, целенаправленность и работоспособность, творчество и другие.

Вопросы для обсуждения:

1. Биологическая сущность человека.

2. Основные стадии антропогенеза.

3. Единство биологического и социального в человеке.

4. Продолжается ли биологическая эволюция человечества?

5. Культурно-историческая эволюция общества.

6. Отличие индивида от личности.

7. Человек как субъект и объект социальной работы.

Темы докладов/рефератов:

1. Основные стадии антропогенеза.

2. Биологическое и социальное в природе человека.

3. Становление трудовой теории антропогенеза.

4. Современные концепции творчества.

Образовательные технологии

Дискуссия с разделением группы на оппонирующие коллективы - интерактивная форма проведения занятия, предполагающаяобсуждениесложных вопросов, проблем изучаемой темы путем деления учебной группы на коллективы единомышленников. Важно при этом разместить обучаемых так, чтобы при обсуждении поставленных вопросов им была представлена возможность видеть перед собой противоположный коллектив. Роль преподавателя в этот момент заключается в определении различий в оценках, данных представителями коллективов, то есть в выявлении предмета дискуссии. Важным путем поддержания дискуссии на высоком научном уровне может быть предоставление возможности студентам противоположных коллективов задавать друг другу вопросы. Для того чтобы дискуссия шла в нужном русле, он должен постановкой дополнительных вопросов, высказыванием своей точки зрения, присоединением к тому или иному мнению коллективов, постоянно направлять научный спор студентов в направлении, обеспечивающим достижение целей занятия. Разбор должен иметь оценку работы коллективов и определение лучшего, путем выставления ему более высокой отметки. В начале целесообразно предоставить возможность высказаться "экспертной" группе, которая, выслушав выступления слушателей, оценивает их правомерность, глубину и докладывает свой вывод о лучшем коллективе, а вслед за ней сделать разбор преподавателю.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Покажите сущность современных представлений о происхождении человека.

2. Составьте сравнительную таблицу «Свойства высших животных и свойства человека».

3. Составьте сравнительную таблицу «Биологические и социальные предпосылки становления человека».

4. Покажите различия между «человеком умелым», «человеком прямоходящим» и «человеком разумным».

5. Покажите Ваше отношение к основным идеям социобиологии о генетической обусловленности социального поведения человека.

6. Какова роль труда в становлении человека?

7. Раскройте роль членораздельной речи в появлении человека и общества.

8. В чем отличие биологической эволюции от культурно-исторической эволюции человека и человечества?

Формы контроля самостоятельной работы студентов - выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявления степени изучения студентами основной и дополнительной литературы.

6. Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины

 

Формы текущего контроля

Контрольная работа

1.1. Темы (примерные) контрольной работы по дисциплине «Концепции современного естествознания»

1. Научные революции и их влияние на формирование картины мира.

2. Становление научного естествознания в европейской культуре.

3. Строение атома и использование атомной энергии.

4. Элементарные частицы и их свойства.

5. Современные представления о структуре Вселенной.

6. Генезис и судьбы звезд.

7. Проблемы темной материи и темной энергии в современной науке.

8. Преставления о пространстве и времени в физике Ньютона и физике Эйнштейна: сравнительный анализ.

9. Современная научно-техническая революция.

10.Алхимия: становление роль в развитии химии.

11.Основные проблемы современной химии.

12.Организация живых систем и структур.

13.Роль клетки в генезисе и развитии живых организмов.

14.Этические проблемы генной инженерии.

15.Организация живых систем и структур.

16.Эволюционное учение Ч. Дарвина и его развитие в синтетической теории.

17.Целесообразность в живой природе.

18. Этические проблемы генной инженерии.

19. Современные проблемы биосферы.

20. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.

21. Технологические, экономические и социальные меры по
сохранению окружающей среды.

22. Биологическая и экологическая картина мира.

23. Основные стадии антропогенеза.

24. Биологическое и социальное в природе человека.

25.Синергетика и ее роль в осмыслении механизмов саморазвития.

26.Ле Руа и Тейяр де Шарден о ноосфере.

27. Экологические проблемы в исследованиях Римского клуба.

Требования к выполнению контрольной работы

Контрольная работа выполняется на 3-5 страницах с целью усвоения конкретной проблемы учебного курса при подготовке к внутрисеместровой аттестации. В контрольной работе должна быть последовательно и логично изложена суть рассматриваемой проблемы (становление конкретной естественнонаучной теории, сущность конкретного закона, характеристика открытий конкретного исследователя и др.). При необходимости текст контрольной работы сопровождается схемами, графиками, таблицами.

