Принципы Экологической экспертизы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы Экологической экспертизы



Принципы ЭкЭ должны соблюдаться всеми участниками экспертного процесса, включая заказчика, исполнителя проекта, органы ЭкЭ и общественность.

1. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности. Этот принцип означает, что любая деятельность человека несет угрозу для ОС. Обязанность заказчика намечаемой деятельности – дать экологическое обоснование, именно заказчик должен доказать ЭБ проекта и предусмотреть необходимые природоохранные меры.

2. Обязательность проведения ГЭЭ до принятия решения о реализации объекта ЭкЭ. Этот принцип адресован заказчику и органам ЭкЭ. Заказчик не имеет права осуществлять проект до получения положительного заключения ГЭЭ. Этим и определяется обязательность и превентивный характер ЭкЭ.

3. Комплексность оценки воздействия на ОС хоз. и иной деятельности и её последствий. Предполагается что заказчик ЭкЭ подготовил Материалы по оценке воздействия, в которых определены конкретные виды воздействия, их масштабы, область распространения, изменения в ОС, социальной среде и т.д., включая отдаленные последствия реализации проекта. Задача экспертизы - определить достаточность и обоснованность выбранных систем и методов оценки и прогноза, оценить комплексность оценки воздействия.

4. Обязательность учета требований ЭБ. Этот принцип вытекает из конституционного права каждого на благоприятную Ос. Он предусматривает обязанность участников ЭкЭ соблюдать правовые и экологические требования, выявлять, соблюдаются ли нормативы качества ОС, допустимого воздействия, экологические стандарты, природоохранные нормативы и правила проектирования при реализации проекта. Задача эксперта – выявить, соблюдаются ли экологические и природоохранные нормативы в проекте.

5. Достоверность и полнота информации, представляемой на ЭкЭ. Этот принцип обязывает заказчика планируемой деятельности обеспечить достоверность и полноту информации об объекте экспертизы, оценке его воздействия на Ос, современной экологической ситуации в регионе, реализации проекта и т.п. Существуют нормативные требования к комплекту документов, предоставляемых на экспертизу. При невыполнении заказчиком этого принципа, эколого-экспертный орган может потребовать дополнительную информацию или вернуть заказчику материал на доработку.

6. Независимость экспертов. Этот принцип означает, что никто не вправе вмешиваться в работу экспертов и требовать от экспертов тех или иных решений, оказывать на них психологическое давление. Эксперт свободен в своих оценках объекта экспертизы и выводах по нему. Оказываемое на эксперта давление является противоправным действием.

7. Научная обоснованность, объективность и законность экспертных заключений. Заключения ЭкЭ должны быть научно обоснованными, это касается как индивидуальных, так и сводных заключений. Содержащиеся в заключении выводы и суждения должны быть научно аргументированными. Критериями для этого служат не только собственные научные утверждения, но и ссылки на научную литературу, труды известных авторитетов в области изучаемого объекта. А самое главное – положения законодательства в области охраны ОС и ППз.

Объективность экспертных заключений проявляется в непредвзятой беспристрастной оценке объекта ЭкЭ и тщательной подготовке выводов каждого эксперта и заключения в целом.

Законность заключения заключается в том, что заказчик при планировании деятельности обязан был учесть экологические требования, установленные природоохранным законодательством.

При подготовке заключения эксперты должны руководствоваться только соображениями научной обоснованности, объективности и законности, а не соображениями политической, экономической и иной целесообразности.

8. Гласность и учет общественного мнения. Заинтересованные стороны должны быть информированы заказчиком о намечаемой деятельности и проводимой ЭкЭ. Субъекты ЭкЭ обеспечивают участие общественности в обсуждении проекта, общественное мнение должно быть учтено. Невыполнение этого принципа считается правовым нарушением и основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

9. Ответственность участников ЭкЭ и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество ЭкЭ. Этот принцип адресован в основном участникам проведения ГЭЭ. Он означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы они будут нести ответственность согласно действующему законодательству РФ.

19. Объекты ГЭЭ федерального уровня

В ФЗ об ЭкЭ дан обширный перечень объектов государственной экспертизы. Согласно этому перечню ГЭЭ подлежат:

- проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, нормативно-технические и инструктивно-методические документы;

- материалы по разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ, т.е. все формы планирования и проектирования социально-экономического развития – всевозможные программы, генпланы развития территорий и свободных экономических зон, схемы развития отраслей народного хозяйства РФ, международные и федеральные инвестиционные программы, проекты комплексных схем охраны природы РФ;

- ТЭО и проекты строительства, реконструкции, расширения, тех. перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хоз. деятельности, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;

- ТЭО и проекты хоз. деятельности, которая может оказать воздействие на ОС сопредельных государств или для осуществления которых необходимо использование общих с ними природных объектов, или проекты, затрагивающие интересы сопредельных государств, определенные «Конвенцией об оценке воздействия на ОС в трансграничном контексте»;

- материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование федеральных ПР;

- проекты международных договоров;

- проекты тех. документации на новыю технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги и т.п.;

- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, по приданию им статуса ООПТ федерального значения, зоны ЭБ или зоны ЧЭС, а также программы реабилитации этих территорий;

- проекты схем охраны и использования ПР, находящихся в ведении РФ;

- материалы по переводу лесных земель в нелесные, по изменению статуса, вида и характера использования территорий федерального значения;

- иные виды документации, обосновывающей хоз. и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на Ос в пределах территории двух и более субъектов РФ.

