Часть первая. Основы теории и методики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть первая. Основы теории и методики



ПРЕПОДАВАНИЯ ГИМНАСТИКИ....................................... 5

Глава 1. Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина........................ 5

1.1. Задачи и методические особенности гимнастики................... 5

1.2. Классификация видов гимнастики............................................... 8

 

1.2.1. Оздоровительные виды гимнастики................................. 9

1.2.2. Образовательно-развивающие виды гимнастики........ 11

1.2.3. Спортивные виды гимнастики........................................... 13

1.3. Гимнастика как учебно-педагогическая и научная
дисциплина........................................................................................ 14

Глава 2. Исторический обзор развития гимнастики................................................ 16

2.1. Закономерности развития гимнастики....................................... 16

2.2. Гимнастика у древних народов................................................... 17

2.3. Гимнастика в Средневековье........................................................ 24

2.4. Гимнастика в эпоху Возрождения............................................. 25

2.5. Гимнастика в Новое время............................................................ 27

2.6. Возникновение национальных систем гимнастики................ 29

2.7. Развитие гимнастики во второй половине XIX — нача­ле XX века 34

2.8. Гимнастика в дореволюционной России.................................. 36

2.9. Развитие гимнастики в России после 1917 г............................. 43

2.10. Возможные пути дальнейшего развития гимнастики.......... 54

Глава 3. Терминология гимнастики.......................................................................... 56

3.1. Характеристика гимнастической терминологии.................... 56

3.2. Правила гимнастической терминологии...................................57

 

3.2.1. Способы образования терминов....................................... 57

3.2.2. Правила применения терминов......................................... 58

3.2.3. Правила сокращения (опускание отдельных терминов) 59

3.3. Запись гимнастических упражнений.......................................... 60

3.3.1. Формы и типы записи упражнений.................................. 60

3.3.2. Текстовая запись конкретных упражнений................... 62

3.4. Правила записи общеразвивающих упражнений................... 64

3.4.1. Запись общеразвивающих упражнений

без предмета........................................................................... 64


 

3.4.2. Положения и движения звеньев тела.............................. 67

3.4.3. Запись общеразвивающих упражнений

с предметами.......................................................................... 71

3.5. Правила записи упражнений на снарядах, вольных,

акробатических и художественной гимнастики..................... 73

3.5.1. Запись упражнений на гимнастических снарядах....73

3.5.2. Упражнения на гимнастической стенке,

скамейке и в парах............................................................... 75

3.5.3. Запись акробатических упражнений............................. 78

3.5.4. Запись вольных упражнений............................................ 80

3.5.5. Запись упражнений художественной гимнастики....81

Глава 4. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике. 83

4.1. Причины травматизма и способы его предупреждения....... 83

4.2. Характеристика травм на занятиях по гимнастике

и их профилактика........................................................................... 86

4.3. Требования к местам проведения занятий................................ 87

4.4. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма 90

4.5. Обучение приемам страховки и помощи.................................. 92

4.6. Врачебный контроль и самоконтроль....................................... 93

Глава 5. Основы техники гимнастических упражнений........................................ 96

5.1. Техника гимнастических упражнений и законо­мерности, лежащие в ее основе 96

5.2. Статические упражнения............................................................. 101

5.3. Динамические упражнения......................................................... 104

 

5.3.1. Основные понятия и законы динамики........................ 106

5.3.2. Отталкивание и приземление......................................... 107

5.3.3. Реактивное движение и реактивная сила

(реакция опоры), хлестовое движение......................... ПО

5.3.4. Вращательные движения................................................. 112

5.3.5. Маховые упражнения....................................................... 116

5.3.6. Силовые упражнения........................................................ 119

5.4. Общие правила анализа техники исполнения
гимнастических упражнений...................................................... 120

Глава 6. Основы обучения гимнастическим упражнениям................................. 121

6.1. Теоретические и методологические основы обучения гимнастическим упражнениям 121

6.2. Знания, двигательные умения, навыки и способности гимнастов 124

6.3. Обучение гимнастическим упражнениям................................ 135

 

6.3.1. Ознакомление с изучаемым упражнением, созда­ние о нем предварительного представления 136

6.3.2. Разучивание упражнения................................................. 143

6.3.3. Закрепление и совершенствование техники исполнения упражнения 145


 




6.4. Практическая реализация принципов дидактики

при обучении упражнениям....................................................... 146

6.5. Методы, приемы и условия успешного обучения
гимнастическим упражнениям......................................:.......... 148

Глава 7. Физкультурные залы, гимнастические площадки

и их оборудование............................................................................... 153

7.1. Физкультурные залы и их оборудование............................... 153

7.2. Многокомплексные гимнастические снаряды...................... 157

7.3. Гимнастические площадки и их оборудование.................... 159

7.4. Технические средства, используемые на занятиях

по гимнастике в общеобразовательной школе..................... 161

Глава 8. Научная работа по гимнастике..................................................... 163

8.1. Научная работа учителя физической культуры................... 163

8.2. Гимнастика как научная дисциплина...................................... 164

8.3. Вопросы гимнастики, требующие исследований................. 165

8.4. Выбор темы для исследования................................................... 169

8.5. Научная проблема, проблемность исследуемого вопроса 170

8.6. Гипотеза............................................................................................ 174

8.7. Цель и задачи исследования....................................................... 180

8.8. Методы исследования.................................................................. 180

8.9. Анализ и обобщение опыта передовой практики

и литературных данных.............................................................. 181

8.10. Педагогическое наблюдение.................................................... 183

