ТОП 10:

Курсовая работа по психологии



Факультет экономики и управления

Кафедра социальной работы

Курсовая работа по психологии

Тема: Методы отвлечения внимания. Изучение распределения внимания.

Выполнил:

студент 2052 группы

2 курса

факультета экономики

И управления

Чернышов И.В.

(Ф.И.О)

Проверила:

Доцент кафедры психологии

Сахарова Н.А.

Оценка:

______________________

______________________

(дата, подпись)

Оглавление

Введение. 3

Управление вниманием.. 4

Что такое внимание?. 4

Отвлечение и перенаправление внимания. 9

Диагностика распределения внимания. 14

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 17

 


Введение

Внимание является достаточно значимым свойством личности.

Внимание - Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах [1].

Цельюданной работы является подробное изучение отвлекаемости внимания.

Задачами исследования является

· Изучение материала различных авторов по теме работы

· Систематизация полученной информации

· Проведение эмпирического исследования для подтверждения или опровержения гипотез, полученных в ходе изучения теоретического материала

Эмпирическоеисследование основано на тесте «изучение распределения внимания» с целью выявления фактов отвлечения внимания.

5 испытуемых выбраны случайным образом из коллектива «Дай Жару!».

Гипотезы исследования:

· У ~20% испытуемых хорошее распределение внимания

· У ~60% испытуемых среднее распределение внимания

· У ~20% испытуемых распределение внимания ниже среднего


Управление вниманием

Что такое внимание?

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов [2].

Объекты внимания

В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в структуре деятельности человека. Направленность сознания на значимый объект необходимо в течение определенного времени удерживать на нём. Этот момент удержания описывает понятие «сосредоточенность». Она понимается как большая или меньшая углубленность человека в деятельность и в этой связи отвлечение от всех посторонних объектов, не вовлеченных в неё. Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания как признаки внимания связаны друг с другом, но не тождественны [4].

Функциями внимания являются:

· обнаружение сигнала

· бдительность

· поиск

· избирательное внимание

· распределенное внимание


Виды внимания:

Непроизвольное внимание

Вид внимания, при котором нет сознательного выбора направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается вне зависимости от осмысленной цели человека. В его основе лежат неосознаваемые установки человека, обычно, недолговременно, быстро превращающееся в произвольное. Появление непроизвольного внимания может быть связано с особенностью влияющего раздражителя, а также определяться соответствием этих раздражителей предыдущему опыту или психическому состоянию индивида. Время от времени непроизвольное внимание может быть полезным, так как оно дает нам возможность вовремя обнаружить появление раздражителя и принять нужные меры, и упрощает включение в обычную жизнь. Но в то же время непроизвольное внимание может быть отрицательным, если оно отвлекает от решаемой задачи и снижает продуктивность выполняемой работы. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы привлекают наше внимание и не дают сосредоточиться на главном. Причины появления непроизвольного внимания:

· Внезапность раздражителя.

· Относительная сила раздражителя.

· Новизна раздражителя.

· Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

· Контрастность предметов или явлений.

· Внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание

Физиологическим механизмом произвольного внимания выступает центр оптимального возбуждения в коре головного мозга, поддерживаемый сигналами, исходящими от второй сигнальной системы. Теперь понятна роль слова родителей или учителей для развития у ребёнка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание, необходимое для себя, и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или послепроизвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний и предупреждать развитие утомления.

Произвольное внимание разделяют на: 1) собственно произвольное внимание (для достижения заранее поставленной цели); 2) волевое внимание (для того, чтобы отвлечься от отвлекающих факторов и сконцентрироваться на нужной деятельности); 3) ожидательное внимание (бдительность, осторожность).

Послепроизвольное внимание

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.

Свойства внимания

Свойства внимания —направленность, объём, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость —связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки ещё равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности ещё нет устойчивости внимания. Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.

В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов.

Концентрация

Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта — с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта. Поскольку уровень ясности и отчётливости определяется интенсивностью связи с объектом, или стороной деятельности, постольку концентрированность внимания будет выражать интенсивность этой связи. Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.

Объём

Объём — это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом. Для определения объёма внимания пользуются специальным прибором, который называется тахистоскоп (от греч. «тахистос» — быстрейший и «скопео» — смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объектов — букв, геометрических фигур, знаков — на 0,1 с. Сколько объектов заполнил человек — таков его объём внимания.

Объём внимания может быть расширен путем тщательного изучения объектов в той ситуации, в которой их приходится воспринимать. Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объём внимания повышается, и мы замечаем больше элементов, чем тогда, когда нам приходится действовать в неясной или малопонятной ситуации. Объём внимания опытного, знающего данное дело человека будет больше, чем объём внимания неопытного, не знающего это дело человека.

