Система национальных счетов как нормативная база макроэкономического счетоводства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система национальных счетов как нормативная база макроэкономического счетоводства



КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ

на тему:

«Разработка методов макроэкономического регулирования»

 

 

Выполнил:

студент 2 курса ФЭУ, 3 группы

Лищенко В.С

 

Проверила:

к.е.н., доц. Печерская Н.В.

 

 

Одесса-2012

 

Содержание

Вступление………………………………………………………………………...3

Раздел 1 Система национальных счетов как нормативная база макроэкономического счетоводства…………………………………………………………….………..5

1.1 Сущность системы национальных счетов и основные этапы ее развития……………………………………………………………………………7

1.2 Методологические принципы построения системы национальных счетов……………………………………………………….……………………..9

Раздел 2 Анализ функционирования национальной экономики….15 2.1 Расчет основных макроэкономических показателей……………………...15

2.2 Анализ макроэкономических факторов…………………………….……..22

2.3 Исследование макроэкономического равновесия………………………..29

Раздел 3 Разработка методов государственного регулирования

3.1 Теоретические основы и инструменты осуществления антиинфляционной политики государства……...…………………………………………………………..…..44

3.2 Предложения по проведению макроэкономического регулирования………… ………………………………………………………50

Вывод……………………………………………………………………..52

Приложение 1………….…………………………………………………53 Приложение 2……………….……………………………………………55 Приложение 3……………….……………………………………………55 Список литературы……………………………………………….……...56

Вступление

 

В современном мире постоянно идет борьба за лидерство и первенство в различных сферах деятельности не только между людьми, но и между государствами. Страны, развивая свою промышленность, науку и образования стремятся к завоеванию лидирующих позиций на мировых рынках. Некоторым государствам таким как Российская Федерация, Китай, США, странам Европейского союза это удается, а некоторые вынуждены что называется сводить концы с концами.

Хотя многие государства, являются лидерами по уровню жизни, не имея таких производственных мощностей как у сверхдержав. Например, Швеция или Люксембург сегодня лидеры по уровню жизни населения и соответственно по уровню дохода на душу населения. Они просто-напросто избрали другой путь обогащения предлагая всевозможные услуги или внедряя очень эффективные программы экономического развития.

Вопрос заключается в том, как же можно сравнить такие разные государства или правильнее сказать их экономические показатели. Именно с этой целью и была разработана система национальных счетов. После Великой депрессии 1933-1938 гг. многие страны мира поставили перед собой задачу выбиться в лидеры мировой экономики, а для этого им было необходимо знать на каком уровне находятся их конкуренты. Собственно говоря систем национальных счетов (СНС) это есть метод некоего унифицированного учета результатов экономических показателей государств.

Начало развития системы национальных счетов было положено в СССР, только называлась эта система Баланс народного хозяйства. Она безусловно имела отличный от сегодняшней СНС вид, однако именно она легла в основу разработки и стала идейным вдохновителем разработчиков СНС. Баланс народного хозяйства использовался в Советском Союзе задолго до Великой депрессии, позволяя вести учет хозяйственной деятельности государства.

Однако потом, как показывает история эти две системы стали развиваться параллельно.

Что же вынудило объединить эти две системы и разработать таки универсальную систему национальных счетов? А вынудило именно желание мирового экономического и политического господства. Необходимо точно знать какие показатели лучше у одной страны, а какие ей необходимо улучшать по отношению к другой. Дух соперничества породил одну из самых важных макроэкономических основ мировой экономики.

Унифицированная СНС позволяет государствам ориентироваться друг на друга используя макроэкономические показатели и исходя из этого принимать необходимые меры по улучшению собственных показателей.

Таким образом государства как бы участвуют в огромных соревнованиях в которых СНС выступает арбитром.

Стремительные изменения в политический и экономической жизни стран — членов СНГ, стремление к интеграции с мировым экономическим сообществом — все это требует пере смотра системы учета и отчетности. В Российской Федерации и ряде других стран — членов СНГ — уже началась организационная и методологическая перестройка системы статистического учета. Важным элементом создания новой методологи ческой основы статистики является переход к международным статистическим стандартам, которые предполагают внедрение в практику системы национальных счетов (СНС). Система национальных счетов позволяет дать целостную взаимоувязанную по факторам характеристику развития любой страны. Важным моментом является и то, что переход на систему национальных счетов в значительной степени упростит проблему проведения международных сопоставлений. СНС рекомендована комиссией ООН для внедрения в странах — членах этой организации. Безусловно, экономические уровни развития стран в значительной степени различаются, что не даст возможность в полной мере внедрить СНС. Этому процессу препятствуют не только экономические, но и организационные, политические проблемы.

