Формирование умений. Методика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование умений. Методика.



Происходит на основе овладения учащимися учебными приемами, которые включают в себя определенную последовательность операция. Например: умение проводить анализ: расчленение объекта на части, соподчинение частей изучаемого объекта.

Этапы формирования умения:

1. Ознакомление со значением умения, и постановка целеовладения ими.

2. Ознакомление с кооперационным составом умения т.е. последовательностью операций, из которых складывается умение.

3. Демонстрация учителем образца выполнения действий.

4. Выполнение тренировочных упражнений, нацеленных на овладение умением.

5. Самостоятельное применение умений для решения новых задач.

Условия усвоение умений.

1. Наличие у учащихся прочных знаний, на основе которых формируется умение.

2. Многократное повторение умения в т.ч. в новых условиях.

3. Правильное распределение упражнений во времени.

4. Постепенное увеличение интервала между умениями.

5. В начале простые упражнения, более сложные в конце.

6. Включение в структуру уроков и других форм организации обучения познавательных задач, способствующих развитию и закреплению умений.

Критерии усвоения умений.

1 Знание области применения умений

2.знание содержания, структуры, последовательности.

3. Практическое применение умений в т.ч. в новых ситуациях.

Усова

Качественные уровни усвоения: нисший-выполнение отдельных опрераций в хаотичной последовательности. Средний- выполнение всех требуемых операций, но их последовательность не продумана, а действия не достаточно осознанны.

Количественный: к-во операций,выполненных, общее, к-во участников.

Умение сравнивать:

1. отбор признаков для сравнения

2. выбрать главные признаки сравнения

3. найти различия и сходства

4. сделать сравнение и вывод

Умение анализировать:

1. расчленение

2. последовательность частей в изучении объекта

3. соподчинение частей изучаемого объекта.

прием определения понятия

- осознать понятие, кот. Нужно дать определение

-.определить ключевое слово

- выделить признаки понятия

- создать определение, пользуясь алгоритмом:

Понятие, ключевое слово, главные общие признаки, отличительные существенные, несущественные.

 

 

Теория методов обучения биологии. Понятие «метод обучения биологии». Классификация методов обучения Методические приемы и их применение в процессе обучения биологии.

Метод – (путь, способ) – совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения дей-ти, подчиненных решению конкретных задач.

МО процесс двусторонний, д-ть взаимосвязана. Взаимосвязь преподавания и учения. В дидактике различают аспекты понятия МО 1-внешнее проявлениеметода-форма. Обусловлена источником знания 2-Внутренняя сторона, связана с мыслит д-ю учащихся.

Метод обучения имеет свою специфику, это способ передачи знаний учителя и способ усвоения этих знаний уч-ся. (Верзилин).

Классификация. Разные подходы

1 Учет деятельности учителя и учащихся Сесвяцкий

-методы изложения нового материала

-методы самостоятельной работы учащихся

2 По дидактическим задачям Данилов

-приобретения знаний

-формирование умений и навыков

-творческой деятельности

-закрепления и проверки знаний

3. по уровням самостоятельной активности учащихся Скаткин, Лернин

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-проблемного изложения материала

-эвристический

-исследовательский

4. Бинарная классификация Райкова

Словесные, наглядные, моторные: открывающие (иллюстративный), утверждающий (исследовательский) При иллюстративном –учащиеся пассивны при исследовательском – активны.

5. Классификация Верзилина

-Источник знаний

-Характер деятельности учителя

-Характер деятельности учащихся в процессе обучения

Словесные – источник знания – слово; учитель передает - ученик воспринимает;

Наглядные – источник знания – объект; учитель демонстрирует, ученик наблюдает

Практические – источник знания – практическая работа, учитель – инструктирует, ученик - выполняет

Методический прием – элементы методов, выражающие отдельные действия учителя и уч-ся в процессе обучения. Введены Верзилином. Один и тот же мп может быть элементами разных методов

Логические – используются для всех методов: постановка проблемы, выявление признаков, сравнение, выводы, обобщения

Организационные: направляют внимание учащихся на восприятие учебной инфо словесные – запись под диктовку,

Наглядны е: демонстрация со стола,

Практические: работа индивидуальная, групповая, фронтальная

Технические: использование различного оборудования, дидактические карточки, на доске, на экране, наглядные –демонстрация результатов опыта на различных фонах Практические – инструкционные таблицы, карточки

Методы

Словесные: беседа, расскз, объяснение, лекция

Форма: монологичная, диалогичная, игровая

Наглядные: демонстрация опытов, натуральных объектов, изобразительных средств, аудиовизуальных средств, рисунок учителя на доске

Практические: распознание и определение объектов, наблюдение, эксперимент, самонаблюдение

Методики зависят от:

  1. содержания урока
  2. возраста уч-ся
  3. возможности школы
  4. личности учителя

Выбор методов зависит от содержания

–анатом и морф: практические, наглядные, словесные

–физиологические: наглядные словесные практические

-эволюционные: словесные, наглядные, практические

-экологические: наглядные и словесные, практические

 

Урок как основная форма обучения биологии. Структура урока по биологии. Функции урока.

Урок – это основная форма организации учебно-воспитательного процесса с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом уч-ся – по определённой программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении.

Функции урока.

1 Урок, как определенный этап в процессе обучения, воспитания, и развития личности ученика.

2 структурная единица процесса изучения содержания курса биологии.

