![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И двигательных способностей детей
Нафизическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тя- жесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вто- ричные нарушения, особенности психической и эмоционально-воле- вой сферы детей Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отста- лостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Осо- бенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предмет- ная манипуляция, жестикуляция и мимика. У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недо- статочность обнаруживается в 90—100% случаев (Шипицына Л.М, 2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других — повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельно- стью, наличием лишних движений (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991). Системное изложение нарушений двигательной сферы умствен- но отсталых детей представлено в ≪классификации нарушений фи- зического развития и двигательных способностей детей-олигофренов≫, разработанной А.А. Дмитриевым (1989, 1991, 2002). Нарушения физического развития: отставания в массе тела; отставания в длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее ок- ружности; парезы верхних конечностей; парезы нижних конечно- стей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета. Нарушения в развитии двигательных способностей: 1) нарушение координационных способностей — точности дви- жений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентиров-
ки; точности движений во времени; равновесия; 2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15—30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10—15%; выносливости к повторению бы- строй динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к стати- ческим усилиям различных мышечных групп на 20—40%; скорост- но-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15—30%; гибкости и подвижности в суставах на 10—20%. Нарушения основных движений: — неточность движений в пространстве и времени; — грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;. — отсутствие ловкости и плавности движений; — излишняя скованность и напряженность; — ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях. Специфические особенности моторики обусловлены прежде всего недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостат- ках целесообразного построения движений, затруднениях при выпол- нении или изменении движений по словесной инструкции. Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, сте- пень приспособления к физической нагрузке зависят не только от пора- жения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. От- сутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабля- ется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность. М.С. Певзнер (1989), С.Д. Забрамная (1995), Е.М. Мастюкова (1997) отмечают характерные для умственно отсталых школьников
быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной ра- боте, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую выносливость У многих учащихся встречаются нарушения сердеч- но-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты (Худик В.А., 1997). Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифо- сколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональ- ная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея. Мелкие дис- пластические признаки встречаются у 40% умственно отсталых школьников. Оценивая физическое развитие учащихся 9—10-летнего возра- ста, Н.А. Козленко (1987) отмечает, что 45% детей имеют плохое физическое развитие, среднее гармоническое развитие — 25%, развитие ниже среднего — 23%, чрезмерно негармоничное — 7%. У 55% младших школьников нарушен акт ходьбы и бега, у 36% наблюдаются трудности выполнения изолированных движений паль- цами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, бантов). У уча- щихся 5—9-х классов уровень двигательных возможностей повыша- ется, заметно сглаживаются нарушения движений пальцев, лучше выполняются задания по словесной инструкции. Е.С. Черник (1997) утверждает, что уровень развития физичес- ких качеств находится в прямой зависимости от интеллектуально- го дефекта. Так, в развитии выносливости дети с легкой умственной отсталостью уступают здоровым сверстникам на 11%, с умеренной умственной отсталостью — на 27%, с тяжелой — около 40%. При- близительно такие же данные получены и в развитии мышечной силы, хотя школьники с высоким уровнем физического развития по силе подчас не уступают здоровым подросткам того же возраста. Значительное отставание отмечается у детей с умственной отстало- стью в развитии скоростных качеств, особенно во времени двига- тельной реакции. Б.В. Сермеев и М.Н. Фортунатов объясняют этот факт запаздыванием становления двигательного анализатора, разви- тие которого заканчивается к 15—16 годам, т. е. позднее на 2—3 года, чем у здоровых. Э.П. Бебриш установил, что отставание скоро- стных качеств составляет 6—7 лет, и объясняет это низкой подвиж- ностью нервных процессов. В то же время автор отмечает, что дети с умственной отсталостью, систематически занимавшиеся плаванием, в скоростных качествах отстают от детей массовых школ того же возраста всего на 1—2 года. Развитие основных физических способ- ностей (силы, быстроты, выносливости) подчиняется общим законо- мерностям возрастного развития, но у умственно отсталых школьни- ков темп их развития ниже и сенситивные периоды наступают позднее на 2—3 года (Воронкова В.В., 1994; Черник Е.С., 1997). Установлено, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации дви- жений (Плешаков А.Н., 1985; Юровский С.Ю., 1985; Самыличев А.С., 1991; Ванюшкин В.А., 1999; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999; и др.). И простые, и сложные движения вызывают у детей затрудне- ния: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движе-
ние или позу, в другом — зрительно отмерить расстояние и по- пасть в нужную цель, в третьем — соразмерить и выполнить прыжок, в четвертом — точно воспроизвести заданный ритм движения. Любое из них требует согласованного, последовательного и одновременного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других ха- рактеристик движения. Однако в силу органического поражения различных уровней мозговых структур, рассогласования между ре- гулирующими и исполняющими органами, слабой сенсорной афферентации, управлять всеми характеристиками одновременно умствен- но отсталый ребенок не способен. Координационные способности регулируются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с нарушениями интеллекта имеют дефектную ос- нову (чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации (Забрамная С.Д., 1995). Н.П. Вайзманом (1976) выдвинуто предположение о том, что при неосложненной форме умственной отсталости нарушения слож- ных двигательных актов, требующих тонкой моторики, являются со- ставной частью ведущего дефекта и определяются теми же механиз- мами, что и интеллектуальный дефект, т. е. нарушениями аналитико- синтетической деятельности коры головного мозга. Эти нарушения и являются главным препятствием при обучении умственно отсталых детей сложнокоординационным двигательным действиям. Для практической деятельности педагога важно знать благопри- ятные периоды развития основных видов координационных способ- ностей у детей с нарушениями интеллекта. В массовом обследовании и тестировании детей коррекционных школ И. Ю. Горская- установила достоверные отставания абсолют- ных показателей всех видов координационных способностей школь- ников 8—15 лет с умственной отсталостью от учащихся массовых школ (табл. 4.1). Большинство сенситивных периодов развития коор- динационных способностей падает на возрастной диапазон 9—12 лет. Возрастные темпы прироста имеют ту же динамику, что и здоровые школьники, но с отставанием на 2—3 года. Таким образом, несмотря на то что умственная отсталость — явле- ние необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. По- степенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения деть- ми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жиз- недеятельности ребенка. По данным В.В. Ковалева (1995), 80% под- ростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию специальной школы по своим физическим, психометрическим про- явлениями незначительно отличаются от нормальных людей.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.250 (0.031 с.) |