Системы ООПТ. Экологические каркасы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы ООПТ. Экологические каркасы.



Развитие ООПТ первоначально шло так называемым "точеч­ным способом", ООПТ создавались в местах, где обитали редкие или хозяйственно ценные виды, были сформированы уникальные или, наоборот, типичные природные объекты и явления.

Со временем усиление антропогенного пресса, все возраста­ющие масштабы трансформации природных ландшафтов, разви­тие теории заповедного дела, необходимость улучшения управ­ления ООПТ выявили недостатки "точечного под­хода". В 70-е годы была поставлена задача пространственного упорядочения ООПТ, усиления взаимодействия между отдельны­ми резерватами, придания системной целостности всей совокуп­ности ООПТ (Реймерс, Штильмарк, 1978). Возникло понятие системы ООПТ, под кото­рой понимается совокупность различных категорий резерватов, (функционально и территориально связанных между собой через различные формы вещественно-энергетического и информацион­ного взаимодействия.

Один из главных признаков системы ООПТ - ее функциональ­ная целостность. Поддержание взаимодействия между охраняемыми природны­ми объектами возможно двумя основными способами - через ландшафтно-географические поля и "зеленые коридоры".

Действие ландшафтно-географических полей, или ареалов воз­действия каких-либо природных объектов на окружающую терри­торию, проявляется через две составляющие - вещественно-энер­гетическую и информационную. Первая известна давно и хорошо разработана на примере влияния лесных массивов на прилегаю­щие открытые пространства. С известным влиянием леса на мик­роклимат, водный режим, формирование стока относительно не­давно стали известны и новые аспекты влияние леса как физичес­кого тела на окружающую среду, в частности, на формирование химического и бактериального стока, термический режим рек и др.

Менее ясны вопросы информационного взаимодействия изоли­рованных лесных экосистем. Имеются сведения о том, что флора низших сосудистых растений испытывает изоляцию при удалении охраняемых участков от крупных массивов природного раститель­ного покрова на расстояние 100-200 км. Примерно в тех же пределах фиксируется эффект дистанционной изоляции популяций (эф­фект уменьшения интенсивности информационного обмена при увеличении расстояния между популяциями) у некоторых видов животных (Бигон, Харпер и др., 1989).

Таким образом, в ареале влияния изолированного лесного массива на прилегающую территорию выделяются три подзоны: а) непосредственного физического воздействия на все компоненты прилегающих природных комплексов (до 300-400 м); б) влияния на сток и местный климат (от нескольких километров до первых десятков километров); в) информационного влияния (до 100-200 км). При взаимодействии двух и более подобных лесных массивов происходит наложение зон вли­яния.

"Зеленые коридоры", представляющие собой фрагменты ес­тественной растительности, соединяющие более крупные пло­щадные участки растительного покрова, в основном служат для обеспечения миграций животных. "Зеленые коридоры" - одна из важнейших составляющих систем ООПТ, однако, обладающая от­носительной неустойчивостью вследствие открытости к воздей­ствиям окружающей среды. Важным лимитирующим фактором миграций являются также размеры "зеленых коридоров".

Таким образом, для поддержания ландшафтно-экологического равновесия на региональном уровне необходимо наличие це­лостной системы природных объектов, выполняющих разнооб­разные функции, с накладывающимися ареалами ландшафтно-географических полей. Данные объекты должны охватывать все звенья ландшафтных катен, быть связанными вещественно-энер­гетическими потоками и соединяться "зелеными коридорами". Можно ли решить эту задачу только с помощью ООПТ? Очевид­но, нет, т.к. будучи организованными даже на основе системного подхода, для достижения функциональной целостности площадь ООПТ должна превышать существующую во много раз.

