Тема 10. Аксиология: философское учение о ценностях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Аксиология: философское учение о ценностях



10.1. Эстетические ценности

1. Основные категории эстетики.

2. Понятие эстетического идеала и его историческая эволюция.

3. Проблемы эстетического воспитания личности.

 

Литература

 

1. Анисимов С. Ф. Введение в аксиологию / С. Ф. Анисимов. – М., 2001.

2. Арушанов В. З. Проблемы культурного прогресса: учеб. пособие / В. З. Арушанов. – М.: МИИТ, 2009.

3. Горбунова Л. И. Философия культуры: учеб. пособие для студентов всех форм обучения и аспирантов / Л. И. Горбунова. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2010.

4. Плотникова Л. И. Развитие личности в контексте ноосферных ценностей: учеб. пособие / Л. И. Плотникова. – Чита: ЗабГГПУ, 2009.

5. Хеффе О. Справедливость: философское введение: пер. с нем. / О. Хеффе. – М.: Праксис, 2007.

6. Худякова Н. Л. Аксиологические основы поведения человека: учеб. пособие / Н. Л. Худякова. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2010.

 

10.2. Морально-нравственные ценности

1. Основные понятия морали.

2. Место и роль морального мотива в поведении человека.

3. Проблема формирования и обновления нравственных ценностей.

 

Литература

 

1. Анисимов С. Ф. Введение в аксиологию / С. Ф. Анисимов. – М., 2001.

2. Арушанов В. З. Проблемы культурного прогресса: учеб. пособие / В. З. Арушанов. – М.: МИИТ, 2009.

3. Горбунова Л. И. Философия культуры: учеб. пособие для студентов всех форм обучения и аспирантов / Л. И. Горбунова. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2010.

4. Плотникова Л. И. Развитие личности в контексте ноосферных ценностей: учеб. пособие / Л. И. Плотникова. – Чита: ЗабГГПУ, 2009.

5. Хеффе О. Справедливость: философское введение: пер. с нем. / О. Хеффе. – М.: Праксис, 2007.

6. Худякова Н. Л. Аксиологические основы поведения человека: учеб. пособие / Н. Л. Худякова. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2010.

 

10.3. Религиозные ценности

 

1. Нравственные концепции основных мировых религий.

2. Религиозные ценности и претензия на абсолютную ценность.

3. Религиозно-ценностная ориентация в жизни человека.

 

Литература

1. Дильтей В. Введение в науки о духе / В. Дильтей // Зарубежная эстетика и теория литературы. Трактаты. Статьи. Эссе. – М., 1987.

2. Духовная практика живой этики. Понимание основ живой практики // Рерих Е. И.Сокровенное знание. Теория и практика Агни-Йоги. – 2-е изд. – М., 2006.

3. Франк С. Реальность как духовная жизнь // Франк С. Реальность и человек. – СПб., 2009.

4. Худякова Н. Л. Аксиологические основы поведения человека: учеб. пособие / Н. Л. Худякова. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2010.

5. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М., 1989.

 

Тема 11. Антропология: философское учение о человеке

 

1. Чувство, разум и воля как основные сущностные силы человека.

2. Человеческая природа и свобода.

3. Многообразие смыслов жизни человека.

Литература

1. Волынкин В. И. Личность и её саморазвитие: к истокам человека и личности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Волынкин. – Астрахань: Астраханский ун-т, 2008.

2. Лебедев С. А. Философская антропология. Человек многомерный: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С. А. Лебедев. – М.: ЮНИТИ, 2010.

3. Рубинштейн М. М. О смысле жизни: труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу / М. М. Рубинштейн. – М.: Территория будущего, 2008.

4. Ревич И. М. «Жизнь и смерть предложил я тебе…» / И. М. Ревич. – М.: Грифон, 2006.

5. Чемериский Б. Г. Ранний антропосоциогенез: учеб. пособие / Б. Г. Чемериский. – Пермь: Изд-во Пермского гос. технического ун-та, 2010.

6. Чернышова Э. П. Антропология: учеб. пособие для студентов социальных факультетов высших учебных заведений / Э. П. Чернышова. – Магнитогорск: МаГУ, 2010.

 

Тема 12. Социальная философия: философское учение об обществе и его истории

 

1. Сущность и структура общества.

2. Свобода и социальный порядок.

3. Общество: норма и патология. Волюнтаризм и фатализм.

Литература

1. Антипов Г. А. Социальная антропология: учеб. пособие / Г. А. Антипов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010

2. Барсегян С. Г. Социальная философия: учеб. пособие / С. Г. Барсегян. – М.: МосУ МВД России, 2010.

