Региональный аспект развития научного менеджмента и его влияние на управление персоналом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональный аспект развития научного менеджмента и его влияние на управление персоналом



Существуют науки, использование научных данных которых не зависит от региональных условий, — математика, физика, биология и т.д. Другое дело социальные дисциплины, которые также устанавливают общие закономерности, но их проявление обусловлено средой, в которой осуществляются общественное производство и социальная деятельность человека. Для менеджмента эта среда имеет решающее значение и связана с оценкой человеческого фактора, культурных традиций, менталитета нации. Неменее существенны и природные характеристики региона, обусловливающие направления производственно-экономической деятельности.

Неравномерность социально-экономического развития страны обусловливает разный уровень экономического развития регионов, формирование в них производства и социально-культурной сферы. Естественно, что определенному уровню развития соответствует и система управления общественным производством. Однако это утверждение, характерное для развитых стран, нельзя абсолютизировать, так как в России нет необходимости повторения всех стадий их развития. В российских условиях менеджмент как раз может явиться тем «рычагом», который обеспечит ускоренный переход в новое качество, если для этого созрели определенные условия.

Управление отдельным производством всегда зависит от процессов, происходящих на макро уровне и в политической системе государства. При тоталитарном правлении любая организация повторяет принятую систему жесткой иерархии, общих установок и правил. Ее цели строго регламентируются, и способ их достижения также определен. В этих условиях значение менеджмента минимизировано и полностью подчинено государственной политике.

Демократические государства дают импульс для развития самостоятельности во всех сферах промышленного производства и социальных институтах. Предприятия и организации формируют свои цели и методы их реализации. Менеджмент становится существенным фактором развития общественного производства. Социальные процессы могут в этих условиях достаточно свободно отражать интересы отдельных категорий населения, адаптироваться к их потребностям. Возникает специализация в деятельности культурно-досуговой сферы, направленная на удовлетворение запросов определенных групп.

Переходный период от тоталитарного к демократическому правлению связан со сложными противоречивыми явлениями, он может осуществляться на основе государственной программы, постепенно и стихийно, как это происходит в России. В этом случае возникают явления крайне радикального толка. Свобода выбора толкуется расширительно, как вседозволенность. Культурно-досуговая сфера разделяется на элитарные учреждения, институты массовой культуры, организации, обслуживающие меньшинство как по интересам, так и по нравственным и социальным установкам. Менеджер (наряду с собственником) отдельного учреждения становится главной фигурой, определяющей характер и направленность деятельности.

Оказывает воздействие на отдельную организацию и форма государственного правления. Наличие монархической власти, даже в сочетании с парламентскими институтами, формирует традиционность подходов, сохранение ориентации на исторически сложившиеся ценности.

Прямое воздействие на менеджмент оказывают системы государственного регулирования рыночного хозяйства. Это очень хорошо показано в книге «История менеджмента», рассмотревшей теоретические основы государственного вмешательства в развитие рыночной экономии в странах Западной Европы.

Английский экономист Д. Кейнс и немецкий политик и ученый Л. Эрхард в 50-60-е годы ХХ в. разработали доктрину «социального рыночного хозяйства» и косвенного регулирования. Они стремились преодолеть плюрализм противоречивых общественных интересов путем социальной ориентации рынка, предусматривающей выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности. Преимущество отдавалось развитию производства, а не перераспределению продукции.

Будучи канцлером ФРГ, Л. Эрхард принял закон против повышения цен, жестко регулировал государственный бюджет, сокращая расходы и одновременно смягчая налоговое бремя для частного инвестирования, защищал внутренний рынок от внешних конкурентов.

Были разработаны эффективные меры для создания системы занятости, переподготовки кадров, регулирования рабочих мест. Л. Эрхард выдвинул лозунг «социальная политика — это политика не в угоду миллионерам, а политика для миллионов». Социальное государство регулирует все сферы общества и прежде всего его экономическую основу. В таких условиях менеджмент получает достаточную свободу выбора и возможности практического и теоретического развития, но в рамках социально значимых ценностей.

Существует и противоположная концепция «государства монетаристского типа», видным представителем которой является М. Фридмэн (США). Она основывается на отказе от государственного регулирования и ориентации на рыночную конъюнктуру при отсутствии крупной государственной собственности.

Стабильность цен и занятость населения устанавливаются согласно взглядам М. Фридмэна стихийно. Монетаризм выступает против государственной системы социального страхования, государственной медицинской помощи и бесплатного образования. В культурной сфере существует государственная поддержка только крупнейших национальных центров и не как единственный источник финансирования.

Менеджмент в этих системах направлен в большей мере, чем в «социальных государствах», на извлечение прибыли.

В большинстве передовых стран развитие менеджмента происходит в условиях государственного регулирования экономики, хотя и в разной форме. В США функционируют федеральные министерства и ведомства, наделенные широкими полномочиями, что ни в коей мере не мешает динамичному развитию менеджмента на уровне фирм, направленному в настоящее время на решение стратегических задач.

