![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственно-правовые режимы: понятие и разновидности.
Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В связи с этими фактами различают демократические и недемократические (тоталитарные) режимы. Признаки демократического режима: 1. Приоритетом личности над всеми другими интересами и ценностями, гарантированным осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина. 2. Демократическим порядком формирования и функционирования структур власти (избирательная система, разделение властей, отсутствие единого центра власти, подконтрольность), т.е. наличием режима парламентаризма. 3. Политическим плюрализмом – многопартийной системой, многоканальностью выражения и учета интересов социальных слоев и групп населения, безусловным учетом интересов меньшинства и др. 4. Идеологическим плюрализмом, открытой информацией, свободными СМИ. 6. Наличием эффективного механизма перевода объективных потребностей развития общества и интересов народа в плоскость государственной политики и права. Недемократические (тоталитарные) режимы характеризуются следующими показателями: 1. Приоритетом государственных начал и интересов над всеми другими интересами и ценностями. Государство здесь проникает во все поры жизни общества, в том числе в частную жизнь, оно поглощает общество. 2. Тяготением к единоличной власти харизматических лидеров (вождей), нередко придание такой власти сакральных свойств 3. Наличием однопартийной системы, даже если формально существуют две или несколько партий, огосударствлением этой партии и других, официально признаваемых негосударственных организаций (ст. 6 и 7 Конституции СССР 1977 г.). 4. Отсутствием системы разделения властей, юридических пределов в деятельности органов государства и должностных лиц, их юридической ответственности перед населением, избирателями. 5. Приоритетом политики над экономикой, правом, обществом в целом, отчуждением населения от собственности и власти. 6. Приматом публичного права над частным правом, возобладанием ограничительно-запретительного для граждан порядка правового регулирования, господством патерналистского правосознания и криминального мышления населения страны. 7. Монополизацией информации и господством единственной идеологии.
Разновидности: Корпоративно-аппаратный (леворадикальный) режим осуществления государственной власти складывается в результате проведения так называемых «пролетарских революций», осуществленных группами профессиональных революционеров марксистсколенинской идеологической ориентации при постановке стратегической цели построения социализма и коммунизма. Социальную опору леворадикального режима составляют номенклатурные слои партийно-государственных и других огосударствленных структур, построенных на принципах бюрократического централизма, при отчуждении населения (народа) от власти, абюрократической власти – от народа. Фашистский (праворадикальный) режим осуществления государственной власти является прямым порождением общества, экономическая система которого базируется на экономическом монополизме, господстве национальных и транснациональных монополистических объединений внутри страны и за её пределами.
26.Понятие государственного аппарата. Государственный аппарат и механизм государства. Государственный аппарат – это система объединенных принципами организации и деятельности органов, обеспечивающих осуществление государственной власти, решение главных задач, стоящих перед государством. Государственный аппарат формируется, действует за счет бюджета − налогов, взимаемых с населения. Государственный аппарат – это не только органы государства, но и материальные атрибуты (тюрьмы и учреждения принудительного характера), определяющие потенциальную возможность их использования для целей управления. Понятие государственного аппарата является обобщающим, охватывающим общими признаками всю совокупность разнообразных по целям и задачам государственных органов. Вместе с тем государственный орган – это организованный коллектив государственных служащих (чиновников), замещающих должности по определенным, прежде всего профессиональным критериям. Государственный орган обладает властными полномочиями, которые реализуются в определенных сферах управления, через администрации подведомственных учреждений, организаций, которые вместе с коллективом работников непосредственно решают задачи и осуществляют функции, обусловленные назначением государственного органа.
Механизм государства – это система государственных органов, а также администраций низовых учреждений и организаций, обеспечивающих решение практических задач и осуществление функций государственных органов. Сам по себе государственный орган не делает практическую работу (образовательную, в области здравоохранения и др., например). Этим занимаются коллективы профессионалов во главе с администрациями. В механизме государства происходит взаимодействие структур власти (управляющих) и администрации низовых учреждений и организаций (управленцев и управляемых), через которые осуществляется практическая государственная работа. 27.Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования: 1. нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов; 2. непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов; 3. полнота, в соответствии с ней происходит предварительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов; 4. самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов. Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные. Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные. К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят: 1. разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную; 2. демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами; 3. гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов; 4. законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов; 5. профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической; 6. гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом; 7. национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;
8. федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами. К организационным принципам относятся: 1. иерархичность; 2. дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; 3. ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий; 4. сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; 5. соотношение отраслевых и территориальных начал управления. Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства. 28.Органы государства: признаки, понятие, виды. Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата. В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно-властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными органами. Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости: 1) от порядка их формирования; 2) объема выполняемых полномочий; 3) широты компетенции;4) характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей); 5) числа государственных гражданских служащих; 6) времени функционирования.
В зависимости от порядка формирования государственные органы делят: 1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке; 2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство). В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют: 1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.; 2) центральные, в частности министерства; 3) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п. В зависимости от широты компетенции различают: 1) органы общей компетенции – это президент, правительство и др.; 2) органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства. В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы: 1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство; 2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом. В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают: 1) законодательные; 2) исполнительные; 3) судебные; 4) контрольно-надзорные органы. В зависимости от времени функционирования: 1) постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.255.24 (0.019 с.) |