Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядочность. Лидер должен быть человеком, заслуживающим доверия.
Этот список лидерских качеств явно неполон. К нему нужно сделать хотя бы некоторые дополнения. Вне всякого сомнения, сотрудников организаций всегда привлекает решительность руководителя, они хотят быть уверенными, что дело в надежных руках. Очевидно, что действительно эффективный лидер немыслим без аналитических способностей. Кроме того, он должен быть достаточно коммуникабельным, отличаться эмоциональной зрелостью и устойчивостью, обладать педагогическими способностями, желательно – иметь чувство юмора. Как правило, лидеры отличаются высоким уровнем самомотивации и самодисциплины, способностью и выдержкой доводить дело до конца. Представляется, что подлинный лидер организации должен обладать способностью генерировать новые идеи и высокой интеллектуальной самостоятельностью (в противном случае он может быть хорошим руководителем, но все-таки не лидером в полном смысле слова). Лидер – это, на наш взгляд, еще и очень убежденный, принципиальный человек со сложившейся системой позитивных ценностей (см. тему 12, обсуждение проблемы имиджа руководителя). Более объёмное представление о качествах, наиболее часто встречающихся у успешных лидеров, может дать таблица, приведенная в учебнике О.С. Виханского и А.И. Наумова1. Несмотря на общее согласие о том, что какой-то определенный набор «истинно лидерских черт» действительно может быть выделен, проведение эмпирических исследований дало неоднозначные результаты. Еще в конце 1940-х гг. известный американский исследователь Ральф М. Стогдилл осуществил обобщающий обзор исследований о природе лидерства (более ста) и обнаружил, что фактически ни одно из них не содержало однозначных доказательств существования исключительно «лидерских» качеств. Например, люди с предположительно лидерскими чертами так и не становились действительными лидерами. Стогдилл пришел к выводу: хотя некоторые характерные особенности свойственны всем лидерам, лидерство все же лучше рассматривать как взаимодействие многих переменных1. Выводы Р. Стогдилла, как и аналогичные выводы других исследователей способствовали отходу концепций лидерских качеств на периферию научного анализа и выдвижению в его центр нового подхода, акцентировавшего внимание на образцах лидерского поведения. Это тем более неудивительно, что в западной теории управления в тот период начала доминировать бихевиористская школа.
С выходом на авансцену в 60-е гг. другой исследовательской школы - школы науки управления и исследования операций с ее системным и ситуационным подходами, акцент в изучении лидерства сместился к ситуационным концепциям, которые продолжают доминировать и сегодня. Однако примерно с начала 90-х гг. ХХ в. некоторые теоретики управления вновь привлекли научное и общественное внимание к качествам личности лидера. Как представляется, это обусловлено следующими объективными обстоятельствами: во-первых, функционирование организаций во все более усложняющейся внешней среде требует проактивного поведения; во-вторых, возрастает потребность в творческом, инновационном управлении, проведении постоянных организационных изменений; в-третьих, высококвалифицированные работники современных организаций не приемлют руководителей со средними качествами; в-четвертых, возросла роль организационной культуры, ценностных ориентаций в достижении высокого качества трудовой жизни. К перечисленным обстоятельствам можно добавить и другие, которые были изложены выше при рассмотрении вопроса 13.4. Все эти обстоятельства создают объективную потребность в руководителях организаций, обладающих неординарными личностными качествами. Поэтому определенное внимание было уделено разработке концепций харизматического и преобразовательного лидерства. Исследования харизматического лидерства выдвинулись в центр внимания в связи с тем, что личностная привлекательность, сила примера, порождаемые харизмой, были признаны мощнейшими источниками реальной власти руководителя. Это подтверждается ссылками как на примеры из исторического прошлого, так и современности, относящиеся к политическим, военным, религиозным, хозяйственным лидерам. Исследования лидерства в разрезе реформаторства, преобразовательных качеств приобрели значение в связи с широким развитием инновационного менеджмента, предпринимательских подходов к управлению организациями, признанием необходимости постоянного качественного совершенствования оргструктур. Лидер – реформатор должен обладать соответствующим энергетическим потенциалом, внутренними импульсами совершенствования.
Эти новые концепции1, обогащенные наработками поведенческого и системно-ситуационного подходов, как представляется, были стимулированы и появлением на «небосклоне» мирового бизнеса действительно ярких личностей – «звезд», таких как Ли Якокка, Билл Гейтс, Рей Крок, Фредерик Смит и др. Весьма показательным фактом повышенного внимания к личностным концепциям лидерства нам представляется широкое признание в США, а затем и в других странах мира концепции «принципиального лидерства» (дословно: «лидерства, центрированного на принципах» – «principle-centеred leadership») американского ученого Стивена Кови. В своих работах («Семь привычек высокоэффективных людей», «Принципиальное лидерство» и др.) С. Кови обосновывает необходимость выработки целого ряда важных привычек и черт характера, опоры на фундаментальные принципы, что позволяет достигать высокой эффективности и результативности руководства, твердо идти взятым курсом и, будучи гибким и адаптивным в различных ситуациях, вместе с тем не стать «флюгером». Итак, как бы «пройдя круг», личностный подход к лидерству вновь в конце ХХ в. выходит в центр внимания, но уже обогатившись как новыми теоретическими разработками, так и достижениями практики. На определенное время этот подход отошел на второй и даже третий план в связи с тем, что он оказался несостоятельным в поиске сугубо «лидерских» качеств, и, кроме того, преувеличивал аспект их наследственности, врожденности и преуменьшал фактор динамического развития черт характера. Сегодня этот подход вновь в силе (если судить по огромной популярности идей С. Кови), поскольку он опирается на фундаментальные положения о необходимости цельности характера лидера как личности, обладающей твердыми ценностными ориентирами, убеждениями, принципами и только поэтому и способной по-настоящему вести за собой людей. Представляется, что взятый именно в таком своём новом качестве, личностный подход к лидерству способен существенно откорректировать некоторую поверхностность (так сказать, «технологичность») современного ситуационного подхода – ведь в случае отсутствия у руководителя принципиальной основы в виде цельности характера и твёрдости убеждений "ситуационность" действий неизбежно оборачивается приспособленчеством, ситуативностью.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.253.4 (0.009 с.) |