v стремление сохранить лучшие качества умершего в мире живых (частичный каннибализм, поминания), 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

v стремление сохранить лучшие качества умершего в мире живых (частичный каннибализм, поминания),



V стремление оберечь себя от гнева духа умершего (влияние представлений о вредоносной магии).

Параллельно с развитием погребальных обрядов появляются представления о духе умершего, которые постепенно смешиваются с понятиями о душе человека.

Развитие представлений о духах умерших находилось под сильнейшим влиянием мотивов социального характера. Погребальная практика и отношение к умершим определяются в очень сильной степени их социальным положением при жизни, что отражает в себе элементы общественной дифференцации, как уже было сказано выше.

Постепенно погребальный культ частично сплетается с культом вождей и царей. В этих случаях неумеренное развитие получает обычай погребального жертвоприношения: в могилу к умершим правителям клали не только множество оружия, украшений, запасов пищи, но и тела его рабов и жён (погребение африканских вождей в Дагомее, Бенине, Ашанти, фараонов Древнего Египта). Впрочем, обычай класть вещи покойника вместе с ним в могилу, по мнению, автора данного труда происходит из табу древнего человека о том, что вещи принадлежат покойнику и трогать их нельзя (однако каким образом эта неосознанная потребность перерождается в убеждение в том, что покойнику эти вещи могут пригодиться, Токарев не уточняет).

На почве погребального культа развилось, собственно, представление о загробной жизни и потустороннем мире умерших. У многих народов распространена вера в перевоплощение человека - превращение его в какое-либо животное, реже растение (некоторые племена Африки, Австралии, Океании), возрождение в новом человеческом теле (эскимосы, алгонские племена).

Эта идея переселения душ вошла впоследствии в некоторые сложные религиозно-философские системы, например, в Индии она составляет один из основных догматов брахманизма - индуизма и легла в основу буддийского учения, она сохранилась и в некоторых мусульманских сектах (исмаилиты), была усвоена в античном мире пифагорейцами, манихеями.

Представление же о загробном мире, как окончательном пристанище душ, значительно более распространено.

Наиболее отсталые народы помещают его в одну из сторон света, другие представляют его под водой, на небесах, но наиболее распространено представление о подземном мире душ. Часто присутствуют представления о различности судеб умерших в зависимости от их материального состояния, происхождения или социального положения, то есть потусторонний мир является продолжением земного, а значит, социальные связи в нём сохраняются.

Рассмотрим теперь идею о «живом мертвеце», то есть о человеке, который до загробного мира по каким-либо причинам не дошел.

Эта идея есть, по существу, не что иное, как персонификация смутного чувства страха, порождающего суеверные представления о покойнике. Именно этот страх и эти суеверные представления и побуждали людей прибегать к таким, так сказать форс-мажорным, средствам обезвреживания покойника, как связывание его, переламывание его костей и т. п. Но откуда взялся сам этот страх?

«Страх перед умершим — не врожденное чувство человека, следовательно, он сложился исторически» - считает Токарев.

Затем он приводит два на то условия:

1. безотчетное чувство отчужденности мертвеца от живых, которое в значительное мере порождено традицией удалять его;

Социальная опосредованность страха перед умершим: покойника боялись не потому что он покойник, а потому что его боялись при жизни.

КУЛЬТ ИНИЦИАЦИИ

Рассмотренные до сих пор древнейшие формы религии были порождены бессилием первобытного человека, связанностью его деятельности и мышления узкими рамками первобытнообщинного строя. В них фантастически отразились различные стороны этих общественных отношений: кровнородственные, раннеродовые связи (тотемизм); взаимоотношения полов (эротический культ), бессилие перед болезнями (знахарство); смерть сочлена родовой общины, угрожающая ее целости и благополучию (погребальный культ); межродовая и межплеменная рознь (ведовство).

Но в этих древних формах религиозно-магических обрядов и представлений не отражались или слабо отражались более широкие формы общественных связей — общеплеменные формы жизни.

Под термином «инициация» принято понимать комплекс верований и обрядов, который связан с возрастно-половыми посвятительными обрядами. В них проявляется, прежде всего, стихийное стремление племени к сохранению и воспроизводству сложившегося социального строя, к поддержанию установившихся форм возрастно-полового разделения труда. Наиболее общими чертами раннеплеменного культа являются обязательность прохождения установленных обрядов для всех членов племени в определенном возрасте и разделение обрядов посвящения юношей от обрядов посвящения девушек.