Т.о. ГЭЭ подлежат все наиболее значимые объекты народного хозяйства.

Объекты ГЭЭ, ранее получившие положительное заключение, повторно рассматриваются в случае:

- доработки проекта ЭкЭ по замечаниям;

- изменения условий природопользования специально уполномоченным государственным органом в области ООС;

- реализации объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ;

- истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ;

- внесения в документацию изменений после получения положительного заключения ГЭЭ.

Процедура проведения ЭкЭ

Регламент проведения ГЭЭ оговорен законом.

ГЭЭ проводится экспертной комиссией, образованной приказом руководителя спец. уполномоченного органа. Расходы по проведению экспертизы несет заказчик. На оплату счетов дается срок 30 дней. Документы рассматриваются в 7-дневный срок и после этого принимаются на экспертизу или отклоняются (чаще всего из-за некомплекта).

В приказе утверждается председатель комиссии, его заместители, ответственный секретарь, определяется перечень и персональный состав рабочих групп, в каждую из которых входит от 3 до 5 экспертов. Проводят экспертизу независимые эксперты, в их число входят ведущие специалисты и ученые в этой области, как правило, с опытом работы в экспертных комиссиях.

В состав экспертной комиссии могут входить штатные работники МПР. Общая численность экспертов проектов малой и средней сложности составляет 25-50 человек, а сложных – до 100 человек. В редких случаях (нр, по схеме охраны Байкала) – до 200 чел.

Объект экспертизы представляется в 2-х экз., дополнительные материалы – в одном. Срок проведения простой экспертизы – до 30 дней. Средней сложности – до 60 дней, а сложных проектов – до 120 дней. Как исключение сроки экспертизы могут быть продлены до 6 мес., на основании представления председателя комиссии по приказу министра.

Число и специализация рабочих групп определяются характером проекта. В ряде случаев необходимо образование особых рабочих групп, что определяется спецификой местных условий. В составе комиссии обычно работают специалисты следующих направлений – экономисты, экологи, биологи, географы, геологи, инженеры-гидрогеологи, демографы, социологи, медики-гигиенисты, гидротехники, архитекторы, юристы, археологи и т.д. Это пример экспертизы проекта ГЭС.

Первый этап. Пленарное заседание, нередко с приглашением представителей СМИ. Представляется председатель комиссии, его заместители, руководители рабочих групп. ГИП излагает цели и задачи проекта, основные положения ОВОС. Предусматриваются содоклады по ключевым направлениям со стороны проектировщиков. Далее работа идет в режиме вопросов и ответов. Дискуссия обычно не предусматривается.

Второй этап – рассмотрение проекта экспертами по рабочим группам. Идет обмен информацией между экспертами и проектировщиками. В случае необходимости возможен выезд экспертов на место проекта для уточнения ряда вопросов и получения дополнительной информации. Время – 2-3 месяца. Завершается этап составлением индив. заключений экспертов, которые передаются руководителю группы (или председателю при отсутствии групп).

Третий этап – завершение работы на уровне групп и подгрупп. Составление руководителями групп общего заключения по группе, которое доводится до заказчика. После обсуждения на заседании группы оно принимается и передается отв. секретарю экспертной комиссии.

Четвертый этап – составление сводного заключения на базе заключений отдельных групп. Сводное заключение – это нормативный документ, имеющий свою структуру.

1. Вводная часть. Состав экспертной комиссии, перечень представленных на экспертизу материалов.

2. История вопроса (проекта).

3. Характеристика проекта и альтернативных вариантов.

4. Аналитическая часть по основным группам экспертной комиссии.

5. Результирующая часть – предложения и замечания.

6. Выводы.

Основные положения сводного заключения доводятся до сведения заказчика (проектировщика). После заключительной корректировки и редактирования созывается пленарное заседание экспертной комиссии, на котором председатель докладывает основные результаты (выводы). После этого заключение подписывают председатель и все члены комиссии. Заключение может быть положительным или отрицательным. Если мнения экспертов разошлись – решает квалифицированное большинство. Эксперт, не согласный с рядом выводов, имеет право письменно высказать свое особое мнение с указанием причин несогласия и приложить его к Заключению.

Заключение утверждается приказом спец. уполномоченного органа (МПР или др.) и приобретает статус официального государственного документа, в котором также определен срок действия решения. Правовым последствием отрицательного заключения ГЭЭ является запрет реализации проекта. Отрицательное заключение может быть двух видов – недопустимость реализации проекта в принципе или необходимость доработки проекта по замечаниям и предложениям. В этом случае заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу пр условии их переработки с учетом замечаний Заключения. Обжаловать решение ГЭЭ можно через суд.

21. Структура сводного заключения государственной экологической экспертизы,Положительное и отрицательное заключение экологической экспертизы, их последствия.

Четвертый этап – составление сводного заключения на базе заключений отдельных групп. Сводное заключение – это нормативный документ, имеющий свою структуру.

1.Вводная часть. Состав экспертной комиссии, перечень представленных на экспертизу материалов.

2 История вопроса (проекта).

3.Характеристика проекта и альтернативных вариантов.

4Аналитическая часть по основным группам экспертной комиссии.

5 Результирующая часть – предложения и замечания.

6.Выводы.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта ГЭЭ. В случае отрицательного заключения ГЭЭ заказчик вправе представить материалы на повторную ГЭЭ при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении. Заключения ГЭЭ могут быть оспорены в судебном порядке



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.232 (0.018 с.)