В разных национальных экономиках, относящихся к разным экономическим системам, существуют разные методы определения объема национального продукта. В странах с рыночной экономикой его объем определяется по СНС во всех отраслях народного хозяйства. В странах с централизованной планово-регулируемой экономикой, использующих марксистскую теорию воспроизводства, принято подсчитывать национальный продукт, производимый только в отраслях материальной сферы.

Для измерения национального в СНС служат различные макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальный доход (НД), чистый национальный продукт (ЧНП). Например, в США и Японии в качестве основного показателя используют ВНП. В других странах, в том числе и в России, в соответствии с рекомендациями статистической службы ООН основным показателем является ВВП. Количественные различия между ВВП и ВНП незначительны.

Руководство нашего государства в настоящее время стремиться привести Украину до уровня развитых экономических стран, но все попытки, на мой взгляд, оказываются малоэффективными. Причина одна – плохое знание или знание, но не применение экономических законов капиталистического развития. Однако, необходимо учитывать некоторые особенности нашего менталитета и историческое прошлое.

В данной курсовой работе произведены расчеты и анализ макроэкономических показателей, на основании которых разработаны мероприятия государственного регулирования. Особое внимание было уделено методам антиинфляционной политики, направленным на стимулирование экономики.

Раздел 1

Раздел 2

Анализ функционирования национальной экономики

В этом разделе рассчитаем основные макроэкономические показатели. На основании полученных расчетов проведем анализ динамики показателей и определим фазу экономического цикла, присущую анализируемой экономике в рассматриваемом временном периоде.

Выводы

В данной курсовой работе рассматривались ключевые вопросы, раскрывающие сущность системы национальных счетов, а также основные макроэкономические показатели; производился их расчет. Так, расчет основного макроэкономического показателя, ВВП, осуществлялся по производственному способу. Была проанализирована динамика макроэкономических показателей.

Рассчитанные показатели анализировались, а на основе их расчетов строились графики. После проведения необходимого анализа можно сделать следующие заключения:

1. Расчеты макроэкономических показателей являются важным инструментом государственного регулирования и прогнозирования национальной экономики. Они призваны отображать сложные взаимосвязанные процессы, которые происходят в экономике и непосредственно определяют динамику экономического роста.

2. Таким образом, исходя из их рассмотрения, на протяжении исследуемого периода наблюдался подъем экономического развития.

3. Следовательно, необходимо применять антиинфляционную политику.

Основная цель работы – внести предложения по проведению макроэкономического регулирования экономики на определенной фазе цикла, используя инструменты антиинфляционной политики. Поставленная цель выполнена.

 

 

Таблица 2.1

Исходные данные

Показатели Единицы измерения Временной период
t1 t2 t3 t4 t5
Потребительские затраты Млрд. ден. ед.          
Валовые частные внутренние инвестиции Млрд. ден. ед.          
Государственные закупки товаров и услуг Млрд. ден. ед.          
Экспорт Млрд. ден. ед.          
Импорт Млрд. ден. ед.          
Заработная плата Млрд. ден. ед.          
Рентные платежи Млрд. ден. ед.          
Процент Млрд. ден. ед.          
Доходы некорпоративного сектора Млрд. ден. ед.          
Налоги на прибыль корпораций Млрд. ден. ед.          
Дивиденды Млрд. ден. ед.          
Нераспределенная прибыль корпораций Млрд. ден. ед.          
Косвенные налоги на бизнес Млрд. ден. ед.          
Амортизация Млрд. ден. ед.          
Валовой выпуск Млрд. ден. ед.          
Материальные расходы Млрд. ден. ед.          
Субсидии Млрд. ден. ед.          
Взносы на соц. страхование Млрд. ден. ед.          
Индивидуальные налоги Млрд. ден. ед.          
Трансфертные платежи Млрд. ден. ед.          
Средняя склонность к потреблению   0,8 0,8 0,9 0,9 0,9
Дефлятор %          
Стоимость потребительской рыночной корзины ден. ед.          
Скорость оборота денег Об/г          
Фактический уровень безработицы %          
Фрикционная безработица %          
Структурная безработица %          

 

Приложение 2

Динамика роста потребительских затрат на второй год

Абсолютный прирост

АП = 3167 - 3226 = -59 млрд.ден.ед.

Темп роста

ТР = 3167*100% / 3226 = 98,17%

Темп прироста

ТП = (3167 - 3226)*100% / 3167 = -1,86%

 

Приложение 3

Кривая Филлипса

 

 

Список литературы

1. Базилевич В.Д. Макроекономіка: Навч.посібник. – К.: Держ.торг.-екон.ун-т, 1995. – с.240.

