Учет прочих производственных запасов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет прочих производственных запасов.



Порядок оценки МПЗ

МПЗ принимают к учету по фактической себестоимости, которая исчисляется в зависимости от способа приобретения (получения) данного имущества.

1. При приобретении МПЗ за плату у других организаций фактической себестоимостью считаются фактические затраты на приобретение за исключением НДС и иных возмещаемых налогов в соответствии с законодательством РФ.

2. При изготовлении различных видов МПЗ собственными силами организации фактическая себестоимость определяется в размере фактических затрат на производство соответствующего вида продукции в соответствии с действующим порядком формирования себестоимости.

3. Фактическая себестоимость запасов внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется на основе их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками).

4. При безвозмездном получении МПЗ в порядке дарения фактическая себестоимость определяется по их рыночной стоимости на дату оприходования организацией-получателем.

5. Фактической себестоимостью МПЗ, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

Практически большинство организаций ведут текущий учет МПЗ по учетной стоимости. В понятие «учетная стоимость» включается плановая себестоимость приобретения, которая определяется самой организацией по сложившемуся уровню покупных цен с добавлением расходов на транспортировку, упаковку, погрузку, разгрузку и т. д. В качестве учетной цены могут выступать и средние (или средневзвешенные) покупные цены. В том и другом случае разница между фактической себестоимостью приобретения и стоимостью запасов по учетным ценам отражается в бухгалтерском учете как отклонение стоимости материалов.

Оценка отпуска запасов может производиться одним из следующих способов:

1) по стоимости каждой единицы ценностей, которые не могут заменять друг друга; (драгоценные металлы; драгоценные камни и др.);

2) по средней себестоимости (общ. Σ / к-во = средняя себестоимость);

3) по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

Применение того или иного способа производится по виду (группе) запасов и является элементом учетной политики организации, которая осуществляется в течение отчетного года.

Средняя себестоимость израсходованных материалов определяется:

(Стоимость материалов на начало месяца + стоимость поступивших за месяц материалов): (остаток материалов на начало месяца + количество материалов, поступивших за месяц).

ЗАДАЧИ

1. Оценка материалов по средней себестоимости

Показатели Кол-во единиц Цена единицы Сумма
Остаток на начало отчетного периода   40,00 800,00
Поступило за месяц: 1 партия 2 партия   30,00 70,00 900,00 2800,00
Итого поступило с остатком   50,00 4500,00
Отпущено в производство   50,00 3500,00
Остаток на конец месяца   50,00 1000,00

 

Метод ФИФО предполагает, что материалы должны списываться по ценам приобретения соответствующих партий в хронологическом порядке их поступления. При его применении величина конечного остатка измеряется в ценах последних поступлений.

2. Оценка материалов по методу ФИФО

Показатели Кол-во единиц Цена единицы Сумма
Остаток на начало месяца   10,00 2000,00
Поступило за месяц: 1 партия 2 партия 3 партия   10,00 12,00 15,00 3000,00 2400,00 6000,00
Итого поступило за месяц   х 11400,00
Расход материалов за месяц:      
По методу ФИФО 1 партия 2 партия 3 партия     10,00 12,00 15,00   5000,00 2400,00 4500,00
Итого списано за месяц   х 11900,00
Остаток на конец месяца: по методу ФИФО     15,00   1500,00

 

Продукцию, поступающую из производства в течение года, приходуют и списывают в расход по плановой себестоимости с доведением в конце года до фактической.

При превышении фактической себестоимости над плановой делают дооценку, а в случае, если фактическая себестоимость окажется ниже плановой, - уценку (сторнировочную запись).

Однако не для всех видов продукции устанавливается плановая себестоимость. Например, волос, шерсть-линька, перо, пух, кожи животных и т.п. учитывают по ценам возможной реализации. Причем эта оценка в конце года не корректируется.

Покупную продукцию учитывают по ценам приобретения с учетом расходов по ее заготовке и доставке в хозяйство. Семена и корма оцениваются в таком же порядке, как и готовую продукцию.

