Предмет цель и задачи, основные принципы и методы экологического менеджмента. Система экологического менеджмента предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет цель и задачи, основные принципы и методы экологического менеджмента. Система экологического менеджмента предприятия.



Предмет цель и задачи, основные принципы и методы экологического менеджмента. Система экологического менеджмента предприятия.

2. Основные принципы экологического менеджмента:

3. − Принцип опоры на экологическое сознание и экономиче-

4. ское мотивирование;

5. − Принцип предупредительности и своевременности реше-

6. ния проблем экологического развития;

7. − Принцип ответственности за экологические последствия

8. всех управленческих решений;

9. − Принцип интеграции управления экологическими про-

10. цессами в общую систему управления предприятием;

11. − Принцип последовательности (непрерывности, поэтапно-

сти) решения проблем экологического развития.

Цель экологического менеджмента – достижение желаемого, возможного и необходимого состояния окружающей среды

как объекта управления; сведение к минимуму вероятности возникновения экологических кризисов и экологических катастроф.

Система экологического менеджмента - часть общей системы менеджмента предприятия (организации), которая нацелена на решение задачи поддержания конкурентоспособности предприятия, определяемой экологическими аспектами его деятельности. Она включает в себя организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и развития экологической политики.

Экологическая сертификация

В декабре 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды утвердил основные положения Федеральной системы обязательной экологической сертификации (ФСОЭС). Экологическая сертификация - это деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации природоохранным требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, государственными стандартами и другими нормативными документами, в том числе международными и национальными стандартами других стран. По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Ведущую роль в процессе создания на-

циональной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

123 Стандартный процесс регистрации занимает от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента. Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность "двойной" сертификации для уменьшения общей стоимости. "Сертификация в рамках ISO 9000 - это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000".

Объектами обязательной сертификации являются:

− системы управления окружающей средой;

− производственные и опытно-экспериментальные объекты, предприятия и организации, в том числе оборонной промышленности, использующие экологически вредные технологии;

− продукция, способная оказать вредное воздействие на окружающую среду;

− отходы производства и потребления и деятельность в сфере обращения с отходами.

Преимущества для предприятий от экологической сертификации характеризуются тем, что отношения между поставщиками и потребителями характеризуются определенным уровнем доверия в отношении качества продукции или услуги. Это доверие, среди прочего, может основываться на сертификации, которая дает оценку соответствия товаров, услуг или организации требованиям конкретных стандартов.

Сертификация, в качестве дополнения к стандарту, может

рассматриваться как инструмент, предназначенный для реализации экономической стратегии и достижения преимущества держателя сертификата в конкурентной борьбе.

10Экологическая маркировка
Основная цель экологической маркировки – выделение среди групп однородной продукции такой продукции, которая на всех стадиях жизненного цикла имеет меньшее воздействие на окружающую среду..Экологическая маркировка выступает в качестве одного из видов декларации производителя продукции. Она может иметь форму знака, графического изображения на изделии или таре, может быть представлена в виде текстового документа, технического бюллетеня, рекламного объявления и т.п.
Согласно стандарту ISO 140020, экологическая маркировка подразделяется на три типа.1. Экологическая маркировка I типа – это присваивание соответствующего знака по результатам сертификации продукции третьей стороной – юридическим или физическим лицом, аккредитованным в национальной системе сертификации. Экоэкитирование по типу I содержит знаки, в основе своей апробированные на национальном уровне и получившие широкое международное признание, например (рис. 2.1) [12]:
“Голубой ангел”, ФРГ;
“Зеленая перчатка” и “Зеленый крест”, США;
“Белый лебедь”, Скандинавские страны;
“Эко-знак”, Япония;
“NF-Environment”, Франция.
2. Маркировка по типу II основана на самодекларации соответствия продукции определенным экологическим нормативам. Она относится к этикеткам изделий и использованию их содержания в маркетинге. В данном случае могут применяться тексты типа “пригодный для повторного использования”, “озононеразрушающий” и т.п. Приняв во внимание опыт использования экомаркирования по типу II всех стран, европейские организации по стандартизации и международная организация по стандартизации определили границы использования подобного рода знаков в качестве деклараций производителей. Они выделили три аспекта, представленных в следующих стандартах:
ISO/DIS 14021 – использование на этикетках или/и в сопроводительных документах терминов “поддается рециркуляции” и т.д.;
ISO/DIS 14022 – “петля Мёбиуса” - символ рециркуляции, он указывает на возможность использования данного продукта повторно; стандарт предусматривает возможность приведения ее на этикетках и рекламе.
.

