Создание условий для рекреационного использования территории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание условий для рекреационного использования территории



Во всем мире посещение участков и объектов так называемой дикой природы является одним из самых популярных и массовых видов деятельности человека в свободное время. В последние годы оно даже получило собственное название - экологический туризм. От обычного туризма он отличается рядом характерных особенно­стей (Дежкин, Снакин, 2003):

• обращенность к природе (природное наследие в форме природных ландшафтов и их компонентов – главное в экологическом путешествии);

• экологическая безопасность (экологические путешествия не должны наносить ущерба природной среде);

• образовательный компонент (туристы не только наблюдают природные феномены, но и приобретают современные научные знания о них);

• культурный аспект (постигается взаимосвязь между природными особенностями районов путешествий и культурой их населения);

• социализация (обеспечение привлекательности экологических путешествий для местного населения, учет его экономических интересов).

В последние десятилетия экотуризм развивается очень интен­сивно. В зависимости от различных методик оценки, его годовой рост оценивается от 10 до 30%. И потому, несмотря на все указанные выше экологические преимущества этого вида туризма, он может оказывать довольно существенное влияние на природ­ную среду охраняемых территорий. Вначале рассмотрим общие закономерности данного процесса.

Воздействие рекреации на природную среду. Человек, посе­щающий природные территории, слабо затронутые хозяйствен­ной деятельностью или полностью нетронутые, вольно или не­вольно оказывает на них определенное влияние. В том случае, когда количество посетителей значительно, а устойчивость ПТК сравнительно невысока, влияние человека становится не только заметным, но может оказать и разрушающее действие по отноше­нию к отдельным природным компонентам, а то и ко всему комп­лексу в целом.

Воздействие посетителей на природу вызывает ответную ре­акцию природной среды (рис. 1). Несмотря на большую степень генерализации данной схемы, видно, насколько сложна и много­факторна проблема сохранения естественной природы при посе­щении ее большим числом людей.

Среди основных типов воздействия посетителей на среду глав­ным по силе и характеру воздействия обычно является вытаптыва­ние. Процесс вытаптывания территории заключается прежде всего в уплотнении и иссушении почвы, нарушении ее структуры, сни­жении воздухо- и влагопроницаемости, воздухо- и влагоемкости; на наклонных участках происходит смыв почв и линейная эрозия, а на песчаных грунтах - развевание.

Заметно изменяется растительный покров. В лесных ландшаф­тах (а именно они представляют большую часть всех ООПТ Рос­сии) лесные виды травостоя постепенно исчезают, уступая место лесо-луговым, луговым и, наконец, сорным. Последние оказыва­ются сильнее всех в конкурентной борьбе за влагу и питательные вещества почвы.

В результате вымывания почвы и мелкозема обнажаются кор­ни деревьев, а сами они теряют силы: снижается годовой прирост, отдельные ветви и вершина усыхают. Болезни и насекомые-вре­дители довершают начатый процесс, и деревья погибают. Обыч­но в первую очередь гибнут коренные хвойные породы: ель с ее поверхностной корневой системой и сосна на песчаных грунтах, быстро теряющая почву под корнями. При благоприятных усло­виях их место занимают береза, осина, ольха, ива.

С болезнью деревьев ослабляется и их самовозобновительная способность. Они начинают плодоносить не каждый год и в гораз­до меньшем объеме. К тому же семена отдельных видов деревьев бывают не в состоянии укорениться в плотной почве или прорасти, а уже имеющийся подрост в результате ухудшения условий пита­ния также погибает. Такой лес теряет не только самовосстановитель­ную способность - основной показатель жизненности лесного лан­дшафта, но и характеризуется гораздо меньшим по количеству и иным по составу набором видов растительного и животного мира.

