Понятие и значения экологического нормирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и значения экологического нормирования



Понятие и значения экологического нормирования

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормативы в области охраны окружающей среды — это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Нормирование в области охраны окружающей среды преследует цель государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование представляет собой процесс установления предельно допустимых масштабов воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в целом или отдельные природные объекты, гарантирующий сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Несмотря на важную роль в обеспечении рационального природопользования и охраны окружающей среды, правовое регулирование нормирования в сфере использования природных ресурсов не получило пока должного развития.

Законом устанавливаются следующие виды нормативов:

нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

иные нормативы в области охраны окружающей среды;

своеобразные нормативы - государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды.

 

Методологические основы экологического нормирования

Показатели качества ОС

Качество ОСэто степень соответствия ее характеристик потребностям людей и технологическим требованиям.

В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества ОС, то есть установление нормативов предельно допустимых воздействий человека на ОС. Чем меньше величина экологических нормативов, тем выше качество ОС. Однако высокое качество требует больших затрат, высокочувствительных средств контроля.

В основе нормирования качества ОС лежит прежде всего процедура установления санитарно-гигиенических нормативов – ПДК вредных веществ в различных средах и ПДУ вредных воздействий в различных условиях обитания человека.

В процессе жизнедеятельности человек подвергается воздействию различных опасностей, т.е. явлений процессов и объектов, способных нанести в определенных условиях ущерб его здоровью и здоровью потомков. В условиях производства на человека в основном действуют техногенные опасности, которые принято называть опасными и вредными производственными факторами. В других компонентах жизненной среды человека на него действуют негативные факторы окружающей среды, самым главным из которых является загрязнение атмосферного воздуха, воды и пищевых продуктов, т.е. загрязнение ОС.

области в контексте устойчивого развития.

Нормативы качества окружающей среды – нормативы, которые уста­новлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при со­блюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

Нормирование качества окружающей природной среды производится для установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной Деятельности.

 

Понятие загрязнения ОС

Загрязнение окружающей среды – это любое нежелательное для экосистемы изменение. Загрязнителем может быть любой физический, или химический агент, или биологический вид, концентрация которого превышает среднемноголетний уровень этого агента в ОС.

Загрязнитель – это экзогенное химическое вещество, физический агент или биологический вид, находящийся не в том количестве, не в том месте и не в то время.

Вещества, входящие в состав ОС называются ингредиенты. Ингредиенты могут быть природного и антропогенного происхождения, причем последних намного больше. Загрязняющее вещество – это поллютант, токсичное вещество - токсикант. Ксенобиотики – чуждые вещества, которые не встречаются в природе и не разлагаются редуцентами и деструкторами. Например – пластмассы.

Загрязнение окружающей среды может носить природный или антропогенный характер. Природное загрязнение происходит при извержении вулканов, наводнениях, селях и т.п. Антропогенное загрязнение возникает в результате деятельности человека, оно бывает трех видов:

- биологическое;

- химическое;

- физическое или параметрическое.

Виды загрязнения ОС.

Загрязнение – это результат экспоненциального роста и развития народа. Так или иначе, оно ухудшает качество человеческой жизни и создает дисбаланс в экологии.

Загрязнение – это результат прогресса и развития, который происходит на регулярной основе. Стремительно развиваются технологии, чтобы улучшить качество человеческой жизни. Все это, несомненно, обеспечивает высокий уровень комфорта и богатую жизнь всем людям, но существенно уменьшает качество человеческого здоровья; необходимость иметь хорошую и здоровую окружающую среду игнорируется.

Много новых изобретений и нововведений представляют угрозу для жизни человека, поскольку они созданы искусственно. Этот искусственный и бессистемный путь обеспечения наилучших условий для жизни создает компоненты, необходимые для человеческой жизни. Какую бы вещь мы не взяли, будь то вещи первой необходимости, такие как одежда или даже еда, они сейчас производятся синтетическим путем. Однако достаточно одного пристального взгляда на экологию чтобы понять, что увеличение нужд современного уклада жизни в конечном итоге нарушает баланс в экологии.