Один из способов решения этой проблемы - концепция экологи­ческого каркаса (ЭК), под которым понимается вся совокупность геосистем (как естественного, так и искусственного происхожде­ния) в пределах какой-либо территории, выполняющих специфичес­кие экологические функции. Эти функции могут определяться высо­кой информативностью природных комплексов (уникальностью, репрезентативностью и/или разнообразием), способностью суще­ственно влиять на экологические параметры среды в регионе (средообразующая способность), исключительностью природно-ресурсного потенциала (наличие ключевых местообитаний ресурсно-цен­ных видов биоты, наличие зон формирования водного стока), выда­ющимися эстетическими достоинствами ландшафтов и др. Таким образом, экологический каркас - понятие более широкое, чем система ООПТ, поскольку включает в себя не только собственно охраняемые территории, но и другие природные и природно-антропогенные объекты, выполняющие специфические экологические функции.

Экологический каркас состоит из четырех основных элементов: узлов ЭК (ядер, ключевых природных территорий), транспортных коридоров (транзитных коммуникаций, экологических мостов), буферных зон и восстанавливаемых районов (территорий экологи­ческой реставрации).

• Узлы экологического каркаса - территории, выполняющие
преимущественно средообразующие функции, непосред­ственно обеспечивающие поддержание экологического ба­ланса, биоразнообразия и оказывающие влияние на значи­тельные площади прилегающих территорий. К их числу от­носятся верхние звенья ландшафтных катен (междуречные равнины, особенно с сохранившимися участками зональной
растительности, верхний ярус горных систем), крупные лесные массивы, болотные системы, верховья основных рек, ареалы интенсивного подземного стока, "информаци­онные узлы", обладающие повышенным биологическим и ландшафтным разнообразием и др.

• Транспортные коридоры - территории, выполняющие преимущественно транспортные функции, т.е. представляющие собой основные магистрали вещественно-энергетического обмена между узлами. Это, прежде всего, "кровеносная сис­тема ландшафта" - долины рек и ручьев, овражно-балочная сеть, "коридоры" движения приземного слоя воздуха, под­земных вод и т.п. Транспортные коридоры служат местами транзита воды и различных растворенных веществ, террито­риями, благодаря которым поддерживается обмен живыми организмами между узлами экологического каркаса. В незна­чительно преобразованных ландшафтах транспортные кори­доры существуют в виде широких переходных полос между узлами ЭК. В староосвоенных регионах транспортные кори­доры часто бывают редуцированы до узких линейных полос - "экологических мостов". Если топографическая целостность транзитных территорий нарушена (например, линейными коммуникациями), но экологические связи сохранились, то говорят о фрагментарных или прерывистых коридорах.

• Для предотвращения деградации вследствие негативного ан­тропогенного влияния окружающей среды узлы экологического каркаса и транспортные коридоры необходимо окружить буферными зонами - аналогами охранных зон вокруг ООПТ, защищающими их от внешних воздействий.

• Территории экологической реставрации - земли, на которых
восстанавливаются природные геосистемы. Необходимость
выделения этой структурной составляющей связана с тем,
что в староосвоенных регионах сохранившиеся природные
территории обычно не формируют каркас, поскольку экологическая инфраструктура ландшафта разорвана вследствие сельскохозяйственного освоения, селитебных земель и пр. Таким образом, встает задача соединения "разрывов" эколо­гического каркаса. Как показывает практика, для этого чаще всего требуется восстановление экологических коридоров.

Кроме того, в староосвоенных регионах в экологический каркас, как правило, включаются искусственные объекты, историчес­ки не свойственные данному ландшафту, но необходимые для поддержания его стабильности в условиях интенсивной хозяйственной деятельности, поскольку не всегда возможно обеспечить это естественными экологическими регуляторами. Примерами ис­кусственных регуляторов служат полезащитные и придорожные лесополосы, валы-микротеррасы, прокладываемые поперек скло­на и препятствующие развитию эрозии, пруды и др.

В соответствии с иерархической организацией ландшафтной оболочки экологический каркас также может рассматриваться на разных иерархических уровнях.

