![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность рыночной экономики.
План. Эволюция рынка. Структура рынка. Основные законы рынка. Функция рынка. Виды рынков. 1.Эволюция рынка. Рынок – одна из самых распространенных в экономической теории категорий, одно из понятий хозяйственной практики и экономической теории. Понятие «рынок» многогранно и многолико, и по мере развития общественного производства и обращения оно неоднократно менялось: - рынок появился в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами начал приобретать форму товарного обмена; - после выделения ремесла из с/х обмен ещё больше усилился, и впоследствии появились люди, которые предлагали посреднические услуги по обмену товаров (торговцы, купцы); - развитие обмена привело к переходу от натуральных отношений к товарно-денежным, за рынками закреплялись определённые места (ярмарки), рыночные площади; - по мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства обменные отношения приобретают всеобщий характер, и рынок становится особой формой хозяйствования; Развитие рынка было связано с общественным разделением труда, которое складывается в результате качественной дифференциации трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящей к обособлению и сосуществованию различных её видов. Можно выделить следующие исторические стадии разделения труда: - первая стадия: разделение труда по половому признаку (между мужчиной и женщиной) – эпоха палеолита; - вторая стадия: разделение труда между скотоводами и земледельцами – эпоха ранних государств; - третья стадия: разделение на умственный и физический труд, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, выделение купеческого капитала – эпоха зрелых государств; - четвёртая стадия: разделение труда внутри предприятия (специализация), между предприятиями, в масштабах общества (промышленность и с/х, умственный и физический труд, квалифицированный и неквалифицированный, ручной и машинный); С разделением труда связан процесс специализации. Специализация представляет собой сосредоточение усилий, знаний, навыков, квалификации на определённом виде деятельности. Специализация как результат углубления труда характеризуется сужением сферы деятельности. С другой стороны, чем глубже специализация, тем сильнее взаимозависимость специализированных производителей и тогда формируются условия для кооперации трудовых усилий.
Видами специализации труда усилий: - попредметная; - подетальная; - пооперационная; Рынок – место обмена товаров и услуг на деньги и наоборот, взаимодействие производителя и потребителя в масштабе региона, страны или всего мира.
2.Структура рынка. Рынок – это форма функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг. Рынок – социально-экономическая саморегулирующая система, решающая основные экономические вопросы: что производить? (выгодные товары и услуги), как производить? (с наименьшими затратами), для кого производить? (учёт покупательной способности). Материальная основа рынка – движение товаров и денег. Суть рыночных отношений – возмещение затрат продавцов и получение ими прибыли, удовлетворение платёжеспособного спроса покупателей. Субъекты рынка: - домашнее хозяйство – экономическая единица, ориентированная на потребление товаров и услуг и обеспечивающая воспроизводство «человеческого капитала», которая на рынке оценивается как совокупный потребитель; - фирма – экономическая производительная единица, имеющая своей целью получение максимальной прибыли и являющаяся на рынке производителем; - государство – система различных правительственных учреждений, ориентирующих юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйством; Объекты рынка: - товары и услуги; - земля; - труд; - капитал (деньги, ценные бумаги, валюта); - информация; Основные элементы рынка: * продавцы с неограниченным предложением; * покупатели с неограниченным спросом; * неограниченная цена; * конкуренция; * частная собственность; * мотив прибыли – движущая сила рынка;
Продавец Товар Покупатель Конфликт: торг Компромисс: цена Товар – это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Товар имеет два свойства – полезность и стоимость.
Стоимость – внутреннее свойство любого товара, которое включает в себя количество затрат для производства и реализации продукции. Потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять определённую потребность индивида. Потребительная стоимость является вещественным свойством товара, а стоимость – общественным свойством. Торг – это процесс, во время которого каждая из сторон желает максимально извлечь выгоду из товара: продавец как можно дороже продать, а покупатель как можно дешевле купить. Цена – это количество денег, которое покупатель готов заплатить за товар, а продавец согласен получить. Цены бывают оптовыми и розничными, равновесными, рыночными, демпинговыми, фиксированными и т.д. Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. Виды конкуренции: - ценовая и неценовая; - внутриотраслевая и межотраслевая; - между продавцами и между покупателями; - конкуренция продавцов и покупателей по поводу равновесной цене; - совершенная и несовершенная; Неценовая конкуренция – борьба на основе высокого качества и надёжности изделия, более эффективных способов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставления услуг и гарантий покупателям, улучшение условий оплаты и других приёмов. Внутриотраслевая конкуренция – соперничество продавцов (производителей) одной отрасли за рынки сбыта и источники сырья на рынке данного товара путём снижения издержек производства, а, следовательно, и цены. Межотраслевая конкуренция – соперничество производителей за наиболее выгодные сферы приложения ресурсов и господство на рынке. Здесь фирмы ищут такие отрасли, где прибыль была бы выше, чем нормальная норма прибыли. В результате осуществляется постоянный перелив ресурсов из одной отрасли в другую, что сказывается на соотношении спроса и предложения и уровне равновесной цены в отрасли. Такой вид конкуренции лежит в основе процессов вертикальной интеграции и диверсификации производства. Совершенная конкуренция – это такое состояние рыночной экономики, когда влияние экономического агента на рыночную конъюнктуру настолько мало, что им можно пренебречь, ведь на рынке действует множество мелких продавцов и покупателей однотипного товара при свободном входе на рынок и совершенной информированности продавцов и покупателей. В условиях совершенной конкуренции каждый субъект рыночных отношений при принятии решений исходит из данных рыночных цен и не может своими действиями влиять на ценообразование. Несовершенная конкуренция – это ситуация на рынке, когда несколько крупных фирм производят основную массу определённого товара. На основе этого фирмы могут диктовать условия другим производителям и покупателям и влиять на цену товара, что формирует ситуацию монопольной власти. Разновидностью несовершенной конкуренции является монополия и олигополия. Монополия – это ситуация на рынке, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение на рынке и контролирует рынок и цену данного товара. В результате на рынке возникает дефицит производства, а цена повышается выше равновесного уровня, таким образом, монополия подрывает конкуренцию и свободный рынок.