Далее представлены наиболее распространенные виды загрязнения окружающей среды, которые постепенно вызывают у людей различные заболевания.

Шумовое загрязнение

Любой шум, который неприятен для человеческого слуха, является шумовым загрязнением. Громкие и резкие звуки, издаваемые фабриками, машинным оборудованием, поездами, автомобилями, тресканьем от нагревания и взрывами тоже являются шумовым загрязнением. Оно также вызывается некоторыми природными катаклизмами, такими как ураганы и извержения вулканов. Как природные, так и антропогенные факторы, создающие шумовое и звуковое загрязнение, влияют на здоровье человека. Они вызывают раздражение, проблемы со слухом и головную боль. Но это еще не главные проблемы, ведь совсем невыносимые звуки могут быть очень опасны, поскольку из-за них увеличивается уровень холестерина, сужаются артерии, усиливается приток адреналина, учащается сердцебиение. Все эти факторы опасны для жизни, ведь они могут привести к инфаркту и инсульту.

Загрязнение воды

Любые вредные компоненты и вещества, попадающие в тот или иной водный объект, такой как реки, океаны, пруды, водоемы и ручьи, приводят к загрязнению воды. Многие виды человеческой деятельности, такие как стирка, химчистка и сброс отходов, вносят значительный вклад в загрязнение водной среды. Мыло и моющие средства, которыми мы пользуемся ежедневно, также сделаны из вредных химикалий и синтетических материалов, которые очень сильно загрязняют воду. Кроме того, выброшенные отходы: канистры, бутылки и пластмассовые материалы, также представляют опасность. Это не только разрушает морскую флору и фауну, но также опасно для человеческой жизни. Такая загрязненная вода непригодна для питья, использования в сельском хозяйстве и даже в промышленности.

Атмосферное загрязнение

Воздушное загрязнение вызывается выбросом вредных веществ в атмосферу. Одним из ключевых факторов является загрязнение автомобильными выхлопами. С развитием технологий, число транспортных средств на дорогах неимоверно увеличивается, что, в конечном итоге, повышает уровень атмосферного загрязнения. Не говоря уже о том, что различные отрасли промышленности, такие как цементная, сталелитейная, угледобывающая, нефтехимическая и теплоэлектростанции, также вырабатывают вредные вещества, которые выбрасываются в атмосферу. Этот вид загрязнения наносит вред защитному озоновому слою в атмосфере. Этот слой защищает землю от вредного влияния ультрафиолетовых лучей, а его утончение влечет за собой угрозу человеческой жизни.

Радиоактивное загрязнение

Радиоактивное загрязнение встречается редко, но наносит большой вред. Оно вызывается авариями, произошедшими на ядерных электростанциях, неправильной утилизацией ядерных отходов, работами на урановых рудниках. Радиоактивное загрязнение вызывает рак, различные врожденные отклонения и многие другие серьезные проблемы со здоровьем.

Загрязнение почвы

В наши дни в сельском хозяйстве используются многие искусственные вещества и синтетические пестициды. Они выделяют загрязняющие вещества, которые создают дисбаланс в почве, а также препятствуют естественному росту растений, выращиваемых в загрязненной земле. Ключевой фактор, способствующий загрязнению почвы, – это сточные канавы, вредные отбросы, неправильная сельскохозяйственная деятельность, использование неорганических пестицидов, вырубка леса, открытые горные работы и такая человеческая деятельность как сброс отходов и замусоривание.

 

 

Объекты ЭН.

Объекты ЭН многообразны и имеют множество признаков. Они выполняют самые разнообразные социальные, экологические, экономические функции, но в то же время они функционируют как составные части природно-антропогенных ландшафтов. Поэтому существует несколько классификаций объектов ЭН и ЭЭ. Наиболее важные из них:

- по отраслям хозяйства (или виду производственно-хоз. деятельности человека). Исторически проектирование и нормирование осуществляется отраслевыми НИИ, проектными организациями, фирмами министерств и ведомств. Специфика объекта проектирования напрямую зависит от вида хозяйствования.