1, 2 – петля “Мебиуса”
3 – знак рециркуляции с указанием характеристик материалов

Рис. 2.3. Знак “Упаковка повторного и многоразового пользования”

3. Экитирование по III типу разработано для избежания трудностей, возникающих при сертификации по типу I. Оно проводится третьей стороной по ряду показателей, устанавливаемым для конкретного вида продукции сертификацию.

 

Понятие эколог аудита

Экологический аудит – это предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимого вневедомственного

квалифицированного анализа и оценке хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке

рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

Объектом экологического аудита являются хозяйственная и

иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности.

Предметом рассмотрения при проведении экологического

аудита являются:

− виды деятельности, связанные с охраной окружающей

среды, природопользованием;

− состояние окружающей среды на производственном или

природном объекте;

− системы управления окружающей средой;

− соблюдение природоохранного законодательства и установленных экологических требований;

− использование ресурсов;

− процессы обращения с отходами;

− финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

Целью экоаудита является содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической поли-

тики, формировании приоритетов в осуществлении природо-

охранных мероприятий, а также создание механизма реализации

эффективного регулирования природопользования и обеспечения

устойчивого развития.

Задачами экоаудита являются:

− обоснование экологической стратегии и политики пред-

приятия;

− определение приоритетов при планировании природо-

охранной деятельности предприятия, выявление дополнительных

возможностей ее осуществления;

− проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятель-

ности природоохранительного законодательства;

− повышение эффективности регулирования воздействия

субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;

− снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций,

связанных с загрязнением окружающей среды.

Система управления отходами

Большое число взаимосвязанных задач обращения с отходами и их высокая сложность требуют системного подхода в вопросах управления отходами.
Управление отходами – составная часть общей системы управления. Структура, ответственность, практические методы, процедуры и процессы должны координироваться с работами в других областях, например, в производственной и экономической деятельности, в области охраны здоровья населения и т.п. Сама по себе эта структура существовать не сможет, поэтому она должна быть включена в систему экологического управления.
В связи с этим можно выделить следующие этапы развития системы управления отходами во второй половине ХХ в.:
1. Размещение отходов на мелких свалках (например, в Голландии в 70-х гг. их насчитывалось около 400);
2. Конец 70-х гг.: строительство полигонов – инженерных сооружений с системами очистки фильтрата сточных вод и утилизацией биогаза;
3. 80-е гг. – развитие системы раздельного сбора ТБО, развитие рынка вторичного сырья;
4. 90-е гг. переработка ТБО с выделением органической составляющей и последующим ее компостированием;
5. Современная схема переработки ТБО: сортировка отходов с целью отбора вторичного сырья, отделение органической части с целью компостирования и твердых фракций, подлежащих сжиганию или захоронению.
Россия в настоящее время находится примерно в начале перехода от первого этапа ко второму.
Переход от полигонного захоронения всей массы ТБО к промышленной переработке до 50 – 60% ее массы является основной тенденцией решения проблемы отходов в мировой практике. Для того чтобы реализовать нормы, заложенные в Законе “Об охране окружающей природной среды”, была разработана государственная программа “Отходы”, основной целью которой является обеспечение стабилизации, а в дальнейшем – сокращение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления и экономия природных ресурсов за счет максимального возвращения вторичных ресурсов в промышленное производство.
Управление отходами начинается с изменения взгляда на то, чем являются бытовые отходы. Известному эксперту по проблеме отходов Полу Коннетту принадлежит формулировка, выражающая этот новый взгляд: “Мусор – это не вещество, а искусство смешивать вместе разные полезные вещи и предметы, тем самым определяя им место на свалке”. Традиционные подходы к проблеме отходов ориентировались на уменьшение опасного влияния на окружающую среду путём изоляции свалки от грунтовых вод, очистки выбросов мусоросжигательных заводов и т.д. Основа концепции управления отходами состоит в том, что отходы состоят из различных компонентов, которые должны не смешиваться между собой, а утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичными и экологически приемлемыми способами.