На локальном уровне конструирование ЭК происходит в основ­ном на уровне природных комплексов ранга урочищ, фаций и их антропогенных модификаций. Большую роль в создании экологи­ческого каркаса играют так называемые "микрорезерваты", кото­рые сравнительно недавно появились в практике охраны природы и пока не получили широкого распространения, хотя пионерный опыт их организации показывает высокую эффективность. Номен­клатура объектов, которые могут входить в микрорезерваты, дос­таточно велика. Это могут быть отдельные холмы, балки, рощи, фрагменты естественных лугов, участки рек и ручьев, места выхо­дов грунтовых вод, небольшие озера, болота. Все эти объекты име­ют исключительное значение для формирования экологически сба­лансированной пространственной структуры ландшафтов, особенно в староосвоенных регионах.

На региональном уровне формирование ЭК в последнее время все чаще находит отражение при ландшафтном планировании. Основной единицей геосистемной иерархии в таком случае слу­жат более крупные природные комплексы, как правило, ранга ландшафта и местности. Среди различных категорий ООПТ боль­шое значение могли бы иметь области охраняемых ландшафтов. Данная категория ООПТ довольно широко представлена за рубе­жом, в нашей стране она не получила распространения.

Основные задачи, возлагаемые на области охраняемых ландшаф­тов в странах Центральной и Восточной Европы (а в некоторых государствах, например, в Австрии, Польше они занимают около 20% площади страны), - обеспечение строгого соблюдения всех правил и норм охраны природы, формирование экологически сба­лансированных ландшафтов, уход за ландшафтом, сохранение куль­турного наследия, организация отдыха населения. Их последовательное решение приводит к тому, что в отечественной географии обычно подразумевается под термином "культурный ландшафт", т. е. природный комплекс со сбалансированными экономическими, социальными и экологическими функциями, обладающий высоки­ми эстетическими достоинствами и обеспечивающий высокое ка­чество жизни.

На макрорегиональном уровне основными структурными ячей­ками при формировании ЭК могут служить так называемые биоре­гионы, приблизительно соответствующие физико-географическим областям. Пример построения подобного внутриконтинентального ЭК представляет Паневропейская стратегия сохранения биоло­гического и ландшафтного разнообразия, реализуемая под эгидой Совета Европы. В рамках Стратегии все страны паневропейского пространства (включая государства Средней Азии) обязались спла­нировать и создать к 2010 г. Паневропейскую экологическую сеть территориальной охраны природы. Создание сети предполагает выявление всех наиболее ценных для сохранения биоразнообразия территорий и обеспечение их охраны в рамках единой функцио­нально и территориально связанной системы, включающей ядра сети, экологические коридоры, буферные зоны и восстановленные природные и полуприродные территории (Охраняемые…, 1999).

3. Концепция "поляризованного ландшафта".

Эта концепция, предложенная Б.Б. Родоманом (1999), заключает­ся в максимальном разведении в пространстве, т.е. в поляризации наиболее контрастных сред по природным и социальным особен­ностям организации. В этой идеальной теоретической модели на одном полюсе находится урбано-индустриальная среда, требую­щая для своего функционирования значительных и постоянных вложений вещества, энергии, капиталов, на другом полюсе - ООПТ (резерваты строгой охраны), живущие по законам дикой природы. Между двумя полюсами расположен ряд других функциональных зон: к урбано-индустриальным землям прилегает агропромышлен­ная зона земледелия и животноводства средней и высокой интен­сивности с капитальными постройками, густой сетью дорог; с резерватами строгой охраны соседствуют национальные и природ­ные парки и другие территории с рекреационной функцией, пере­межающиеся с сенокосами, пастбищами, участками ведения неинтенсивного лесного хозяйства. Однотипные функциональные зоны связаны между собой: ООПТ - экологической инфраструкту­рой (непрерывная сеть "зеленых коридоров"), города - транспорт­ной инфраструктурой, рекреационные территории - сетью дорог, троп, приютов. Таким образом, в этой модели равновесие поддер­живается за счет максимальной удаленности друг от друга различ­ных по функциональному назначению природных и социальных объектов, расположенных на противоположных полюсах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 978; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.98.120 (0.01 с.)