- по типу обмена веществом и энергией между природными ландшафтами и инженерно-техническими сооружениями. Особенно необходима географам, позволяет построить геогр. прогноз.

- по степени экологической опасности для человека и природы.

Для ЭН наиболее важную роль играет третья классификация, учитывающая воздействие объектов на среду обитания человека, на отдельные компоненты ландшафта или ландшафт в целом.

Практически вся деятельность современного человека связана с негативным воздействием на компоненты природной среды и человека. Классификация промышленных производств по степени экологической опасности для ОС основана на экологической оценке землеёмкости, ресурсоёмкости и отходности.

 

5) Землеёмкость – размер территории, занятой собственно промышленным объектом и зоной его влияния на ландшафт. Удельная землеёмкость – размер земельной площади, необходимой для производства единицы рассматриваемой продукции.

При проведении с/х мелиораций применяют коэффициент земельного использования (КЗИ):

КЗИ = Fn / Fb,

где Fn – орошаемая (осушенная) площадь (нетто), Fb – вся площадь (брутто) мелиоративной системы вместе с дорогами, каналами, постройками и т.п.

Ресурсоёмкост ь – количество изымаемых природных ресурсов для производства валовой продукции. Удельная ресурсоёмкость – количество изымаемых и потребляемых ПР, необходимых для производства единицы конечной продукции.

Степень экологической опасности может быть оценена превышением абсолютных показателей ресурсопотребления над нормативными. Вероятность экологической опасности тем выше, чем ближе к единице будут значения коэффициента экологического использования ресурса ландшафта или региона, при соотнесении количества изымаемого ресурса к его запасу в ландшафте (регионе).

Отходность – это материальные потоки техногенных веществ в природу, которые оценивают количеством поступающих веществ в единицах веса или объема на единицу площади за определенный интервал времени (модуль выброса веществ).

С учетом землеёмкости, ресурсоёмкости и отходности можно выделить четыре группы производств по степени экологической опасности.

1 группа опасности – цветная металлургия, нефтехимическая и химиическая, микробиологическая промышленность. Особенно опасно сочетание цветной металлургии с нефтехимией и химией, т.к. при этом происходит «суммация» воздействия

2 группа опасности – черная металлургия и теплоэнергетика.

3 группа опасности – предприятия лесной, целлюлозно-бумажной, топливной промышленности.

4 группа опасности – этонаименее опасные производства – пищевая, легкая промышленность, машиностроение и металлообработка, предприятия промышленности стройматериалов, хотя и здесь могут быть экологически опасные производства.

При классификации отраслей промышленности по токсичности выбросов учитывают следующие характеристики:

- разнообразие выбрасываемых веществ;

- объемы выбросов отдельных примесей;

- класс токсичности веществ и их ПДК в атмосфере.

При классификации отраслей промышленности по токсичности сбрасываемых стоков учитывают следующие характеристики:

- общий объем сбросов;

- характерные загрязнители;

- соотношение доли отрасли в валовой продукции промышленности и в общем объеме стоков.

Сельское хозяйство также обладает рядом особенностей, влияющих на экологичность производства:

- неразрывная связь производства с использованием земли и ландшафтов;

- зависимость производства от местных природно-климат. условий;

- сезонность производства и воздействия на природу;

- устойчивость к длительной а/г нагрузке и техногенному загрязнению;

- исторически сложившиеся местные традиции в ж/д населения.

 

Принципы ОВОС

ОВОС можно рассматривать с трех позиций:

- как исследование изменений в ОС, анализ цепочки «воздействие - изменение – последствия»;

- как раздел экологического проектирования в предпроектах и проектах;

- как оценку воздействия на ОС конкретного действующего производства, т.е. экологический аудит.

Основной принцип, общий для ОВОС и для экологической экспертизы (ЭкЭ) – презумпция потенциальной экологической опасности любого вида хозяйственной деятельности. Осуществление любой деятельности приводит к последствиям, которые необходимо оценить, причеи инициатор деятельности обязан доказать ЭБ намечаемой им деятельности (в соответствие с действующими стандартами и нормативами).

