Культурно- историческая концепция развития психики в трудах Выгодского. Ведущий характер обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурно- историческая концепция развития психики в трудах Выгодского. Ведущий характер обучения.



Выгодский разработал основы культ.-историч. теории развития психики. Далее она была развита в работах Леонтьева, Запорожца, Лури, Эльконина, Божовича и т.д.

Каждая форма культурного развития - продукт исторического развития человечества. В процессе общественной жизни среда содержит: - идеальные формы, - образцы развития, т.е.то к чему развитие ребенка должно стремиться.

Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социал. к индивидуальному. Движущая сила псих.развития - это обучение.

Условия развития в культ. -историч. подходе:

1) Полноценность всех функциональных систем организма, нормально- функционирующий мозг.

2) Общение

Жизнь в человеческом обществе являются необходимым условием специфики человеческого развития ребенка.!!! Становление и развитие псих. функций и сознание человека находятся в фокусе внимания и сегодня.

Что влияет на развитие? (по Выгодскому)

- он выдвинул и обосновал принцип соц.-историч. обусловленности психики человека и принцип спицифики ее развития в онтогенезе.

- сознание человека понималось им как продукт истор. развития общества. Он утверждал, что сознание не дано человеку, а имеет историю своего прижизненного развития.

!!! Законы развития психики ребенка принципиально иные, чем законы развития животных.

 

Принципы особенности человеческой психики:

 

1. Закономерности формирования сознания были им раскрыты в изучении о ВЫСШИХ ПСИХ.Ф-ИЙ (сознание человека как процесс империоризации знаков и развития значений).

! ВПФ формируется на протяжении всей жизни. Они являются продуктом соц.-историч. развития. Их появление обусловлено характером жизнедеятельности ч-ка, опосредующие структуру ВПФ.

Выгодсикий считал, что в процессе историч. развития чел-ка изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и ф-ии, вырабатывает и создает новые культурные формы поведения.

Пример ВПФ: произвольное внимание, мышление и т.д.

Психические орудия- это знаки (использ. Знаков дает разумность деят-ти ВПФ возможное только в процессе общения)

 

2. ЗАКОН МЕТАМОРФОЗЫ (определяет развитие как последовательное изменение качественного состояния сознания.

Процесс псих. развития (перестройка системной структуры сознания) обусловлен изменением уровня развития обобщений (смысловой стороны).!!! Можно управлять развитием сознания через обучение (речевым общением людей можно изменить сознание).

Обучение- внутреннее, необход. и всеобщий момент в процессе, развития у ребенка свойств, историч. присущих человеку.

 

3. ЗАКОН ГЕТЕРОХРОННОСТИ РАЗВИТИЯ (псих. развитие ребенка не совпадает с хронологическим, т.е. имеет свой особый ритм.!!! Ближе к зрелости он снижается).

 

4. ЗАКОН СРЕДЫ (определяет роль социальной среды как источник развития)

 

5. Зона Ближайшего развития

 

6. ЗАКОН СИСТЕМНОГО И СМЫСЛОВОГО СТРОЕНИЯ СОЗНАНИЯ

 

КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО, ПРОГРАММИРОВАННОГО, ЗНАКОВО-КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях. Их характеристика сводится к описанию принципов, целей, содержания, средств обучения. Выделяют 3 концепции образовательного процесса: традиционную, педоцентристскую (прогрессивистскую) и концепцию современного образования.

Традиционная – наиболее ранняя концепция. Основы заложил Я.А. Коменский. Дидактические концепции Песталоцци, Гербарта (разработал этапы процесса обучения, структуру: изложение, понимание, обобщение, применение). Отечествен. авторы: Бабанский (теория оптимального образования: бережное отношение к силам и времени педагога и учеников). Особенности: ведущую роль играет преподавание, деятельность учителя. Педагог вооружает учащихся знаниями, организует процесс, регулирует его и оценивает д-ть учащихся. Однако к началу 20в. эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, оторванность от жизни, за то, что она ставит целью передачу готовых знаний, не способствует развитию мышления. Поэтому в начале 20 века рождаются новые подходы. (В настоящее время эта концепция реализуется в большинстве школ).

