![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Страхование в современной экономике.
1.Потребности и потребители. Любую экономическую деятельность, в том числе и экономическую, мотивируют потребности. Потребности развивают производство. Человек является носителем и выразителем потребностей. В рыночной экономике именно потребитель оценивает работу производителя. В качестве потребителей в экономике могут выступать: - домохозяйства и индивиды как потребители товаров и услуг (личное потребление); - фирмы (производители) как потребители инвестиционных товаров (производственное потребление); - государство как потребитель товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей всего общества в товарах общественного назначения (общественное потребление); В мире рыночных отношений потребители, привыкшие ценить время и деньги, стремятся к рациональному поведению, которое сводится к решению проблемы выбора. Выбор потребителя заключается в максимизации полезности от потребления благ и услуг. Рациональное поведение потребителя основано на компромиссе потребления альтернативных товаров при ограниченности денежных ресурсов. Главным фактором потребительского выбора является полезность товара. Факторы, влияющие на потребительский выбор: - ограниченность ресурсов; - мода и динамика социального спроса; - полезность благ; - период потребления (товары кратковременного потребления и длительного пользования); Потребителю следует тщательно изучать факторы, влияющие на потребительский выбор, способы получения информации о продуктах и услугах, влияние различных товаров на здоровье, воздействие потребления на окружающую среду и планирование потребительского бюджета.
Типология потребностей (по А.Маршаллу): - потребности в товарах для потребителя (потребительские потребности); - потребности в товарах для производителей (производственные или промежуточные потребности), которые нацелены на косвенное удовлетворение потребностей, обеспечивая производство потребительских товаров; Общая классификация потребностей: * по назначению: личностные и производственные: * по сфере формирования: материальные, социальные, духовные; * по уровню осознания потребителем: осознанные и неосознанные; * по принципу рациональности: рациональные и иррациональные;
* по необходимости: подлинные и мнимые; * по уровню потребления: индивидуальные, коллективные, групповые, общественные; Потребности человека безграничны и постоянно растут. В экономической теории эту тенденцию отражает закон возвышения потребностей. Рост потребностей постоянно стимулирует производство. С другой стороны, развитие производства, технологические изменения в обществе не только расширяют круг наших желаний и предпочтений, но и изменяют структуру потребностей.
2.Экономические и свободные блага. Благо – это всё то, что человек использует для удовлетворения своих потребностей (хлеб, платье, стул, солнечный день, знания, новости). Использование человеком этих благ в целях удовлетворения своих потребностей называется потреблением. Среди множества благ выделяют первичные (воздух, вода, продукты питания, одежда, жильё) и вторичные (все остальные). Блага, как и ресурсы, ограничены и делятся на две группы в зависимости от ограниченности – свободные и экономические. Свободные блага – это блага, которые доступны любому потребителю и не требуют отказа от других благ, т.е. могут потребляться в неограниченном количестве (воздух, солнечный свет, река). Свободные блага называют ещё неэкономическими благами, поскольку в их создании не использован человеческий труд. Экономические блага – это блага, потребление которых требует отказа от некоторого количества других благ и поэтому они не могут потребляться в неограниченном количестве (драгоценности и всё, что мы потребляем). Эти блага созданы человеком и нигде в природе не встречаются. Экономическая природа благ определяется их стоимостью (ценностью). Классификация экономических благ: - долговременные, предполагающие многократное использование (товары длительного пользования); - недолговременные блага разового потребления (продукты питания); - взаимозаменяемые блага; - взаимодополняемые блага; - настоящие и будущие; - прямые (потребительские) и косвенные (производственные); Свойства благ: Полезность – удовольствие, удовлетворение, которое получает человек от потребления товара или услуги.
Общая полезность – это совокупная, суммарная полезность от всего объёма потребляемых благ. Чем больше количества блага потреблено, тем выше их полезность для потребителя, но меньше ценность, т.к. потребитель насыщается. Предельная полезность – дополнительная полезность, получаемая в результате потребления ещё одной единицы блага. Т.о., по мере потребления предельная полезность снижается, в экономической теории эта закономерность характеризуется законом убывающей предельной полезности. 3.Экономические основы прав потребителей. Рациональное поведение потребителя на рынке возможно не только благодаря структурированию удовлетворения своих потребностей, но и прежде всего, благодаря знанию своих прав. Нормативно-правовые стороны поведения потребителей на рынке регулируются Законом «О защите прав потребителей». Данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителя на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Основными разделами Закона «О защите прав потребителей» являются: - защита прав потребителей при продаже товаров; - защита прав потребителей при выполнении работ или оказании услуг; - государственная и общественная защита прав потребителей; Знание потребителями закона и своих прав позволит значительно повысить культуру потребления, ответственность производителей за производство товаров, а, следовательно, и общий уровень конкурентоспособности российских производителей. Один из аспектов заботы государства о потребителе является потребительский кредит. Он предоставляется торговыми компаниями, банками, специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Потребительский кредит предоставляется на условиях срочности, платности и возвратности. 4.Роль домашних хозяйств в экономике. В экономике семья является не только элементом социальной общности людей, связанных родовыми отношениями, но и выступает субъектом экономических отношений. а) характеристика домашнего хозяйства; В экономической теории семьи характеризуются как потребительские домашние хозяйства. Они имеют разное значение: - хозяйство, которое ведётся одним или несколькими индивидами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет; - первичная экономическая ячейка общества, обеспечивающая средства существования своим членам; - институциональная единица, представляющая собой небольшую группу людей, которая характеризуется совместным проживанием, потреблением товаров и услуг, совместным формированием доходов и имущества; Домашнее хозяйство трактуется как потребительская экономическая единица, включающая одно или нескольких лиц (семей), которая: - самостоятельно принимает решения; - является собственником каких-либо факторов производства; - стремиться к максимальному удовлетворению своих потребностей в рамках имеющихся бюджетных средств;
