Представление о вне-половой беременности, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представление о вне-половой беременности,



4. рождение близнецов и суеверное отношение к ним (у некоторых народов близнецы почитались, так как считалось, что один ребёнок зачат от земного мужчины, а другой - от божества; у других, напротив, одного из младенцев умерщвляли - считалось, что он зачат от злого духа)

 

 

В категорию полового табу надо зачислить довольно разнообразные виды обычаев, запретов, суеверий, а может быть, и вполне здравых представлений и традиций; отнюдь не все они имеют отношение к религии.

Сюда относятся:

а) стыдливость в области половой сферы и ее отправлений, свойственная в той или иной мере всем людям, в особенности в отношении лиц противоположного пола;

б) обычаи разобщения полов, известные в разных формах и степенях всем без исключения народам;

в) экзогамия, т. е. запрет брачно-половых отношений между лицами одного рода, фратрии и пр.;

г) религиозное освящение брака;

д) временное или полное запрещение всяких половых отношений для определенных лиц — ритуальное целомудрие, доходящее в некоторых случаях до кастрации и самокастрации;

е) суеверные представления о «нечистоте» женщин, в особенности в некоторые моменты их половой жизни, и связанные с этим запреты женщине, особенно в эти моменты, прикасаться к орудиям промысла, хозяйственным предметам, скоту, входить в храм

Для С.А. Токарева становится очевидным, что по своему происхождению все эти обычаи не имеют ни малейшего отношения ни к какой религии. Происхождение их надо искать либо в чисто биологических фактах, либо в социальных условиях, либо — что вернее — в сочетании того и другого. Ведь только стоя на крайне идеалистической точке зрения, можно, подобно Дюркгейму, объяснять экзогамию суеверными тотемическими мотивами; только с церковной богословской точки зрения можно объяснить запрет нарушать супружескую верность или запрет прикасаться к женщине в момент ее «нечистоты» божьим повелением.

Но любой запрет, любое ограничение, будь они хоть чисто биологическими по своей природе и происхождению, получают в общественной среде обязательную социальную санкцию и тем самым становятся нормой общественной морали. А мораль в свою очередь в условиях доклассового общества да и позже, вплоть до эпохи капитализма, получает обычно религиозное освящение. Так и получается, что все виды полового табу — раньше или позже — попадают в сферу притяжения религии.

На почве эротических культов (и это была наиболее развитая их форма) также возникло представление и о божествах любви. Они являлись мифологическими заместителями живых людей, которые первоначально фигурировали как источник эротико-магической силы, то есть персонификацией этой силы. Это представление нашло своё отражение в значительно более поздних мифологических системах: Афродита и Эрот у греков, Венера и Купидон у римлян, восточные богини любви Иштар, Кибела, Исида. Позднее образы богинь любви переплелись с представлениями о земле-прародительнице в аграрных культах.

Исследователи раннего христианства справедливо утверждают, что эта религия не смогла бы победить своих соперников — восточные культы, если бы она не взяла из их рук самое сильное оружие — культ женских божеств любви. После победы христианства и в более поздние века — особенно на католическом Западе — культ девы Марии усвоил и сохранил доныне яркие черты эротического культа. Поэтический образ «бедного рыцаря» (Пушкин), влюбленного в богоматерь, вполне отвечает исторической действительности.

 

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ КУЛЬТ

Термином «погребальный культ» принято обозначать совокупность религиозных обрядов, относящихся к умершим, и связанные с этими обрядами верования. Широкая распространенность погребального культа общеизвестна. Обряды и верования, связанные с покойниками, занимают более или менее видное место во всех религиях, от самых примитивных до наиболее сложных.

Не подлежит сомнению, что погребальный культ принадлежит к числу древнейших форм религии. Он непосредственно засвидетельствован ранними археологическими памятниками, уже верхнепалеолитические погребения были связаны с религиозно-магическими представлениями.

Корни погребального культа лежат в первоначальных биологических инстинктах: стремление отдалить от себя тело умершего и в то же время сохранить связь с ним.

Обратим внимание на то, что погребальных обрядах на определённой стадии их развития особенно отчётливо проявляются социальные различия – они отражаются в способах погребения.

Принято выделять 6 таких способов:

· оставление или выбрасывание,

· водяное погребение,

· воздушное погребение,

· земное или пещерное погребение,

· кремация, мумификация,

· рассечение,

· каннибализм.

Такое разнообразие способов погребения складывалось в основном под воздействием разнообразных исторических и просто географических условий.

Однако значительную роль играли и мотивы людей, помимо погребения в частности, повлиявшие также на становление ритуально-обрядового комплекса в целом.

Мотивы проявления ритуально-обрядового комплекса к погребальном культе:

v естественное выражение скорби (посмертный траур, погребальная трапеза),

V забота об успокоении и благополучии духа умершего (погребальные дары, жертвоприношения),



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.007 с.)