 

3. Документальное оформление поступления и отпуска МПЗ.

Учет семян.

(Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т.1. с. 201-223).

При засыпке зерна на семена в зернохранилища составляют акт на засыпку семенного материала.

При расходе семян и посадочного материала на посев и посадку соответствующих культур составляют акт расхода семян и посадочного материала (ф. 183- АПК (СП-13)), который является основанием для списания в расход этих ценностей. Применяется для учета списания в расход (с подотчета) семян и посадочного материала на посев и посадку соответствующих культур. Составляется агрономом по окончании сева (посадки) на отдельных участках и полях севооборота и приемки работ должностными лицами организации (по каждой культуре отдельно). Подписанный указанными работниками акт утверждается руководителем организации, после чего передается вместе с расходными документами в бухгалтерию для соответствующих записей в регистры бухгалтерского учета.

Сдача сортовых семян сопровождается следующими документами: суперэлитные и элитные семена – аттестатом на семена; сортовые семена первой и последующих репродукций – свидетельством на семена, если они отвечают требованиям посевного стандарта по чистоте и влажности.

Учет кормов.

Корма, скормленные скоту без предварительной уборки (путем выпаса) оформляют актом на оприходование пастбищных кормов (ф. 173-АПК или 174-АПК (СП-18, СП-19)). Количество зеленой массы определяется специальной комиссией по типовой методике. В состав комиссии обязательно включаются представители агрономических и зоотехнических служб. Оформленный акт передается в бухгалтерию и служит основанием для учета выхода кормов и включения их в затраты по содержанию поголовья животных, которому скормлены корма.

Скошенная зеленая масса трав, а также ботва корнеплодов, капустный лист и другие культуры, предназначенные на корм скоту, а также другие виды кормов, списывают на затраты производства на основании ведомости учета расхода кормов (ф. 175-АПК). Ведомость (ф. № 175-АПК (СП-20)) предназначена для оформления и учета ежедневной выдачи кормов на животноводческие фермы. Ведомость выписывается в двух экземплярах бухгалтерией или зоотехнической службой. Первый экземпляр с распиской получателя кормов служит основанием для списания отпущенных кормов с подотчета кладовщика (зав. складом) или другого МОЛ, второй – с распиской кладовщика (зав. складом) об отпуске кормов – находится у заведующего фермой или бригадира.

Оприходование грубых (сена, соломы) и сочных (корнеплоды, силос, сенаж) кормов оформляется актом приема грубых и сочных кормов (ф. 172-АПК (СП-17)). Акт составляется комиссией в двух экземплярах на каждый вид заготовленных грубых и сочных кормов. К акту прилагаются схемы участков с указанием расположения и номера стогов, скирд, траншей, буртов и овощехранилищ. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, где он служит основанием для оприходования убранных, засилосованных или застогованных кормов. Второй экземпляр со схемой расположения стогов, скирд и др. передается фуражиру на ответственное хранение.

При перемещении кормов внутри хозяйства выписывают накладную (внутрихозяйственного назначения) (ф. 264-АПК). Накладная выписывается в 2-х экземплярах, из которых один остается у получателя кормов (или других ценностей) с распиской об отпуске зав. складом или кладовщика; второй – у заведующего складом или кладовщика с распиской получателя о приеме кормов (или других ценностей).

Порядок оценки МПЗ

МПЗ принимают к учету по фактической себестоимости, которая исчисляется в зависимости от способа приобретения (получения) данного имущества.

1. При приобретении МПЗ за плату у других организаций фактической себестоимостью считаются фактические затраты на приобретение за исключением НДС и иных возмещаемых налогов в соответствии с законодательством РФ.

2. При изготовлении различных видов МПЗ собственными силами организации фактическая себестоимость определяется в размере фактических затрат на производство соответствующего вида продукции в соответствии с действующим порядком формирования себестоимости.

