Тема 17. Учебная деятельность младшего школьника. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Учебная деятельность младшего школьника.



Теория поэтапного формирования умственных действий и теория учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Мотивы учения, учебная задача, учебные действия, оперативный контроль и оценка решения. Сознательность учения.

Развитие личности младшего школьника. Развитие самооценки и воли в младшем школьном возрасте. Межличностные взаимоотношения мл. школьника. Формы общения в обучении.

Формирование теоретических форм обобщения в учебной деятельности. Развернутые способности учиться всему как содержание образования в начальной школе.

Тема 18. Этапы подросткового развития.

Развитие человека в эпоху отрочества. Младший подросток и формирование дифференцированной самооценки. Личностные особенности младшего подростка.

Развитие самосознания подростка. «Образ Я» подростка и его формирования. Взаимоотношения и структуры взаимодействия подростков со сверстниками.

Неформальные объединения старших подростков. Девиации развития и девиатное поведение в периоды подросткового развития человека.

Тема 19. Психология девиантного поведения подростков.

Отклонения в развитии поступков личности подростка. Формы девиантного поведения: реактивность, агрессия, бегство, бродяжничество, протест, демонстрация, вандализм.

Тема 20. Кризис ранней юности.

Психическое развитие в период перехода от детства к взрослости. Ведущая мотивация старшеклассника. Формирование «Я концепции» в эпоху юности. Понятие «Я концепции» в возрастной психологии.

Стабилизация характера в юношеском развитии. Формирование индивидуальности человека. Личностное, социальное и профессиональное самоопределение в эпоху юности.

Основы психологии высшей школы. Профессиональная ориентация и профессиональное профилирование в системах образования.

 

РАЗДЕЛ V. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Тема 21. Развитие познавательной деятельности в эпоху юности.

Познавательная профессионально-ориентированная деятельность как тип ведущей деятельности эпохи юности. Имитация будущей профессиональной деятельности в учебных условиях вуза.

Особенности индивидуального развития сознания в юношеском возрасте. Развитие памяти, восприятия и мыщления взрослого человека.

Тема 22. Психология зрелости и кризис среднего возраста.

Кризис ранней зрелости. Переход личности к самообразованию и самореализации. Актуализация трудовой, профессиональной, гражданской, и семенной позиций взрослого человека. Акмеология и психология зрелости.

Кризис среднего возраста. Переоценка ценностей в личностном развитии зрелого человека. Становление морального сознания и нравственного поведения. Психология перехода к эпохе старости.

Тема 23. Психология старости.

Обретение мудрости пожилого человека. Формирование образа «внутренней картины жизнедеятельности» в периоды пресенильного развития. Психологические особенности климакриального периода развития.

Сохранность личности в старческом возрасте. Осознание жизненного опыта. Родовая и семейная жизнь в старческом возрасте.

Психология бессмертия личности.

Тема 24. Психологическая практика геронтологии

Жалобы стариков. Реактивные неврозы пресенильного и сенильного возрастов. «Корсаковский синдром» в старости. Старческие деменции.

Основы психологической практики геронтологии.

 

Тема 25. История жизнедеятельности человека. Итоги курса.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. – М., 1977.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 2001.

3. Арьес Ф. Возрасты жизни. – М., «Прогресс», 1977.

4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский цент Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.

5. Возрастная и педагогическая психология - Под ред. А.В. Петровского - 2-е изд. М., 1979.

6. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., «Тривола», 1994.

7. Ильясов И.И. Структура и процесс учения - М., Педагогика, 1976.

8. Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. – М., 1991.

9. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. - М., «Смысл», 1999.

10. Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. – М., 1983.

11. Кон И.С. Социология личности. М., 1969.

12. Эльконин Б.Д. Психология развития. – М., 2000.

13. Комплексная программа Минобразования России “Помощь”. - Ред.изд. центр “Помощь”, М., 1995. - Ред. А.А. Тюков.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., “Политиздат”, 1975.

15. Мухина В.С. Хвостов А.А. Возрастная психология. Хрестоматия. – М., 1995

16. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – Учебное пособие. М., 2001, с.:24-52.

17. Тюков А.А. Фундаментальные законы образования человека. – Рига, 1998.

18. Тюков А.А. Общая и социальная антропология. – Изд-во ГУУ, М., 2002.

19. Тюков А.А. Психология образования. – Изд-во МГПУ, М., 2008.

20. Эльконин Б.Д. Психология развития. – М., 2000, с.: 89-140.

 

Дополнительная литература

1. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

3. Архипова И.А., Матвеева Л.А. Психодиагностическая работа в начальной школе. Ч. 1. Определение готовности к обучению в школе. СПб., 1994.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

5. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.

6. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. М., 1986.

7. Венгер Л.А., Ибатулина А.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии. 1989. № 2.

8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. М., 1984.

9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

10. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982, 1983, 1984.

11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

12. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.- Воронеж, 1998.

13. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., 1988.

14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

15. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. М., 1978.

16. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.

17. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.

18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Р-н-Д, 1991.

19. Змановский Ю.Ф. Психофизиологические и психологические особенности шестилетних детей // Дошкольное воспитание. 1983. № 2.

20. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

21. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979.

22. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возрасте. М., 1988.

23. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

24. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.

25. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

26. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

28. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1998.

29. Орлов А.Б. Методы возрастной и педагогической психологии. М., 1996.

30. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. М., 1988.

31. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера. М., 1988.

32. Отстающие в учении школьники. Проблемы психического развития. М., 1986.

33. Пауэр Ф., Хиггинс Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию.- Психол. журнал, 1992, № 3.

34. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

35. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2001.

36. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990.

37. Теории учения. Хрестоматия. М., 1998.

38. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. Ч. 2.

39. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. М., 1993.

40. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. М., 1992.

41. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.

42. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.

 

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Форма обучения – заочная (сокращенный срок обучения)

Аудиторные занятия – 16 часов

Самостоятельная работа – 164 часа

Зачеты - 7 семестр

Экзамен – 8 семестр

Всего – 180 часов

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.019 с.)