- обеспечивает экономику ресурсами (труд, предпринимательские способности, капитал, земля); - участвует в движении денежных потоков в экономике, формируя потребительские расходы и сбережения; Всего в России, по данным переписи населения, насчитывается примерно 50 миллионов домашних хозяйств. Классификация домашних хозяйств: - по территориально-региональной принадлежности: расположенные в городской или сельской местности; - по доходам: бедные, малообеспеченные, состоятельные, богатые; - по демографическим признакам: семейные и несемейные; - по экономической характеристике и трудовому потенциалу: домохозяйства, занятые общественно-полезной деятельностью, занятые в личном подсобном хозяйстве; - по социальному статусу: уровень образования, профессиональная принадлежность, сфера занятости, социальный статус, уровень накопленного хозяйства; б) роль домашнего хозяйства; - домашнее хозяйство выступает элементом системы рыночных отношений, участвует в создании благ и услуг; - является потребителем благ и собственником факторов производства; - домохозяйства связаны определёнными экономическими связями с государством (получение субсидий, плата налогов); - домохозяйства формируют потребности и направления платёжеспособного спроса, участвуют в создании совокупного спроса; - осуществляют предложение факторов производства; - создают сбережения, являющиеся одной из составляющих финансового рынка; - выплачивают налоги, формируя доходы государственного бюджета; в) семейный бюджет; Семейный бюджет – это финансовый план доходов и расходов семьи за определённый период. Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными в течении определённого периода. Реальный доход – количество товаров и услуг, которое можно приобрести за номинальный доход в течение определённого периода, т.е. с учётом изменения уровня цен. Располагаемый доход – часть номинального дохода, оставшаяся после выплаты налогов и обязательных платежей. Источники доходов: - доход от профессиональной деятельности; -факторные доходы; - государственные программы субсидирования (пенсии, стипендии, пособия); - доходы, получаемые через кредитно-финансовую систему (государственное страхование, проценты по вкладам, ссуды, выигрыши, компенсации); - доходы от личного подсобного хозяйства;
Расходы семьи зависят от величины семейных доходов (закон Эрнста Энгеля). Два основных направления расходов домашних хозяйств: потребление и сбережение. Объём и структура потребления зависят от: - уровня дохода потребителя; - уровня цен; - типа общества, в котором он живёт; - от жизненных привычек; - представлений о будущей экономической ситуации; Для России характерна следующая структура потребительских расходов домохозяйств: - расходы на продукты питания; - расходы на покупку непродовольственных товаров; - расходы на оплату услуг, в том числе коммунальных; - налоги; Динамика расходов населения не устойчива и зависит от: - уровня инфляционного роста цен; - насыщенности рынка потребительскими товарами; - уровня доверия населения банковскому сектору экономики; - динамика популярности у населения хранения денег от инфляции (покупка иностранной валюты); - уровня получаемых доходов; Процесс составления семейного бюджета: - постановка финансовых целей; - оценка доходов; - планирование расходов;
5.Уровень и качество жизни. Получаемые населением страны доходы являются основой их экономического благосостояния и формирования определённого уровня жизни. Уровень жизни – это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовыми благами, а также степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Уровень жизни – это количественная мера благосостояния людей. Качественная характеристика выражается в качестве жизни. Уровень и качество жизни характеризуются следующими факторами: - состояние трудовых ресурсов; - развитие социальной сферы; - развитие сферы услуг; - качество и доступность системы образования; - качество и доступность медицинского обслуживания; - размер минимальной заработной платы и её соответствие прожиточному уровню; - средний размер располагаемого дохода; Прожиточный минимум – уровень потребления товаров и услуг, являющийся минимальным и достаточным для обеспечения жизнедеятельности человека. Существует социальный минимум и физиологический минимум. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (коммунальных, транспортных, медицинских), необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Бедность – характеристика уровня жизни, структуры и качества потребления, возможности удовлетворить основные физиологические и социальные потребности. Существует абсолютная бедность и относительная. 6.Страхование в современной экономике. Страхование – образование за счёт взносов страхователей специального фонда средств и использование его для возмещения ущерба от стихийных бедствий и других случайностей, а также оказание гражданам (или их семьям) помощи при наступлении определённых событий в их жизни (потеря трудоспособности, старость, смерть). Страхование имеет две стороны: коммерческую и социальную.
Страхование осуществляется в обязательной (социальное и медицинское страхование) и добровольной форме. Страхование подразделяют на четыре сферы: имущественное, страхование уровня жизни граждан, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Страхование жизни граждан имеет две подотрасли: личное страхование (жизни, от несчастных случаев) и социальное страхование (пособия, пенсии, льготы). Страховые услуги – множество страховых продуктов, позволяющих гражданам сохранить достигнутый ими уровень жизни. Лекция № 18
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.212.10 (0.054 с.) |