Большой интерес представляет «шведская модель социализма», научно обоснованная в трудах Г. Мюрдаля. Она направлена на социальную ориентацию рынка, социальную ориентацию экономики, теории социального государства и социального партнерства. Вмешательство государства преобразует стихийное рыночное хозяйство в регулируемую экономику. Она обеспечивает членам общества:

высокий прожиточный минимум, снятие сверх доходов у наиболее богатых и материальную поддержку малоимущим;

создание условий для высоких заработков;

высокий уровень потребностей в образовании и медицинской помощи;

благоприятные условия труда для наемных рабочих, защитные меры от негативных воздействий рынка;

экологическую безопасность;

защиту от преступных посягательств;

гражданские и политические права и свободы;

защиту от политического преследования и административного произвола;

свобода духовной жизни, защиту от идеологического давления;

благоприятные социально психологические условия;

максимальную стабильность общественной жизни.

В концепции Г. Мюрдаля главная составляющая — формирование стремлений людей как основа социально-исторического развития.

Большое значение придается управлению персоналом, которое связано с государственной программой занятости. При этом основные средства затрачиваются не на выдачу пособий по безработице, а на обучение и переквалификацию кадров. Одной из важнейших функций менеджера по персоналу становятся планирование кадровой политики, своевременная переподготовка при прогнозах на изменение профиля работы организации. Кадры в Швеции мобильны, легко адаптируются к перемене места работы, так как на всем пространстве страны развита инфраструктура и примерно одинаковы условия проживания. Заработная плата регулируется, и разрыв между наиболее и наименее обеспеченными минимален. Это способствует формированию цен, обеспечивающих покупательную способность всего населения, и положительно влияет на развитие производства.

Социально регулируемые государства добиваются высоких успехов в экономическом и социальном развитии. Однако такая политика требует учета всех особенностей страны и не может использоваться шаблонно. Кроме того, их достижения не абсолютны; в самой привлекательной «шведской модели» существуют и негативные явления, например, несмотря на все усилия по созданию хорошего психологического климата, довольно высок процент самоубийств; искусственно ограничивается приток рабочей силы из других стран; активизация производительности заставляет увеличивать разрыв в заработной плате и т.д.

Степень и характер государственного регулирования экономики могут меняться в демократических странах при смене правящих партий. Некоторые английские политики и ученые считают такое положение неизбежным, известна острота, что свободный рынок «создает пирог», а социально регулируемый — его «съедает». Для России важно, что при подобной переориентации трансформируются многие подходы к менеджменту по персоналу; прежде всего это касается мотивации труда. Свободный рынок делает ставку на возможность высоких заработков, повышение цен и платность жизненно необходимых услуг (здравоохранения, просвещения). Социально регулируемая экономика поощряет корпоративный дух в трудовых коллективах за счет социальных гарантий; заработок перестает определять мотивы деятельности.

В большинстве развитых стран сочетаются элементы государственного регулирования и свободной стихии рынка, что порождает своеобразие модели менеджмента, адаптирующейся к социально-экономической парадигме государства.

Надо иметь в виду, что, хотя сам менеджмент проявляется как активная сила, влияющая на организацию, если он не работает на общие цели системы, он может быть фактором дестабилизации. Поэтому невозможно построить управленческую модель без учета всех ее связей с вышестоящим уровнем управления.

Однако в реальных ситуациях возможны различные социально-экономические феномены. Так, в Израиле при развитой рыночной экономике существуют сельскохозяйственные объединения — «кибуцы», в которых принято равное распределение всех благ между их членами, вплоть до организации бесплатного общественного питания, поочередного пользования коллективными транспортными средствами, выделения жилья, принадлежащего «кибуцы»; после сбора урожая по общему решению специалист может работать в соответствии со своей квалификацией на стороне, но его заработок поступает в общее пользование. Оплата обучения членов «кибуцы» также согласовывается и определяется доходами и нуждами своеобразной сельскохозяйственной артели. При подборе персонала главное внимание уделяется психологической характеристике каждого работника. Поэтому прежде чем стать членом «кибуцы», работник проходит длительный испытательный срок, который может продолжаться несколько лет. Этот феномен еще не получил теоретического обоснования и, возможно, связан с менталитетом части населения, мигрирующего из разных стран и пытающегося сохранить исторические национально-религиозные ценности. В промышленном производстве страны нет подобных аналогий.

В культурном процессе демократических стран сочетаются международные тенденции, национальные традиции групп населения, объединенных по разным принципам. Это одна из сложнейших сфер, где само управление имеет специфический характер, лишенный строгой регламентации. Но управление персоналом организации сохраняется как обязательная функция совместной деятельности со всеми ее основными элементами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.132 (0.011 с.)