Потенциальная устойчивость природных комплексов. Про­цесс изменения природной территории под влиянием вытаптыва­ния ее посетителями происходит постепенно. Однако для того, чтобы определить допустимую нагрузку, в этом процессе выде­ляют ряд стадий, отчетливо различимых на местности. Можно выделить пять стадий изменения зале­сенного природного комплекса: от стадии, когда лесная подстил­ка не нарушена и пружинит под ногами, налицо полный набор характерных для данного типа леса травянистых видов, до прак­тически полного отсутствия лесной подстилки, подроста и под­леска с отдельными экземплярами на плотной и утрамбованной почве сорных и однолетних трав.

Изучая изменение различных ПТК под влиянием вытаптыва­ния, можно заметить одну общую закономерность. В процессе диг­рессии происходит сближение, или конвергенция природных комплексов, различных по составу флоры и фауны. Если на исходных стадиях они имеют больше отличий, чем сходств, то на последних стадиях - наоборот: больше сходства, чем отличий. Это происхо­дит из-за осветления леса и уплотнения почвы, в связи с чем не только уменьшается общее число видов, но и на смену разнооб­разным лесным видам, четко приуроченным к определенным ус­ловиям обитания, приходят синантропные виды - спутники чело­века. Растения-иммигранты часто отличаются агрессивностью по отношению к исходным фитоценозам и активно внедряются в них, вытесняя коренные виды. При благоприятных условиях растения-иммигранты создают монодоминантные ассоциации на больших площадях. Это также ускоряет процесс снижения биоразнообра­зия в фитоценозах последней стадии дигрессии ландшафта.

При одних и тех же нагрузках скорость процесса дигрессии при­роды различна: ПТК одного типа могут деградировать за 1-2 года, а другие и через 10 лет сохранят близкое к первоначальному био­разнообразие. Все дело в их потенциальной устойчивости к внеш­нему воздействию. В масштабах России наивысшей устойчивос­тью к рекреационному воздействию характеризуются ландшафты так называемой средней полосы - лесная зона (точнее, подзона хвойно-широколиственных лесов), а также отдельные участки при­черноморского побережья и юг Дальнего Востока. Север и юг лес­ной зоны, а также лесостепь - территории со средней и низкой ус­тойчивостью. Крайний Север (тундра и лесотундра) и юг России (степи и полупустыни) отличаются крайне низкой устойчивостью. Внутри границ этих зон устойчивость ПТК может сильно варь­ировать, что зависит от так называемых экологических факторов. Каждый из них действует по-своему:

- механический состав почв (устойчивы легкосуглинистые почвы, с утяжелением или облегчением механического состава устойчи­вость падает);

- влажность почвы (устойчивы свежие почвы, с иссушением или увлажнением устойчивость падает);

- мощность гумусового горизонта почвы (чем он мощнее, тем устойчивость выше);

- мощность рыхлых грунтовых отложений (если скалистое основание подходит близко к поверхности, устойчивость за­метно снижается);

- уклон поверхности (чем он больше, тем устойчивость ниже);

- состав древостоя и строение корневой системы основных пород деревьев (в каждом регионе существуют свои более и менее устойчивые породы; так, для средней полосы России более устойчивы мелколиственные породы, а менее - хвой­ные, а из них самой неустойчивой является ель).

Поэтому при определении степени устойчивости ПТК регионов следует проводить корректировку об­щих принципов применительно к местным условиям.

На природную потенциальную устойчивость ландшафтов зна­чительное влияние оказывают антропогенные факторы. Так, устой­чивость ландшафтов снижается при загрязнении воздушного бас­сейна. Иногда потенциальная устойчивость ландшафтов может и повышаться. Это происходит при разумном благоустройстве тер­риторий, предназначенных для посещения, и при хорошем уходе за лесом. В таком случае говорят уже не о потенциальной (или ис­ходной), а о реальной устойчивости, которая может быть в десятки раз выше первоначальной.

Допустимые нагрузки и методы их расчета. В качестве те­оретической основы установления допустимых нагрузок прини­мается компромисс между "дикой" и антропогенно измененной природой. Аналогичным примером может служить установление предельно допустимых концентраций каких-либо веществ в воз­духе или в воде: компромисс между абсолютно чистым состоя­нием, с одной стороны, и недопустимо грязным, - с другой.