Текст излагается своими словами, грамотно. Недопустимо дословное переписывание теста учебника или дословное копирование сайтов Интернета. Контрольная работа должна показать умение студента самостоятельно излагать изученный материал.

 

Критерии оценки контрольной работы

Контрольная работа получает оценку «зачтено», если в ее тексте правильно излагается поставленная проблема, студент показывает твердое знание изученного по проблеме учебного материала.

Контрольная работа получает оценку «незачтено», если студент ошибочно излагает основное содержание заявленной проблемы.

 

Реферат

2.1. Темы (примерные) рефератов

1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры: различия и взаимосвязь.

2. Основные типы химических связей.

3. Природа и отличительные черты научного знания.

4. Физические основы периодической системы химических элементов.

5. Сходство и различие методов объяснения и понимания в естествознании и гуманитарных науках.

6. Эволюция понятия химического элемента.

7. Естественнонаучная картина мира: ее функции и роль в современной культуре.

8. Аристотелевская картина мира.

9. Особенности биологического уровня организации материи.

10.Отличительные черты современной естественнонаучной картины мира.

11.Структурные уровни в организации живого вещества.

12.Классический (лапласовский) детерминизм.

13.Факторы и движущие силы эволюции живых организмов.

14.Пространство и время в классической механике.

15.Развитие представлений о биосфере.

16.Пространство и время в общей теории относительности.

17.Концепция В.И.Вернадского о живом веществе.

18.Представления о свойствах пространства и времени в специальной теории относительности.

19.Переход от биосферы к ноосфере.

20.Развитие представлений о строении атома.

21.Современная концепция экологии.

22.Ньютоновская картина мира.

23.Биологическое и социальное в антропосоциогенезе.

24.Роль М.Планка и А.Эйнштейна в становлении физики микромира.

25.Эволюционные идеи в биологических воззрениях Ламарка.

26.Дарвиновская теория эволюции.

27.Второе начало термодинамики и закон возрастания энтропии в закрытых системах.

28.Биоценозы и биогеоценозы.

29.Развитие представлений о природе теплоты и первое начало термодинамики.

30.Роль Римского клуба в научном осмыслении глобальных проблем современности.

31.Принцип неопределенности Гейзенберга в квантовой механике.

32.Отличие синтетической теории эволюции от дарвиновской.

33.Концепция дополнительности Н.Бора и двойственная природа объектов микромира.

34.Алхимия как предшественница химической науки.

35.Основные элементы биосферы.

36.Понятие поля в электромагнитной картине мира.

37.Молекулярная биология о механизме наследственности в живых организмах.

38.Синергетика как концепция самоорганизации сложных систем.

39.«Большой взрыв» и этапы эволюции Вселенной.

40.Космологические парадоксы как предпосылка становления концепций изменяющейся Вселенной.

41.Принцип всеобщего эволюционизма.

42.Органогены и их роль в развитии живых организмов.

43.Принцип корпускулярно-волнового дуализма микрочастиц материи.

44.Современная концепция экологии.

45.Характеристика трофических цепей в современной экологии.

46.«Кошмар Дженкина» и роль генетики в его разрешении.

47.Роль катализа в эволюции химических систем.

48.Основные идеи структурной химии: роль Ф.Кекуле и А.М.Бутлерова.

49.Основные идеи химии экстремальных состояний.

50.Роль М.Фарадея и Дж.Максвелла в становлении электромагнитной картины мира.

51.Концепция В.И.Вернадского о ноосфере.

52.Геологические процессы и строение Земли.

53.Роль клетки в функционировании и развитии живого организма.

54.Социальная экология о глобальных проблемах современности.

55.Т.Кун о процессе развития научного знания.

56.Концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса о закономерностях развитии науки.

57.Ведущие критерии классификации микрочастиц.

58.Общая характеристика четырех видов фундаментальных взаимодействий в природе.

59.Современные представления о природе кварков.

60.Структура Вселенной. Генезис и эволюция звезд.

61.Развитие представлений о возникновении жизни.

62.Современная биология о сущности жизни.

2.2. Требования к выполнению реферата

В реферате должна быть раскрыта тема, структура должна соответствовать теме и быть отражена в оглавлении, при написании работы использовать по крайней мере 1-2 первоисточника и 3-5 теоретических и учебных изданий, размер работы – 10-15 стр. печатного текста, снабженного сносками и списком использованной литературы.

