Понятие налоговой системы в казахстане и состав ее элементов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие налоговой системы в казахстане и состав ее элементов



Налоговая система – совокупность видов налогов, форм и методов их построения, а также органов налоговой службы.

1. Система налогов и сборов

2. Система налоговых отношений

3. Нормативно правовая база

4. Система участников налоговых отношений

5. Система информационного обеспечения.

38) Принципы организации налоговой системы

Принципы (от латинского principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начало чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.
Условно можно выделить три системы принципов:
- экономические принципы налогообложения
- юридические принципы налогообложения (принцип налогового права)
- организационные принципы налоговой системы.
Экономические принципы налогообложения:
1- принцип справедливости
2- принцип соразмерности
3- принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков
4- принцип экономичности (эффективности).
Рассмотрим каждый принцип в отдельности.
1. Нравственная категория справедливости как понятие о должном, как соответствие между деянием и воздаянием является основополагающей идеей, на которой строится любая система правового регулирования. Уже в течении 200 лет она является главным ориентиром любой цивилизованной системы налогообложения.
В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и представляя привилегии другим.
Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что плательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находится в равной налоговой позиции, т.е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины (принцип платежеспособности).
В основе этого принципа лежит идея о том, что сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика.
А согласно принципу вертикальной справедливости, лица которые находятся в неравном положении, должны находится в неравной налоговой позиции; иными словами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод).
Следует отметить, что выделение " вертикальной" и " горизонтальной" справедливости все же не решает одну из главных проблем, существующих в налоговой сфере сегодня: как определить степень справедливости налогообложения?
Действия принципа справедливости можно продемонстрировать на примере кривой Лоренца (см. приложение 1).
Кривая Лоренца показывает, что прогрессивные налоги делают распределение после налоговых доходов (сплошная линия) более равномерным, чем распределение предналоговых доходов (точечная линия).
Кривая Лоренца подтверждает, что прогрессивное налогообложение более справедлива, так как обеспечивает большее равенство.
С юридической точки зрения, принцип справедливости исходит из того, как законодатель урегулирует порядок изъятия собственности у плательщиков, а также каким образом соотносятся между собой государства, собирающие налоги, и лица обязанные их платить.
2. Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствии налогообложения.
Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны.
Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лэффера (см. приложение 2).
Артур Лэффер - американский экономист, профессор Калифорнийского университета при построении своей кривой показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.
Повышение ставки налога (ось Т) увеличивает, хотя все более замедляющимися темпами, сумму доходов в бюджет (ось Д). Поскольку уменьшение базы (ось В) происходит медленнее, чем увеличение ставки, в целом доходы бюджета возрастают.
Однако при достижении определенного предела (Т1) уплата налога приводит к тому, что чистого дохода практически не остается.
Так как люди не могут работать только для того, чтобы заплатить налоги, начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер.
Происходит перемещение валового национального продукта в сферу теневой экономики.
Следовательно, задача законодателя - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.
Налогообложение - как экономическая категория имеет свои пределы, определенные в соответствии с принципом соразмерности.
Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает противоречивую ситуацию, проявлениями, которых являются политические конфликты, не подчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и другие.
Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему.
3. Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков.
В соответствии данным принципам налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства.
Налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, - а также простота исчисления уплаты налога
4. Принцип экономичности (эффективности).
Он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обоснованно, что доходы от его сборов будут превышать расходы десятикратно.

39) виды налогов и их содержание

Налоговая система – это установленные в законном порядке совокупность видов налогов, форм и методов их построения, структура и звенья управления с их функциями, целями и задачами. Органами управления являются налоговый комитет Министерства Государственных Доходов РК, региональные налоговые комитеты.
В соответствии с проектом Налогового кодекса, налоговая система Республики Казахстан включает в себя следующие виды налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Таблица 1
Виды и ставки налогов и других обязательных платежей
в налоговой системе РК

  виды налогов ставка
     
  2. 3. 4. 5.     6. 7.     8.   9.   Корпоративный подоходный налог доходы облагаемые у источника выплаты (за исключением доходов нерезидентов) доходы нерезидентов из казахстанского источника чистый доход нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение. Индивидуальный подоходный налог Налог на добавленную стоимость Акцизы Специальные платежи и налоги недропользователей: бонусы роялти налог на сверхприбыль (если внутренняя норма прибыли выше 20%). Социальный налог Земельный налог: Для городов Астана, Алматы при площади до 600 кв. м включительно на площадь превышающую 600 кв. м для городов областного назначения: при площади до 1000 кв. м включительно на площадь превышающую 1000 кв. м для остальных населенных пунктов: при площади до 5000 кв. м включительно на площадь, превышающую 5000 кв. м Налог на транспортные средства легковые автомобили (в зависимости от объема двигателя) Налог на имущество: юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью юридические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью физические лица занимающиеся предпринимательской деятельностью Сбор за государственную регистрацию юридических лиц Сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним Сбор за регистрацию залога движимого имущества Сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. Сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов. Сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов. Сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов Сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК Сбор с аукционов Гербовый сбор Лицензированный сбор за право занятия отдельными видами деятельности Плата за пользование земельными участками Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников Платежи за загрязнение окружающей среды Плата за пользование животным миром Плата за лесные пользования Плата за использование особо охраняемых природных территорий Плата за использование радиочастотного спектра Плата за пользование судоходными водными путями Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы Государственная пошлина Таможенная пошлина Таможенные сборы 30% 15% 5-20%   15% 5-30% 20% утверждается Правительством. РК устанавливаются контрактом 4-30% 22% пропорционально баллам бонитета 0,2 тенге за 1 кв. м 6,0 тенге за 1 кв. м   0,2 тенге за 1 кв. м 6,0 тенге за 1 кв. м   0,2 тенге за 1 кв. м 1,0 тенге за 1 кв. м   7-22 МРП   1%   0,1% 0,1 –1%

Понятие и роль бюджета



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.006 с.)