Существуют различные методики расчета допустимых нагрузок на различные ПТК при их массовом посещении. Одна из них, отличающаяся сравнительной простотой и связанная с изучением описанного выше процесса дигрессии, основана на определении порога, или границы, устойчивости ПТК.

Исходя из пятистадийного деления процесса рекреационной дигрессии, практически полная гибель молодого подроста и, со­ответственно, потеря фитоценозом способности к самовосстанов­лению при сохранении неизменных нагрузок происходит между третьей и четвертой стадиями. Эта граница считается порогом устойчивости ПТК. Отсюда следует, что установить допустимую нагрузку можно путем определения фактической нагрузки на те ПТК, что находятся на третьей стадии. При этом под фактичес­кой нагрузкой понимается то количество людей, которое посеща­ет данный участок и тем самым приводит его в состояние третьей стадии дигрессии.

Фактическую нагрузку обычно определяют путем непосред­ственного подсчета количества посетителей на единицу площади в единицу времени (в течение часа, дня или в течение сезона).

Схема фактических нагрузок при сопоставлении со схемой нарушенности ПТК по стадиям дигрессии позволяет определить допустимые нагрузки, соответствующие третьей стадии дигрес­сии. Установленные путем полевых исследований нормы нагру­зок служат опорными величинами, которые затем экстраполи­руются на все ПТК исследуемой территории с учетом вышепе­речисленных экологических факторов.

Особенности определения допустимых нагрузок на туристско-экскурсионных маршрутах. Описанная выше методика определения допустимых нагрузок основывается, прежде всего, на внутреннем свойстве ПТК - их устойчивости к внешним воз­действиям.

Однако само внешнее воздействие - весьма переменчивая ха­рактеристика. Различными могут быть виды занятий во время посещения, транспортные средства, сезоны года, а также фор­мы посещения. Для ООПТ характерна линейная форма посеще­ния - передвижение в основном по тропам.

В общих чертах линейное воздействие, особенно на первых этапах, существенно не отличается от площадного. На начальной стадии воздействию обычно подвергаются самые хрупкие пред­ставители растительного покрова тропы, а также верхняя часть лесной подстилки. На прилегающей территории заметных из­менений в исходном биоценозе практически не наблюдается.

При увеличении количества посетителей ускоряется ход всех процессов, которые обладают тесной причинно-следственной за­висимостью: рост количества посетителей — уплотнение верхнего горизонта почвы - снижение ее порозности - уменьшение влагоемкости и влагопроницаемости - исчезновение травяного покрова и лесной подстилки - увеличение поверхностного стока - разви­тие плоскостной эрозии - образование линейных эрозионных форм - разрушение участка тропы - расширение ее за счет сосед­них участков - расширение всей зоны влияния тропы. На пос­ледней стадии тропа, как правило, имеет вид широкой дороги с плотно утоптанной и обнаженной центральной осевой частью и с редким травяным покровом из сорных, устойчивых к вытаптыва­нию, трав по обочинам. На окружающей территории, по обеим сто­ронам тропы можно выделить ряд вытянутых в том же направле­нии, что и тропа, полос, каждая из которых отличается своим соот­ношением видов травянистых растений, относящихся к различным экологическим группам (лесные, лесо-луговые и сорные), разным проективным покрытием, набором видов микро- и мезофауны. Подобные полосы формируются не только под воздействием посе­тителей, но и под влиянием "ядра" всей геосистемы - самой тро­пы, а также внутренних свойств всего природного комплекса. Ши­рина зоны влияния тропы может колебаться в значительных преде­лах: от нескольких десятков сантиметров (если, например, тропа проходит по краю скального выступа) до нескольких сотен метров (па открытой местности в горных условиях, где велико действие фактора беспокойства на особо чувствительных к нему животных).

