Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
География населения с основами демографииСтр 1 из 3Следующая ⇒
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе и __________________________ "__" _____________ 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ С ОСНОВАМИ ДЕМОГРАФИИ (социально-экономическая география) Направление подготовки ГЕОГРАФИЯ Профиль подготовки Физическая география и ландшафтоведение. Рекреационная география и туризм Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Изучается в 3 семестре
Ставрополь, 2013 МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ С ОСНОВАМИ ДЕМОГРАФИИ (социально-экономическая география) Рабочая программа Направление подготовки ГЕОГРАФИЯ
Профиль подготовки Физическая география и ландшафтоведение. Рекреационная география и туризм Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Ставрополь 2013 Печатается по решению География населения с основами демографии: программа / сост. Белозеров В.С., Зольникова Ю.Ф.— Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013. – _ с.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к подготовке выпускника для получения квалификации бакалавр географии. Утверждена на заседании кафедры экономической и социальной географии (протокол №___ от "__" _____20__ г.). Предназначена для студентов, обучающихся по направлению 021000 - География (бакалавриат).
Составители: доктор географических наук, профессор Белозеров В.С. кандидат географических наук, доцент Зольникова Ю.Ф. Рецензент доктор географических наук, профессор Полян П.М.
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2013
СОДЕРЖАНИЕ 1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)……………………………5 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата ……………………...5 3. Связь с предшествующими дисциплинами (модулями) ………………….5 4. Связь с последующими дисциплинами (модулями) ……………………...5 5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)………………………………………………………….5 6. Структура и содержание дисциплины (модуля)…………………………..6 7. Наименование и содержание лекций ………………………………………7 8. Наименование и содержание лабораторных работ ……………………...10 9. Виды и содержание самостоятельной работы студента, формы их контроля…………………………………………………………………….12 10. Рейтинговая оценка знаний студента…………………………………….13 11. Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен)…………………….13 12. Примерная тематика заданий для самостоятельной работы студентов……………………………………………………………………15 13. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)…………………………………………………………………….17 1. Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «География населения с основами демографии» является формирование профессиональных компетенций, связанных с развитием представлений об основных направлениях, содержании и методах изучения географии населения, истории и методологии, теоретических положениях географии населения, географии воспроизводства, расселения и урбанизации, качества жизни населения. Задачи: - ознакомить студентов с ролью и местом географии населения с основами демографии в системе географических наук, историей их формирования; - дать представление об основных понятиях, категориях и концепциях, выработанных в рамках географического исследования населения; - познакомить студентов с современными источниками получения информации о населении и методами его географического исследования; - изучить региональные особенности численности населения, демографических и миграционных процессов, особенности расселения и этнической структуры населения.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «География населения с основами демографии» относится к профессиональному циклу базовой (общепрофессиональной) части (Б3.Б), ее освоение происходит в 3 семестре.
3. Связь с предшествующими дисциплинами (модулями) Наряду с данной дисциплиной в модуль социально-экономической географии входят дисциплины «Социально-экономическая география» и «Геоурбанистика». Поскольку дисциплина «Экономическая и социальная география» изучается на 1 курсе, поэтому студенты уже должны владеть базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географии, знать теоретические основы социальной и экономической географии и уметь их использовать в географических исследованиях. 4. Связь с последующими дисциплинами (модулями) Знания, полученные при изучении дисциплины «География населения с основами демографии» будут востребованы в дальнейшем при изучении дисциплин модуля «Экономическая география России и мира». 5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
6.Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет: 4 зач.ед. (144 академических часов), из них: 1,8 зач.ед. (64 академических часов) – аудиторные занятия, 1,2 зач.ед. (44 академических часов) – самостоятельная работа.
