Обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.



Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

2. Граждане имеют право:

создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

3. Граждане обязаны:

сохранять природу и окружающую среду;

бережно относиться к природе и природным богатствам;

соблюдать иные требования законодательства.

Статья 12. Права и обязанности общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды

 

1. Общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

2. Общественные объединения и некоммерческие организации при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

 

 

18. Гарантии и защита экологических прав граждан и их объединений.

Существуют два основных способа защиты экологических прав граждан - административный и судебный.
Административный способ заключается в возможности обращения гражданина с жалобой на Неправомерные действия или решения в вышестоящие по отношении к нарушителю органы и организации, в органы местного самоуправления, в специально Уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды или Правоохранительные органы, т.е. без обращения в суд.
Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Законом РФ от 27. г. № (в ред. вот 14. г.) «Об обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии с Законом гражданин может Обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственно органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятию или объединению, должностного лицу, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопроса.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, Должностное лицо обязаны в соответствие с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе Обратиться с жалобой в суд.
Помимо обращения в Соответствующие природоохранные органы (о них - более подробно в разделе 1.7) граждане Имеют право обращаться с заявлениями и в Правоохранительные органы, в частности в Прокуратуру РФ.
В соответствии с Законом РФ от 17. г. (в ред. вот 30. г.) «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ст. 1).
Одной из задач прокуратуры РФ является надзор за соблюдением прав и свобод, в том числе и экологических, человека и гражданина федеральным министерствами и ведомствами, представительными и исполнительнымы органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
С Этой целью в рамках прокуратуры РФ наряду с территориальными подразделениями созданы специализированные природоохранные прокуратуры по бассейнов или региональному принципам. Эти подразделения целиком заняты надзором за соблюдением экологического законодательства. защита экологических прав граждан в рамках конституционного Суда связана с реализацией права граждан на конституционную жалобу

Гарантии прав в научной юридической литературе рассматриваются как совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на фактическую реализацию прав человека, на устранение причин и препятствий их ограничения, ненадлежащего их осуществления и защиты их от нарушений.

В ст. 10 Закона «Об охране окружающей природной среды» установлены эколого-правовые гарантии экологических прав граждан. Анализ гарантий свидетельствует об их различной направленности. Они обеспечиваются:

проведением широкомасштабных государственных мероприятий по поддержанию, восстановлению, улучшению состояния окружающей природной среды (имеет эколого-экономический характер, обеспечивает экологическое равновесие и гармоничное развитие природы и общества);

обязанностью министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций осуществлять технические и другие мероприятия для предотвращения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, выполнять экологические требования при планировании, размещении производственных сил, строительстве и эксплуатации народнохозяйственных объектов;

участием общественных объединений и граждан в деятельности по охране окружающей природной среды;

осуществлением государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства по охране окружающей природной среды;

компенсацией в установленном порядке ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды;

неотвратимостью ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды;

созданием и функционированием сети общегосударственной экологической автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения доступа к экологической информации.

В указанной статье также закреплено положение, согласно которому деятельность, препятствующая осуществлению права граждан на безопасную окружающую природную среду и других их экологических прав, подлежит прекращению в порядке, установленном законодательством Украины. По своему содержанию данная гарантия имеет пресекающий характер.

Кроме названных гарантий, имеющих общее значение, в законодательстве также установлены специальные гарантии экологических прав, содержащиеся в экологическом законодательстве.

Правовая охрана экологических прав представляет собой систему предписаний, закрепленных в законодательстве, которые обеспечивают меру разрешенного и надлежащего поведения субъектов. Иными словами, охрана прав сводится к правотворческой деятельности по установлению охранительных норм в статике (в объективном содержании), применяется в период нормального (беспрепятственного) осуществления экологических прав, а защита наступает в случае их нарушения с целью их восстановления, где необходимо применить принуждение со стороны компетентных органов.

 

19. Понятие и общая характеристика права собственности на природные объекты и ресурсы.

Термин «право собственности на природные ресурсы» означает:

• совокупность правовых норм, регулирующих данный вид отношений. Такие правовые нормы предусмотрены статьями 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, положениями Гражданского кодекса РФ, других нормативных актов (право собственности в объективном смысле);

• совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом (объектом собственности) - право собственности в субъективном смысле;

• правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами.

 

Право собственности на природные ресурсы можно рассматривать в 2х качествах:

Право собственности на природные ресурсы (как правовой институт) – совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы.

Право собственности на природные ресурсы (в субъективном смысле) – совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Конституция РФ ст. 36, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Субъектами права собственности явл физические и юрид.лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.

Право собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, возлагает на него законодательством обязанность обеспечивать рациональное использование природных ресурсов, их воспроизводства и охрану окружающей среды. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, то на нем лежит задача обеспечивать контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводства и охрана окружающей среды.

20. Формы и виды собственности на природные ресурсы.

Конституция РФ в ст. 9 закрепила, что земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

1)Государственная собственность: федеральная (Правительство РФ); субъектов РФ (исполнительные органы субъектов РФ).

2)Муниципальная собственность;

3)Частная собственность.

В ст. 9 Конституции РФ записано: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частной собственности (двум ее формам - индивидуальной и коллективной) отводится приоритетная роль. Граждане и их объединения в праве иметь в частной собственности землю, обособленные водные объекты не имеющие связи с другими наземными водными объектами и размеры в соответствии с земельным законодательством.

Государственная собственность на землю и другие природные ресурсы утратила свое монопольное положение, хотя и продолжает занимать лидирующую позицию в общем объеме собственности на землю и недра, леса, объекты живого и животного мира, другие объекты.

Сравнительно новая для российского законодательства муниципальная форма земельной собственности не является разновидностью государственной собственности, но и не относится к видам частной собственности. В состав муниципальной собственности входят находящиеся в муниципальной собственности муниципальные земли и другие природные ресурсы. Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления. Они в праве предавать объекты муниципальной собственности в аренду, отчуждать в установленном порядке и т. д. В земельном законодательстве объекты муниципальной земельной собственности не названы. Земли не относящиеся к федеральным принадлежат субъектам федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.033 с.)