Русско-турецкая война 1877-78 годов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русско-турецкая война 1877-78 годов



Ещё в 1875 году в Боснии и Герцеговине вспыхивает восстание сербского население. Восстание подавлялось турками с огромной жестокостью.

В июне Сербия и Черногория объявляют Турции войну. В России создаются Славянские комитеты – сбор пожертвований на борьбу, формирование добровольческих отрядов (ушло около 7 000 человек). Во главе сербской армии стал русский генерал Черняев. В октябре 1876 года сербская армия разбита. Для турок открывалась дорога на Белград.

Русский посол в Константинополе генерал-адъютант Игнатьев предъявил Турции ультиматум с требованием, в течение 48часов прекратить боевые действия. Турция ошеломлена напором России – прекратила боевые действия.

В начале 1877 года в Константинополе собралась конференция Европейских дипломатов, на которой обсуждались вопросы, связанные с прекращением турецких зверств по отношению к балканскому населению. Конференция не дала практических результатов. Османская империя потребовала от своих европейских союзников защиты от посягательств России на её внутренние дела.

12 апреля Александр II подписал высочайший манифест о войне с Турцией. Русские войска, под командованием вел князя Николая Николаевича беспрепятственно прошли через территорию Румынского княжества (Румыния – вассал Турции), в середине июня форсировали Дунай и вступили в Турецкие владения. Передовой русский отряд под командованием генерала Гурко овладел Южными горными перевалами (Шипкинским).

В городе Плевна присутствовал мощный турецкий гарнизон с талантливым военачальником Нури Осман-Пашой.

Главные силы русской армии приступили к осаде Плевны, которая после трех штурмов и длительной осады была взята. Было принято решение, не смотря на условия зимнего времени перейти Балканы. Русские войска заняли город Адреанополь и подошли вплотную к Константинополю. В этой ситуации турки запросили мира. В это время Англичане вводят в Мраморное море свою эскадру.

19 февраля 1878 года в местечке Сан-Стефано были подписаны так называемые прелиминарные (предварительные) условия мира:

Турция признала независимость Сербии и Черногории, согласилась на создание Болгарского царства, обязывалась провести реформы, облегчающие положение крестьян в Боснии и Герцеговине, России переходили устье Дуная, а так же города Батум и Карс с прилегающими территориями. Условия Сан-Стефанского мира были опротестованы сначала Британией, а затем и Австрией.

В 1878 году в Берлине начал работу международный конгресс, призванный урегулировать Балканский вопрос. Под давлением дипломатии России пришлось пойти на серьёзные уступки. Значительно сокращались территориальные приобретения Сербии и Черногории. Болгарское царство не было создано, лишь к северу от Балкан было создано автономное княжество Болгарии. Босния и Герцеговина были переданы Австрии во временное управление.

Берлинский трактат вызвал недовольство в русском обществе, был вбит ещё один клин между Россией и Германией, освобожденные балканские народы так же не получили того, на что рассчитывали. Россия оказалась в изоляции, недовольство высказала и Болгария.

20.12.2011

Культура России в пореформенный период

В пореформенной России наблюдался процесс демократизации культуры. Это выражалось, прежде всего, в литературе и искусстве – возникновение темы простонародья: мужик-кормилец, мужик-защитник.

Развитие науки и техники

Наиболее значительным был прогресс в естественных науках – физике, химии, биологии, математике, медицине.

В области физики русским ученым профессором Столетовым создается теория магнетизма и фотоэлектрических явлений. Крупнейшим русским химиком, создателем теории химических строений был профессор Казанского университета Бутлеров. Бутлеровым был создан труд; «Введение к полному изучению органической химии». Профессор Д. И. Менделеев в 1869году создал периодическую систему химических элементов. Основной труд Менделеева – «Основы химии», изданный еще при жизни Менделеева 8 раз. Кроме химии, Менделеев был одним из разработчиков Таможенного устава. По инициативе Менделеева в 1868 году было создано Русское Химическое общество. В 1893 году Менделеев возглавил Главную палату мер и весов. Кроме того, Менделеев был популяризатором научных идей – под его руководством было издано несколько научно-популярных сборников: «Библиотека промышленных знаний», «К познанию России» и так далее.

Одним из основоположников сравнительной патологии и иммунологии был профессор Новороссийского университета Мечников. Он создал учение о защитных факторах организма. В 1886 году Мечниковым была создана первая в России бактериологическая станция.