Олигополия – рыночная структура, когда несколько крупных фирм владеют рынком и при этом делят его на сферы влияния. Олигополия использует новый способ конкурентной борьбы – неценовую конкуренцию. Монополистическая конкуренция – такой рынок, где большое количество продавцов предлагают одинаковую, но при этом не совсем идентичную продукцию (рынок конфет, зубной пасты, мороженого, кофе, одежды). Конкуренция
3.Основные законы рынка. Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг. а) закон спроса и предложения; Спрос (D) – количество товара, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести по определённым ценам в данный момент времени. Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем больше его количество покупатели хотят и могут приобрести при прочих равных условиях, и наоборот.
Кривая спроса отражает обратно пропорциональную связь между ценой и объёмом покупаемого товара. Помимо цен на количество товаров, которое покупатели хотят и могут приобрести, оказывают влияние неценовые факторы: - величина доходов потребителей; - цены на товары-заменители (субституты); - цены на дополняющие товары; - ожидаемое изменение цен в будущем; - демографические факторы; - вкусы и предпочтения потребителей; - число покупателей; Предложение (S) – это количество товара, которое продавцы хотят и могут продать по определённой цене в данный момент времени. Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца произвести данный товар и предложить его на рынке. Закон предложения графически отражается кривой предложения.
Кривая предложения – это кривая, показывающая прямую зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара на рынке. К неценовым факторам предложения можно отнести:
- цены на труд, материалы, машины и другие факторы производства; - ожидаемые в будущем цены на альтернативные товары; - величину налогов и субсидий производителям; - число продавцов на рынке; В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена в точке пересечения кривых спроса и предложения. Это точка называется точкой рыночного равновесия, а цена, сформированная в результате этого взаимодействия, - равновесной ценой. Равновесная цена демонстрирует оптимальное состояние рынка, при котором достигается максимальная эффективность, как для продавцов, так и для покупателей. В системе рынка равновесная цена выполняет ряд функций: - распределительную; - учётную; - стимулирующую; - функцию сбалансирования спроса и предложения; На рынке могут возникать неравновесные ситуации, когда невозможно установление равновесной цены – это ситуация дефицита и избытка. Причиной их возникновения является административное регулирование цен со стороны государства.
Избыток – ситуация на рынке, когда величина предложения превышает величину спроса вследствие административного установления цены выше равновесного уровня. Дефицит - ситуация на рынке, когда величина спроса превышает величину предложения данных товаров или услуг в результате введения «потолка цен». Таким образом, закон спроса и предложения выполняет функцию саморегуляции экономического развития.
Спрос Предложение Цена Расширение производства Спрос Предложение Цена Сокращение производства Спрос Предложение Цена Стабилизация Эластичность спроса – это степень чувствительности изменения спроса на какой-либо товар в зависимости от увеличения цены на этот товар. Эластичность спроса по цене показывает, какое процентное изменение спроса последует за однопроцентным увеличением цены товара. Эластичность спроса зависит от следующих факторов: - наличие товаров-заменителей; - необходимость покупки; - объём предложения товара; - период времени покупки; Эластичность спроса по доходу – соотношение между относительными изменениями объёма спроса на товар и доходы потребителя. Перекрёстная (косвенная) эластичность спроса показывает, насколько изменится спрос на товар А при изменении цены на товар В. Эластичность предложения – степень изменения объёма предложения в зависимости от увеличения цены. б) закон стоимости; Закон стоимости – это объективный экономический закон товарного производства и обмена, регулирующий взаимоотношения между товаропроизводителями.
Хлеб Сырьё Прибыль Амортизация Транспорт Электричество З/плата Стоимость + посредничество = Цена; Стоимость Цена - профицитная цена; Стоимость Цена - дефицитная цена; Стоимость = Цена - равнозначная цена;
в) закон бизнеса; Д ---- Т----Д1 *Д = Д1 – Д, где *Д – прибыль. 4.Функции рынка. - информационная – выявляет платёжеспособность потребителей; - регулирующая – способствует изменению уровня производства в соответствии со спросом; - интегрирующая – объединяет различные формы трудовой деятельности; - стимулирующая – развивает стимулы к снижению затрат труда на единицу продукции и повышения эффективности производства; - посредническая; - санитарная – очищает общественное производство от экономически слабых нежизненоспособных хозяйственных единиц; - социальная – способствует дифференциации общества;
5.Виды рынков. - внутренний и внешний рынок; - оптовый и розничный; - рынок товаров и услуг (потребительский рынок); - отраслевой рынок: автомобильный, нефтяной (рынок сырья); - фондовый рынок (валюта, акции); - рынок труда; - информационный рынок; - рынок средств производства; - рынок жилья; - рынок инвестиций;
Лекция № 19
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.81.162 (0.07 с.) |