Экономика предприятий и организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика предприятий и организаций



Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Финансы и кредит

Налоги и налогообложение

 

 

Степень (квалификация) выпускника

БАКАЛАВР

 

Уфа 2016

 

УДК 330.8

 

ББК 65

 

М 54

 

Рекомендованы к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № 7 от «26» февраля 2016 г.)

 

Составители: д.э.н., проф. Лукманов Д. Д., к. э. н., доцент Ахмадиева А.Ф., ст. преп. Атажанова А.А., ст. преподаватель Юмагужина Д. Р.

 

Рецензент: к. э. н., доц. Исмагилов К. Р.

 

Ответственный за выпуск:

Заведующий кафедрой экономической теории и социологии,

д. э. н., проф. Лукманов Д.Д.

 

 

г. Уфа, ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ,

кафедра экономической теории и социологии

 

Оглавление

Введение  
1 Микроэкономика: предмет, метод исследования. Базовые понятия в микроэкономике: экономические блага и агенты  
2 Собственность и хозяйствование в микроэкономике. Формы использования объектов собственности  
3 Виды экономического образа мышления и поведения. Рациональный выбор. Кривая производственных возможностей. Альтернативные и вмененные издержки  
4 Рыночная система: взаимодействие спроса и предложения на конкурентном рынке. Равновесная цена и равновесный объем производства. Виды равновесия. Излишек потребителя и про-из водителя. Эластичность спроса и предложения, виды эластичности  
4.1. Рыночная система: взаимодействие спроса и предложения на конкурентном рынке. Равновесная цена и равновесный объем производства. Виды равновесия.  
4.2 Излишек потребителя и производителя. Эластичность спроса и предложения, виды эластичности.  
5 Основы теории поведения потребителя. Полезность. Кардиналистская и ординалистская концепции. Равновесие потребителя.  
6 Фирма как экономический субъект. Производство экономических благ. Закон убывающей предельной производительности. Издержки фирмы понятие, виды. Прибыль фирмы. Равновесие фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде  
6.1 Фирма как экономический субъект. Производство экономических благ. Закон убывающей предельной производительности.  
6.2 Издержки фирмы понятие, виды. Прибыль фирмы. Равновесие фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде.  
7. Виды рыночных структур. Особенности ценообразование в условиях совершенной и монополистической конкуренции. Особенности ценообразования в условиях олигополии и чистой монополии. Антимонопольное законодательство  
7.1 Виды рыночных структур. Особенности ценообразование в условиях совершенной и монополистической конкуренции.  
7.2 Особенности ценообразования в условиях олигополии и чистой монополии. Антимонопольное законодательство.  
8.1 Рынки факторов производства: рынок труда, земли, капитала. Специфика взаимодействия спроса и предложения  
9.1 Особенности ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в условиях свободного рынка (ВТО)  
10.1 Несовершенство рыночного механизма: общественные блага и внешние эффекты (экстерналии)  
Фонд контрольных вопросов  
Перечень основной и дополнительной учебной литературы  

 

Введение

 

Целью составления данных методических указаний к практическим занятиям является оказание помощи студентам в процессе их самостоятельной работы по изучению названного курса, т.к. только целенаправленная самостоятельная работа, наряду с аудиторными занятиями, позволяет сформулировать творческий подход к анализу проблем хозяйственной жизни, являющихся предметом экономической теории.

Методические указания составлены в соответствии со следующими документами:

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «12» ноября 2015 г. № 1327.

2 Основная профессиональная образовательная программа высшего образования 38.03.01 Экономика, утверждена ректором ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ «12» февраля 2016г.

3 Рабочий учебный план по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, утвержденный ректором Башкирского ГАУ «29» января 2016 г. (протокол №6).

Главной задачей изучения курса является реализация требований, установленных в федеральном государственном стандарте к подготовке бакалавра высшего образования.

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Микроэкономика» отражают ее структуру, состоящую из 3 модулей и 10 тем. Выделение внутри разделов наиболее значимых тем не только соответствует логике каждого раздела, но и сохраняет единую логику изложения всего курса. Все вопросы рассматриваемых тем содержат подвопросы, которые раскрывают содержание самого вопроса. В конце каждой темы приводятся основные термины и понятия, которые могут быть использованы для контроля уровня усвоения знаний и в качестве основы программы курса.

