Норма как понятие,определение,структура, влияние на поведение людей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Норма как понятие,определение,структура, влияние на поведение людей.



Основным элементом институциональной среды, в которой люди осуществляют свой выбор, являются нормы. Норма – базовый регулятор взаимодействий людей. Нормой определяется, как должен себя вести индивид в различных ситуациях, при этом выполнение предписания носит добровольный характер либо основывается на санкциях (социальных, экономических, юридических).

Остановимся более подробно на структуре нормы и на том, как норма влияет на поведение людей. Элементы, из которых конструируются нормы, таковы:

- атрибуты, они определяют группу людей, на которую распространяется норма;

- фактор долженствования (может, должен или не должен);

- цель;

- условия, при которых действует норма;

- санкции.

Санкции бывают юридическими, фиксируемыми в нормах права, и социальными, основанными на остракизме. Выделение данных пяти элементов позволяет разграничить различные виды норм: совместную стратегию, норму в узком смысле этого слова и правило. Так, указанные виды норм имеют следующую структуру:

Совместная стратегия = Атрибут + Цель + Условие.

Норма = Атрибут + Фактор долженствования + Цель + Условие.

Правило = Атрибут + Фактор долженствования + Цель + Условие + Санкция.

Примером совместной стратегии является любая фокальная точка. В случае поиска потерявших друг друга людей (в городе, в большом магазине) атрибутом будет факт потери друг друга, целью – нахождение друг друга, а условием – наличие бросающихся в глаза примет, вблизи которых более вероятно встретить друг друга. Норма в узком смысле практически совпадает с понятием соглашения, ведь выполнение предписания соглашения носит сугубо добровольный характер. При переходе к правилу добровольный характер выполнения предписаний исчезает, в ход вступают санкции. Социологи видят в норме абсолютный детерминант поведения людей. А сами же нормы, согласно социологам, производны от характеристик общества и подчинены задаче его воспроизводства. Экономисты начиная со времен классической политической экономии не могут согласиться с подобным пониманием норм, ибо оно исключает свободу выбора. Человек свободен в своем выборе, в том числе от ограничений, накладываемых нормами.


2)Издержки оппортунистического поведения(2 типа)

С точки зрения контрактного процесса выделяется два типа оппортунистического поведения — предконтрактное и постконтрактное.

Формой предконтрактного оппортунизма является неблагоприятный, или ухудшающий условия обмена отбор. Он характеризуется неблагоприятными для части экономических агентов свойствами внешней среды, выде­ляющими в ней как потенциальных партнеров тех экономических агентов, которые являются наименее желательными для рассматриваемого субъекта.

Иллюстрацию проблемы неблагоприятного отбора дает рынок труда. Если ставка заработной платы устанавливается фирмой на уровне средней производительности работника той или иной специальности, то наиболее производительные работники откажутся заключать контракт на таких условиях, поскольку они, обладая преимуществами в информации относительно своих способностей, оценивают их выше. Непроизводительные работники заинтересованы в существовании такого рода асимметрии, поскольку в данном случае они могут получить более высокий доход, чем в условиях полной определенности.

Поскольку контракт в экономической теории - это процесс, который состоит из нескольких стадий, то наряду с предконтрактным, то есть до заключения контракта как документа, существует также постконтрактный оппортунизм. К по­стконтрактному оппортунистическому поведению относят моральный, или субъективный риск (moralhazard) (в том числе в виде отлынивания). Он выражается в сокрытии информации одной из сторон, позволяющей извлечь выгоду в ущерб другой стороне. Например, использование рабочего времени в собственных целях как свободного посредством имитации бурной деятельности является средством сокрытия информации о действительных результатах.


Билет.


1)Понятие института, подходы к определению

Веблен. Институты — это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.

Другой основоположник институционализма Джон Коммонс определяет институт следующим образом:

Институт - коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.

Уэсли Митчелла можно найти следующее определение:

Институты — господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.

Трактовка институтов Дугласа Норта:

Институты — это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.

В современной западной институциональной теории и политэкономии часто используется инжереный подход к институтам. Согласно ему институты должны оцениваться с позиций результативности и обеспечивать повышение эффективности действий, а также повышения эффективности институциональной структуры(прав собственности, правил контрактации, отношений в промышленной организации, трудового законодательства и т.д.

По типу правил, лежащих в основе этих функций, можно выделить три главных — функции координации, кооперации, дележа и распределения издержек и выгод.

 

Координация. Институты, которые призваны решать координационные проблемы, делают это путем создания информационной инфраструктуры и обеспечения доступа к ней всех потенциальных участников отношений. Что касается системы принуждения, то она этим институтам не требуется, поскольку следование правилу является доминантной стратегией участников отношений, т. е. это институты самоподдерживающиеся.