 

2.3. Критерии оценки реферата

«Отлично» – оцениваются рефераты, содержание которых основано на глубоком и всестороннем знании проблемы, изученной литературы, изложено логично, аргументировано и в полном объеме. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы убедительно и доказательно. Студент умело и правильно применяет знания для анализа социальных процессов и решения задач профессиональной деятельности. Выполнены все требования, предъявляемые у оформлению реферата

«Хорошо» – оцениваются рефераты, основанные на твердом знании исследуемой проблемы. Возможны недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах. Студент твердо знает основные категории естествознания, умело применяет их для изложения материала. Возможны некоторые недостатки в оформлении реферата.

«Удовлетворительно» – оцениваются рефераты, которые базируются на знании основ предмета, но имеются значительные пробелы в изложении материала, затруднения в его изложении и систематизации, выводы слабо аргументированы, в содержании допущены теоретические ошибки. Допущены ошибки в оформлении реферата.

«Неудовлетворительно» – оцениваются рефераты, в которых обнаружено неверное изложение основных проблем и категорий предмета, обобщений и выводов нет. Допущены значительные ошибки в оформлении реферата. Текст реферата целиком или в значительной части дословно переписан из первоисточника без ссылок на него

Доклад

3.1. Темы (примерные) докладов

1. Научные революции и их влияние на формирование картины мира.

2. Особенности современной научно-технической революции.

3. Строение атома и использование атомной энергии.

4. Элементарные частицы и их свойства.

5. Роль исследований Кеплера в становлении классической картины мира.

6. Современная классификация микрочастиц.

7. Роль алхимии в становлении химической науки.

8. Солнечная система и ее структура.

9. Роль Лавуазье в становлении современной химии.

10.Д.И.Менделеев и становление системного подхода в химической науке.

11.Роль отечественных исследователей в становлении и развитии наук о Земле.

12.Развитие биологических знаний в 17 столетии.

13.Структурные уровни живой материи.

14.Организация живых систем и структур.

15.Этические проблемы генной инженерии.

16.Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

17.Технологические экономические и социальные меры по сохранению окружающей среды.

18.Биологическая и экологическая этика.

19.Ле Руа и Тейяр де Шарден о ноосфере.

20.Экологические проблемы в исследованиях Римского клуба.

21.Эволюционное учение Ч. Дарвина и его развитие в синтетической теории.

22.Целесообразность в живой природе.

23.Роль генетики в становлении синтетической теории эволюции.

24.Эволюционное учение Ламарка.

25.Основные стадии антропогенеза.

26.Биологическое и социальное в природе человека.

27.Становление трудовой теории антропогенеза.

28.Современные концепции творчества.

3.2. Требования к выполнению доклада

При подготовке к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты готовят 1 – 2 доклада по выбору из рекомендованных к семинарскому занятию тем. Продолжительность доклада на семинарском занятии – до 15 мин. В докладе должна быть четко раскрыта суть научной проблемы, представляемой докладчиком. Язык и способ изложения доклада должны быть доступными для понимания всеми студентами учебной группы. Доклад излагается устно, недопустимо дословное зачитывание текста.

 

3.3. Критерии оценки доклада

Докладчик получает оценку «зачтено», если уверенно и свободно излагает материал, правильно и уверенно отвечает на вопросы студентов по материалу доклада.

Докладчик получает оценку «незачтено», если материал излагается неуверенно. С ошибками, а сам докладчик не может ответить на поставленные ему вопросы по содержанию доклада.

 

Курсовая работа (проект)

Курсовые работы по дисциплине «Концепции современного естествознания» не предусмотрены.

 

Эссе

5.1. Темы эссе.

1. Аристотель как основоположник первой естественнонаучной картины мира.

2. Г.Галилей как предшественник И. Ньютона.

3. Роль исследований Кеплера в становлении классической картины мира.

4. Роль Лавуазье в становлении современной химии.

5. И.Ньютон и становление классической картины мира.

6. М.В.Ломоносов как естествоиспытатель.

7. Становление учения об электромагнитном поле в теории М.Фарадея и Дж, Максвелла.

8. М.Планк и становление теории микромира.

9. А.Эйнштейн и становление теории относительности.

10.Д.И.Менделеев и становление системного подхода в химической науке.

11.Дальтон и становление атомистического подхода в химии.

12.Э.Резерфорд и его роль в развитии теории атома.

13.Н.Бор и его роль в развитии физики микромира.

14.А.Фридман и теория расширяющейся Вселенной.

15.Г.Гамов и теория «Большого взрыва».

16.Вклад В.Гейзенберга в становление физики микромира.

17.Н.П.Дубинин и его вклад в развитие генетики.

18.Р.Клаузиус и его идея «тепловой смерти Вселенной»

19.Н.Коперник и «коперниканский» переворот» в естествознании.

20.Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

21.Ле Руа и Тейяр де Шарден о ноосфере.