Определение допустимых нагрузок на туристский маршрут производится на основе сочетания экологических и психокомфортных критериев. В целом весь маршрут можно представить в виде

чередования участков собственно тропы и стоянок. На самой тро-' пе при постоянном ее использовании природные компоненты (по­чва с ее структурой и живыми организмами, а также напочвен­ный растительный покров) могут необратимо деградировать очень быстро, практически уже за один летний сезон. И эту дег­радацию принято относить к разряду так называемых "нормаль­ных потерь", не требующих применения специальных меропри­ятий по восстановлению на полотне тропы почвенно-растительного покрова. Такая тропа, если на ней не развивается эрозия, может выдержать практически без ущерба для себя довольно большое число туристов. И потому предельно допустимая нагруз­ка на нее определяется не столько по экологическим, сколько по так называемым психокомфортным критериям, и в первую оче­редь, по допустимому уровню контактов между отдельными группами туристов или экскурсантов.

Иными словами, при планировании маршрутов необходимо за­ранее рассчитать расстояние между группами посетителей таким образом, чтобы ни одна из них по возможности не видела и не слы­шала другой ни на тропе, ни на стоянке. Основными факторами при этом являются длина и извилистость тропы, сложность и безо­пасность передвижения, ширина зоны шумового влияния, залесен-ность окружающей местности, вместимость точек обзора и др. Для стоянок необходимо учитывать их благоустроенность, вместимость, наличие воды и т. д.

При этом важно оценить также ряд экологических факторов: встречаемость редких и особо ценных видов растений и живот­ных, присутствие опасных для человека хищников или особо чувствительных к фактору беспокойства животных, наличие природно-очаговых заболеваний. Основой такой оценки является минимизация ущерба особо охраняемым объектам и видам жи­вотного и растительного мира. Прежде чем выбрать основной лимитирующий показатель емкости (или ряд таких показателей), следует изучить все возможные виды прямого и косвенного вли­яния посетителей на компоненты природы и только затем де­лать выводы по допустимой нагрузке и возможному режиму по­сещения.

Таким образом, даже перечисленные факторы требуют учета огромного количества показателей, набор которых сильно изменяется в зависимости от условии природной среды и характера туристско-экскурсионной программы. В связи с этим предлагаются три взаимозависимых универсальных решения:

• начинать с малой нагрузки и, постепенно повышая ее, постоянно следить за состоянием маршрута;

• при появлении существенных признаков деградации полот­на тропы или стоянки снизить нагрузку, либо применить ряд мероприятий по благоустройству, направленных на повыше­ние устойчивости территории к внешнему воздействию;

• проводить контроль за поведением посетителей.

Величины допустимых нагрузок, рассчитанные для определен­ных маршрутов и отдельных участков в границах ООПТ, служат опорными данными для определения емкости всей охраняемой территории. В пределах национального и природного парков она рассчитывается отдельно для каждой функциональной зоны в за­висимости от утвержденного режима их посещения. Основной функциональной зоной, емкость которой в значительной степени обусловливает общую емкость всего парка, служит зона познава­тельного туризма. Различают два типа показателей рекреацион­ной емкости: максимальную емкость (вместимость экспозицион­ных участков) и маршрутную емкость (вместимость туристского или экскурсионного маршрута). Методика их расчета включает изучение большого числа показателей физико-географического, экологического и социального характера.

Следует учесть, что в различных по типу ООПТ факторы оп­ределения допустимых нагрузок имеют неодинаковый "вес". К примеру, устойчивость природных комплексов к вытаптыва­нию играет одну из главных ролей при определении допустимой нагрузки в рекре­ационных зонах природных парков (здесь режим посещения при­ближается к режиму пригородной зоны отдыха). В то же время для национальных парков и особенно заповедников, где разреша­ется ходьба лишь по тропам к дорогам, значение данного факто­ра заметно снижается (табл. 3).