 

Кооперация. Пример института, который способствует кооперации участников экономических отношений, — контрактное право. Оно содержит ряд правил и положений, ограничивающих их деятельность таким образом, что дает возможность избежать социально неэффективных результатов.

 

Дележ и распределение издержек и выгод. Обеспечив принятие конкретного решения по координации деятельности участников отношений, институт тем самым закрепляет неравенство или равенство между ними. Заметим, что лишь в редких случаях участникам отношений безразлично, какое именно равновесие установится в координационной игре.


2)Дом.хозяйство как организация, его функции

 

Домашнее хозяйство рассматривается в экономической теории как специфическая организационная форма. В этой связи она часто отождествляется с семьей. В институциональной теории домашнего хозяйства представляет собой группу людей, объединенных общими задачами, местом проживания, бюджетом и обычно семейно-родственными связями.
Под семьей понимается группа лиц, объединяемая общностью семейно-родственных связей, которые не обязательно проживают под одной крышей и не обязательно имеют общий бюджет. Семья понятие уже чем домашнего хозяйства. В последнее время в структуру домашнего хозяйства включают лиц без определенного места жительства, а также освободившихся из мест заключения.
Домашнее хозяйство включает множество измерений: биологическое, демографическое, психологическое, социальное и другие, в частности экономическую составляющую, является одной из важной.

Основную функцию домашнего хозяйства следует определить как производство, реализацию и сохранение/использование человеческого капитала.
Под человеческим капиталом в данном случае понимаются все суммарные затраты, направляемые на получение всей совокупности знаний, практических навыков и трудовых усилий человека.


Институциональная теория делает акцент на анализе домашнего хозяйства как особой формы организации отличной от фирмы и от государства. Спецификой домашнего хозяйства в области отношений, возникающих в этой структуре служат ВЛАСТНЫЕ отношения. Они имеют простой и персонифицированный характер. Властные отношения в домашнем хозяйстве включают:
1. Право контроля над действиями детей родителями, в обмен на это ребенку гарантируется забота о нем и обеспечение его интересов.
2. Право контроля над формированием и расходованием семейного бюджета одним из членов домашнего хозяйства.
Цель домашнего хозяйства - это обеспечение своим членом гарантированного уровня благосостояния в независимости от непредвиденных обстоятельств.
Защитная функция домашнего хозяйства базируется на формальных и неформальных нормах взаимопомощи и оказание материальной помощи всем членам семьи.
В то же время домашнее хозяйство может быть организованно как "фирма" в которой отношения характеризуются контрактом о найме с четко определенными имущественными и другими взаимными правами и обязанностями членов домашнего хозяйства. Такая форма отношений диктуется получением согласия на определенный уровень благосостояния, может быть и максимизацию этого благосостояния.
Итак, домашнее хозяйство это группа людей объединенных общей задачей воспроизводства человеческого капитала, местом проживания, а также бюджетом и семейно-родственными связями.
В основе домашнего хозяйства лежат властные отношения, это права контроля над совместной экономической деятельностью, передаваемые одному из членов домашнего хозяйства.


Билет.

1)Цена внелегальности, ее осн.элементы

Внелегальность - отказ индивидов от использования норм писаного права для организации повседневной деятельности и обращение к неписаному праву, т. е. нормам, зафиксированным не в законах, а главным образом в традициях и обычаях, а также к альтернативным механизмам разрешения конфликтов по поводу обмена и защиты прав собственности

Совершение сделок во внелегальном режиме связано с издержками. Экономя на одном типе издержек, действующие внелегально экономические субъекты несут бремя других издержек — они вынуждены платить цену внелегальности. Цена внелегальности складывается из нескольких элементов:

 

издержки, связанные с уклонением от легальных санкций - принимают форму платы за услуги налоговых и иных консультантов, потерянной в результате ограничения размеров производства и рекламы выгоды

 

издержки, связанные с трансфертом доходов - уклоняющиеся от уплаты налогов экономические субъекты делятся полезным эффектом от своей деятельности с государством, но ничего не получая от него взамен.

 

издержки, связанные с уклонением от налогов и начислений на заработную плату - позволяет предприятию экономить на оплате труда, но при этом снижает стимулы к замещению труда капиталом и техническому перевооружению;

 

издержки, связанные с отсутствием легально зафиксированных прав собственности.

 

издержки, связанные с невозможностью использования контрактной систем- внелегальная процедура заключения контрактов затрудняет реализацию долгосрочных проектов, в которых участвуют многие экономические субъекты;

 

издержки, связанные с исключительно двухсторонним характером внелегальной сделки. Стремление к сокрытию деятельности и ее результатов от закона побуждает максимально ограничивать круг участников внелегальной сделки.

 

издержки доступа к внелегальным процедурам разрешения конфликтов..

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.012 с.)