3. Фактическая себестоимость запасов внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется на основе их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками).

4. При безвозмездном получении МПЗ в порядке дарения фактическая себестоимость определяется по их рыночной стоимости на дату оприходования организацией-получателем.

5. Фактической себестоимостью МПЗ, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

Практически большинство организаций ведут текущий учет МПЗ по учетной стоимости. В понятие «учетная стоимость» включается плановая себестоимость приобретения, которая определяется самой организацией по сложившемуся уровню покупных цен с добавлением расходов на транспортировку, упаковку, погрузку, разгрузку и т. д. В качестве учетной цены могут выступать и средние (или средневзвешенные) покупные цены. В том и другом случае разница между фактической себестоимостью приобретения и стоимостью запасов по учетным ценам отражается в бухгалтерском учете как отклонение стоимости материалов.

Оценка отпуска запасов может производиться одним из следующих способов:

1) по стоимости каждой единицы ценностей, которые не могут заменять друг друга; (драгоценные металлы; драгоценные камни и др.);

2) по средней себестоимости (общ. Σ / к-во = средняя себестоимость);

3) по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

Применение того или иного способа производится по виду (группе) запасов и является элементом учетной политики организации, которая осуществляется в течение отчетного года.

Средняя себестоимость израсходованных материалов определяется:

(Стоимость материалов на начало месяца + стоимость поступивших за месяц материалов): (остаток материалов на начало месяца + количество материалов, поступивших за месяц).

ЗАДАЧИ

1. Оценка материалов по средней себестоимости

Показатели Кол-во единиц Цена единицы Сумма
Остаток на начало отчетного периода   40,00 800,00
Поступило за месяц: 1 партия 2 партия   30,00 70,00 900,00 2800,00
Итого поступило с остатком   50,00 4500,00
Отпущено в производство   50,00 3500,00
Остаток на конец месяца   50,00 1000,00

 

Метод ФИФО предполагает, что материалы должны списываться по ценам приобретения соответствующих партий в хронологическом порядке их поступления. При его применении величина конечного остатка измеряется в ценах последних поступлений.

2. Оценка материалов по методу ФИФО

Показатели Кол-во единиц Цена единицы Сумма
Остаток на начало месяца   10,00 2000,00
Поступило за месяц: 1 партия 2 партия 3 партия   10,00 12,00 15,00 3000,00 2400,00 6000,00
Итого поступило за месяц   х 11400,00
Расход материалов за месяц:      
По методу ФИФО 1 партия 2 партия 3 партия     10,00 12,00 15,00   5000,00 2400,00 4500,00
Итого списано за месяц   х 11900,00
Остаток на конец месяца: по методу ФИФО     15,00   1500,00

 

Продукцию, поступающую из производства в течение года, приходуют и списывают в расход по плановой себестоимости с доведением в конце года до фактической.

При превышении фактической себестоимости над плановой делают дооценку, а в случае, если фактическая себестоимость окажется ниже плановой, - уценку (сторнировочную запись).

Однако не для всех видов продукции устанавливается плановая себестоимость. Например, волос, шерсть-линька, перо, пух, кожи животных и т.п. учитывают по ценам возможной реализации. Причем эта оценка в конце года не корректируется.

Покупную продукцию учитывают по ценам приобретения с учетом расходов по ее заготовке и доставке в хозяйство. Семена и корма оцениваются в таком же порядке, как и готовую продукцию.

 

3. Документальное оформление поступления и отпуска МПЗ.

Учет семян.

(Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т.1. с. 201-223).

При засыпке зерна на семена в зернохранилища составляют акт на засыпку семенного материала.

При расходе семян и посадочного материала на посев и посадку соответствующих культур составляют акт расхода семян и посадочного материала (ф. 183- АПК (СП-13)), который является основанием для списания в расход этих ценностей. Применяется для учета списания в расход (с подотчета) семян и посадочного материала на посев и посадку соответствующих культур. Составляется агрономом по окончании сева (посадки) на отдельных участках и полях севооборота и приемки работ должностными лицами организации (по каждой культуре отдельно). Подписанный указанными работниками акт утверждается руководителем организации, после чего передается вместе с расходными документами в бухгалтерию для соответствующих записей в регистры бухгалтерского учета.