Во время экспериментов по вопросу объёма внимание было выявлено существование флуктуирующего («расплывающегося») и фиксирующего типов внимания. Объём фиксирующего внимания меньше, зато информация воспринимается более отчетливо и с большей объективной правильностью. С. В. Краков описывает опыт, показывающий разницу между этими типами внимания. Так, например, если в окошке тахистоскопа, на очень короткое время было показано слово «конторка», лицо с фиксирующим типом внимания читает после первого показывания «конт», после второго «контор» и после третьего «конторка». Лицо же, имеющее внимание типа флуктуирующего, после первого показывания может прочесть «корзинка», после второго «касторка» и лишь в конце концов правильно «конторка».

Устойчивость

В противоположность ей лабильность — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. Внимание устойчиво там, где мы можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нём новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, где открываются возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них.

Переключаемость

Сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности. Рассеянность понимается в двух планах: как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) из-за избытков неглубоких интересов и как односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным.

Переключение внимания можно пронаблюдать при помощи часов: если сосредоточить внимание на их тиканье, то оно будет то появляться, то исчезать.

Причины переключения внимания:

· Переход обусловлен требованиями деятельности.

· Необходимость включения в новую деятельность.

· В целях отдыха [2].

Этапы развития:

1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания [5].


Познавательные иллюзии

Наверняка Вы видели, как исчезают самолёты, крупные животные и т.п. в этих фокусах применялись физические иллюзии. Но на вооружении фокусников есть и умственные иллюзии, которые обманывают наше внимание или играют с нашим чувством прогнозирования результата.

Исследования показывают, что разрыв по времени между действительностью и нашим осознанием данной реальности составляет примерно одну десятую секунды. Этот промежуток очень короткий и поэтому он быстро исчезает и импульс угасает. Но наш мозг устроен таким образом, что он постоянно пытается немного предвосхитить события и как бы самостоятельно достраивает реальность, которая должна произойти.

Вот на этом, то фокусники и ловят нас. Наиболее распространенный пример - тот, где монета исчезает после того, как её передают от одной руки к другой. Поскольку наш мозг уже выстраивает картину вперед, предполагая, что монету передали к другой руке, в этот момент монета исчезает и рука оказывается пустой.

Познавательные иллюзии так же управляют нашим вниманием. Одна из теорий состоит в том, что наше восприятие объекта главным образом зависит от того, где мы находимся в данный момент. Чтобы протестировать эту теорию была использована технология отслеживания движения глаз чтобы понимать куда смотрят глаза во время фокуса. Результаты показали, что фокус срабатывает не из-за того, что глаза не смотрят в правильном направлении, а потому что в этот момент наше внимание направлено в другое место. Психологи обнаружили удивительное явление, оказывает куда мы смотрим и на что мы обращаем внимание это две разные вещи. Видимо, куда мы смотрим, не столь важно как, то на что мы - обращаем внимание.

Умственное принуждение

Например, тонкое психологическое принуждение заключается в том, что бы создать у зрителя впечатление, что они свободны в выборе всех 52-х карт колоды, но фактически фокусники используют некоторые приемы, чтобы зритель выбрал именно туз, таким образом, влияя на принятие решения зрителем. На зрителя оказывается давление, чтобы ответил быстро, но, одновременно публично подчеркивает свобода выбора. А на самом деле свободы выбора как такой вообще не было. Фокусники уделяют много времени, тому, что акцентируя зрителям, насколько выбор их был свободен. Фокусники эффективно переписывают память зрителей и как бы стирают то давление, которое использовалось при выборе, чтобы зрители были полностью убеждены в проявлении их собственной воли выбора [7].

В другой статье описываются способы отвлечения внимания маркетологами. В ней говорится, что:

Прекращайте болтовню.

Если вы хоть раз были на выступлении фокусника, не важно, на сцене или вблизи, вы видели, что фокусники постоянно разговаривают. Хорошие иллюзионисты во время выполнения фокуса, постоянно будут рассказывать о том, что собираются делать, почему это так трудно и тому подобное. Естественно, их цель – не раскрыть вам секрет фокуса, а скорее отвлечь вас. По существу, болтовня фокусника – дополнительный поток информации для вашего сознания, и такая информационная перегрузка сведет на нет вероятность того, что вы заметите, что происходит на самом деле.