 

Риск-менеджмент для случая Субъективно представляемые потенциальные экологические риски в принципе возникают в результате асимметричного распределения информации между фирмой и стейк- холдерами. Поэтому основной задачей является преодоление (уменьшение) этой асимметрии. Согласно О. И. Уильямсону и А. М. Спэнсу, средствами решения данной проблемы являются сигналинг и связанное с ним улучшение репутации фирмы.

Под сигналингом понимается поведение фирмы, противоположное оппортунистическому (т. е. преследующему корыстные интересы), которое позволяет убедить стейк-холдеров в реальной готовности компании решать какие-либо экологические проблемы. Примерами сигналинга могут служить так называемые проверяемые самоограничения или обязательства (в области ООС), долгосрочные, связывающие фирму природоохранные инвестиции (например в строительство водоохранных сооружений), экологический спонсоринг (финансовая поддержка экологических организаций и инициатив), условные договоры (например обязательство автомобильной компании переоборудовать автомобили в случае введения в стране более жестких стандартов на выхлопные газы) и т. п.

Риск-менеджмент для случаев В1 и В2. Здесь в качестве фактического рассматривается ущерб, который либо наступил, либо с высокой степенью вероятности наступит. Этот тип риск-менеджмента в основном базируется на использовании и формировании адекватных институтов для регулирования взаимоотношений между фирмой и стейк-холдерами и в особенности — для регулирования происходящих в рамках этих отношений процессов обмена. Так, посредством заключения трудовых договоров между администрацией и персоналом фирмы можно предусмотреть компенсацию в виде надбавок к заработной плате воздействия на здоровье неблагоприятных условий труда, а тем самым сократить или ликвидировать неопределенность для фирмы, связанную с возможностью возникновения со стороны рабочих требований по компенсации ущерба, наносимого их здоровью. Подобным образом функционируют и институты, регулирующие отношения фирмы с ее политико-административной внешней средой. Примером могут служить выдаваемые предприятию лицензии (разрешения) на загрязнение (в определенных пределах) окружающей природной среды. Аналогичную роль играют ОВОС и экологическая экспертиза проектов. Последняя, включая как государственную, так и общественную оценку проекта и подтверждая целесообразность (с экономической, социальной и экологической сторон) его реализации, также выступает средством регулирования отношений между инвестором и соответствующими стейк-холдерами и управления соответствующими рисками. Инструментом риск-менеджмента в рассматриваемом нами смысле является сертификация систем КЭМ на их соответствие ISO 14 000 (или EMAS).

Эк учет и отчетность

Экологический учет — это система, которая может использоваться для выявления, организации, регулирования и представления данных и информации о состоянии окружающей среды в натуральных и стоимостных показателях. Основанная на тех же принципах, что и все системы учета, система экологического учета дает объективную картину состояния и динамики природного наследия, взаимодействия между экономикой и окружающей средой и расходов на профилактические мероприятия, охрану окружающей среды и возмещение экологического ущерба.