Первоначальную, исходную информацию, студент получает на лекции. Именно на лекции освещаются основные проблемы курса и его логика, сущность основных понятий и категорий, взаимосвязи между ними, различные методологические подходы к анализу тех или иных проблем, анализируются общие черты и различия между теоретическими концепциями. Поэтому подготовка к практическому занятию должна начинаться с прочтения и осмысления лекционного материала. Затем можно приступить к изучению рекомендованной литературы.

План практического занятия позволяет следовать структуре и логике учебного материала. Контрольные вопросы для самопроверки и ключевые термины и понятия позволяют определить уровень усвоения изученного материала. Это помогает студентам сориентироваться в большом объеме информации, получаемой на лекциях и практических занятиях из объяснений преподавателя, а также из учебной и научной экономической литературы.

После всего приводится фонд контрольных вопросов, которые могут быть использованы в качестве вопросов для итогового контроля знаний обучающихся (экзамена) и для рубежного контроля знаний.

В конце методических указаний дается перечень основной и дополнительной учебной литературы, который подобран, исходя из трудоемкости курса, и охватывает современные источники основной и дополнительной литературы, нормативно-правовые документы, периодические издания и электронные ресурсы.

На основе изучения полученной информации студентам следует выработать критическое отношение к положениям и выводам, высказанным в работах, научиться сопоставлять взгляды различных авторов по исследуемым вопросам и формулировать свою точку зрения. При этом необходимо вести конспект, систематизируя накапливаемые сведения.

 

Модуль 1

Микроэкономика: предмет, метод исследования. Базовые понятия в микроэкономике: экономические блага и агенты – 2 ч

План практического занятия

 

1) Предмет микроэкономического анализа. Методы исследования микроэкономики: анализ, синтез, методы индукции, дедукции, сравнительного анализа позитивный и нормативный анализ. Статистические и математические методы исследования, моделирование.

2) Базовые понятия в микроэкономике.

2.1) Потребности как движущий мотив человеческой деятельности. Классификация потребностей по А. Маслоу. Закон возрастания потребностей.

2.2) Ресурсы и факторы производства. Классификация ресурсов. Проблема ограниченности ресурсов.

2.3) Блага, классификация благ (материальные и нематериальные, экономические и неэкономические блага). Проблема экономического выбора: что производить, как производить, для кого производить.

2.4) Модель кругооборота благ и доходов в микроэкономике.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

 

А: Контрольные вопросы для самопроверки

 

1 Что означает термин «микроэкономика»?

2 Что отличает микроэкономику от макроэкономики?

3 Охарактеризуйте познавательную, теоретико-методологическую и практическую функции экономической теории.

4 Объясните, что означают позитивный экономический анализ и нормативный экономический анализ?

5 Опишите методы экономической теории?

6 Проранжируйте потребности по пирамиде А. Маслоу. Какие еще классификации Вы знаете?

7 Озвучьте и объясните закон возвышения потребностей. Приведите примеры, подтверждающие закон возвышения потребностей.

8 Что представляют собой экономические и неэкономические блага?

9 Объяснить, чем отличаются факторы производства от ресурсов?

10 Назовите субъекты (агентов) экономических отношений.

11 Объясните, в чем заключается проблема экономического выбора.

 

Б: Впишите в глоссарий определения следующих терминов и понятий: микроэкономика, анализ, синтез, метод индукции, метод дедукции, позитивный и нормативный анализ, экономико-математическое моделирование, статический анализ, метод сравнительной статики, динамический анализ; экзогенные и эндогенные параметры; экономические законы и категории; потребности, классификация потребностей (первичные и вторичные, материальные и нематериальные, производственные и непроизводственные, действительные и абсолютные, по А. Маслоу); закон возвышения потребностей; экономические и неэкономические блага; экономические агенты: рыночные и нерыночные институциональные единицы; ресурсы: природные, трудовые, материальные, финансовые; факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности; человеческий капитал; проблема безграничности потребностей и ограниченности ресурсов; проблема выбора: что производить, как производить, для кого производить, кругооборот благ и доходов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.015 с.)