22.Эволюционное учение Ламарка.

23.Эволюционное учение Ч. Дарвина.

24.Уотсон и Крик. Их роль в развитии генетики.

25. Роль Г.Хакена и И.Р.Пригожина в развитии синергетики.

26. Ю.Р.Майер и открытие закона сохранения энергии.

27. Г.Мендель как предшественник генетики.

28. А.И.Опарин и гипотеза происхождения жизни.

29. Ф.Реди и «принцип Реди».

30. Дж.Томсон и становление теоретической модели атома.

29. Т.Шванн, М.Шлейден и становление теории органической клетки.

5.2. Требования к выполнению эссе

Применительно к задачам учебного курса «Концепции современного естествознания» эссе – написанная в форме свободных размышлений работа, посвященная творчеству конкретного исследователя в области естествознания. Задача эссе – помочь студенту поближе познакомиться со спецификой научной деятельности конкретных мыслителей, понять вклад конкретного ученого в становление и развитие научной картины мира. Указанные темы эссе – примерные. Для работы студент может выбрать анализ научной деятельности и других ученых.

В тексте эссе желательно рассмотреть основные вехи биографии ученого, обратив внимание на особенности его становления как исследователя в сфере естествознания. При возможности следует отметить особенности его научной методологии. Во второй части эссе студент подробно рассматривает конкретный вклад данного ученого в развитие одной из естественных наук.

 

5.3 Критерии оценки эссе

Эссе получает оценку «зачтено», если текст написан грамотно, убедительным научным языком и не содержит теоретических ошибок.

Эссе получает оценку «не зачтено», если в тексте содержатся грубые ошибки, либо обнаруживается, что текст дословно переписан с первоисточника.

Расчетно-графическая работа

Выполнение расчетно-графических работ по дисциплине «Концепции современного естествознания» не предусмотрено.

 

7. Творческое задание

7.1. Примерные задания

Творческие задания по курсу «Концепции современного естествознания» связаны с самостоятельной исследовательской работой студента в музеях города Москвы.

Примерные задания:

 

1. Мемориальный Музей авиации и космонавтики:

· Становление астрономической картины мира.

· Астрономия в античном мире.

· Астрономия в эпоху нового времени.

· Особенности совоременной астрономии.

· Место космонавтики в системе исследования космоса

· История отечественной космонавтики

· Космические корабли как инструменты исследования космоса.

· Вклад отечественных космонавтов в развитии представлений о Вселенной.

 

2. Дарвиновский музей:

· Вехи биографии Ч.Дарвина.

· Основные этапы развития представлений о жизни и ее эволюции.

· Алхимия как предшественница химии.

· Теория эволюции Ламарка.

· Роль Уоллеса в развитии учения Ч.Дарвина.

· Основные факторы эволюции по Ч.Дарвину.

· Синтетическая теория эволюции.

· Теория эволюции и экология.

· Современные представления о происхождении человека.

Аналогичные задания можно выполнить в Политехническом музее, Минералогическом музее и др.

 

7.2. Требования к выполнению творческого задания

Творческое задание выполняется самостоятельно или в составе малой (2-3 человека) творческой группы. Как правило, итоги выполнения творческого задания отражаются в отчете (до 10 стр.) о посещении соответствующего музея с приложением входных билетов. Текст желательно сопроводить фотографиями экспонатов, таблиц, графиков, размещенных в музее и помогающих аргументировано раскрыть изучаемую тему. По итогам отчета студенты готовят электронную презентацию для показа на семинаре или студенческой учебно-теоретической конференции.

 

7.3. Критерии оценки творческого задания

Творческое здание получает оценку «зачтено», если выполнены требования, предъявляемые к нему. В противном случае работа студента оценки не получает.

Тестирование

8.1. Примерные задания

Перед Вами серия вопросов из пройденного курса. На ряд вопросов предложено несколько вариантов ответа с соответствующими номерами. В этом случае обведите кружком номер того из предложенных вариантов ответов, который кажется Вам правильным. Правильными могут быть несколько ответов. Ряд вопросов требует написания своего варианта ответа.

 

Вариант 1

1. Идею «первотолчка», благодаря которому Бог «запустил» движение Вселенной, впервые выдвинул:

А) Аристотель

Б) Ньютон

В) Кант

Г) Платон.

2. Среди теоретических методов исследования отсутствует:

А) логический

Б) исторический

В) экспериментальный

Г) дедуктивный.