В заключение необходимо отметить, что вопросы, рассматрива­емые в настоящем разделе, актуальны для тех ООПТ, в которых развитие экотуризма обусловлено их природными и историческими условиями. Они безусловно важны для национальных и природных парков, а также для отдельных заповедников.

 

 

Таблица 3

Основные факторы определения допустимых рекреационных нагрузок в различных типах ООПТ

Факторы определения нагрузок Зона отдыха Природный парк Национальный парк Заповедник
Устойчивость ПТК к вытапыванию +++ ++ + -
Устойчивость животного населения к фактору беспо­койства + ++ +++ +++
Характеристика маршрута (длина, извилистость и т. д.) - + +++ +++
Функциональное зонирова­ние территории + ++ +++ (+)
Уровень благоустройства территории +++ ++ +  
Благоустройство маршрутов и стоянок - ++ +++ +++
Психофизическая комфортность + ++ ++ +++
Преобладающий вид рекреации Массовый отдых Массовый отдых и самодеятельные экскурсии Организованный и самодеятельный экотуризм и экскурсии Организованный экотуризм и экскурсии
Весьма усредненные рекреационные нагрузки От 10 до 50 чел./га одновременно 5-25 чел./га или до 10 групп на 1 мар­шрут в день 1-3 группы туристов на 1 маршрут в день 1-3 группы ту­ристов на 1 мар­шрут в неделю
Значение фактора: "+++" - высокое, "++" - среднее, "+" - низкое, "(+)" - в исключительных случаях, "-" - отсутствие

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Эколого-просветительская работа ведется на ООПТ для достижения следующих целей:

- обеспечения поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения как необходимого условия выполнения ООПТ их природоохранных функций;

- участия в формировании экологического сознания и развития экологической культуры населения страны.

Эта деятельность ведется ООПТ (наряду с другими государственными и общественными организациями) в рамках дополнительного экологического образования, занимая особую социальную нишу и используя имеющийся интеллектуальный и природный потенциал.

ООПТ осуществляют эколого-просветительскую деятельность силами собственных штатных работников, а также специалистов, привлекаемых из учебных, общественных и детских организаций, добровольцев и т. д.

Основные задачи, решаемые в процессе эколого-просветительской деятельности:

1. Целенаправленная систематическая работа со всеми группами населения в каждом конкретном регионе.

2. Работа с посетителями ООПТ.

3. Тесное сотрудничество с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации, другими заинтересованными организациями, в том числе общественными, оказание всем заинтересованным лицам методической помощи.

4. Профессиональная подготовка специалистов соответствующего профиля.

5. Участие в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией, опытом работы с населением внутри системы ООПТ, а также между всеми заинтересованными лицами как на национальном, так и на международном уровнях.

6. Формирование организационно-материальной базы эколого-просветительской деятельности: создание специализированных структурных подразделений, организация визит-центров, создание и обновление соответствующих экспозиций музеев природы, разработка и оснащение экологических троп, издание буклетов и иной информационно-рекламной продукции и т. д.

7. Постоянное развитие и укрепление методической базы для проведения эффективной эколого-просветительской работы на современном уровне: аккумулирование соответствующего отечественного и зарубежного опыта, а также разработка собственных методических материалов.

Принципы эколого-просветительской работы на базе ООПТ:

1. Обеспечение сохранности природного комплекса охраняемой территории. Эколого-просветительская работа ведется без причинения ущерба природным комплексам охраняемой территории, в строгом соответствии с режимом охраны, установленным законами и нормативами.

2. Профессиональное обеспечение эколого-просветительской работы. Ее организация должна обеспечиваться профессионально подготовленными штатными специалистами ООПТ, а также прошедшими специальную подготовку и переподготовку учителями и специалистами в области охраны окружающей среды. При этом в заповедниках, национальных и природных парках к работе с населением целесообразно в той или иной форме привлекать практически всех штатных работников, которым следует овладевать необходимыми навыками работы с людьми.