Если разговоры помогают фокуснику, то чрезмерное многословие может отвлечь клиента от цели покупки. Вы когда-нибудь встречали продавца, который не замолкал ни на минуту, пока вы выбирали покупку? Трудно смотреть, скажем, на приборный щиток автомобиля, пока продавец болтает без умолку. Продавцов следует учить не только тому, что говорить, но и когда говорить, а когда – промолчать. В других средствах информации, например, коммерческих, помните, что голос диктора не должен противоречить важной информации на экране.

Использование маркированного списка в презентации – отличный пример отвлечения внимания. Попытка прочесть текст в то время, когда докладчик озвучивает те же пункты же, приводит к ухудшению восприятия и дальнейшего произведения из-за того, что сознание не может сосредоточиться на качественном выполнении двух задач сразу [8].

Итак, подводя итог, хочу подчеркнуть, что в психологии манипуляции нет никаких четких схем воздействия на человека, дающих стопроцентный результат. Предлагается лишь знание общих закономерностей поведения человека и определенный взгляд на жизнь, оставляя при этом творческий простор каждому манипулятору. Это легко подтверждается тем, что почти все воздействие идет на бессознательное, которое тоже никем не исследовано. Главной ценностью данного направления становится способность манипулятора находить скрытые смыслы. Достигается это путем такого взгляда на жизнь, где ни одно действие и слово не бывает случайным, а обязательно является продуктом нашей психики. Недаром, когда человек оговорился, многие ему подмечают, что это оговорка по Фрейду. Но перебарщивать то же не следует. Надо обращать внимание на специфические реакции людей, при повторе определенных слов, на их слова паразиты, на некие недосказанности и упущения в их речи. Все это и дает нам информацию (наряду с движением глаз, позой, мимикой) о внутренних намерениях человека.

И последнее, на что я хочу акцентировать внимание, это еще раз сказать о том, что у каждой даже малой группы существует своя картина мира и свое семантическое пространство, и для успешной манипуляции всегда надо знать эти глубинные закономерности. Не обращаясь к этому, используя общие банальные схемы, легко ошибиться и завоевать не доверие, а ненависть.


Заключение

Изучая внимание я узнал много нового и интересного. Если возникали трудности, то они были успешно преодолены. За время работы я научился полностью проводить такое эмпирическое исследование как проведение теста. На основе этого можно сказать, что цель и задачи курсовой работы достигнуты.

Эмпирическое исследование проведено успешно. Две из пяти гипотез подтвердились. Подводя итоги по выполнению эмпирической части, были получены предположения, почему не подтвердились некоторые из гипотез.


Список использованной литературы

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998;

2. Внимание // URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения 09.01.15);

3. Изучение распределение внимания // URL: http://azps.ru (дата обращения 09.01.15);

4. Комарова Т. К. Психология внимания: Учебно-методическое пособие. Гродно: ГрГУ, 2002;

5. Определение внимания // URL: http://azps.ru (дата обращения 09.01.15);

6. Отвлекаемость внимания // URL: http://psyera.ru (дата обращения 09.01.15);

7. Психология волшебства: 3 важных метода // URL: http://www.profkariera.ru (дата обращения 09.01.15);

8. Шесть секретов продаж от фокусников // http://bigideas.ru (дата обращения 09.01.15).

Факультет экономики и управления

Кафедра социальной работы

Курсовая работа по психологии

Тема: Методы отвлечения внимания. Изучение распределения внимания.

Выполнил:

студент 2052 группы

2 курса

факультета экономики

И управления

Чернышов И.В.

(Ф.И.О)

Проверила:

Доцент кафедры психологии

Сахарова Н.А.

Оценка:

______________________

______________________

(дата, подпись)

Оглавление

Введение. 3

Управление вниманием.. 4

Что такое внимание?. 4

Отвлечение и перенаправление внимания. 9

Диагностика распределения внимания. 14

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 17

 


Введение

Внимание является достаточно значимым свойством личности.

Внимание - Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах [1].

Цельюданной работы является подробное изучение отвлекаемости внимания.

Задачами исследования является

· Изучение материала различных авторов по теме работы

· Систематизация полученной информации

· Проведение эмпирического исследования для подтверждения или опровержения гипотез, полученных в ходе изучения теоретического материала

Эмпирическоеисследование основано на тесте «изучение распределения внимания» с целью выявления фактов отвлечения внимания.

5 испытуемых выбраны случайным образом из коллектива «Дай Жару!».

Гипотезы исследования:

· У ~20% испытуемых хорошее распределение внимания

· У ~60% испытуемых среднее распределение внимания

· У ~20% испытуемых распределение внимания ниже среднего


Управление вниманием

Что такое внимание?