3. Выберите правильное понимание роли правополушарного и левополушарного мышления

Мышление Варианты ответов
первый второй третий
Правополушарное Одномоментно схватывает бесконечные связи, формируя целостный полнокровный образ Соответствует представлением о рассудке Передает информацию в речи без значительных искажений
Левополушарное Создает однозначный контекст в виде логически организованной системы Соответствует представлениям о разуме Выходит за рамки непосредственного чувственного восприятия

4. Величину сил, действующих между электрическими зарядами, впервые установил:

А) Г.Грей

Б) М.Ломоносов

В) А.Вольта

Г) Ш.Кулон.

5..Революция в естествознании к началу ХХ в. была связана с открытием:

А) закона всемирного тяготения

Б) закона сохранения энергии

В) явления фотоэффекта

Г) явления радиоактивности.

6. Влияние Солнца на Землю не проявляется:

А) в приливах и отливах морей и океанов

Б) в магнитных бурях в магнитосфере

В) в ионизации газов в атмосфере

Г) в вулканической деятельности.

7. Строение и свойства молекул химических соединений; превращение веществ; условия протекания химических реакций – изучает:

А) физическая химия

Б) химическая физика

В) неорганическая химия

Г) органическая химия.

8. Для живых организмов не характерно:

А) способность обмена с окружающей средой

Б) метаболизм

В) деление и отпочкование

Г) закрытость системы.

Вариант 2

1. В эпоху Просвещения ньютонова идея о крайней разреженности мировой материи, не вызывающей заметного торможения планет, была заменена упрощенным и жестким принципом:

А) взаимодействия

Б) всемирной симпатии

В) дальнодействия

Г) апперцепции.

2. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» И.Кант впервые выдвинул:

А) электромагнитную теорию

Б) небулярную теорию

В) клеточную теорию

Г) теорию происхождения биологических видов.

3. Научная революция – это:

А) бунт научных работников против условий и оплаты труда

Б) глубинные преобразования способов познания

В) коренная перестройка промышленного производства

Г) преобразование государственных и административных структур.

4. Критерий научности знаний, связанный с наличием способов проверки полученных сведений, это:

А) системность

Б) обоснованность

В) верифицируемость

Г) фальсифицируемость.

5. Структура атомов определяется:

А) гравитацией

Б) электромагнетизмом

В) сильным взаимодействием

Г) слабым взаимодействием.

6. Время в понимании теории относительности – это:

А) последовательность изменений, происходящих в материальных вещах

Б) способность человека переживать и упорядочивать события одно за другим

В) доопытная форма восприятия, получаемая человеком при рождении

Г) четвертая координата движения тела.

7. Энергия Солнца поддерживается за счет:

А) бета-распада

Б) ядерного излучения

В) термоядерного синтеза

Г) распада радиоактивных элементов.

8. По современным представлениям, химическое соединение обладает:

А) только постоянным составом

Б) макромолекулярным составом

В) одним или несколькими химическими элементами

Г) только переменным составом.

9. Совокупность особей одного вида, имеющих единый генофонд и занимающих единую территорию, называется:

А) биосфера

Б) биоценоз

В) популяция

Г) биогеоценоз.

 

Вариант 3

1. Первое лабораторное наблюдение гравитационного притяжения между двумя телами, было осуществлено:

А) Ньютоном

Б) Кавендишем

В) Маскелайном

Г) Гюйгенсом.

2. В эпоху Просвещения природу теплоты, образующейся при нагревании тел, объясняли наличием некой тонкой жидкости в порах тел между частицами вещества, которую назвали:

А) огнерод

Б) теплород

В) водород

Г) флюид.

3. Сильное взаимодействие испытывают:

А) электроны

Б) протоны

В) нейтрино

Г) фотоны.

4. Пространство в понимании современной физики это:

А) свойство человеческого сознания упорядочивать предметы один рядом с другим

Б) вечная категория сознания, врожденная человеку как форма чувственного созерцания

В) атрибут материи, определенный связями и взаимосвязями движения тел

Г) пустота, в которой находятся различные тела.

5. К лептонам не относится:

А) электрон

Б) нейтрино

В) мюон

Г) кварк.

6. В состав нашей Галактики не входят:

А) звезды

Б) планеты

В) пульсары

Г) кометы.

7. К органогенам относится:

А) натрий

Б) кальций

В) медь

Г) фосфор.

8. На протекание химической реакции значительнее всего влияет:

А) температура

Б) давление

В) освещение

Г) катализатор.

9. Сильная версия антропного принципа заключается в том, что признаются следующие положения:

А) само возникновение Вселенной детерминировано существованием человека

Б) человек – наблюдатель-участник реального существования Вселенной

В) человек раскрывает изначальные смыслы существования Вселенной

Г) человек занимает уникальное, выделенное место в Галактике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.133 (0.227 с.)