![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема России в русской философии ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Русский космизм Философская мысль Беларуси 1. Тема России в русской философии Русская философия возникла в эпоху средневековья и долгое время не выдвигала собственных оригинальных идей, а развивала идеи, почерпнутые в Византии и Западной Европе. Свои самобытные учения появляются только в 19 веке. Центральной темой русской философии становится тема России, то есть обширный и сложный вопрос о специфике российского общества и пути его развития. Начало исследованию и обсуждению этой темы положил Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) в своих «Философических письмах» 1829-1831 гг. После публикации первого же письма в журнале «Телескоп» Чаадаев по указанию царя был объявлен сумасшедшим, помещен под домашний арест, ему было запрещено печататься, журнал закрыт, редактор сослан в Сибирь.
Идеи Чаадаева вызвали большой резонанс, в результате чего в середине 19 в. сформировались два течения общественной мысли – западники и славянофилы. Они начали спорить о значении реформ Петра I, разрезавших историю страны на две части, и о пути дальнейшего развития России. Западники одобряли реформы Петра I. Они считали, что существуют единые для всего человечества закономерности развития. Наилучшим образом они учтены на Западе, поэтому европейские страны добились внушительных успехов в развитии. России же нужно копировать западный опыт во всех сферах жизни. Самодержавие должно смениться конституционной монархией, сходной с монархиями Западной Европы.
Славянофилы считали реформы Петра и европеизацию изменой России. Они были против копирования Запада, так как, по их мнению, Запад – это мир кризисов, эгоистического индивидуализма и бездуховности, у него нет будущего. Западный путь развития ведёт в тупик. Россия должна идти своей самобытной дорогой, сохраняя свои специфические черты, которые являются её достоинствами. К ним относятся: 1) православие; 2) общинный строй жизни крестьян, в котором проявляются такие отличительные качества русского народа, как прирождённый коллективизм, приоритет общественных интересов над личными, взаимопомощь; 3) самодержавие, так как большой стране нужна сильная власть. Но царь должен учитывать мнение народа, выразителем которого должен стать совещательный Земский собор. Возражая западникам, славянофилы утверждали, что копирование Запада не приведёт к желаемым результатам, потому что у русских другой менталитет, другие привычки и стереотипы действия, сформировавшиеся под влиянием религии, истории, климата, размера и рельефа территории государства. Особый путь России должен привести её к процветанию и мировому лидерству. Спор между западниками и славянофилами продолжается и в наши дни. 2. Русский космизм Одной из отличительных черт русской философии является внимание к вопросам нравственности. Этический подход чётко выражен в учении русского космизма, представители которого обострённо ощущали несовершенное устройство мира, его жестокость и бессмысленность. Чтобы жили одни, должны умереть другие – люди и хищные животные убивают и потребляют в пищу других животных. Природные катастрофы уносят тысячи жизней. Из-за засух и наводнений в мире свирепствуют голод и нищета. Смерть забирает не только стариков, но и детей. Поскольку человек - разумное и нравственное существо, постольку он может и должен поправить природу, усовершенствовать мир и себя самого, уменьшить количество зла в мире. До сих пор эволюция шла «вслепую», бессознательно, но теперь человек уже созрел для того, чтобы своим разумом направлять её, сознательно и целенаправленно совершенствовать себя и мир.
Человек также должен овладеть природными силами внутри себя – раскрыть тайну смерти и стать бессмертным. У поколения бессмертных будет нравственный долг, возвращение которого станет целью жизни – воскрешение всех умерших предков вплоть до Адама и Евы. Для этого необходимо организовать научные центры с привлечением специалистов разного профиля. Поскольку потребуется воскресить десятки миллиардов людей, а ресурсы Земли ограничены, воскрешённые поколения необходимо будет расселить в космосе. Бессмертное человечество откажется от деторождения. Инстинкт размножения мудрая природа вложила в людей, чтобы не прервалась эстафета жизни. Когда эстафету жизни станет не нужно передавать, инстинкт будет вытеснен культом предков, который станет религией человечества (влияние конфуцианства). Вместо того, чтобы тратить время и энергию на воспроизводство своих несовершенных копий, люди займутся преобразованием мира и доведением до совершенства самих себя. При грандиозных планах преобразования мира Фёдоров отрицал технический путь развития цивилизации, так как разрыв между мощью техники и слабостью человека постоянно растёт. Человек должен не изобретать всё новые приставки к телу, а научиться обновлять свой организм, выращивать для себя новые органы.
Для уменьшения количества зла в мире будущее человечество станет автотрофным. Автотрофы – это организмы, синтезирующие из неорганических веществ необходимые для жизни органические вещества. Автотрофами являются растения. Человек же пока как и все животные, некоторые растения, большинство бактерий, грибы является гетеротрофом, питающимся другими организмами.
Наиболее известными мыслителями в эпоху средневековья были Ефросинья Полоцкая ( княжна-просветительница, святая, покровительница земли белорусской)и Кирилл Туровский (епископ, затворник – человек, отказавшийся от общения с людьми, закрывшийся в каком-либо помещении для уединённых размышлений, молитв, написания религиозных сочинений и т.п.) (12 в.). Они выражали типично религиозные идеи: креационизм, провиденциализм, заботу о душе, подготовку её к жизни вечной.
В 18 в. на белорусских землях распространяются идеи просвещения о необходимости познания природы, накопления научных знаний, преобразования общества с целью увеличения прав и свобод личности. Иосиф Еленский пишет первую белорусскую утопию. За критику крепостного строя был сослан в Соловецкий монастырь на 7 лет.
Ф.Богушевич (1840-1900) первым попытался осмыслить такие вопросы, как кто такие белорусы, какая у них историческая судьба, как складывались их отношения с соседними народами. Он первым из белорусских писателей выступил за сохранение белорусского языка, считал его основой существования нации. Богушевич обосновал право белорусского народа на государственный суверенитет и самостоятельность (белорусские земли тогда входили в состав Российской империи), защищал права крестьян, ратовал за предоставление политических свобод для широких народных масс. При жизни произведения Богушевича в царской России были запрещены.
В 20 веке различные темы жизни народа разрабатываются писателями Янкой Купалой и Якубом Коласом.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.179 (0.015 с.) |