2. Бутук А. И. Экономическая теория: Учебн. пособие. – К.: Вікар, 2000.

3. Протас В. Ф. Макроэкономика (Структурно-логические схемы). – М. ЮНИТИ, 1997.

4. Солонінко К. С. Макроекономіка: Підручник. – К.: ЦУЛ, 2002. – с.319.

5. Гальперин В., Гребенников П., Леусский А., Тарасевич Л. Макроэкономика: Учебник / Общ. ред. Л.С. Тарасевича. – СПб.: Экон. шк., 1994. – с. 400.

6. Кэмпбелл Р Макконнелл К., Стэнли Л. Брю. Экономикс. – М.: Изд. Республика, 1993. – 799 с.

7. Савченко А. Г., Пухтасєвич Г. О., Тітьонко О. М. Макроекономіка: Підручник. – К.: Либідь, 1999. – с.288.

8. Семюелсон Пол А., Нордгауз Вільям Д. Макроекономіка: Перекл. з англ. – К.: Основи, 1995. – с. 573.

9. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. - Киров: АСА, 2002. – 832 с.

10. Словарь современной экономической теории Макмиллана. – М.: ИНФА – М, 1997.

11. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. - Минск: БГЭУ, 1998. – 548 с.

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ

на тему:

«Разработка методов макроэкономического регулирования»

 

 

Выполнил:

студент 2 курса ФЭУ, 3 группы

Лищенко В.С

 

Проверила:

к.е.н., доц. Печерская Н.В.

 

 

Одесса-2012

 

Содержание

Вступление………………………………………………………………………...3

Раздел 1 Система национальных счетов как нормативная база макроэкономического счетоводства…………………………………………………………….………..5

1.1 Сущность системы национальных счетов и основные этапы ее развития……………………………………………………………………………7

1.2 Методологические принципы построения системы национальных счетов……………………………………………………….……………………..9

Раздел 2 Анализ функционирования национальной экономики….15 2.1 Расчет основных макроэкономических показателей……………………...15

2.2 Анализ макроэкономических факторов…………………………….……..22

2.3 Исследование макроэкономического равновесия………………………..29

Раздел 3 Разработка методов государственного регулирования

3.1 Теоретические основы и инструменты осуществления антиинфляционной политики государства……...…………………………………………………………..…..44

3.2 Предложения по проведению макроэкономического регулирования………… ………………………………………………………50

Вывод……………………………………………………………………..52

Приложение 1………….…………………………………………………53 Приложение 2……………….……………………………………………55 Приложение 3……………….……………………………………………55 Список литературы……………………………………………….……...56

Вступление

 

В современном мире постоянно идет борьба за лидерство и первенство в различных сферах деятельности не только между людьми, но и между государствами. Страны, развивая свою промышленность, науку и образования стремятся к завоеванию лидирующих позиций на мировых рынках. Некоторым государствам таким как Российская Федерация, Китай, США, странам Европейского союза это удается, а некоторые вынуждены что называется сводить концы с концами.

Хотя многие государства, являются лидерами по уровню жизни, не имея таких производственных мощностей как у сверхдержав. Например, Швеция или Люксембург сегодня лидеры по уровню жизни населения и соответственно по уровню дохода на душу населения. Они просто-напросто избрали другой путь обогащения предлагая всевозможные услуги или внедряя очень эффективные программы экономического развития.

Вопрос заключается в том, как же можно сравнить такие разные государства или правильнее сказать их экономические показатели. Именно с этой целью и была разработана система национальных счетов. После Великой депрессии 1933-1938 гг. многие страны мира поставили перед собой задачу выбиться в лидеры мировой экономики, а для этого им было необходимо знать на каком уровне находятся их конкуренты. Собственно говоря систем национальных счетов (СНС) это есть метод некоего унифицированного учета результатов экономических показателей государств.

Начало развития системы национальных счетов было положено в СССР, только называлась эта система Баланс народного хозяйства. Она безусловно имела отличный от сегодняшней СНС вид, однако именно она легла в основу разработки и стала идейным вдохновителем разработчиков СНС. Баланс народного хозяйства использовался в Советском Союзе задолго до Великой депрессии, позволяя вести учет хозяйственной деятельности государства.

Однако потом, как показывает история эти две системы стали развиваться параллельно.

Что же вынудило объединить эти две системы и разработать таки универсальную систему национальных счетов? А вынудило именно желание мирового экономического и политического господства. Необходимо точно знать какие показатели лучше у одной страны, а какие ей необходимо улучшать по отношению к другой. Дух соперничества породил одну из самых важных макроэкономических основ мировой экономики.