Учебно-тематический план дисциплины
7. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения лекций
8. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения
9. Виды и содержание самостоятельной работы студента; формы контроля
10. Рейтинговая оценка знаний студентов Бонус – 5 баллов Итого за семестр 100 баллов Вопросы к экзамену 1. Предмет, задачи географии населения и ее место в системе наук и в географическом образовании. 2. Предмет и задачи географии населения. Основные разделы (направления), сложившиеся в географии населения и задачи. 3. Источники сведений о населении и методы его географического изучения. Обзор проблем народонаселения по результатам сайтов Интернет. 4. География населения в России и за рубежом. 5. Динамика численности населения мира, региональные особенности. 6. Рождаемость, факторы ее определяющие. 7. Смертность, факторы ее определяющие. 8. Территориальные различия в естественном воспроизводстве и структуре населения, факторы их формирования. 9. Показатели, характеризующие рождаемость, смертность, семейную структуру, воспроизводство населения, среднюю продолжительность жизни, их анализ. 10. Типы воспроизводства населения. 11. Архетип, традиционный и современный тип воспроизводства населения. 12. Демографический взрыв и демографический кризис в современном мире. 13. Современная демографическая ситуация в России. Концепция демографического развития России. 14. Демографическая политика в странах разного типа. 15. Демографическая политика в России. Национальный проект «Здоровье». Программа «Материнский капитал». 16. Половой и возрастной состав населения. 17. Человеческие расы. 18. Классификации народов. 19. Национальный состав населения России. 20. Демографические процессы и эволюция расселения русских на Северном Кавказе. 21. Этнические процессы, их сущность. 22. Национальный состав населения стран ближнего зарубежья. 23. Демографические процессы и расселение титульных народов республик Северного Кавказа. 24. Национально-территориальные преобразования, этнические процессы и национальная политика в бывшем СССР. Межэтнические отношения в России. 25. Национальная политика и этнические проблемы в современном мире. 26. Национальный состав населения Кавказа. 27. Национальный состав населения мира. 28. Отраслевая и профессиональная структура занятого населения. Особенности воспроизводства, структуры и использования трудовых ресурсов в странах различного типа. 29. Трудовые ресурсы, самодеятельное и экономически активное население. 30. Социальный и религиозный состав населения. 31. Основные черты современного размещения населения России и тенденции его изменения. 32. Плотность населения мира, региональные особенности. 33. Миграция, понятие, типология миграций. 34. Миграционная ситуация в России. Современная миграционная политика в России. 35. Беженцы и вынужденные переселенцы в России, проблемы их адаптации. 36. Эмиграция в России. 37. Внешние миграции населения России. «Утечка умов». 38. Факторы, определяющие миграцию населения и главные направления международных миграционных потоков. 39. Современные миграции населения в странах различных типов. 40. Миграция в исторические времена – эпоха великих переселений народов. 41. Миграция в исторические времена: ХIХ – первая половина ХХ в. 42. Групповые формы расселения. 43. Формы расселения. Агломерации. 44. Формирование сети городов России. 45. Современные типы и формы расселения. 46. Критерии выделения городов. Классификация городов. 47. Современное сельское расселение России и его проблемы. 48. Динамика и состояние городов России в конце ХХ века. 49. Типология городов. 50. Урбанизация, понятие. Характерные черты урбанизации в странах различных типов. 51. Сельское расселение, характерные черты сельского расселения в странах с различным уровнем социально-экономического развития. Эволюция сельского расселения в Европейской России в ХХ в. 52. Урбанизация в Европейской части России. 53. Рынок труда. Безработица, ее виды. География безработицы в России и политика занятости. 54. Трудовые ресурсы, самодеятельное и экономически активное население. 12. Примерная тематика заданий для самостоятельной работы студентов Задание. Рассчитайте темпы роста и темпы прироста численности населения мира в периоды увеличения численности населения на один миллиард человек. Задание. Составьте паспорт репродуктивного поведения в Вашей семье разных поколений (прабабушки по линии матери, отца, бабушки по линии матери, отца, Ваши родители, Ваши планы). Задание. Подготовьтесь к коллоквиуму по теме «Этнодемографические процессы на Северном Кавказе». Вопросы к коллоквиуму: 1. Особенности и этапы заселения русскими территории Северного Кавказа. 2. Депортация народов Северного Кавказа и возвращение «наказанных народов». 3. Расселение народов Северного Кавказа в советское время. 4. Миграционные процессы на Северном Кавказе в постсоветский период. 5. Демографические процессы и особенности расселения русских в равнинном Предкавказье. 6. Демографические процессы и расселение русских в республиках Северного Кавказа. 7. Демографические процессы и расселение титульных народов Северного Кавказа. 8. Демографические процессы и расселение нетитульных народов на Северном Кавказе. 9. Пути гармонизации межэтнических отношений на Северном Кавказе. Задание. Подготовить презентацию и сообщение по этногеографической характеристике этноса. Для выполнения задания необходимо выбрать один из этносов. Дайте этногеографическую характеристику этноса по следующему плану: - этногенез; - динамика численности и современная численность в городской и сельской местности; - показатели воспроизводства; - география расселения; - конфессиональная принадлежность; - традиции и обычаи и т. д. Подготовьте презентацию (в программе PowerPoint), которая должна включать картографический, статистический и графический материал. Задание. Изучить географию расселения народов по интерактивному тренажеру «Этносы России». Задание. Используя учебную и справочную литературу, самостоятельно изучите раздел дисциплины «Социальная структура населения». Методические указания: При подготовке к заданию необходимо придерживаться следующего плана: социальная структура населения. Социальные группы населения. Элиты, маргинальные слои. Стратификация населения в разных странах мира. Социальная стратификация населения в современной России. Задание. Подготовьте паспорт миграционного поведения своей семьи. Анкета к заданию «Миграционное поведение моей семьи» (необходимо опросить каждого члена семьи) 1. Фамилия, имя, отчество, год и место рождения. 2. Название населенного пункта, в котором сейчас проживает Ваша семья. 3. Условия жизни Вашей семьи на современном месте жительства (удовлетворены ли родители своей работой, заработком, жилищными условиями, социальной средой, отношениями с родственниками соседями и др.). 4. Ваша семья переехала в этот населенный пункт? Если да, то откуда? Причины переезда. 5. До вашего переезда на настоящее место жительства, были ли у Вашей семьи другие переезды из одного населенного пункта в другой с целью длительного проживания? 6. Почему Ваша семья решила переехать на Ваше настоящее место жительства? 7. Думает ли Ваша семья на данный момент о переезде в другой населенный пункт? 8. Почему хотите или хотели бы сменить место жительства? Географическая номенклатура по дисциплине «География населения с основами демографии»: 1. Крупнейшие по численности страны мира. 2. Народы мира. 3. Народы России. 4. Крупнейшие агломерации мира.
