Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для гуманитарного профиля – 3 семестр
Для естественно - научного профиля – 4 семестр
* Цифры приведены из расчета 42 часа на аудиторную нагрузку, 66 на самостоятельную. 3.5. Содержание дисциплины 3.5.1. Программа дисциплины. Раздел 1. Что есть философия? Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре Основные понятия: мировоззрение, мифология, религия, философия, бытие, сознание, материализм, идеализм объективный, идеализм субъективный, монизм, дуализм, пантеизм, деизм, агностицизм, диалектика, метафизика, догматизм, скептицизм, софистика, эклектика, гносеологические и социальные корни идеализма и религии. Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Содержание и формы мифологического мировоззрения. Содержание и формы религиозного мировоззрения. Философское мировоззрение. Основной вопрос философии в историко – философском осмыслении. Монизм и дуализм. Материализм и идеализм. Гносеологические корни идеализма. Субъективный и объективный идеализм. Скептицизм и агностицизм. Философия как наука. Зачатки научных знаний как предпосылки философии. Исторические формы философского мышления. Натурфилософия. Основные этапы развития философии. Космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, постклассическая философия. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика. Взаимодействие философии и науки. Основные функции философии. Философия как форма духовной культуры. Роль философии в процессе формирования профессиональной культуры.
Раздел 2. История философии
Тема 2. Философия Древнего мира Основные понятия: космос, архэ, природа, эйдос, душа, диалектика, космоцентризм, субстанция, бытие. Возникновение философии, ее культурно-исторические предпосылки. Философия в Древней Индии. Выделение философии из религиозно-мифологической формы идеологии в самостоятельную область знаний. Традиционные древнеиндийские философские школы: буддизм, джайнизм, санкья, ньяя, вайшешика, йога, миманса, веданта, чарвака (или локаята) Философия в Древнем Китае. Этико-политическое учение Конфуция. Материалистические идеи в даосизме. Философия Античного общества. Космоцентризм. Наивно - материалистический характер первых древнегреческих философских учений. Проблема первоначала. Милетская школа: Фалес (624-547 гг. до н.э.). Соединение практической деятельности с теоретической. Вопрос о первовеществе. Вода как вещественное первоначало Фалеса; Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.). Его космология и космогония. «Беспредельное» первовещество; Анаксимен (585-526 гг. до н.э.) и его гипотеза о «воздухе» как о вещественном первоначале. Гераклит из Эфеса (ок. 530-470 до н.э.). Наивный материализм Гераклита. Учение об огне как о вещественном первоначале. Диалектический характер изменения вещей: относительность всех свойств, переход всякого свойства в противоположное, борьба и единство противоположностей. Учение Гераклита о «логосе», отражение в нем первых представлений о необходимости природных процессов. Элейская школа. Материалистический характер учения Перменида (II пол. VI. – нач. V вв. до н.э.). Учение истины и учение мнения. Метафизическая критика Парменидом учения Гераклита о диалектическом процессе. Отрицание небытия. Тезис о единстве мысли с мыслимым предметом. Отрицание мыслимости генезиса, изменения, движения и множества. Доказательства Зенона (сер. V в. до н.э.) в защиту учения Парменида.
Школа атомистов. Атомистический материализм. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) и его учение об атомах и пустоте. Постановка философских категорий. Учение Сократа (469-399 гг. до н.э.) о методе и его составных элементах. Этика и теория познания в философии Сократа. Философия Платона (427-347 гг. до н.э.). Сочинения. Учение о бестелесных видах (идеях). Бытие и небытие. Учение о мире чувственном как о «среднем» между миром бестелесных видов и миром небытия. Учение Платона о знании. Теория «припоминания». Учение о государстве и о воспитании. Аналогия между разрядами граждан и частями души. Философия Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) Сочинения. Критика платоновской теории «идей». Учение о «форме» и «материи», «возможности» и «действительности». Учение об Уме-перводвигателе. Общественно-политические теории Аристотеля. Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Основные понятия: теоцентризм, номинализм, реализм, универсалии, схоластика, пантеизм, гуманизм, антропоцентризм. Соотношения христианской религии и философии. Роль патристического богословско - философского учения. Августин Блаженный (354-430): учение о первенстве воли над разумом. Учение о предопределении спасения или гибели. Философско-историческая концепция Августина. Критика «мирского» государства и учение о «государстве божьем». Схоластическое течение Западной Европы XII – XII вв. Борьба между номинализмом и реализмом. Фома Аквинский (1225-1274 гг.): католическая направленность в истолковании учений Аристотеля. Выделение богословских тезисов, постижимых для разума и доступных доказательству. Учение Фомы о бытии и о душе. Традиции естественно-научных исследований в Англии и философия Роджера Бэкона (ок.1210-1292 гг.). Новое понимание задач и методов науки. Учение Р. Бэкона о знании. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения. Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) концепция роли интереса в жизни людей, освобождение политики от морали. «Утопия» Томаса Мора (1478-1535гг.) как отражение мечты о справедливых общественных порядках. Утопические идеи Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Возникновение натурфилософии в эпоху Возрождения. Николай Кузанский (1401-1464 гг.): пантеистическое решение вопроса об отношении бога к миру. Научное и мировоззренческое значение открытий Н. Коперника (1473-1543), Г. Галилея (1564-1642). Джордано Бруно (1548-1600 гг.): пантеистический характер материализма Бруно и его особенности: природа как «бог в вещах», гилозоистическое понимание природы, представление о «мировой душе» как движущем и всеоживляющем принципе. Тема 4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения Основные понятия: эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, субстанция, атрибуты, модусы, монады, пантеизм. Задачи науки и философии XVII в. Проблема метода. Сенсуализм, эмпиризм, рационализм. Критика Ф.Бэкона (1561-1626 гг.) схоластической учености. Задача «Великого восстановления наук». Учение Бэкона о противоречиях в деятельности человеческого ума и о «призраках». Основные принципы индуктивного метода. Общественный идеал Бэкона в его сочинении «Новая Атлантида». Критика схоластики Р. Декартом (1596-1650 гг.) и определение им новых задач философии. Его учение о сомнении. Проблема достоверности знания у Декарта и ее идеалистическое решение. Основные правила рационалистического метода Декарта.
Социологическая концепция Т. Гоббса (1588-1679 гг.). Его учение о «естественном праве» и гражданском» состояниях. Теория «общественного договора». Политические взгляды Д. Локка (1632-1704 гг.) и его учение о происхождении государства. Материалистический монизм Б. Спинозы (1632-1677 гг.). Учение Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах. Метафизический характер спинозовского понимания природы и элементы диалектики в нем. Проблема взаимоотношения субстанции и модусов. Учение Г. Лейбницы (1646-1716 гг.) о монадах, динамической картине мира, об иерархии душ и концепция предустановленной гармонии. Социально-экономические предпосылки идеологии французского Просвещения XVIII в. Мировоззрение французских материалистов. Материализм и антиклерикализм Ф.Вольтера (1694-1778), Ж-Ж. Руссо (1712-1778), Д.Дидро (1713-1784), Ж.Ламетри (1709-1751), К.Гельвеция (1715-1771), П.Гольбаха.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.106 (0.012 с.) |