Выделяют 3 основных подхода:

1) модификация национальных экономических счетов (в рамках системы национальных счетов — СНС) путем включения в них экологических последствий хозяйственной деятельности;

2) разработка отдельных (сателлитных) счетов вне основного компонента СНС, но дополняющего его;

3) создание отдельной природно-ресурсной и экологической системы учета (природно-ресурсных и экологических счетов), связанной с СНС.

Первый из двух подходов включает стоимостную оценку экологического ущерба, экологических услуг, запасов природного капитала, природоохранных затрат; при втором — также рассматриваются соответствующие физические потоки и запасы, в то время как третий подход сконцентрирован на физических потоках и запасах природных ресурсов, а также на физических и денежных потоках, связанных с антропогенной эксплуатацией природных ресурсов.

СНС является основой для подсчета наиболее широко используемого показателя экономического благополучия и экономического роста — валового внутреннего продукта (ВВП).

- оперативности, то есть формироваться по принципу «чем быстрее, тем лучше», так как для экологической бухгалтерской отчетности приемлем срок в один месяц;

- достаточности, то есть информация экологического учета не должна быть излишней, а объем содержащихся данных должен быть достаточным для принятия управленческих решений в области природопользования и охраны окружающей среды;

- целенаправленности, то есть используемая информация должна быть на решение конкретных задач предприятия;

- экономичности в получении и использовании, что позволит экономить затраты на формирование, передачу потребление информации.

- Трудность введения экологического учета на предприятиях состоит в отсутствии методических разработок по этой проблеме, в сложности определения ряда показателей, учитывающих состояние и динамику изменения компонентов природной среды. Необходима разработка нормообразующих показателей природопотребления, отражающих величину максимально допустимой антропогенной нагрузки на природные системы, определение размера природоохранных затрат на компенсацию экологического ущерба и другие экологические нормативы.

- Форму статотчетности № 1-ОС «Отчет о текущих затратах на охрану природы», где должны отражаться затраты (раздельно по воде, воздуху, земле и т. д.) по содержанию и эксплуатации очистных сооружений, охране поверхности земли от загрязнения отходами по плану и фактически, предприятие не в состоянии обоснованно заполнить, так как основная часть текущих природоохранных затрат не выделяется в обособленные статьи бухгалтерского учета и отчетности. Таким образом, невозможность быстрого, прямого и достоверного учета расходов и результатов природоохранной деятельности снижает материальную ответственность и материальную заинтересованность коллективов и отдельных исполнителей в охране окружающей среды, делает практически невозможным применение принципов хозяйственного расчета, а также затрудняет расчеты экономической эффективности природоохранной деятельности. Обособление в учете природоохранных затрат необходимо также для решения проблемы упорядочения распределения их между отдельными видами изделий или операций. В настоящее время экологические затраты распределяются вместе с теми затратами, в которых они скрыты. Соответственно, в большинстве случаев база распределения не имеет никакой экономически обоснованной связи с этими расходами.

предмет цель и задачи, основные принципы и методы экологического менеджмента. Система экологического менеджмента предприятия.

2. Основные принципы экологического менеджмента:

3. − Принцип опоры на экологическое сознание и экономиче-

4. ское мотивирование;

5. − Принцип предупредительности и своевременности реше-

6. ния проблем экологического развития;

7. − Принцип ответственности за экологические последствия

8. всех управленческих решений;

9. − Принцип интеграции управления экологическими про-

10. цессами в общую систему управления предприятием;

11. − Принцип последовательности (непрерывности, поэтапно-

сти) решения проблем экологического развития.

Цель экологического менеджмента – достижение желаемого, возможного и необходимого состояния окружающей среды

как объекта управления; сведение к минимуму вероятности возникновения экологических кризисов и экологических катастроф.

Система экологического менеджмента - часть общей системы менеджмента предприятия (организации), которая нацелена на решение задачи поддержания конкурентоспособности предприятия, определяемой экологическими аспектами его деятельности. Она включает в себя организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и развития экологической политики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.9 (0.051 с.)