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов [2].

Объекты внимания

В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в структуре деятельности человека. Направленность сознания на значимый объект необходимо в течение определенного времени удерживать на нём. Этот момент удержания описывает понятие «сосредоточенность». Она понимается как большая или меньшая углубленность человека в деятельность и в этой связи отвлечение от всех посторонних объектов, не вовлеченных в неё. Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания как признаки внимания связаны друг с другом, но не тождественны [4].

Функциями внимания являются:

· обнаружение сигнала

· бдительность

· поиск

· избирательное внимание

· распределенное внимание


Виды внимания:

Непроизвольное внимание

Вид внимания, при котором нет сознательного выбора направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается вне зависимости от осмысленной цели человека. В его основе лежат неосознаваемые установки человека, обычно, недолговременно, быстро превращающееся в произвольное. Появление непроизвольного внимания может быть связано с особенностью влияющего раздражителя, а также определяться соответствием этих раздражителей предыдущему опыту или психическому состоянию индивида. Время от времени непроизвольное внимание может быть полезным, так как оно дает нам возможность вовремя обнаружить появление раздражителя и принять нужные меры, и упрощает включение в обычную жизнь. Но в то же время непроизвольное внимание может быть отрицательным, если оно отвлекает от решаемой задачи и снижает продуктивность выполняемой работы. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы привлекают наше внимание и не дают сосредоточиться на главном. Причины появления непроизвольного внимания:

· Внезапность раздражителя.

· Относительная сила раздражителя.

· Новизна раздражителя.

· Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

· Контрастность предметов или явлений.

· Внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание

Физиологическим механизмом произвольного внимания выступает центр оптимального возбуждения в коре головного мозга, поддерживаемый сигналами, исходящими от второй сигнальной системы. Теперь понятна роль слова родителей или учителей для развития у ребёнка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание, необходимое для себя, и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или послепроизвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний и предупреждать развитие утомления.

Произвольное внимание разделяют на: 1) собственно произвольное внимание (для достижения заранее поставленной цели); 2) волевое внимание (для того, чтобы отвлечься от отвлекающих факторов и сконцентрироваться на нужной деятельности); 3) ожидательное внимание (бдительность, осторожность).

Послепроизвольное внимание

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.

Свойства внимания

Свойства внимания —направленность, объём, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость —связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки ещё равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности ещё нет устойчивости внимания. Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.

В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов.

Концентрация

Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта — с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта. Поскольку уровень ясности и отчётливости определяется интенсивностью связи с объектом, или стороной деятельности, постольку концентрированность внимания будет выражать интенсивность этой связи. Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.

Объём

Объём — это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом. Для определения объёма внимания пользуются специальным прибором, который называется тахистоскоп (от греч. «тахистос» — быстрейший и «скопео» — смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объектов — букв, геометрических фигур, знаков — на 0,1 с. Сколько объектов заполнил человек — таков его объём внимания.

Объём внимания может быть расширен путем тщательного изучения объектов в той ситуации, в которой их приходится воспринимать. Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объём внимания повышается, и мы замечаем больше элементов, чем тогда, когда нам приходится действовать в неясной или малопонятной ситуации. Объём внимания опытного, знающего данное дело человека будет больше, чем объём внимания неопытного, не знающего это дело человека.

Во время экспериментов по вопросу объёма внимание было выявлено существование флуктуирующего («расплывающегося») и фиксирующего типов внимания. Объём фиксирующего внимания меньше, зато информация воспринимается более отчетливо и с большей объективной правильностью. С. В. Краков описывает опыт, показывающий разницу между этими типами внимания. Так, например, если в окошке тахистоскопа, на очень короткое время было показано слово «конторка», лицо с фиксирующим типом внимания читает после первого показывания «конт», после второго «контор» и после третьего «конторка». Лицо же, имеющее внимание типа флуктуирующего, после первого показывания может прочесть «корзинка», после второго «касторка» и лишь в конце концов правильно «конторка».

Устойчивость

В противоположность ей лабильность — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. Внимание устойчиво там, где мы можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нём новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, где открываются возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них.

Переключаемость

Сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности. Рассеянность понимается в двух планах: как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) из-за избытков неглубоких интересов и как односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным.

Переключение внимания можно пронаблюдать при помощи часов: если сосредоточить внимание на их тиканье, то оно будет то появляться, то исчезать.

Причины переключения внимания:

· Переход обусловлен требованиями деятельности.

· Необходимость включения в новую деятельность.

· В целях отдыха [2].

Этапы развития:

1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания [5].







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.81 (0.035 с.)