Темы рефератов по дисциплине «География населения с основами демографии» 2. Основные научные направления в современной географии населения. 3. География населения в системе наук. 4. Исследование населения в России. 5. Исследование населения в мировой географии. 6. История учетов населения в России. 7. Первая Всеобщая перепись населения в России. 8. Первая перепись населения в России в начале ХХI века. 9. Демографическая политика в СССР в 20-30-е годы. 10. Демографическая политика в СССР в годы Великой Отечественной войны. 11. Вынужденная миграция в России: причины, масштабы, география, последствия. 12. Депортация народов в СССР. 13. Этнические эмиграции в постсоветской России. 14. Миграция в постсоветском пространстве. 15. Миграционная политика. 16. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева. 17. Этнические процессы и их роль в становлении современных этносов. 18. География распространения христианства (ислама, буддизма). 19. Безработица. География безработицы. 20. География мирового процесса урбанизации. 21. Региональные особенности урбанизации в России. 22. Экономико-географическая характеристика отдельных городов, агломераций. 23. Мегалополисы мира. 24. География сельских поселений. 25. Характерные черты образа жизни населения в странах разного типа.
13. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 13.1. Рекомендуемая литература. 13.1.1. Основная литература: · Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х книгах. Кн. 1: Общая характеристика мира. - М., 2008. · Перцик. Е.Н. Геоурбанистика. Учебник. – М., 2009. · Территориальная организация населения: Учеб. пособие / Под ред. Е.Г. Чистякова. – М.: Вузовский учебник, 2008. 13.1.2. Дополнительная литература: · Архангельский В.Н. Иванова А.Е. и др. Практическая демография. - М., 2005. · Архангельский В.Н. Иванова А.Е. и др. Стратегия демографического развития России. - М., 2005. · Вишневский А.Г. Избранные демографические труды. В двух томах. - М., 2005. · Глобальный город: теория и реальность. - М., 2007. · Демографическая модернизация России. 1900-2000. / Под ред. А. Г. Вишневского. – М., 2006. · Демографический ежегодник России. - М., 2009. · Клупт М. А. Демография регионов Земли. - М., 2008. · Копылов В.А. География населения. – М., 2005. · Лобжанидзе А.А., Горохов С.А., Заяц Д.В. Этногеография и география религий. Учебное пособие. - М., 2005. · Медков В.М. Демография. - М., 2003. · Мониторинг демографической ситуации в Российской Федерации и тенденций ее изменения. - М., 2008. · Население России Ежегодные демографические доклады 1994-2009. - М., 1994 – 2009. · Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2005. 13.1.3. Методическая литература: · Алексеев А.И. Многоликая деревня. Население и территория. – М.: Мысль, 1990. · Антипова Е. А. География населения мира. – Минск, 2000. · Баранский Н.Н. Становление советской экономической географии. - М.. 1968. · Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник. - М., 1986. · Географы. Творцы отечественной географии. - М., 1996. · Город и деревня Европейской России: сто лет перемен. /Под ред. П.М. Поляна, А.И. Трейвиша, Т.Г. Нефедовой. - М., 2001. · Города России: Энциклопедия. – М.: БРЭ, 1994. · Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. - М., 1993. · Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1992. · Лаппо Г.М. География городов. Учебное пособие. - М., 1997. · Народонаселение. Энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 1994. · Народы мира: Историко-этнографический справочник. - М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 624 с. · Народы России: Энциклопедия. - М.: БРЭ., 1994. · Народы и религии мира. Энциклопедия. - М., 1998. · СССР-СНГ-Россия: география населения и социальная география. 1985-1996. Аналитико-библиографический обзор. – М., 2001. · Слука А.Е., Слука Н.А. География населения с основами демографии и этнографии. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 13.1.4. Интернет-ресурсы:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.217.134 (0.247 с.) |