Система возрастных посвящений породила специфические, адекватные ей мифологические образы. Таковыми являются, например, образы покровителя посвятительных обрядов и хранителя их традиций, иногда они сливаются в один. Для возникновения этого образа мог послужить разный материал: и образы духов-предков, и родовой тотем, и олицетворения небесных явлений, но все эти черты сами по себе отходят на второй план, становятся второстепенными. Главная же функция данного религиозно-мифологического образа - это олицетворение и покровительство ритуалам посвящения, а также сокрытие сути ритуала от непосвящённых.

Специфические черты в обрядах посвящения появляются в основном за счёт того, что разные племена связывают эти обряды с образами совершенно различных покровителей. Так, у калифорнийских племён покровителями чаще всего являются тотемические божества, у пигмеев центральной африки - дух леса Торе, у огнеземельцев - небесный дух.

Отдалённым пережитком обрядов посвящения являются узаконенные некоторыми классовыми религиями обычаи и обряды, приуроченные к достижению совершеннолетия и зачастую связанные с религией. Так, в Древней Индии по законам Ману каждый член одной из трёх высших каст должен был пройти в определённый момент жизни ритуал посвящения, состоявший в возложении священного шнура и пояса; для брахманов этот обряд совершался на восьмом году жизни (считая от зачатия), для кштариев - на одиннадцатом, для вайшья - на двенадцатом; те, кто в эти сроки не проходил посвящения, считались внекастовыми и подвергались презрению. Аналогичное значение имеет также католический и протестанский обряды первого причастия или церковная конфирмация (у католиков - таинство миропомазания, совершающееся над детьми (7-12 лет); у протестантов - обряд приобщения к церкви юношей и девушек, достигших 14-16 лет) юношей и девушек, достигших совершеннолетия.

ПРОМЫСЛОВЫЙ КУЛЬТ

Промысловый культ - совокупность любых обрядов, направленных на достижение магическим путём успеха охотничьего, рыбного или иного промысла. Приёмы охотничьей (или рыболовческой) магии, хотя и очень разнообразные, могут быть сведены к нескольким основным группам:

ü колдование над промысловым инвентарём;

ü охотничьи пляски - подражания животным и различные магические запреты и прочие меры предосторожности на промысле.

В основе этих обычаев и связанных с ними верований лежит охотничья практика: приёмы маскировки - имитация охотником животного для незаметного приближения к нему. Религиозно-магические представления зарождаются из элементарных, естественных действий человека, необходимых для выживания.

Одной из форм разложения первобытной общины была патриархально-родовая организация. Развитие этого строя порождает такие разновидности промыслового культа, в которых он сохраняет значительную близость к своему первообразу - тотемизму, т.е. также является родовым культом. Индивидуализация же промыслового культа - вполне закономерное отражение индивидуализации промыслового хозяйства. Он обособляется в отдельную форму религии в связи с распадом тех общественных образований, которые были основой тотемической системы верований. Из-за различных форм разложения первобытной общины промысловый культ принимает то родовые, то семейные, то индивидуальные формы, сплетаясь в отдельных случаях с иными формами религии, например, шаманизмом.

На почве промыслового культа зарождаются и соответствующие ему анимистические образы. Образы духов-хозяев могут рассматриваться как крайнее выражение олицетворения материальной природы. Это духи леса, реки, моря, посылающие охотнику дичь, это хозяева тех видов животных, которых промышляет охотник. Многие обряды связаны с идеей воскресения животных: над убитым зверем совершаются магические действия с целью оживить его или, точнее, возродить в лице других особей того же вида, задобрить «хозяев». У всех народов, где сохраняется промысловая охота, особенно где она имеет существенное значение для хозяйства людей, встречается промысловый культ и вера в покровителей охоты, которым молятся и отдают часть добычи.

Мифологические образы божеств-покровителей охоты сохраняются и в религиях классовых обществ. Черты такого характера влились в образ греческой богини Артемиды, римской Дианы. В христианстве подобные образы получили очень слабое отражение, потому что христианство зародилось и распространилось преимущественно среди земледельческих народов; однако, например, у северорусских поморов с их выраженным промысловым направлением хозяйства развился культ св. Николая Чудотворца как покровителя морских промыслов.

 


[1] Токарев С.А. «Ранние формы религии», М, 1990, ст.18

[2] Токарев С.А. «Ранние формы религии», М, 1990, ст.19

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Токарев С.А. «Ранние формы религии», М, 1990, ст.48

[6] Токарев С.А. «Ранние формы религии», М, 1990, ст.83

[7] Токарев С.А. «Ранние формы религии», М, 1990, ст.99

[8] Токарев С.А. «Ранние формы религии», М, 1990, ст.83

[9] Там же.

[10] Токарев С.А. «Ранние формы религии», М, 1990, ст.122



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.87.114 (0.012 с.)