Методы инновационного менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы инновационного менеджмента



Единого универсального метода управления инновациями для всех ИП не существует. Каждое ИП, действующее в рыночной экономике, уникально по своим характеристикам. Следовательно, и содержание управления инновационным процессом является уникальным, а его формы и методы не могут тиражироваться для многих ИП. Выбор стратегии управления зависит от многих факторов, в том числе от рыночной позиции ИП, динамики ее изменения, производственного и технического потенциала ИП, производимого продукта или услуг, состояния экономики, кадрового потенциала, исторического периода, культурной среды и др.

В то же время существует ряд основополагающих методов, которые могут использоваться при осуществлении управления инновациями.

 

В инновационном менеджменте, как составной части общего менеджмента, наряду со специфическими инновационными управленческими подходами и приемами, используются и общепринятые методы управления.

Реализация функций и принципов инновационного управления осуществляется путем применения различных методов.

Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели.

Методы управления - это совокупность способов, приемов и средств целенаправленного воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Методы определяют условия деятельности тех, на кого они направлены и эффективность управления в целом. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности, сфокусированное как на трудовых коллективах, так и направленное на отдельных работников.

Рассматривая методы управления необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления: фирму, отдел, подразделение, компания и т. д.

Содержание – это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма – воздействие прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи, создание стимулирующих и других условий).

В любом конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма.

В зависимости от преобладания тех или иных способов и средств воздействия все методы управления подразделяют на три группы:

- административные,

- экономические,

- социально-психологические.

В отдельную группу следует выделить метод самоуправления, основывающийся на использовании в основном экономических и социально-психологических методов.

 

Административные методы управления

 

Административные методы управления – это, во-первых, набор приемов и способов прямого управленческого воздействия на отношения людей в процессе производства. Во-вторых, нормативно-правовое регулирование деятельности предприятий со стороны государства и вышестоящих органов.

Административные методы основываются на ответственности, дисциплине, правах и власти (руководителя).

Особенности административных методов управления:

- предопределение конкретного решения ситуации без предоставления исполнителю свободы выбора;

- определение точной меры ответственности за невыполнение норм и требований руководителя;

- строгое соблюдение трудовой и производственной дисциплины;

- возможность усиливать действенность других методов.

В зависимости от содержания административные методы управления разделяют на:

- организационные,

- оперативно-распорядительные.

Организационные методы управления используются при решении перспективных задач и создании организационных основ предприятия, т.е. при определении структуры управления, уровня разделения и специализации труда, характера отношений с партнерами.

Оперативно-распорядительные используются для оперативного управления с помощью приказов, распоряжений, указаний.

На практике большей частью отдаются устные распоряжения. Они должны быть четко сформулированы, чтобы исключить разночтения. Устные распоряжения предназначены для конкретного исполнителя. Считается неэтичным отдавать распоряжения работнику, минуя его непосредственного начальника. Распоряжение должно быть отдано заблаговременно. В его выработке желательно участие исполнителя. И, наконец, форма распоряжения должна быть тактичной.

Н.И. Кабушкин в рамках организации рассматривает три формы проявления организационно-административных методов:

1) обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);

2) согласительная (консультация, компромисс);

3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т. п.

 

Различают следующие виды организационного воздействия:

Требование может стать стимулом активности, если, высказанное руководителем, оно становится внутренним требованием и воспринимается как долг. Такое превращение происходит непросто и зависит во многом от того, насколько авторитетен руководитель или насколько трудовой коллектив, признающий эти требования, значим для личности. В то же время требовательность должна сочетаться с помощью и заботой о каждом человеке и о коллективе.

Принуждение — методы менеджмента, которыми управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему. Эти методы опираются на следующие системы: законодательных актов страны и региона; нормативно-директивных и методических документов фирмы и вышестоящей организации;

Регламентировани е - это совокупность правил, определяющих порядок работы, предписание действовать определенным образом.

Нормирование - это установление допустимых границ деятельности, расчет норм различных показателей работы по соответствующим нормативам или на основании статистических данных. Нормы являются расчетными величинами количества и качества труда. Они позволяют организовать объективный контроль за выполнением работ.

Инструктирование (лучше инструктивные) - это воздействие на исполнителей с помощью инструкций, рекомендаций, указаний о порядке и способах выполнения работы. Сюда же относятся и стандарты.

 

В зависимости от применяемых на предприятии методов управления формируется соответствующая им система подчинения.

В практике управленческой деятельности административное воздействие может быть связано с тремя типами подчинения:

- вынужденное и внешне навязанное. Оно сопровождается чувством зависимости и понимается как нажим «сверху»;

- пассивное. Для него характерно удовлетворение подчиненного, связанное с освобождением от необходимости принятия самостоятельных решений;

- осознанное. Оно внутренне обосновано.

Организационно-административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, т.е. с администрированием.

Остановиться на нормативно-правовом регулировании функционирования организаций: законы, указы, постановления, решения, положения, инструкции, предписания, приказы и т.д.

 

 

Экономические методы управления

Основаны на сознательном использовании объективных экономических законов. Они действуют в сфере регулирования экономических отношений и предполагают организованную систему отношений коллектива и отдельных работников на основе использования объективных экономических законов и закономерностей.

Экономические методы управления призваны обеспечить материальную заинтересованность коллективов предприятий и каждого члена коллектива в выполнении государственных заказов, научных разработок, планов их реализации и т.д.

Экономия ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, инфраструктуры, качества жизни основывается на мотивации персонала на их реализацию.

К экономическим методам инновационного управления отнесем:

Мотивация (побуждение).

Возможны следующие направления экономическое стимулирования: максимальное удовлетворение физиологических потребностей, материальной заинтересованности коллективов и отдельных работников в результатах своего труда, обеспечение их комплексной безопасности, удовлетворение духовных и социальных потребностей.

 

Финансирование и к редит.

Ценообразование.

Планирование.

Хозрасчет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.238.222 (0.007 с.)