Хронологические границы дошкольного детства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хронологические границы дошкольного детства



(3-6/7 лет)

В этом возрасте выделяют 2 подпериода:

- младший дошкольный (3-5)

- старший дошкольный (5-6/7)

Некоторые выделяют средний период (4-5 лет).

В дошкольном дествте продолжается интенсивное созревание организма

Рост у детей немного замедляется по отношению к предыдущим периодам (3-5 см)

Старший дошкольный – рост в длину – до 8-10 см (т.н. «период вытягивания»).

К 6-7 годам наблюдается удваивание массы тела годовалого ребенка.

В основном, к концу данного возраста заканчивается и формирование костной ткани, но в этом возрасте скелет ребенка все еще состоит в большинстве из хрящевых элементов.

В этом возрасте совершенствуются кровеносная, дыхательная системы, частота дыхания уменьшается, приближается ко взрослому.

Увеличивается масса тела > кол-во сердечных сокращений, повышается выносливаость сердца и общая выносливость организма.

Увеличивается объем головного мозга с 1150 до 1350 г за счет коры больших полушарий, соответственно формируется сигнальная система, благодаря которой формируются условные рефлексы на слова, увеличивается скорость их вырабатывания.

Внимание ребенка неустойчиво, быстрое утомление.

Для формирование того или иного навыка необходимо повторение одного и того же навыка.

Совершенствуются движения. Пик физической активности (примерно до 8 лет).

В связи с совершенствованием ребенка, он становится более самостоятельным, отделяется от взрослого человека, начинает отделяться от семьи.

Именно в этом возрасте ребенок начинает познавать мир взрослых людей. Ребенку важен взрослый человек для того, чтобы удовлетворять познавательную активность и для формирования представления о нравственных нормах поведения.

Это возраст «почемучек», развита любознательность, потребность в познании. Необходимо отвечать даже на те вопросы, на которые не можем ответить.

 

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В этом возрасте ребенок познает окружающий мир с помощью игры.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве.

Легко научить чему угодно, переведя это в игровую деятельность.

Именно в игровой деятельности развиваются произвольные формы психических процессов (внимание, память, воображение, восприятие и т.д.).

Произвольный процесс отличается от непроизвольного волевой активностью, сознательным актом, задачей, поставленной перед человеком.

Игра способствует развитию речи, рефлексии (способность анализировать собственные действия).

В игровой деятельности развивается также эмоционально-волевая деятельность ребенка.

Именно в игровой деятельности происходит формирование личности ребенка.

Именно в ИД происходит формирование других видов деятельности (рисование, конструирование, обучение, трудовая Д).

 

Изобразительная деятельность

ИЗО деятельность однозначно влияет на психическое развитие ребенка.

ИЗОД развивается по нескольким стадиям.

- доизобразительный этап

а – стадия каракулей (2-3 года)

Имеет большое значение для р, происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

б – стадия последующей интерпретации (ближе к 3 годам)

Внешне каракули не отличаются, но здесь ребенок может сказать, что именно он нарисовал.

- изобразительный этап

а – примитивная выразительность (3-5 лет).

Здесь рисунки, хоть затрудненно, но становятся похожим на образ.

б – стадия схематического рисунка (6-7 лет).

Здесь объекты уже изображаются с теми качествами, которые ему присущи.

Одна из функций детского рисунка – экспрессивная, т.е. выражение своего отношения к действительности. Рисунок развивает образное мышление, креативность.

 

Конструирование.

К – целенаправленный процесс в результате которого получаем определенный продукт.

К играет большую роль для развития ребенка.

Благодаря К мы начинаем видеть предмет. Получаем представление о его различных свойствах, представление о различных геометрических формах.

- конструирование по образцу

- конструирование по условиям (типа «LEGO»)

- конструирование по собственному замыслу

Учебная деятельность

К этому периоду дети любят учиться.

Обучение в этом возрасте происходит в дестких дословных учреждениях, детских садах.

Основным движущим механизмом является детская любознательность.

Главное в этом возрасте не переусердствовать, не отбить желание познавать что-л новое.

 

Трудовая деятельность.

Развитие ТД происходит при наблюдении за трудом взрослых, но не тогда, когда выполняет трудовые задания. Очень важно одобрение взрослых людей.

 

Развитие особенностей психических процессов и речи.

Дошкольное детство – приод интенсивного развития сенсорно-перцептивных процессов. (восприятие и интерпретация).

Особое значение на этом этапе происходят по усвоению сенсорных эталонов (выработанных человечеством основных свойствах предметов):

Усвоение:

- цвета

- формы

- величины

- положения в пространстве

- длительность временных промежутков

К 4-5 годам ребенок усваивает большой объем таких эталонов.

Например может различать теплые-холодные тона в цвете, геометрические формы, может сравнивать предметы по размеру, может сравнивать не один-два, а множество предметов.

Для детей к 5-6 годам формируется представление о признаках, по которым определяются свойства предметов (оттенки цветов, цветовые гаммы).

Начинают ориентироваться в пространстве и времени, что происходит сложнее, чем в представлении о свойствах и признаках предметов.

Ориентировка во времени у ребенка опираются по действиям («вчера», - «это когда мы ходили в магазин?», «утро – это когда я умываюсь», «день – когда я ем суп», «вечер – когда надо спать»), тяжело представить понятие «завтра».

 

Память.

Память в этом возрасте является ведущим познавательным процессом, на ее основе формируются другие процессы и мышление.

Ни до, ни после этого возраста ребенок не может запоминать информацию с такой скоростью.

Черты памяти дошкольника:

- носит непроизвольный характер (особенно у младших дошкольников – практически единственная форма работы памяти (как и непроизвольное воспроизведение)).

На протяжении дошкольного детства усиливается как раз непроизвольное запоминание (т.е. что нравится – то и запоминаю).

- произвольный характер памяти формируется примерно в 4-5 лет. (намеренное запоминание материала). Развивается опять-таки в игре.

 

3-4 года – период первых детских воспоминаний. Первый возраст, лишенный детской амнезии.

 

По мере развития памяти, любознательности, интересов, начинает формироваться наглядно-образное мышление.

Кроме него к концу дошкВ начинает формироваться образно-схематическое мышление.

Ребенок очень хорошо начинает ориентироваться в схемах.

Многие психологи и педагоги считают, что можно сформировать к 6-7 годам абстрактно-логическое мышление, может запоминать и сложные формулы, и сложные термины.

Но, т.к. в этом возрасте в основном развивается наглядно образное мышление, то, если надавить на абстрактно-логическое мышление, то наглядно-образное в будущем развить будет практически невозможно.

 

Воображение.

Воображение развивается также в игровой деятельности. Начинает развиваться в возрасте 3-4 лет, когда ребенок начинает использовать предметы-заместители (т.е. подручные материалы).

У детей в этом возрасте мало опыта, поэтому нельзя сказать, что воображение у дошкольника развито лучше взрослого.

 

Внимание.

Ребенок научается управлять своим вниманием, но преобладает непроизвольное внимание.

 

Речь.

1 – перестраивает психические процессы, становится орудием мышления

2 – совершенствуется практическое употребление.

Увеличивается словарный запас, становление правильной, грамотной речи (фонетически, синтаксически, лексически, грамматически).

Развиваются следующие функции речи:

- коммуникативная.

- планирующая функция (средство планирования и регуляции поведения)

- знаковая (передача и хранение информации с помощью слова.)

 

 

Все психические познавательные процессы у ребенка в этом возрасте развиваются гетерохронно (неравномерно).

Гетерохронность:

- произвольность/непроизвольность

- образность/вербальность

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.168 (0.02 с.)