3 средство интеграции ест-н и гумм-х знаний, как средство становления межпредметных и внутрипредметных связей.

4. Урок как этап проверки оценки, контроля достижений учащихся.

5 Урок, как показатель пед мастерства и творчества учителя.

Каждый урок биологии может быть рассмотрен как отдельное звено в системе уроков. Связь между ними осуществляется уч восп задачами.

Классификация уроков.

В дидактике и моб для классиф приняты критерии:

- место урока в отдельной теме: вводный., заключительный

-дидактические задачи: обобщающий, контрольный, изучения нового материала

-формулируемое на уроках понятие

-ведущим методам обучения: кино урок

-характер познавательной д-ти уч-ся (урок семинар, урок игра)

Зверев виды уроков

- объяснительный

-лабораторный

-зачетный

-киноурок

-урок-семинар

Зверев типы урокв

- вводный урок

- урок изучения нового материала

- обобщающий

- учетно-провер.урок (контрольный).

Типы урока по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме (Верзилин,Корсунская):

  • Вводный урок.
  • Урок, раскрывающий содержание темы.
  • Обобщающий урок.

По содержанию ведущих понятий, рассматриваемых на уроках (Верзилин):

  • Урок морфологического содержания
  • Урок анатомического содержания
  • Урок физиологического содержания

Структура урока

Основные этапы урокая: контроль ЗУ, изучение нового материала, закрепление н.м., домашнее задание.

Структура урока зависит от поставленных целей, его содержания, методов и методических приемов, от используемых средств наглядности, от уровня подготовки учащихся, от места урока в образовательном процессе.

Подготовка к организации урока:

-необходимо правильно определить уч-вос задачи урока и выявить место урока в системе уроков биологии

-выявить значение данного урока для достижения целей биолог о-я

-целесообразно определить тип и вид урокаи обосновать его структуры т.е. этапы, продолжительность.

-установить связь данного урока с последующим и предыдущим

Требования к подготовке и проведению урока

1 обеспечить условия для безопасности и охраны здоровья учащихся

2 осуществить подготовку при помощи тематического планирования

3 заблаговременно подготовить к уроку технические и экранные средства, изобразительные и натуральные

4 обеспечить оборудование и мат-ы для проведения лаб и пр работ

Требования к отбору содержания

1 в соответствии с уч-восп задачами отобрать содержание

2 определить основные понятия урока, виды д-ти, подлежащие усвоению

3 насытить содержание элементами ценностного характера

4 в соответствии с содержанием обосновать выбор методов обучения

5 разработать методику контроля ЗиУ чащихся

Требования к технике проведения урока

1 обеспечить благоприятный эмоциональный фон, предполагающий доброжелательность

2 Определить оптимальный темп и ритм урока

3 предусмотреть смену видов деятельностиучащихся на основе оптимального соотношения методов обучения

Подготовка учителя к уроку.

Этапы:

  1. Определение темы, цели, задач, места урока в теме.
  2. Глубокое всестороннее знание содержания данной темы (ознакомление с темой в научной и учебной лит-ре, критическое осмысление содержания учебников, переработка инфо, выделение главных и второст частей, фактов, подтверждающих понятия, определение логики пос-ти).
  3. Выбор методов, методических приёмов и средств обучения. Зависит от содержания урока. Возрастных и индивидуальных особенностей уч-ся, материальной базы школы. Методы выбирают отдельно к каждому этапу урока. Методы применяются в сочитании.
  4. Определение структуры урока. Этапы, посл-ть,прдолжительность. Определяется характер записей на доске и в тетради. ДЗ и дается обобщение урока.
  5. Подготовка к проведению демонстрационных опытов и практических работ

Требования к конспекту.

Конспект урока – представляет собой теоретическую модель урока т.е. уже созданная учителем, но не реализованная методика урока. КУ включает в себя полное описание задач урока, содержания, применяемых методов и средств на каждом конкретном этапе урока.

Оформление на 1 стороне, листа А 4 с полями

При написании КУ важно подчеркнуть установление межпедметных связей.

 

11. Экскурсия как форма обучения биологии. Признаки экскурсии. Классификация экскурсий по биологии. Методика подготовки и проведения экскурсий на природу.

Экскурсия – форма обучения биологии, организованная с познавательной целью вне школы при передвижении учащихся к объектам изучения в их естественной среде или искусственно созданных условиях.

Значение:

1 Изучение природных объектов в естественном окружении, наблюдение за природными явлениями, что содействуетпониманию учащимися природы, как системы.

2. Содействует эстетическому, экологическому, природоохранительному воспитанию.

3. На экскурсии происходит систематизация знаний и обобщение, а так же усвоение способов действия в природе.

4. Предоставляет условия для формирования у учащихся исследовательских умений.

5. В ходе выполнения практических работ чувство коллективизма, ответственности

До 20 века э эпизодическое явление в школьной практике.

А Я Герд в сер 19 в говорит о том, что изучать живые организмы нужно обязательно в природе. Э-форма дополняющая урок-начальный этап познания детей живой природы. В нач 20 в идеи Герда развивались Половцевым, Райковым.В 20 г в нашей стране стало активно развиваться экскурсионное дело. Кайгородов разработал программу по естествознанию, где осн форма-э.Он предложил все раст изучать по сообществам: луг, лес. В 20 сторонники экскурсионного метода считали его универсальным. А в 30 – э дополнительная форма обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.221 (0.04 с.)