Принцип превентивности означает, что ОВОС проводится до принятия решений по реализации намечаемой деятельности, а также что его результаты используются при выработке и принятии решений. Суть этого принципа – не допустить, предупредить неблагоприятные последствия, вызванные реализацией проекта.

Этот принцип нужно понимать расширенно, т.е. экологические оценки должны проводиться как можно раньше. Последовательное применение этого принципа приводит нас к необходимости стратегической экологической оценки, когда решения принимаются на самом высоком уровне, перед планированием и проектированием.

Принцип альтернатив заключается в выявлении и анализе альтернативных вариантов достижения цели, включая и нулевой вариант – отказ от деятельности. В результате выбирается наименее опасный проект, рассматриваются альтернативные проектные решения, технологические альтернативы. Осуществлению этого принципа способствует анализ использования ландшафтов в других целях с сохранением их потенциалов (т.н. ландшафтная альтернатива), использование ресурсов в других целях (эколого-ресурсная альтернатива) и т.д.

В зарубежной практике принято рассматривать восемь групп параметрических альтернатив проекта:

- альтернативы потребностей

- виды деятельности

- местонахождение проекта

- производственные процессы

- время выполнения проекта

- ресурсы

- способы удаления отходов

- эстетическое воздействие.

Затем формируются 5-6 альтернативных проектов, а для окончательного выбора лучшего варианта применяется, нр, метод балльного ранжирования степени воздействия вариантов проекта на список (ряд) компонентных свойств ОС, а также иные методы

Принцип гласности (демократичности) подразумевает признание за всеми сторонами общества, чьи интересы затронуты проектом, прав на непосредственное участие в решении по проекту., т.е. учет интересов общества. Мнение заинтересованных сторон должно учитываться на всех этапах ОВОС наряду с заключением экспертов. В РФ это принцип осуществляется в виде общественных слушаний, общественной экспертизы, различных согласований, участия заинтересованных сторон в ГЭЭ в качестве наблюдателей. Такое участие общественности способствует выработке оптимальных взаимоприемлемых решений.

Кроме того, при проведении ОВОС руководствуются и иными комплексными принципами:

- интеграции – комплексное рассмотрение вопросов воздействия на природу, хозяйство и население на всех стадиях подготовки документов;

- приоритетности – никакие соображения не должны служить основанием для игнорирования последствий реализации проекта;

- достоверности – ОВОС проводится очень детально;

- сохранения – намечаемая деятельность не должна приводить к уменьшению биоразнообразия, снижению продуктивности и биомассы территорий и акваторий, а также к ухудшению жизненно важных свойств природных комплексов;

- совместимости – планируемая деятельность не должна ухудшать качество жизни населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам деятельности. Социальная совместимость (этническая, религиозная, культурная, эстетическая) – т.е. соответствие этническому стереотипу, национальным ценностям и т.п.

- гибкости – процесс ОВОС может варьировать по масштабам, глубине, системе оценки в зависимости от характера планируемой деятельности.

 

Процедура ОВОС

Процедура ОВОС рассматривается в нескольких нормативных документах – ФЗ Об охране ОС, ФЗ Об экологической экспертизе, В Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на ОС в РФ (2000) и частично в Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности (1994).

Прежде всего ОВОС проводится в отношении планируемой деятельности независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хоз. и иной деятельности.

В процедуре ОВОС выделяют несколько стадий:

1. Стадия разработки технического задания на проведение ОВОС.

2. Стадия исследования воздействия хоз. деятельности на ОС с выявлением экологических, экономических, социальных последствий и прогнозов, завершающаяся составлением «Предварительных материалов по оценке воздействия».

3. Стадия выработки окончательного варианта «Материалов по оценке воздействия».

В ОВОС участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность. Действия каждого участника регламентированы. Заказчик – юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствие с нормативными документами и представляющее эту документацию на ЭЭ.