3. Широкая социальная направленность эколого-просветительской работы, которая должна быть ориентирована на самые широкие слои населения: местных жителей и посетителей ООПТ; сельское население и городское; детей и взрослых; ответственных работников органов власти, управления и сферы бизнеса. Одной из приоритетных категорий являются учащиеся, в первую очередь школьники.

4. Использование эколого-просветительского потенциала ООПТ, который включает в себя:

- природное и культурное наследие территории (природные ландшафты, объекты флоры и фауны, памятники истории и культуры и т. д.);

- штатных специалистов в области охраны и изучения природного и культурного наследия;

- соответствующую базу (музеи, экспозиции, фондовые и архивные материалы, учебные помещения, экологические тропы, фото- и видеотеки, библиотеки и т. д.).

5. Ориентация на методологию дополнительного экологического образования. Эколого-просветительская работа в национальных парках и заповедниках, а также на иных ООПТ не дублирует и не заменяет содержание, формы и методы школьного и вузовского экологического образования. Эта работа ориентируется прежде всего на формирование имиджа особо охраняемых природных территорий в глазах населения, углубление экологических и природоохранных знаний людей, ознакомление их с местным биологическим и ландшафтным разнообразием, формирование экологической культуры.

6. Социально-психологическое обеспечение эколого-просветительской работы с населением, которая должна строиться с учетом соответствующих социально-психологических закономерностей.

Наиболее эффективными формами и методами эколого-просветительской работы для ООПТ, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, признаны следующие:

1. Работа со средствами массовой информации.

2. Рекламно-издательская деятельность.

3. Создание кино- и видеопродукции.

4. Формирование общественных объединений и иных некоммерческих организаций.

5. Музейное дело и развитие визит-центров.

6. Экологические экскурсии и познавательный туризм.

7. Экологические праздники и акции.

8. Школьные экологические лагеря и экспедиции.

9. Школьные лесничества, отряды юных рейнджеров, детское экологическое движение, клубы юных друзей заповедников и иные формы работы со школьниками.

10. Тесное взаимодействие с органами образования и учителями.

В российском образовании прослеживается тенденция его экологизации по всем направлениям. Одна из основных целей экологизации образования - снижение ущерба природной среде и под­держание ее качества в соответствии с концепцией устойчивого развития.

Заметную роль в разработке и реализации этой концепции игра­ют ООПТ. Вместе они представляют довольно серьезную базу не только для сохранения нашего природного наследия, проведения научно-исследовательских работ в природной лаборатории, но и для экологического образования широких масс населения. После­днее обстоятельство дает право называть их "открытыми классны­ми комнатами", а всю систему ООПТ страны - "школой природы".

Экологическое образование в ООПТ обладает рядом особен­ностей по сравнению с традиционным образованием. По сравнению с традиционными учреждениями образовательного профиля здесь в наибольшей степени проявляется синтез двух начал: интеллектуального и духовного — обучения и воспитания, которые по сути и составляют образование как таковое. Налицо синтез двух подходов, первый из которых более характерен для школы отечественной - приоритет естественно-научных знаний, а второй - в целом для зарубежной - приоритет чувственного вос­приятия природы.

Вторая особенность: какие бы серьезные проблемы ни под­нимались в образовательных программах заповедников и нацио­нальных парков, сколь глобальны ни были бы их масштабы, прежде всего, они решаются на местном материале. Под ним понимается характеристика и состояние природной среды не только данной ООПТ, а всего региона, для которого этот заповедник или национальный парк является репрезентативным уч­реждением. И решение таких проблем обязательно должно спо­собствовать улучшению местной экологической обстановки.

В качестве третьей особенности можно назвать широкие воз­можности любой ООПТ для проведения практических работ по охране природы силами посетителей-волонтеров. Такие работы, проводимые регулярно и сугубо добровольно, являются обязатель­ной составляющей процесса экологического образования.