Создателем русской физиологической школы был профессор Сечин. В 1866 году им был опубликован труд «Рефлексы головного мозга», в котором ученый обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности. Учение об условных и безусловных рефлексов разрабатывал Павлов.

В пореформенное время активно проводятся географические, этнографические и антропологические изыскания. Русским географическим обществом было организовано несколько экспедиций по исследованию Средней и Центральной Азии – экспедиции Семенова-Тян-Шаньского и Пржевальского. Миклухо-Маклай изучал коренные народы Австралии и Океании.

В технике в 1872 году Лодыгин изобрел угольную лампу накаливания за 7 лет до аналогичного успеха Эдисона.

Широкое развитие во 2 половине XIX века получают гуманитарные науки.

Одним из крупнейших историков той эпохи был С. М. Соловьев, принадлежавший к государственной школе русской историографии,подчеркивал решающую роль в общественном прогрессе государства. Он написал «Историю России с древнейших времен», доведенную до 70-х годов XIX века, в 1879 году вышел 29 том.

В. О. Ключевский, создатель «Курса русской истории». Он основное внимание уделяет развитию общественных институтов, их взаимоотношениям, роли тех или иных социальных групп в зависимости от степени развития государства.

Историки «демократического» направления обращают внимание на историю русского крестьянства.

Литература и искусство

Ведущим направлением в литературе пореформенной России становится реализм, для которого характерна попытка объективного изображения окружающей действительности. В критическом реализме присутствует также критика несправедливости. Во 2 половине XIX столетия происходит творческий расцвет Толстого, Тургенева, Достоевского, Салтыкова-Щедрина (сатирический жанр), Некрасова, Тютчева, Фета.

Реализм также был господствующим направлением в изобразительном искусстве. В 1863 году 14 молодых художников образовали «артель петербургских художников» - «передвижников». На их базе создается «Товарищество передвижных выставок». Передвижники провели 48 выставок. Наиболее известны из передвижников Саврасов,Суриков, Шишкин, В. М. Васнецов, Репин, Левитан.

Наиболее известным портретистом был Крамской. Им была создана галерея портретов русских общественных деятелей и деятелей культуры – Толстого, Некрасова, Третьякова, а также целая серия крестьянских портретов.

Мастером исторической живописи был Суриков, написавший «Утро стрелецкой казни», «Боярыню Морозову» и другие картины.

Выдающимся русским художником-реалистом был Репин с его картинами «Бурлаки на Волге», «Проводы новобранца». «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Близок к передвижникам был Верещагин, живописец-баталист.

В архитектуре доминируют два стиля: модерн и ложнорусский стиль.

Просвещение, книгоиздательство и периодическая печать

В пореформенную эпоху возрастают потребности государства в наличии компетентных кадров. Этим обусловливается расширение системы образования. Кроме того, народное образование являлось важным средством идеологического воздействия на народные массы. С 1856 по 1896 годы численность начальных и средних учебных заведений вырастает в 10 раз с 8 000 до 79 000. Число учащихся возрастает с 450 000 до 4 000 000 человек. Несмотря на увеличение числа начальных школ и их большое разнообразие ощущалась острая нехватка образовательных учреждений. Особенно остро нехватка наблюдается в крестьянской среде. Крестьянами создавались свои домашние школы грамотности.

По переписи 1897 года процент грамотных составлял 22. В целом по стране в середине века грамотность была на уровне 6-7%.

Активно развивается специальное и высшее образование. В 1862 году был открыт Новороссийский университет, в 1882 году - Сибирский университет в Томске, активно открывались политехнические институты.

Во 2 половине XIX века особенно бурно развивается книгоиздательство. Число типографий к XX веку возрастает до 1300 с 96 в середине XIX века. Россия по количеству названий выпускаемой литературы выходит на третье место в мире после Германии и Франции.

Наиболее известными книгоиздателями были Сытин, Вольф, Павленков.

Число периодических изданий выросло со 100 до 800, число ежедневных газет – с 7 до 100. Наибольшую распространенность имели «толстые» журналы, такие как «Вестник Европы»,»Отечественные записки», «Русский архив», «Исторический вестник», «Древняя и новая Россия».

20.12.2011



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.51 (0.016 с.)