15)

В ОВОС участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность. Действия каждого участника регламентированы. Заказчик – юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствие с нормативными документами и представляющее эту документацию на ЭЭ.

Исполнитель работ по оценке воздействия на ОС – юридическое или физическое лицо, осуществляющее проведение ОВОС, заказчик ему предоставил право на проведение работ по ОВОС. Исполнитель проводит исследования по оценке воздействия, сбор и анализ информации, готовит комплект документов по оценке воздействия, представляемых на экспертизу. исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, их соответствие экологическим нормативам и стандартам. Он планирует проведение исследований, готовит техзадание на ОВОС, при необходимости разрабатывает программу экологического мониторинга и контроля.

Результатом деятельности заказчика является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов, который и представляется на процедуру ЭЭ в составе другой проектной и предпроектной документации. Возможно также проведение общественной ЭЭ.

Общественность региона – третий участник ОВОС. Может включаться в процесс на этапе представления первичной информации и на этапе проведения ОВОС, принимать участие в общественных слушаниях и общественных обсуждениях. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС организуется местным самоуправлением и обеспечивается заказчиком. В публикациях в официальных изданиях должны быть название, цель, местоположение намечаемой деятельности, сведения о заказчике и его представителе, сроки проведения ОВОС. Заказчик доводит до общественности сведения о форме материалов, сроках и месте доступности Техзадания. Распространение информации может идти по радио, ТВ, через Интернет, в период. печати. Заказчик принимает и документирует замечания и предложения в течение 30 дней со дня публикации и учитывает их при доработке ТЗ и в материалах по ОВОС. Порядок проведения общественных слушаний определяется исполнительной властью по согласованию с общественностью, ведется протокол. В протоколе четко фиксируются основные вопросы обсуждения, конфликты. Он подписывается всеми участниками общественных слушаний и входит в качестве Приложения в окончательный вариант «Материалов ОВОС».

В настоящее время внедряется принципиально новый механизм к участию общественности в ОВОС. Требуется открытость материалов по ОВОС, в т.ч. их предварительного варианта. Общественности представляется возможность влиять на цели и задачи экологической оценки, начиная с ранних стадий. Основная ответственность за обеспечение информированности общественности и организацию общественного участия при этом несет заказчик, хотя определенные функции возлагаются и на местные органы власти.

Результатами ОВОС являются:

- информация о характере и масштабах воздействия на ОС намечаемой деятельности, альтернативах её реализации, оценке экологических, социально-экономических и иных последствий по их значимости и возможности минимизации;

- выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

- решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности.

 

 

Понятие ЭкЭ

Экологическая экспертизаэто установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОС и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта ЭкЭ.

Главный нормативный акт в этой области – ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995 г.). кроме того, законодательная основа ЭЭ определена в ФЗ об ООС и в ряде подзаконных актов: «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (1966), «Регламент проведения ГЭЭ» (1997).

Экологическая экспертиза – это самостоятельный вид государственного экологического контроля, она имеет превентивное значение, т.к. проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на ОС и проводится до начала деятельности. По некоторым оценкам предотвращение загрязнения обходится в 4-5 раз дешевле, чем ликвидация последствий. Экологическая экспертиза – очень важный инструмент в обеспечении экологических требований.

ЭкЭ устанавливает:

1. Не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству РФ и субъектов РФ.

2. Соответствует ли намечаемая деятельность требованиям нормативных актов по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.

3. Достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности на ОС.

4. Достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.

Основной вопрос, на который должна дать ответ ГЭЭ – возможна ли реализация проекта. В Заключении ГЭЭ так и указывается: рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект к реализации, отправить проект на доработку, определеив масштабы и направления его улучшения.

 

Виды ЭкЭ

В России согласно закону «Об ООС» и «Об ЭкЭ» существует 2 вида ЭкЭ – общественная и государственная (ГЭЭ).

Помимо юридически обоснованных экспертиз реально существует ведомственная, научная и коммерческая ЭкЭ.

ГЭЭ является правовой мерой обеспечения выполнения экологичиских требований при принятии экологически значимых проектов.

