Психология как наука и практическая деятельность. Объект и предмет психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология как наука и практическая деятельность. Объект и предмет психологии.



Психология как наука и практическая деятельность. Объект и предмет психологии.

Психология (от греч. рsyche – душа, logos – учение) – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

 

В научном употреблении термин «психология» впервые появился в XVIII веке. Его ввел в научный оборот немецкий психолог Родольф Гоклениус. Первоначально он имел отношение к особой науке, которая изучала так называемые душевные, или психические явления, то есть такие, которые человек легко обнаруживает в своем сознании в результате самонаблюдения. Впоследствии, область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.

 

Объектом психологического познания выступает психика человека, то есть, внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

 

Психика (от греч. рsychikos – душевный) – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

 

Предметом психологии, под которым подразумевается система понятий, объясняющих закономерности развития и функционирования психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологических наук и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений психологии.

 

Психические процессы – это процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. К ним относятся основные познавательные процессы – ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение.

 

Психические состояния – психологическая категория, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания.

 

Психические свойства - это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.

 

Современная психология представляет собой широко разветвленную область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию.

Прикладные отрасли психологии, или практическая психология (психологическое консультирование, клиническая психология, инженерная психология, психолого-педагогическая коррекция), все шире входят в нашу жизнь, все чаще в повседневной жизни можно встретить психологов-практиков.

 

Методы психологического исследования (классификация методов по Б.Г. Ананьеву)

Б.Г. Ананьев предложил классификацию методов, которые используются в психологической науке. Он выделил 4 группы методов, причем в основу подобного деления он положил представление об этапах экспериментального исследования.

1 группа методов – организационные методы – определяют, каким образом исследование будет организовано в общем, в целом. В эту группу входят такие методы как лонгитюдный, сравнительный и комплексный.

Лонгитюдный метод (лонгитюдинальный) – это такая организация исследования, при котором оно проводится на протяжении достаточно долгого времени (10 лет, 15 лет и более).

Сравнительный метод – это такая организация исследования, при котором сущность исследования заключается в сравнении особенностей развития одного и того же психического процесса или психического свойства у людей, принадлежащих к разным группам.

Комплексный метод – это такая организация исследования, при котором используется и лонгитюдный, и сравнительный методы.

2 группа методов – эмпирические – непосредственно предназначены для сбора экспериментальных данных. Она включает следующие методы – эксперимент, наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности, опрос, анкетирование, интервьюирование, проективные методики, социометрический метод, беседа.

Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях с использованием специальной аппаратуры. Действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент.

Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Выделяют следующие виды наблюдения: выборочное (наблюдатель фиксирует все особенности деятельности человека) и сплошное (наблюдатель фиксирует отдельные особенности деятельности), включенное наблюдение (при этом наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Беседа – это прямое или косвенное, устное или письменное получение от испытуемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Опрос – это метод, который предполагает получение в устной или письменной форме ответов на заранее подготовленные вопросы для сбора информации о человеке.

Анкетирование – это вид опроса, при котором исследователь получает информацию об испытуемом благодаря его письменным ответам на заранее подготовленные вопросы (анкета).

Интервьюирование – это вид опроса, при котором ставится задача получить ответы испытуемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.

Тестирование – это использование стандартизированных заданий для определения выраженности у человека психических свойств или состояний.

Проективные методики – это особая группа методов, основанная на принципе проекции (перенесения). Суть его состоит в следующем. Человек обладает совокупностью более или менее устойчивых черт личности, которые определяют его индивидуальное поведение и действия при выполнении им самых разнообразных видов деятельности. Это и характерный для него ритм и темп, и способ подхода к решению возникающих проблем – импульсивность или продуманность, и способ получения и организации материала в памяти, и предпочтения, и эмоционально-волевые особенности, и многие устойчивые характеристики, систематически проявляющиеся в различных ситуациях. Выполняя какую-либо деятельность, человек так или иначе объективирует эти свойства в процессе и в результатах этой деятельности. Это положение подтверждается опытом повседневной жизни, когда мы судим о человеке, например, по его внешнему виду, состоянию его жилища, вещам, сделанным его руками. К числу проективных методик относятся: тест чернильных пятен Г. Роршаха, методика «Рисунок человека», методика «Рисунок семьи», методика «Несуществующее животное».

Социометрия – это метод для измерения межличностных отношений в малых группах. осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторой ситуации.

Анализ продуктов деятельности – это получение информации о психологических свойствах и состояниях испытуемого на основе анализа результатов его деятельности (дневниковые записи, рисунки, поделки, сочинения, стихи и т.п.).

3 группа методов – методы количественной и качественной обработки данных – используются для обнаружения закономерностей и взаимосвязей между изучаемыми свойствами.

4 группа методов – интерпретационные методы – применяется для формулировки выводов, полученных в ходе исследования. В нее входят генетический и структурный методы. Первый из них предполагает определение логики развития некоторого свойства или процесса, второй используется для построения структуры психического образования.

 

Психология как наука и практическая деятельность. Объект и предмет психологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.009 с.)