3. Бурнашев К. Э. Человек и его потребности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / К. Э. Бурнашев. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2010.

4. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. – М., 1990.

5. Конфуций. Беседы и суждения: пер. с кит. В. П. Васильева, П. С. Попова, В. А. Кривцова. – М.: Мир книги; Литература, 2006.

6. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги / К. Р. Поппер. – М., 1992.

 

Тема 13. Глобальные проблемы современности и будущее человечества (философский аспект)

1. Фактор единства культур и их взаимодействие.

2. Глобализм как исторический вызов современности.

3. Перспектива нового гуманизма.

 

Литература

1. Кобылянский В. А. Философия экологии. Краткий курс: учеб. пособие для студентов / В. А. Кобылянский. – М.: Академический проект, 2010.

2. Подзигун И. М. Глобализация и проблема будущего индустриальной цивилизации / И. М. Подзигун. – М.: Рос. филос. о-во; М.: KMK Sci. press, 2000.

3. Прохоров Б. Б. Экология человека: учебник для студентов вузов / Б. Б. Прохоров. – М.: Академия, 2010.

4. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М., 1998.

5. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М., 1999.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЁТУ)

Исторический генезис философии. Философия как любовь к мудрости.

Историческая метаморфоза философии и её предмета от истоков до наших дней.

Многообразие духовной жизни общества и их взаимосвязь с философией.

Специфика философского подхода к мировоззренческим проблемам.

Древнеиндийская философия: специфика и основные идеи.

Древнекитайская философия: основные школы и идеи.

Поиск первоначал бытия и познания в ранней античной философии.

Классическая греческая философия: основные школы и философы.

Поиски духовной опоры в самом себе в поздней античной философии.

Теоцентризм средневековой философии. Проблема соотношения веры и разума.

Антропоцентризм, индивидуализм и эстетизм философии Ренессанса.

Философское обоснование роли опыта в познании. Учение о «призраках познания» (Ф. Бэкон).

Рационалистическая методология Р. Декарта. Теория врождённых идей.

Идеи равенства, свободы и социального прогресса во французской философии XVIII века.

Определение границ познания в философии И. Канта. Понятие «вещь в себе» и «вещь для нас».

Философская система и диалектика Г. В. Ф. Гегеля.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

18. Марксизм как учение о революционном преобразовании общества.

Историческое развитие философской мысли в России.

Современная западня философия: основные идеи постпозитивизма.

Основные идеи философии экзистенциализма.

Интерпретация текстов как объект философской герменевтики.

Бытие как исходная категория философского понимания мира.

Бытие и развитие.

Сознание как особая реальность. Сознание и бессознательное.

Философский смысл вопроса об искусственном интеллекте.

Познание как предмет философского познания.

Философская концепция истины.

Особенности научного познания.

Научные методы эмпирического и теоретического исследования.

Профессиональный долг и моральная ответственность учёного.

Научно-технический прогресс, его социальные и гуманитарные последствия.

Эстетические ценности. Проблема эстетического воспитания личности.

Морально-нравственные ценности. Проблема формирования и обновления морально-нравственных ценностей.

Религиозные ценности и их претензия на абсолютную истинность.

Аксиологический релятивизм и общечеловеческие ценности.

Чувства, разум и воля как основные сущностные силы человека.

Проблема смысла жизни.

Свобода и ответственность человека.

Общество как целостная и саморазвивающаяся система.

Свобода и социальный порядок.

Взаимосвязь общества и природы.

Экологические проблемы современности: состояние и перспективы.

Техника как специфическая форма культуры.

Сущность глобальных проблем современности.

Постиндустриальное общество: состояние, проблемы, перспективы.

Информационные технологии и способность к универсальной коммуникации.

Факторы единства культур и их взаимодействие.

Толерантность, диалог, взаимопонимание между людьми как условие сохранения человеческой цивилизации.

Лариса Владимировна Варфалви

Светлана Владимировна Гончарова

ФИЛОСОФИЯ

Программа курса, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для бакалаврантов I курса всех направлений очной формы обучения

 

Редактор Г. С. Одинцова

_____________________________________________________________________

Подписано к печати Формат 60х84/16. Бумага писчая.

Печать цифровая. Усл.печ.л. 1,6. Уч.-изд. л. 1,2 Тираж 200 экз. Заказ №

_____________________________________________________________________

Г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.173.211 (0.021 с.)