Общественная ЭкЭ выступает средством вовлечения заинтересованных кругов населения в механизм принятия экологически значимых решений.

Ведомственная ЭкЭ чаще всего имеет ярко выраженный технологический характер, в ней заинтересовано само ведомство, она доказывает ЭБ проекта либо устанавливает степень экологической опасности. Заключение ведомственной ЭкЭ поступает в составе других материалов на ГЭЭ

Научная и коммерческая ЭкЭ приобретают правовой статус либо при включении их в материалы общественной ЭкЭ, либо при использовании их заключений при проведении ГЭЭ.

ГЭЭ как сфера деятельности существует в стране с 1988 г., когда был создан Госкомитет СССР по охране природы. Единую систему ГЭЭ установил ФЗ «Об экологической экспертизе». Субъектами ГЭЭ являются специально уполномоченные федеральные и региональные органы. В настоящее время функции эти осуществляет в основном Ростехнадзор и региональные органы, устанавливаемые самим субъектом. В Омской области ГЭЭ проводит отдел ЭЭ и охраняемых природных территорий при Управлении ЭБ Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

Процедура проведения ЭкЭ

Регламент проведения ГЭЭ оговорен законом.

ГЭЭ проводится экспертной комиссией, образованной приказом руководителя спец. уполномоченного органа. Расходы по проведению экспертизы несет заказчик. На оплату счетов дается срок 30 дней. Документы рассматриваются в 7-дневный срок и после этого принимаются на экспертизу или отклоняются (чаще всего из-за некомплекта).

В приказе утверждается председатель комиссии, его заместители, ответственный секретарь, определяется перечень и персональный состав рабочих групп, в каждую из которых входит от 3 до 5 экспертов. Проводят экспертизу независимые эксперты, в их число входят ведущие специалисты и ученые в этой области, как правило, с опытом работы в экспертных комиссиях.

В состав экспертной комиссии могут входить штатные работники МПР. Общая численность экспертов проектов малой и средней сложности составляет 25-50 человек, а сложных – до 100 человек. В редких случаях (нр, по схеме охраны Байкала) – до 200 чел.

Объект экспертизы представляется в 2-х экз., дополнительные материалы – в одном. Срок проведения простой экспертизы – до 30 дней. Средней сложности – до 60 дней, а сложных проектов – до 120 дней. Как исключение сроки экспертизы могут быть продлены до 6 мес., на основании представления председателя комиссии по приказу министра.

Число и специализация рабочих групп определяются характером проекта. В ряде случаев необходимо образование особых рабочих групп, что определяется спецификой местных условий. В составе комиссии обычно работают специалисты следующих направлений – экономисты, экологи, биологи, географы, геологи, инженеры-гидрогеологи, демографы, социологи, медики-гигиенисты, гидротехники, архитекторы, юристы, археологи и т.д. Это пример экспертизы проекта ГЭС.

Первый этап. Пленарное заседание, нередко с приглашением представителей СМИ. Представляется председатель комиссии, его заместители, руководители рабочих групп. ГИП излагает цели и задачи проекта, основные положения ОВОС. Предусматриваются содоклады по ключевым направлениям со стороны проектировщиков. Далее работа идет в режиме вопросов и ответов. Дискуссия обычно не предусматривается.

Второй этап – рассмотрение проекта экспертами по рабочим группам. Идет обмен информацией между экспертами и проектировщиками. В случае необходимости возможен выезд экспертов на место проекта для уточнения ряда вопросов и получения дополнительной информации. Время – 2-3 месяца. Завершается этап составлением индив. заключений экспертов, которые передаются руководителю группы (или председателю при отсутствии групп).

Третий этап – завершение работы на уровне групп и подгрупп. Составление руководителями групп общего заключения по группе, которое доводится до заказчика. После обсуждения на заседании группы оно принимается и передается отв. секретарю экспертной комиссии.

Четвертый этап – составление сводного заключения на базе заключений отдельных групп. Сводное заключение – это нормативный документ, имеющий свою структуру.