Сдача сортовых семян сопровождается следующими документами: суперэлитные и элитные семена – аттестатом на семена; сортовые семена первой и последующих репродукций – свидетельством на семена, если они отвечают требованиям посевного стандарта по чистоте и влажности.

Учет кормов.

Корма, скормленные скоту без предварительной уборки (путем выпаса) оформляют актом на оприходование пастбищных кормов (ф. 173-АПК или 174-АПК (СП-18, СП-19)). Количество зеленой массы определяется специальной комиссией по типовой методике. В состав комиссии обязательно включаются представители агрономических и зоотехнических служб. Оформленный акт передается в бухгалтерию и служит основанием для учета выхода кормов и включения их в затраты по содержанию поголовья животных, которому скормлены корма.

Скошенная зеленая масса трав, а также ботва корнеплодов, капустный лист и другие культуры, предназначенные на корм скоту, а также другие виды кормов, списывают на затраты производства на основании ведомости учета расхода кормов (ф. 175-АПК). Ведомость (ф. № 175-АПК (СП-20)) предназначена для оформления и учета ежедневной выдачи кормов на животноводческие фермы. Ведомость выписывается в двух экземплярах бухгалтерией или зоотехнической службой. Первый экземпляр с распиской получателя кормов служит основанием для списания отпущенных кормов с подотчета кладовщика (зав. складом) или другого МОЛ, второй – с распиской кладовщика (зав. складом) об отпуске кормов – находится у заведующего фермой или бригадира.

Оприходование грубых (сена, соломы) и сочных (корнеплоды, силос, сенаж) кормов оформляется актом приема грубых и сочных кормов (ф. 172-АПК (СП-17)). Акт составляется комиссией в двух экземплярах на каждый вид заготовленных грубых и сочных кормов. К акту прилагаются схемы участков с указанием расположения и номера стогов, скирд, траншей, буртов и овощехранилищ. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, где он служит основанием для оприходования убранных, засилосованных или застогованных кормов. Второй экземпляр со схемой расположения стогов, скирд и др. передается фуражиру на ответственное хранение.

При перемещении кормов внутри хозяйства выписывают накладную (внутрихозяйственного назначения) (ф. 264-АПК). Накладная выписывается в 2-х экземплярах, из которых один остается у получателя кормов (или других ценностей) с распиской об отпуске зав. складом или кладовщика; второй – у заведующего складом или кладовщика с распиской получателя о приеме кормов (или других ценностей).

Учет прочих производственных запасов.

Значительную часть производственных запасов (ГСМ, запчасти, мин. удобрения) сельскохозяйственного предприятия приобретают со стороны. Основным первичным документом на оприходование поступающих ТМЦ от поставщиков является счет-фактура (тип. межвед. ф. 868).

Счет-фактура является универсальным документом по учету расчетов, в том числе за поступающие материальные ценности. Документ содержит все необходимые данные о видах поступающих материальных ценностей, их количестве, цене, суммах и общей стоимости. При этом обязательно выделяются суммы НДС. Счет-фактура составляется поставщиком в 2-х экземплярах, один из которых передается покупателю, второй – остается у поставщика.

Для получения ТМЦ со склада поставщика представителю хозяйства выписывают доверенность (тип. межвед. ф. № M-2a). Доверенность применяется для оформления права отдельного должностного лица (экспедитора или др.) выступать в качестве доверенного организации для получения определенных материальных ценностей. В доверенности обязательны для заполнения все реквизиты, относящиеся к удостоверению личности получателя и материальных ценностей, получаемых им в соответствующей организации.