Четвертая особенность связана с необходимостью переориента­ции представления людей о целях и задачах ООПТ в целом. Во всем мире, в том числе и в России, большинство населения считает их в основном свободными территориями с большими потенциаль­ными возможностями эксплуатации природных ресурсов. Изменить эту точку зрения на противоположную, показать истинную, непре­ходящую ценность нетронутой природы, возможно только путем эколого-просветительской деятельности, проводимой прежде все­го самими ООПТ.

Экологический туризм как средство экологического обра­зования. Экологическое образование в на­циональных парках и заповедниках осуществляется в основном посредством развития так называемого экологического туризма. Его организация направлена на решение системы взаимосвязан­ных задач:

• экологическое образование, повышение культуры взаимоотношения с природой, выработка экологических норм пове­дения в природной среде, воспитание чувства личной ответ­ственности каждого за судьбу природы;

• восстановление духовных и физических сил человека, обес­печение полноценного отдыха;

• охрана природы, минимизация ущерба природной среде;

• содействие социально-экономическому развитию отдельных
регионов и государства в целом.

Несмотря на отдельные трудности как организационного, так и методического плана, российские заповедники и национальные парки уже накопили значительный опыт в деле экологического образования. Анализ этой деятельности показывает, что для эффективного развития экообразования в ООПТ необходимо со­здание системы экологических маршрутов.

Экологические тропы. Одной из основных форм организации территории для реализации программ экологического образования являются экологические маршруты, иначе называемые экологичес­кими тропами или учебными тропами природы. В отличие от обыч­ных туристских маршрутов, экотропы призваны решать триединую задачу: расширение у посетителей элементарных знаний об объек­тах, процессах и явлениях окружающей природы; обучение их на­выкам выявления и оценки результатов воздействия человека на окружающую среду; воспитание экологической культуры поведе­ния человека.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не дидактически-назидательного, а непринужденного усвоения инфор­мации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в при­родном окружении. Достигается это путем органичного сочетания отдыха и познания во время пребывания на маршруте.

Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха, эко­логические тропы способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока посетителей. Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюдения природоохранного режи­ма на определенной территории, так как облегчает контроль за по­сещаемостью и выполнением установленных правил.

Отдельные экологические тропы в ООПТ объединяют в сис­темы, главная задача которых состоит в регулировании потока посетителей в пространстве и времени, распределении их по ох­раняемой территории во избежание перегрузки наиболее привле­кательных и поэтому часто посещаемых участков.

Типы экологических троп. Экологические тропы классифи­цируются по разным критериям, прежде всего по длине маршрута или его продолжительности. Так, некоторые тропы в националь­ном парке "Лосиный Остров" имеют длину всего около 1 км, а зна­менитая Аппалачская тропа в США тянется на 3300 км. Как и ту­ристские маршруты, экологические тропы бывают линейными, кольцевыми и радиальными и различаются по трудности прохож­дения и по сложности предлагаемой информации.

Чаще всего экологические тропы предназначены только для пе­шеходов. При наличии соответствующих природных условий бывают "тропы" водные, лыжные, велосипедные, конные. Различные способы передвижения могут сменять друг друга на пути следова­ния. Основным критерием классификации троп считается их на­значение: познавательно-прогулочные, познавательно-туристские и собственно учебные экологические тропы. Каждый тип име­ет свою специфику.

Познавательно-прогулочные тропы имеют протяженность в среднем 4-8 км. По возможности одиночных посетителей объеди­няют в группы, и под руководством экскурсовода или с путеводи­телем за 3-4 часа они проходят прогулочным шагом весь маршрут, знакомясь с его достопримечательностями.

Познавательно-туристские тропы. Их протяженность колеб­лется в среднем от нескольких десятков до нескольких сотен ки­лометров. Как и тропы первого типа, познавательно-туристские тропы можно проходить с экскурсоводом (проводником) или са­мостоятельно.