1. Вводная часть. Состав экспертной комиссии, перечень представленных на экспертизу материалов.

2. История вопроса (проекта).

3. Характеристика проекта и альтернативных вариантов.

4. Аналитическая часть по основным группам экспертной комиссии.

5. Результирующая часть – предложения и замечания.

6. Выводы.

Основные положения сводного заключения доводятся до сведения заказчика (проектировщика). После заключительной корректировки и редактирования созывается пленарное заседание экспертной комиссии, на котором председатель докладывает основные результаты (выводы). После этого заключение подписывают председатель и все члены комиссии. Заключение может быть положительным или отрицательным. Если мнения экспертов разошлись – решает квалифицированное большинство. Эксперт, не согласный с рядом выводов, имеет право письменно высказать свое особое мнение с указанием причин несогласия и приложить его к Заключению.

Заключение утверждается приказом спец. уполномоченного органа (МПР или др.) и приобретает статус официального государственного документа, в котором также определен срок действия решения. Правовым последствием отрицательного заключения ГЭЭ является запрет реализации проекта. Отрицательное заключение может быть двух видов – недопустимость реализации проекта в принципе или необходимость доработки проекта по замечаниям и предложениям. В этом случае заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу пр условии их переработки с учетом замечаний Заключения. Обжаловать решение ГЭЭ можно через суд.

21. Структура сводного заключения государственной экологической экспертизы,Положительное и отрицательное заключение экологической экспертизы, их последствия.

Четвертый этап – составление сводного заключения на базе заключений отдельных групп. Сводное заключение – это нормативный документ, имеющий свою структуру.

1.Вводная часть. Состав экспертной комиссии, перечень представленных на экспертизу материалов.

2 История вопроса (проекта).

3.Характеристика проекта и альтернативных вариантов.

4Аналитическая часть по основным группам экспертной комиссии.

5 Результирующая часть – предложения и замечания.

6.Выводы.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта ГЭЭ. В случае отрицательного заключения ГЭЭ заказчик вправе представить материалы на повторную ГЭЭ при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении. Заключения ГЭЭ могут быть оспорены в судебном порядке

Понятие ПДС и ПДВ.

ПДВ - это масса выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника или совокупности источников загрязнения атмосферы города или другого населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, создающая приземную концентрацию, не превышающую ПДК для населения, растительного и животного мира.

ПДС - это масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе. ПДС определяется с учетом ПДК вредных веществ в местах водопользования, их фоновой концентрации, ассимилирующей способности водного объекта и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ.

Расчет ПДС.

Расчет ПДС. В качестве примера рассмотрим расчет ПДС для отдельного одиночного выпуска сточных вод в проточный водоем. Величина ПДС определяется как произведение наибольшего расхода сточных вод q3/ч) и максимально допустимой концентрации вредного вещества в сточных водах Сст.вод. г/м3:

ПДС = q* Сст.вод

Объемный расход сточных вод q - обычно величина известная. Допустимая концентрация примесей в сточных водах определяется из выражения:

Сст.вод. i = n(Cmi – Cвi) + Cвi

где n - кратность разбавления сточных вод;

Cвi - концентрация i-го вещества в водном объекте до сброса в него сточных вод;

Cmi - максимально допустимая концентрация того же вещества в воде водного объекта с учетом максимальных концентраций и ПДК всех веществ, относящихся к одной группе ЛПВ.

При поступлении сточных вод в природный водный объект происходит их смешение и разбавление. Кратность разбавления сточных вод определяется по формуле:

где Q и q- объемный расход воды соответственно в водотоке и сточных водах;

g - коэффициент смешения, учитывающий долю расхода воды водотока, участвующей в процессе смешения.

34. Экологическая аттестация и паспортизация – понятие и содержание.

Экологическая аттестация и паспортизация служат для документального описания эколого-экономических характеристик объектов природоохранной деятельности: территорий, территориально-производственных комплексов и хозяйственных объектов. Для этих целей разработаны формы экологического паспорта предприятия, территории и методики проведения экологической паспортизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.186.19 (0.111 с.)