Доверенность выписывается бухгалтерией в одном экземпляре на каждое получение одного вида или группы ценностей Она действительна только при наличии печати и двух подписей – руководителя хозяйства и главного бухгалтера. Запрещается выдача доверенностей без указания срока их действия.

Для регистрации выданных доверенностей используется Журнал учета выданных доверенностей (Форма № М-3). В нем приводятся данные о выданных доверенностях (кому, для каких целей и др.), и лицо, получившее доверенность, удостоверяет это в журнале своей подписью. Журнал ведется в бухгалтерии, порядковые номера в нем проставляют с начала года. При этом указывается номер доверенности, дата выдачи, срок действия, должность ифамилия должностного лица, наименование поставщика, подпись лица, получившего доверенность и отметки о выполнении поручения по выданной доверенности.

При доставке грузов на предприятие автотранспортом МЦ принимают на основании товарно-транспортной накладной. Отпуск на сторону также осуществляется по соответствующим специализированным товарно-транспортным накладным в зависимости от вида МЦ (формы СП-32, СП-33, СП-34, СП-35). Для оформления отпуска систематически потребляемых в хозяйстве ТМЦ применяют лимитно-заборные ведомости. Лимитно-заборная ведомость (ф. № 261-АПК)предназначена для учета отпуска и получения материальных ценностей со складов (кладовых) в пределах предварительно утвержденного лимита и служит оправдательным документом для отпущенных и полученных материальных ценностей со склада и отнесения их в подотчет лицам, получившим ценности, или для списания их на затраты производства.

Лимитно-заборная ведомость выписывается в бухгалтерии на одно или несколько наименований товарно-материальных ценностей в двух экземплярах, из которых первый экземпляр в течение срока действия ведомости (обязательно в пределах действующего отчетного месяца и, как правило, не свыше 15 дней) находится у зав. складом для выдачи материальных ценностей, а второй у получателя ценностей — до их получения.

Зав. складом при выдаче ценностей в присутствии их получателя отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной ведомости количество выдаваемых (получаемых) ценностей, дату и отпускает ценности под расписку получателя. Одновременно зав. складом ставит в документе свою подпись об отпуске материальных ценностей. По окончании срока действия лимитно-заборной ведомости или использования лимита зав. складом вместе с другими приходно-расходными документами сдает их в бухгалтерию хозяйства. Материально-ответственные лица свои экземпляры лимитно-заборной ведомости также представляют в бухгалтерию хозяйства вместе с отчетами о движении материальных ценностей.

Разовый отпуск ТМЦ со склада для потребления и перемещения внутри хозяйства производится на основании накладной (внутрихозяйственного назначения) (ф. 264-АПК). Накладная внутрихозяйственного назначения в отличие от лимитно-заборной ведомости, используемой для многократного получения со склада материальных ценностей, предназначена в основном для разовых операций на отпуск (перемещение) материальных ценностей внутри хозяйства.

Накладная выписывается в двух экземплярах, из которых один остается у получателя ценностей с распиской об отпуске зав. складом или кладовщика; второй экземпляр – у зав. складом или кладовщика с распиской получателя о приеме ценностей.

Таким образом, накладная является документом, одновременно разрешающим отпуск ценностей и удостоверяющим фактическое исполнение операции.

Для списания с подотчета в расход на затраты соответствующих производств и культур минеральных, органических, бактериальных удобрений, ядохимикатов и гербицидов на соответствующие культуры применяется акт об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, ядохимикатов и гербицидов (ф. 262 – АПК). Документ составляется агрономом по окончании внесения удобрений и ядохимикатов в почву или после опрыскивания соответствующих культур, подписывается агрономом иутверждается руководителем хозяйства. К акту прилагаются лимитно-заборные ведомости, накладные и другие документы, по которым оформлялась доставка удобрений и ядохимикатов со складов к местам их использования.

Утвержденный акт передается в бухгалтерию, где он проверяется и используется для списания соответствующих ценностей с подотчета лица, ответственного за их сохранность на затраты соответствующих производств и культур.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.04 с.)