Тема 7. Игровая деятельность в летнем оздоровительном центре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Игровая деятельность в летнем оздоровительном центре



Игра как форма организации деятельности детей. Игровая программа в детском оздоровительном центре: Методика организации и проведения.

Для закрепления теоретических знаний проводится инструктивно-методический сбор, основными задачами которого являются:

1) формирование мотивационно-ценностной установки на будущую педагогическую деятельность;

2) разработка содержательного компонента на уровне технологии;

3) включение в практическую деятельность, моделирующую профессиональную деятельность (коммуникативно-организационный уровень);

4) формирование оценочных и прогностических умений.

Через имитацию искусственно воссоздаваемых проблемных педагогических ситуаций, через ролевую игру отрабатываются умения и навыки реальной деятельности коммуникации в условиях, приближенных к летнему лагерю, что позволяет значительно приблизить студентов к предстоящей профессиональной деятельности в летнем лагере, ведет к активной адаптации и включению их в эту деятельность.

Студенты изучают:

- дневник воспитателя и его оформление;

- мероприятия организационного периода: «Огонёк знакомств», игры-знакомства, экскурсии по лагерю и др. Название, девиз отряда. Оформление отрядного уголка.

- методику проведения туристических походов по местам боевой славы, конкурсов политической песни, конкурсов рисунков на асфальте «Нам этот мир завещано сберечь», фестивалей белорусского творчества, праздников «Купалле» и др.

- формы проведения мероприятий: конкурсы-шоу, мисс и мистер лагеря, конкурс актёрского мастерства, ярмарка «Гуляй, город!», рыцарский турнир, праздник Берендея, турнир знатоков природы и др. Спортландия. Малые олимпийские игры, весёлые старты, туристические походы. Подвижные игры. Игры с залом. Игра "Романтика" – форма организации творческого конкурса.

Разрабатывают планы-конспекты:

- игр "Сладкое дерево", "Детектив-шоу", "Миксер", «Что? Где? Когда?», «Весёлое ассорти», танцевальный марафон, игровых программ "Арбузник", «Аплодисменты! Аплодисменты!», игр на прогулке, игры "Робинзонада";

- конкурса «Король птиц», игры-путешествия "Город Природоград"; турнира знатоков природы, КВНа на лесной опушке, праздника "Нептуна", праздника "Купалье", Дня именинников и др.

Студенты выполняют следующие индивидуальные задания:

1) создают методическую копилку;

2) изучают основные требования к составлению плана работы отряда;

3) составляют планы-конспекты воспитательных мероприятий по всем направлениям организации работы в детском оздоровительном центре;

4) подбирают интеллектуально-познавательные игры, игры в дождливую работу, игры-путешествия, игры с залом для работы в детском оздоровительном центре;

5) разрабатывают комплексы утренней гимнастики для разных возрастных групп;

6) подбирают методическую литературу, необходимую для работы в детском оздоровительном центре;

7) проводят самоанализ личностных качеств, необходимых воспитателю отряда детского оздоровительного центра;

8) составляют перечень должностных обязанностей воспитателя детского отряда.

 

В последующие три недели студенты проходят практику в загородных летних лагерях в качестве воспитателя отряда по сменам. Направление на педагогическую (летнюю) практику осуществляется по заявкам профсоюзных организаций, предприятий и учреждений.

Содержание и формы работы студентов в период практики в загородных лагерях определяется особенностями и возможностями жизнедеятельности временного детского коллектива; направлены на целостное и всестороннее развитие школьника; отражают разные сферы деятельности учащихся (познание, предметно-практическая деятельность, общение, игра, спорт) и носят коллективный характер.

В работе каждой смены выделяются организационный, основной и заключительный этапы, имеющие свою специфику.

Содержание практической деятельности студента отражено в тематическом плане.

 

Таблица — Тематический план прохождения практики

 