Унифицированная СНС позволяет государствам ориентироваться друг на друга используя макроэкономические показатели и исходя из этого принимать необходимые меры по улучшению собственных показателей.

Таким образом государства как бы участвуют в огромных соревнованиях в которых СНС выступает арбитром.

Стремительные изменения в политический и экономической жизни стран — членов СНГ, стремление к интеграции с мировым экономическим сообществом — все это требует пере смотра системы учета и отчетности. В Российской Федерации и ряде других стран — членов СНГ — уже началась организационная и методологическая перестройка системы статистического учета. Важным элементом создания новой методологи ческой основы статистики является переход к международным статистическим стандартам, которые предполагают внедрение в практику системы национальных счетов (СНС). Система национальных счетов позволяет дать целостную взаимоувязанную по факторам характеристику развития любой страны. Важным моментом является и то, что переход на систему национальных счетов в значительной степени упростит проблему проведения международных сопоставлений. СНС рекомендована комиссией ООН для внедрения в странах — членах этой организации. Безусловно, экономические уровни развития стран в значительной степени различаются, что не даст возможность в полной мере внедрить СНС. Этому процессу препятствуют не только экономические, но и организационные, политические проблемы.

В разных национальных экономиках, относящихся к разным экономическим системам, существуют разные методы определения объема национального продукта. В странах с рыночной экономикой его объем определяется по СНС во всех отраслях народного хозяйства. В странах с централизованной планово-регулируемой экономикой, использующих марксистскую теорию воспроизводства, принято подсчитывать национальный продукт, производимый только в отраслях материальной сферы.

Для измерения национального в СНС служат различные макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальный доход (НД), чистый национальный продукт (ЧНП). Например, в США и Японии в качестве основного показателя используют ВНП. В других странах, в том числе и в России, в соответствии с рекомендациями статистической службы ООН основным показателем является ВВП. Количественные различия между ВВП и ВНП незначительны.

Руководство нашего государства в настоящее время стремиться привести Украину до уровня развитых экономических стран, но все попытки, на мой взгляд, оказываются малоэффективными. Причина одна – плохое знание или знание, но не применение экономических законов капиталистического развития. Однако, необходимо учитывать некоторые особенности нашего менталитета и историческое прошлое.

В данной курсовой работе произведены расчеты и анализ макроэкономических показателей, на основании которых разработаны мероприятия государственного регулирования. Особое внимание было уделено методам антиинфляционной политики, направленным на стимулирование экономики.

Раздел 1

Система национальных счетов как нормативная база макроэкономического счетоводства

Экономика страны – это единственный народнохозяйственный комплекс, развитие которого определяется сложными диалектическими взаимосвязями его частей и подразделов.

Усовершенствование управления этим комплексом предполагает формирование прогрессивной структуры общественного производства, его интенсификацию, сбалансирование и пропорциональное развитие.

Инструментом исполнения этих заданий является отчетный баланс народного хозяйства (БНХ), который представляет собой систему экономических таблиц и показателей. Система БНХ дает возможность получить важную экономическую информацию о механизме расширенного восстановления, основных экономических пропорциях и взаимосвязях в народном хозяйстве. Однако она не учитывает в полном объеме деятельность непроизводственной сферы, сферы нематериальных услуг, финансовый аспект восстановления. В ней также не нашли достаточного освещения такие экономические показатели, как государственный бюджет, финансовые ресурсы, кредит и т.п.

В связи с этим, важным является внедрение системы национальных счетов (СНС), которая рассматривает экономику как единое целое, без проведения принципиальной разницы между производством материальных благ и предоставлением услуг, позволяет дать общую оценку результатов деятельности всего народного хозяйства, как с материально-вещественного, так и с финансового взгляда для всех хозяйственных единиц на всех уровнях функционирования экономического механизма.

Формирование новой экономической системы, основанной на рыночных отношениях, материализация национальных целей через государственную экономическую политику требуют широкого использования системы макроэкономических показателей. Они призваны отображать сложные взаимосвязанные процессы, которые происходят в экономике и непосредственно определяют динамику экономического роста.

Расчеты макроэкономических показателей осуществляются на основании соответствующих экономических моделей, которые отражают годовой экономический оборот на макроуровне. Они являются также важным инструментом государственного регулирования и прогнозирования национальной экономики. Страны с рыночной экономикой, а также те, которые осуществляют переход к рыночным отношениям, в качестве такой модели используют систему национальных счетов, которая утверждена ООН и рекомендована для использования с целью обеспечения международных сопоставлений, сравнений и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.242.148 (0.052 с.)