В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.



Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано: 1) прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу; 2) заняться решением экологических проблем; 3) уделять внимание социальной экологии - не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества; 4) изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли; 5) контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством.

В последнее время среди экологических вопросов стала выделяться проблема социальной экологии — охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса. Совр. человек подвергается уже не влиянию природы, а массированному влиянию общества и техники: современный человек живет в перенасыщенном информацией обществе, под беспощадным воздействием СМИ, а также становится все более зависимым от виртуальной реальности; растет урбанизация - большинство людей сейчас проживает в городах-мегаполисах, зачастую в очень больших (10-25 млн. чел.) и насыщенных высокими технологиями (Токио, Нью-Йорк и др.), полностью подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индив-ть.

Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является проблема народонаселения.

Данная проблема имеет несколько аспектов: 1) рост населения приводит к колич. увеличению человечества, а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы; 2) при росте населения возможно обострение противоречий внутри общества, поскольку прогресс может не успеть за ростом населения, и благ не будет хватать на всех; 3) проблема качества населения — хватит ли материальных возможностей у общества, у семьи обеспечить детям воспитание, образование, лечение, внимание со стороны общества?

Проблема народонаселения имеет и обратную сторону — в ряде стран наблюдается отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания, Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР - Россия, Украи-на, Беларусь и др.

Выделяются две главные причины данного явления: 1) высокоорганизованное техногенное общество требует от человека много сил (получение образования, работа) и не оставляет их на семью и детей, во многих семьях Запада стало традицией обходиться минимумом детей - двумя, часто одним; 2) граждане государств, находящихся в процессе становления реформ, в силу бедности, социальной незащищенности, трудностей жизни стараются либо вообще не заводить детей, либо ограничиваться их минимумом.

Наоборот, во многих странах Азии и Африки, зачастую слаборазвитых, наблюдается тенденция чрезмерного роста населения. Особенно в этом преуспели Китай (1 млрд. 300 млн.), Индия (800 млн.), Индонезия (200 млн.), Пакистан, Бангладеш, Бразилия, Нигерия (у них – свыше 100 млн.). Данная тенденция вызвана, с одной стороны, отсутствием контроля за рождаемостью (за исключением Китая) и его невозможностью, с другой - традициями. Подобный рост населения в странах Азии и Африки приводит к резкому снижению качества жизни, качества подрастающего поколения (необразованность, физическая истощенность и т. д.), создает как отдельным семьям, так и государствам неразрешимые трудности.

Возникает вопрос: а есть ли определенный порог населенности Земли, преодоление которого станет опасным для всех его жителей?

В этой связи интересен закон Мальтуса. Еще в 1798 году Мальтус в своей книге "Опыт закона народонаселения" доказал, что такой порог есть и человечество обречено его достигнуть. Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли — около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно. При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) "крити-ческий" порог может быть достигнут уже к 2150–2200 годам.

Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы: 1) сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей; 2) искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, отодвигать "порог перенаселенности" (от 60 до 100 млрд. и дальше).

В57

Движущие силы общественного развития.

Движущие силы общественного развития (ДСОР) – это существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс общества. Идея исторического прогресса появилась во втор. пол. 18 века в связи с объективными процессами становления и развития капитализма. Творцами его первоначальных концепций были Тюрго и Кондорсе, предложившие его рационалистическую теорию. Впоследствии глубокую трактовку прогресса дал Гегель. Он пытался показать историю как единый закономерный процесс развития от низшего к высшему, в котором каждая историческая эпоха выступает как обязательная ступень в восходящем движении человечества. Его концепция были идеалистической, трактовавшей всемирную историю как прогресс в сознании свободы, движении от одной духовной формации к другой.

В целом, сторонники идеалистического понимания истории сводят ДСОР к идеальным побуждениям, мотивам исторической деятельности людей, к политическому насилию, усматривают их в неизменной природе человека, во внешней природе, в сверхъестественных или иррациональных силах, в механической комбинации различных факторов.

Маркс и его последователи, исходя из материалистического понимания истории, связали общественный прогресс с развитием материального производства, с движением общества от одной общественно-экономической формации к другой. В соответствии с этой позицией общественный прогресс определяется как такое изменение и развитие социально-экономических структур общества, при котором создаются условия для успешного развития производительных сил и на их основе для все более полного развития человека, для повышения благосостояния народа. Исходя из такого понимания прогресса, решается вопрос о его критериях. Это, прежде всего, уровень развития производительных сил, производительность общественного труда. А поскольку основным условием проявления этого критерия выступают производственные отношения, то они также становятся важным показателем прогресса. И то, и другое, в свою очередь, получает итоговое выражение в степени развития человека как личности.

Таким образом, классики марксизма-ленинизма утверждали первичность и определяющий характер материальных ДС в развитии общества по отношению к политическим и духовным, а также активность, относительную самостоятельность последних, раскрыли роль народных масс как решающей движущей силы истории. К ДСОР относятся общественные противоречия, прогрессивная деятельность социальных субъектов, направленная на их разрешение, побудительные силы этой деятельности (потребности, интересы и др.).

В структурно-функциональном аспекте ДСОР делятся на природные (демографические и географические) и общественные факторы; общественные – на материально-экономические, социальные, политические и духовные, объективные и субъективные.

В58

Социальная дифференциация общества. Сферы общественной жизни.

Основными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, политическая и духовная.

Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ. Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, образования и социального обеспечения, труда и занятости. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Политическая сфера – это пространство, в котором реализуется деятельность государства по управлению обществом, а также деятельность полит. партий, общест. организаций, движений, выражающих полит. интересы опр. классов, социальных групп, национальных общностей и активно участвующих в борьбе за госуд. власть или, по крайней мере, стремящихся влиять на происходящие полит. процессы.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу удовлетворения их многообразных духовно-эстетических потребностей; сфера создания ценностей, их распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества, общественное сознание.

Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, религии, искусства. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Общество представляет собой целостную социальную систему, однако оно не однородно, дифференцированно. Основные элементы социальной структуры общества: классы, сословия, касты, слои; люди города и деревни; представители физического и умственного труда; социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь); национальные общности.

По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода: 1) классовый, согласно которому все общество делится на большие группы – классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит т. наз. классовая борьба); распространен в марксистской философии; 2) стратификационный подход, согласно которому социальная структура понимается исходя из понятия «страты». В отличие от классов, сословий, страты характеризуются в основном внеэкономическими показателями: причастностью людей к власти, профессии, образованию науке, религиозным верованиям, этническим группам, месту жительства, положению родственников и т.д. Такой подход, свойственный западной философии.

Тенденцией развития современного общества является: превращение его во все более однородное, сглаживание про-тиворечий, разницы между стратами; усложнение структуры, дробление страт до микроуровня - так называемых "малых групп".

В59



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.195.198 (0.017 с.)