8.11. Анкетирование, интервью, беседа.......................................... 185

8.12. Индуктивный и дедуктивный методы................................... 186

8.13. Педагогический эксперимент................................................... 186

8.14. Формулирование выводов и предложений. Подведение итогов исследования 188

8.15. Оформление научного труда.................................................... 190

8.16. Требования, предъявляемые к языку и стилю...................... 192

Часть вторая. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГИМНАСТИКИ..................... 195

Глава 9. Строевые, общеразвивающие и прикладные

упражнения............................................................................................... 195

9.1. Строевые упражнения.................................................................. 195

9.2. Общеразвивающие упражнения................................................ 204

9.3. Прикладные упражнения............................................................. 210

Глава 10. Упражнения гимнастического многоборья........................................... 223

10.1. Вольные упражнения.................................................................. 223

10.2. Упражнения на коне.................................................................... 229

10.3. Упражнения на кольцах............................................................. 235

10.4. Опорные прыжки.......................................................................... 245

10.5. Упражнения на брусьях............................................................. 257

10.6. Упражнения на перекладине.................................................... 270

10.7. Упражнения на брусьях разной высоты................................ 282


 

 

10.8. Упражнения на гимнастическом бревне

Глава 11. Акробатические упражнения.................................................................. 293

11.1. Характеристика и назначение акробатических упражнений 293

11.2. Обучение основным акробатическим упражнениям......... 296

Глава 12. Упражнения художественной и ритмической гимнастики................. 310

12.1. Характеристика и назначение упражнений художественной гимнастики 310

12.2. Характеристика и назначение упражнений ритмической гимнастики 319

 

12.2.1. Содержание упражнений............................................. 321

12.2.2. Составление комплексов упражнений...................... 324

12.2.3. Формы проведения занятий......................................... 328

Глава 13. Музыкальное сопровождение на занятиях по гимнастике 330

Глава 14. Слово педагога в комплексе средств гимнастики................................. 334

Часть третья. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

ГИМНАСТИКОЙ.......................................................................... 339

Глава 15. Занятия гимнастикой в общеобразовательной школе......................... 339

15.1. Урок гимнастики в школе......................................................... 339

15.1.1. Основные задачи урока................................................ 339

15.1.2. Общие требования к уроку.......................................... 340

15.1.3. Подготовительная часть урока.................................. 342

15.1.4. Основная часть урока................................................... 346

15.1.5. Заключительная часть урока...................................... 349

15.1.6. Организация учебного труда на уроке.................... 350

15.1.7. Организация урока и способы управления занимающимися 351

 

15.2. Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп...354

15.3. Массовые гимнастические выступления............................... 357

Глава 16. Прогнозирование способностей гимнастов и методика отбора
детей для занятий гимнастикой со спортивной
направленностью
...................................................................................... 360

16.1. Требования гимнастики как вида спорта

к способностям занимающихся............................................... 360

16.2. Изучение и развитие способностей у гимнастов................. 361

16.3. Ориентация и отбор детей для занятий гимнастикой

со спортивной направленностью............................................ 382

Глава 17. Основы спортивной тренировки юных гимнастов............................... 385

17.1. Спортивная тренировка............................................................. 385

17.2. Этапы спортивной тренировки................................................ 387

17.2.1. Начальная спортивная тренировка.......................... 388


 




17.2.2. Начальная специализированная тренировка......... 389

17.2.3. Углубленная специализированная тренировка гимнастов 13—16 лет 390

 

17.3. Контроль за функциональным состоянием юных гимнастов 392

17.4. Принципы спортивной тренировки гимнастов.................... 396

17.5. Путь к высокому спортивному мастерству........................... 397

Глава 18. Планирование и учет работы по гимнастике................................... 398

18.1. Структура тренировочного процесса.................................... 399

18.2. Учет результатов учебно-тренировочной работы............. 403

Глава 19. Организация и проведение соревнований по гимнастике............ 403

19.1. Педагогическое и агитационное значение соревнований 403

19.2. Виды и характеристика соревнований.................................. 405

19.3. Документы, необходимые для проведения соревнований..... 406

19.4. Состав и работа судейской коллегии

на соревнованиях......................................................................... 412

19.5. Подготовка и проведение соревнований............................... 413

19.6. Судейство соревнований........................................................... 414

19.7. Особенности проведения массовых соревнований............ 416

19.8. Подготовка судей по гимнастике............................................. 418

Глава 20. Методическая подготовка учителя физической культуры,

педагога-тренера в области гимнастики............................................. 418

20.1. Методическая подготовка студентов на занятиях

по гимнастике................................................................................ 418

20.2. Основы методического мастерства учителя
физической культуры (педагога-тренера) в области
гимнастики...................................................................................... 420

Приложение................................................................................................................ 426

Краткий словарь гимнастических терминов................................................... 426

Конспект урока № 28 для VI класса.................................................................. 432


Учебное издание

Журавин Михаил Леонидович,

Загрядская Ольга Владимировна,

Казакевич Надежда Викторовна и др.

Гимнастика

Учебник

Редактор М. В. Михельсон

Технический редактор Е. Ф. Коржуева

Компьютерная верстка: Н. В. Протасова

Корректоры Н. В. Козлова, Е. Н. Зоткина

Изд. № А-349. Подписано в печать 12.09.2002. Формат 60x90/16. Бумага тип. № 2. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Усл. печ. л. 28,0. Тираж 30000 экз. (1-й завод 1 -10000 экз.). Заказ №2093.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.002682.05.01 от 18 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.



 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.21.159 (0.054 с.)