Этап практики Содержание деятельности этапа Форма отчетности
Организационный Подготовка методических материалов, необходимых для работы в лагере (игры, сценарии лагерных и отрядных мероприятий, анкеты для родителей и детей, правил вожатого, изучение его прав и обязанностей, правила общения с детьми, разработка названий отрядов, девизов, речевок и др.) Знакомство с программой практики. Подготовка необходимых документов для работы в лагере. Распределение по объектам практики. Встреча с начальником лагеря, руководителем практики от кафедры и т.д. Прохождение инструктажа по технике безопасности. Определение цели своей деятельности на период практики. Разработка плана работы на весь период практики и на каждый день. Знакомство с лагерем, правилами внутреннего распорядка, традициями учреждения, функциональными обязанностями, кадровым потенциалом. Актуализация знаний по правам и обязанностям вожатого, правилам поведения детей в детском оздоровительном лагере. Организация самоуправления в отряде. «Папка-копилка»   Медицинская справка, направление, дневник и т.д. Оформить в дневнике цель, задачи практики
Основной Изучение специфики проявления возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их состояния здоровья, условий жизни и воспитания. Анализ знаний детей о здоровом образе жизни, вреде пагубных привычек. Организация спортивно-оздоровительной деятельности, проведение игр, эстафет. Организация творческой работы в ходе проведения лагерных, отрядных мероприятий по следующим направлениям: – воспитание на боевых и трудовых традициях белорусского народа (встречи с участниками Великой Отечественной войны, экскурсии, походы, экспедиции по местам боевой и трудовой славы, туристско-поисковая работа, спортивные игры, фестивали дружбы с молодежью других стран и т.д.); – трудовое и экономическое воспитание детей и их профессиональная ориентация (самообслуживание, беседы о труде, о представителях разных профессий, трудовые десанты, сбор лекарственных трав, общественно-полезный труд в ближайших колхозах и совхозах; производственные экскурсии, уборка комнат, корпуса, благоустройство территории и др.); – нравственное воспитание (этические беседы, диспуты, информации, обсуждения кинофильмов, организация шефства старших над малышами и др.) – экологическая работа (проведение недели леса, дня птиц, работа постов голубого и зеленого патруля, беседы об охране природы и рациональном использовании ее богатств, экологическая тропа, сбор краеведческих материалов для уголков и выставок, оборудование живого уголка и др.); – эстетическое воспитание (беседы об искусстве, вечера сказок и поэзии, фестивали песни, конкурсы юных художников, певцов, смотры художественной самодеятельности, фольклорных коллективов и др.); – работа по расширению кругозора (конкурсы, викторины, олимпиады, дни и недели знаний, кружковая работа); – физическое и гигиеническое воспитание (контроль за соблюдением режима и распорядка дня, выполнение санитарно-гигиенических правил, подвижные игры, спортивные соревнования, праздники и др.). Оказание социально-педагогической помощи нуждающимся детям. Профилактическая работа с детьми. Коррекция взаимоотношений детей в детском коллективе. Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций. Оформить записи в дневнике
Заключительный Обобщение полученных результатов. Анализ итогов педагогической деятельности. Подготовка отчетной документации по результатам практики. Формирование предложений по усовершенствованию летней педагогической практики. Отчет, педагогический дневник вожатого, характеристика-отзыв и др. материалы

 

В условиях летней практики будущие педагоги учатся решать проблему организации временного детского коллектива в короткий срок лагерной смены. Задачи студентов – управление динамикой коллектива подростков, создание условий для самореализации его членов, наблюдение за групповой дифференциацией (выделение лидеров, предпочитаемых и т.п.) и интеграция групп в единый коллектив.

В процессе практики студенты учатся обеспечивать единство коллективных, групповых и индивидуальных форм работы (выборы и обучение актива, постановка коллективных перспектив и вовлечение учащихся в совместную деятельность, организация объединений по интересам, учет и развитие индивидуальных интересов и творческих способностей учащихся; создание условий для развития самодеятельности школьников).

Во время летней педагогической практики будущие учителя изучают и анализируют опыт работы лучших вожатых, воспитателей, методистов, ведут свои наблюдения. Результаты деятельности фиксируются в дневнике.

Студенту-практиканту необходимо иметь в виду, что выбор средств и форм воспитания определяется всякий раз конкретно, исходя из поставленной цели. Предпочтение надо отдавать не количеству видов и форм деятельности, а их сочетанию, качеству подготовки и проведения, учитывая возникшие при этом взаимоотношения в коллективе.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ

3.1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

 

Цель его – определить перспективы жизни ребят в лагере и оформить отряд как детский коллектив. Происходит выбор органов самоуправления и программы действий. Поэтому важно именно в эти дни сделать цели коллектива личностно-значимыми и привлекательными: создать ситуацию, позволяющую ребятам выразить себя по-новому, утвердиться в новом коллективе, проявить знания и умения в различных видах деятельности.

Вожатому необходимо учитывать, что у него есть свой организационный период, когда необходимо решать целый ряд задач: прием детей, беседа с их родителями, поездка (время в дороге) в лагерь; организация самообслуживания детей, режим и распорядок дня. Но главная задача, на решение которой должны быть направлены усилия вожатого, – организация детского коллектива (положительных взаимоотношений в нем), отрядной деятельности.