В основе педоцентристской концепции лежит система Д.Дьюи, трудовая школа Кершенштейнера, Лая. Отечествен. авторы: Л.Н. Толстой (теория свободного воспитания). Особенности: в центре внимания ребенок, ученик; опора на интересы, способности учащихся, их потребности. Целью обучения: развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей. Обучение через делание (обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной д-ти). Однако следование в учении за интересами детей ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает глубокой проработки материала. (Сейчас возрос интерес к этой концепции: проектно-исследовательская д-ть учеников и педагога).

Современная дидактическая система объединяет в себе и традиционную, и педоцентристскую концепции. Особенности: гармоничное развитие личности, вооружение знаниями, формирование метапредметных знаний и навыков. Большой вклад внесли Амонашвили, Занков, Давыдов и др. Современную концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное, развивающее обучение и др.

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной д-ти учеников и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего. Достоинства: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы, прочность усвоения знаний. Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени. Эта модель обучения восходит к методам системы Д. Дьюи (обучение через делание). В 60-е годы ее вариант – обучение через исследование – разрабатывал Дж. Брунер. В России это делали И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.М. Махмутов и др.

Программированное обучение (основатель Скиннер):изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка. Доза усвоена – переходят к следующей. Это и есть "шаг" обучения: предъявление, усвоение, проверка. Достоинства: мелкие дозы усваиваются легко, воспитывается умение логически мыслить, темп усвоения выбирается учеником. Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обработке; большие затраты времени; возникает дефицит общения и эмоций в обучении; не способствует развитию самостоятельности. В отечественном варианте этот тип обучения базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Знаково-контекстное обучение – форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе. Концепция разработана А. А. Вербицким в 1991 году. Постепенное насыщение учебного процесса элементами проф.деятельности.: от учебной д-ти академического типа к квазипроф. д-ти (деловые и дидактич. игры), потом к учебно-проф. д-ти (практики, стажировки). Преподавание общеобразовательных дисциплин предлагается трактовать в контексте проф. д-ти, отходя в этом от академичного изложения научного знания.

 

Образовательные, воспитательные и развивающие функции проверки знаний, умений и навыков младших школьников. Психологические причины школьной неуспеваемости.

Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

  • За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию потому, что в

процессе проверки происходит исправление ошибок в содержании, логике ответов, а также в речи учащихся. Что ведет к развивающей ее функции.

  • Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной

активности учащихся, в развитии их творческих сил и способностей.

  • Сущность образовательной функции проверки и учета заключается в

совершенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации,

в развитии речи и мышления, внимания и памяти школьников.

· Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства

ответственности у школьников за свой учебный труд, трудолюбия, дисциплины труда; в формировании черт — честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи.

 

Проверка играет стимулирующую роль, если осуществляется регулярно, показывает учащимся достоинства и недостатки их знаний, происходит на каждом уроке: все учащиеся класса обязаны слушать вызванного ученика и высказывать свои замечания по его ответу. Стимулом учебного труда является справедливая его оценка. Функции проверки проявляются в отдельных этапах процесса обучения в разной степени.

Признание за проверкой лишь какой-то одной функции приводит к искажению природы проверки, делает ее односторонней.

 

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – несоответствие учебных результатов учащихся к требованиям учебной программы.

Успеваемость – качественная характеристика результатов усвоения учебной программы учеником.

ПРИЧИНЫ:

  1. По Блонскому: патология наследственности, нервные и сердечные болезни, неблагоприятное утробное детство.
  2. Славина: неправильное отношению к учению, трудное усвоение материала, неумение трудиться, отсутствие познавательных интересов, отсутствие навыков учебной деятельности.
  3. Гильбух: пед причины (неумение учителя использовать методы, не учет индивидуальных особенностей), психологические причины (недостатки в развитии мотивации, эмоционально – волевой сфере, не сформированы способности учебной д-ти), нейро – физиологические (слабость нервной системы).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.73.134 (0.018 с.)