Учебные экологические тропы - наиболее специализированные маршруты для целей обучения. Их протяженность редко превыша­ет 1-2 км из расчета проведения учебных экскурсий в течение не более двух часов. Они рассчитаны в основном на учащихся и сту­дентов, оставаясь доступными (интересными и понятными) также для любого посетителя. Движение по маршруту производится, как правило, под руководством экскурсовода. Для самостоятельного посещения тропа оборудуется указательными знаками, информа­ционными стендами, посетителям предлагаются буклеты.

Принято считать, что экотропы создаются там, где природа практически не изменена хозяйственной деятельностью челове­ка. Однако нередки случаи, когда в маршрут включаются элемен­ты и значительно преобразованной природы.

Требования к выбору маршрута. Прежде чем создавать сис­темы экологических троп на любой ООПТ, необходимо изучить не только природные условия и достопримечательные объекты, но также величину и характер современной рекреационной на­грузки, а также инфраструктуру ООПТ. Затем составляется пред­варительная схема всей системы троп с учетом основных крите­риев выбора их маршрутов. В зависимости от местных условий меняется набор критериев и их ранжирование. Но в любых усло­виях неизменно важными остаются три главных критерия: при­влекательность, доступность и информативность.

1. Привлекательность троп для посетителей складывается из трех
компонентов: красоты природы, ее своеобразия и разнообразия.

Глубина проникновения человека в тайны окружающего его мира во многом зависит не только от суммы приобретенных им знаний и таланта исследователя, но и от его эстетического развития. Многие философы, педагоги и художники считают, что в эстетическом вос­питании ландшафтная среда играет даже более важную роль, чем искусство. Поэтому живописность пейзажа и отдельных объек­тов тропы должна непременно учитываться при составлении про­екта, наряду с другими достоинствами тропы.

Тропа не должна быть монотонной. В процессе выбора трассы и благоустройства территории необходимо добиваться смены зак­рытого пространства открытым, характерные ландшафты должны сменяться экотонами - переходными полосами типа лес-поляна, озеро-берег, терраса-обрыв и т. д.

Все компоненты, из которых складывается привлекательность троп, должны, как в фокусе, сходиться при организации так назы­ваемых обзорных точек - возвышенных площадок, откуда наилуч­шим образом открывается панорама местности.

Выбирая трассу тропы, привлекательную для посетителей, сле­дует помнить о необходимости соблюдения природоохранных тре­бований. Маршрут планируется таким образом, чтобы обходить стороной те места, где встречаются редкие виды растений и жи­вотных. Существует немало способов познакомить посетителей с редкими растениями и животными не в природной, а в прибли­женной к ней обстановке.

2. Доступность тропы для посетителей - одно из главных требований при ее проектировании. Она учитывается, прежде всего,
на стадии выбора трассы.

Трасса тропы должна быть не очень сложной для прохождения: слишком крутые склоны, длинные осыпи, скалы, большое число холодных бродов и т. п. могут заметно снизить, а то и вовсе сде­лать невозможным восприятие информации и окружающего пей­зажа, восприимчивость к обучению.

3. Информативность троп, т.е. способность удовлетворять
познавательные потребности людей в области географии, биологии и экологии. Именно это по существу отличает экологическую тропу от обычного туристского маршрута. Большая часть уже существующих троп имеет явно эколого-биологическую направ­ленность. Однако не менее важно создавать такие тропы, кото­рые раскрывают также эколого-географические проблемы и ха­рактер взаимодействия человека с природой. Желательно также, чтобы путь от одного уникального объекта до другого проходил по территории, где можно было бы показать весь спектр ланд­шафтов, типичных для данного района.

В южных горах особенно ярко проявляется такое свойство, как контрастность: здесь на коротком расстоянии (иногда менее одно­го дня пути) наблюдается быстрая смена ландшафтов, от предгор­ных степей до нивального пояса. Практически для всех компонен­тов природы характерна ритмичность: например, чередование в рельефе повышений и понижений, в лесу - открытых и закрытых пространств. И контрастность, и ритмичность существуют в при­роде объективно, восприятие их может быть значительно усилено умелым проложением трассы экотропы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.072 с.)