В первые дни необходимо предъявление детям единых, четких и конкретных требований. Именно в этот период в силу психолого-педагогических особенностей временного коллектива его члены наиболее восприимчивы к педагогическим воздействиям. Важно также сформировать положительное отношение детей к выполнению санитарно-гигиенических требований по самообслуживанию (соблюдение режима дня, правил личной гигиены и поведения).

Насыщенность жизни отряда творческими делами, интенсивность свободного общения ребят помогают лучше узнать друг друга и проявить свои организаторские способности.

Совместно с детьми вожатые и воспитатели ставят перед отрядом общую цель и конкретные задачи. Высший орган – общий сбор – избирает органы детского самоуправления, распределяет поручения между членами отряда. Коллективно планируется работа отряда, кружков. Кульминацией организационного периода становится лагерный сбор, на котором дается старт основным делам смены, определяется ее цель и общая программа действий. Так постепенно формируется совместная коллективная форма взаимодействия студентов-практикантов и детей.

 

 

3.2. ОСНОВНОЙ ПЕРИОД

 

Основной период лагерной смены после торжественного открытия лагеря характеризуется развитием внутриколлективных отношений и широтой разнообразных видов деятельности; реализацией программы воспитательной работы, активизацией работы органов самоуправления. Ребята учатся работать по принципу: «Все творчески, иначе зачем?». Вожатые помогают планировать конкретные дела, проводят с ребятами коллективный анализ прошедшего дня, выполненного дела; продолжается работа по выполнению режима дня. К особенностям, характерным для этого периода смены, относятся следующие: разносторонность, творческий характер, насыщенность и усложнение форм работы с детьми с целью формирования коллектива; опора на традиции лагеря. Важное значение при этом имеют использование разнообразных форм (сбор, праздник, огонек, викторина, КВН, пресс-конференция, игра-эстафета, литературно-художественные конкурсы, защита фантастических проектов, трудовой десант, экологическая тропа, акция и др.) и методов воздействия на учащихся (соревнование, поручение, игра, общественно-полезный труд, убеждение, поощрение, требование).

 

3.3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

 

В заключительный период проводятся обсуждение и подведение итогов работы отрядов, составляются наказы следующей схеме, готовится торжественная линейка закрытия лагеря, заключительный костер, отъезд детей из лагеря. Третий – заключительный – период жизни в лагере должен отличаться достаточно высоким уровнем развития коллектива.

Внутриколлективные отношения, активность подростков, взаимоотношения их и вожатых соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребят, педагогическому мастерству вожатых. Однако опыт показывает, что именно в этот период возрастает число межличностных конфликтов, приводящих к нарушениям дисциплинарного порядка.

Студенту-практиканту в этот период надо быть очень чутким к своим воспитанникам. Акцент в работе должен быть перенесен на самоанализ воспитанниками своей деятельности, индивидуальное и коллективное осмысление, сопереживание всех событий конца лагерной смены.

Показателями сформированности умений у студентов являются осознание (вместе с детьми) цели совместной деятельности, качество решения воспитательных задач, степень осознания своих действий и их обоснованности, степень самостоятельности и уверенности в собственных силах; быстрая ориентация в вопросах, задаваемых ребятами; организованность в выполнении должностных обязанностей. Эти качества проявляются при постановке цели, планировании, организации, проведении мероприятий в отряде, в ДОЦ.

Студенты, направленные в летние оздоровительные лагеря, работают под руководством старших воспитателей. Они подчиняются правилам внутреннего распорядка, установленным для всего педагогического персонала лагеря. Перед началом смены старший воспитатель организует инструктивный семинар, высказывает рекомендации по организации воспитательной работы в зависимости от конкретных условий данного лагеря. В конце практики администрация лагеря проводит совещание с практикантами, анализирует их работу и подводит итоги педагогической практики. Составляется характеристика на каждого студента с оценочными суждениями о его работе.

Во время летней практики студенты участвуют в производственных совещаниях, педагогических советах, изучают и анализируют опыт работы лучших вожатых, воспитателей, методистов, ведут педагогический дневник.

Как правило, в первую после лета неделю студенты представляют отчет о педагогической практике, педагогический дневник, характеристику, разработки воспитательных и других мероприятий, другие материалы и документы (грамоты, дипломы, альбомы, плакаты, стенгазеты и т.п.).

Итоги практики проводятся на факультетской итоговой конференции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.017 с.)